Роговский Юрий
Михайлович - бывший заместитель Министра образования Российской Федерации | ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Р О С С И И |
Реформирование российской школы, начального профессионального образования и переход к образованию по выбору с учетом склонностей и способностей каждого ребенка происходят в прямой зависимости от меняющейся политики подготовки и переподготовки педагогических кадров.
За последние годы последовательно создаются и реализуются на практике новые формы подготовки и переподготовки кадров для всей системы образования России.
Происходят структурные изменения в сети учебных заведений, осуществляющих подготовку педагогических кадров.
Ведется поиск новых форм и моделей функционирования образовательных учреждений подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников. Наряду с действующими институтами повышения
квалификации создаются институты развития образования, учебно-педагогические комплексы. Заслуживает внимания работа институтов повышения квалификации и других образовательных структур в Орловской, Липецкой, Воронежской, Владимирской, Архангельской, Волгоградской, Ульяновской областях, городе Санкт-Петербурге и других.
В ряде регионов сложились эффективные и многообразные модели взаимодействия педколледжа, вуза и института повышения квалификации с образовательными учреждениями. Практически все учебные заведения, готовящие педагогические кадры и осуществляющие их переподготовку и повышение квалификации, имеют базовые (пилотные) школы, либо включены в учебно-педагогические комплексы.
В настоящее время складывается система координации в научной и научно-методической работе педагогических учебных заведений с органами управления образованием. Эта деятельность осуществляется в прямой зависимости от степени прикладного характера научно-исследовательских и методических разработок. Увеличивается востребованность научных разработок образовательными учреждениями.
Тесное взаимодействие педагогических вузов, средних педагогических учебных заведений, институтов повышения квалификации с образовательными учреждениями позволяет более интенсивно вести разработку и апробацию новых педагогических технологий, учебных планов и программ, новых курсов, учебников и учебно-методических пособий, программ дошкольного и дополнительного образования.
Последовательно создаются условия для обновления содержания образования, поиска нетрадиционных методик, способных вести подготовку педагогических кадров для развивающейся школы.
Органами управления образованием Республики Удмуртия, Пермской, Липецкой, Пензенской, Воронежской, Белгородской областей совместно с педагогическими вузами разрабатываются концептуальные подходы научно-педагогического и кадрового обеспечения сельской школы нового типа. Разработаны учебные программы и методические руководства для научно-учебно-педагогического комплекса "Педучилище-педвуз- педагогический лицей".
В Республике Мордовия, Алтайском крае, Смоленской, Ярославской областях и других созданы педагогические лицеи, "школы будущего учителя", центры довузовской подготовки учащихся общеобразовательных школ к поступлению в высшие и средние педагогические учебные заведения.
Основной целью профориентационной работы является отбор и подготовка наиболее способных и талантливых учащихся к педагогической профессии. Хорошим примером для достижения этой цели могут служить сформированные в Липецкой области педагогические комплексы, в состав которых вошли городские и сельские общеобразовательные школы, Лебедянский и Усманский педколледжи, Липецкий и Елецкий педагогические институты. Преподаватели педагогических учебных заведений ведут занятия у учащихся школ, знакомят их с основами педагогической профессии и выявляют склонности и способности старшеклассников к педагогической деятельности.
Принимаемые на всех уровнях меры позволили в определенной степени стабилизировать проблему обеспечения образовательных учреждений педагогическими кадрами и рационального их использования.
К началу 1995-1996 учебного года потребность образовательных учреждений в учительских кадрах составила 74,5 тыс. человек. Высшие педагогические учебные заведения направили в сферу образования 26,6 тыс. выпускников, средние профессиональные - более 23 тысяч специалистов. В ряде регионов сложилась практика пополнения педагогическими кадрами за счет учебных заведений Госкомвуза России. В 1995 году государственные университеты и технические вузы направили в образовательные учреждения почти 5 тыс. человек. Более 50 процентов всех молодых учителей пришли в сельские школы, свыше 3 тыс. специалистов трудоустроены в дошкольные учреждения образования, почти 2 тыс. - в учреждения внешкольного дополнительного образования.
В условиях реформирования управления образованием, расширения самостоятельности образовательных учреждений изменяются и усложняются задачи и функции управленческих кадров, возрастают требования к их профессиональной компетенции. О необходимости профессионализации деятельности работников сферы управления, повышения уровня их профессиональной подготовки свидетельствуют положения новых нормативно-правовых актов (Закон Российской Федерации "Об образовании", Закон "Об основах государственной службы", Тарифно- квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования, Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих кадров системы образования).
Важнейшим направлением подготовки к выполнению новых трудовых функций, совершенствования деловых качеств руководителей является получение ими профессионального образования в области управления.
Ввиду того, что в отрасли обучение управленческих кадров велось традиционно в форме повышения квалификации, в современных условиях представляется необходимым организовать переподготовку этой категории работников и подготовку специалистов в области управления для сферы образования.
Для обучения специалистов и руководителей органов управления образованием планируется подготовка образовательной программы в соответствии со стандартом высшего профессионального образования по специальности "06.10.00. - Государственное и муниципальное управление".
Утверждение указанных стандартов позволит установить единые государственные требования к содержанию и уровню подготовки специалистов в области управления образованием, обеспечить преемственность программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров образования.
На сегодняшний день представляется актуальным создание в соответствии с указанными стандартами 1-2-х годичных профессиональных образовательных программ для переподготовки менеджеров образования на послевузовском уровне из числа лиц, уже имеющих высшее педагогическое образование и определенный управленческий опыт. При этом рекомендуется использовать гибкий подход к формам и срокам освоения указанных программ, позволяющий получить образование в области управления образованием как в результате единовременного, так и поэтапного (разделенного временными промежутками) последовательного прохождения учебных дисциплин соответствующей профессиональной образовательной программы.
В связи с необходимостью учета уровня профессиональной
компетенции при назначении, должностном продвижении и аттестации
управленческих кадров образования рекомендуется при организации
их обучения выделять следующие уровни:
I. Первый уровень:
Цель: освоение основ управления образовательным учреждением.
Результат: Отраслевой сертификат, удостоверяющий освоение образовательной программы 1 уровня.
Содержание: блок дисциплин профессиональной подготовки (программа обучения Формируется в зависимости от направления деятельности (специализации должности) на основе профессиональной образовательной программы для переподготовки по специальности "06.12.00 - Менеджмент в социальной сфере (квалификация менеджер образования). Объем программы - не менее 800 час. (280-320 аудиторных часов).
Способы достижения:
а) параллельно с получением высшего педагогического образования;
б) при наличии высшего педагогического образования:
курсовая подготовка, завершающаяся сдачей итогового экзамена;
самообразование (экстернат) и сдача итогового экзамена;
индивидуальная форма обучения;
в) при наличии высшего непедагогического образования:
курсовая подготовка по программе уровня, дополненная дисциплинами психолого-педагогического блока со сдачей итогового экзамена.
Обучение по программе 1 уровня является добровольным и может осуществляться как на основе рекомендаций органа управления образованием, образовательного учреждения, так и по личному заявлению в рамках повышения квалификации (на хозрасчетной основе).
Освоение программы 1 уровня должно, как правило, предшествовать назначению на руководящую должность. Для вновь назначенных руководителей, не прошедших обучение, рекомендуется прохождение программ 1 уровня в течение первого года после назначения на должность.
Предполагается, что от прохождения программы 1 уровня
могут быть освобождены лица, освоившие не менее 25% учебного плана
программы переподготовки в области менеджмента в образовании на
спецфакультете, имеющие квалификацию магистра (специалиста) управления,
либо ученую степень (звание) в области управления образованием.
II уровень:
Цель: освоение дисциплин общей и специальной профессиональной подготовки.
Результат: Диплом о профессиональной переподготовке.
Содержание: блок дисциплин общей и специальной предметной подготовки (перечень предметов определяется Советом института (факультета) по согласованию с органом управления образованием, по заказу которого осуществляется обучение, на основе образовательного минимума содержания профессиональной образовательной программы для переподготовки по специальности "06.12.00 - Менеджмент в социальной сфере (квалификация - менеджер образования)".
Способы достижения:
а) параллельно с получением высшего педагогического образования;
б) курсовая подготовка в различных формах (объем не менее 800 час.);
в) самообразование (экстернат) и сдача итогового экзамена;
г) индивидуальная форма обучения.
Для вновь назначенных руководителей рекомендуется обучение по программе II уровня в течение первых двух лет после назначения на должность.
Предполагается, что от прохождения программы II уровня могут быть освобождены лица, освоившие не менее 50% учебного плана программы переподготовки в области менеджмента в образовании на спецфакультете, имеющие квалификацию магистра (специалиста) управления либо ученую степень (звание) в области управления образованием.
Успешное прохождение вновь назначенным руководителем
программы II уровня может рассматриваться как одно из направлений
аттестации на 1 квалификационную категорию руководителя.
III уровень:
Цель: получение специальности в области управления образованием.
Результат: диплом о высшем образовании (переподготовке).
Способы достижения:
а) параллельно с получением высшего педагогического образования (вторая специальность);
б) получение второго высшего образования по 1-2-х годичной программе переподготовки в области управления образованием;
в) освоение магистерской программы в области управления образованием в любой предусмотренной законодательством форме;
г) курсовая подготовка по предметам, предусмотренным профессиональной образовательной программой переподготовки в области управления образованием, но не вошедшим в программы 1 и 2 уровней (поэтапное освоение).
Прохождение программы III уровня, получение квалификации
специалиста или магистра в области управления образованием для
руководителей общеобразовательных учреждений является добровольным.
Наличие соответствующего диплома при аттестации может рассматриваться
как одно из направлений аттестации на высшую квалификационную
категорию руководителя.
IV уровень:
Цель: получение высшей квалификации (углубление профессиональной компетентности) в области управления образованием.
Способы достижения:
а) различные формы повышения квалификации (периодическое повышение квалификации является обязательным для всех категорий управленческих кадров, однако выбор курсов, форм обучения производится в соответствии с личными потребностями работников).
Лицам, имеющим дипломы о высшем образовании по специальностям "Менеджмент в социальной сфере", "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Экономика и управление" без специализации в сфере образования рекомендуется в рамках повышения квалификации освоение блока дисциплин специализации программы переподготовки по управлению в области образования.
б) соискательство, аспирантура (докторантура) со специализацией в области управления образованием в предусмотренных законодательством формах.
Успешное прохождение аспирантуры (докторантуры) с указанной специализацией или специального курса (набора курсов) повышения квалификации может рассматриваться как основание для установления надбавки к должностному окладу.
Аналогичная ситуация и в учреждениях начального профессионального образования, где неукомплектованность работниками составила 31,6 тыс. человек (16,6 процента), из них свыше 5 тыс. - преподавателями. Идет старение учительских кадров, на сегодня в учреждениях образования работают более 140 тыс. пенсионеров (10 процентов). Продолжается процесс феминизации, количество работающих женщин составляет 84,2 процентов. Учебная нагрузка учителей в отдельных образовательных учреждения достигает 36-40 часов в неделю.
Одним из недостатков в деятельности органов управления образованием и педагогических учебных заведений является отсутствие единой кадровой политики в стратегии подготовки и профессионального развития педагогических кадров. Не проработаны перспективная федеральная и региональная программы "Кадры для сферы образования", а имеющиеся реализуются недостаточно эффективно.
Несмотря на увеличение приема в высшие педагогические учебные заведения трудоустройство выпускников в сфере образования сократилось с 80 до 60 процентов.
Допрофессиональная подготовка молодежи в некоторых
регионах ведется формально, в результате в педагогические учебные
заведения поступают лица, не сориентированные на будущую педагогическую
профессию.