Растова Лидия
Мироновна
- кандидат философских наук, доцент, проректор по воспитательной работе
Барнаульского госпедуниверситета Длительное время занимается научными исследованиями в области социологии молодежи и образования, имеет по данным проблемам публикации, заведует учебно- научно-исследовательской лабораторией БГПУ "Социология образования", является соруководителем краевой специализированной программы "Сельская школа". |
В целом же школы на селе оказались в особо сложном положении. Резко ухудшилась их материальная база. Не достает мебели, учебного оборудования. В каждой пятой школе, где проводились пилотажные социологические исследования, учителя испытывают проблемы в связи с отсутствием необходимых технических средств обучения: в 3 - недоукомплектованы оборудованием спортзалы (2). |
Не решены задачи в области оплаты учительского труда. В связи с материально-финансовыми затруднениями значительное количество учителей вынуждено брать дополнительную нагрузку. Около 30% опрошенных педагогов указали, что работают на полторы или две ставки. Возрастают нервно-психологические перегрузки учителей. Каждый четвертый респондент отметил отсутствие условий для самообразования и отдыха. В сельских школах недостает учителей по целому ряду специальностей. В процессе социологических исследований были выявлены школы, где каждый третий учитель ведет предметы, не имея в данной области специального образования (история, музыка, рисование, физкультура, ОБЖ, трудовое обучение и др.).
Увеличивается число больных детей, в том числе и детей, рождающихся с серьезными физическими и умственными отклонениями. Они учатся с нормально развивающимися детьми, у педагогов, не имеющих специальной подготовки для работы с вышеохарактеризованной категорией учащихся. Неудовлетворительной является ситуация в сельской местности и для особо одаренных детей, так как возможности развития их способностей в общеобразовательной школе ограничены. В связи с закрытием многих дошкольных детских учреждений на селе значительное количество детей, поступающих в первый класс, не подготовлено для учебы. Незаинтересованность в образовании немалой части сельских учащихся проявляется более остро, чем в городе. Это усиливает напряженность в отношениях учителей и учеников, 43% респондентов-педагогов сельских школ отмечают данный факт.
Ухудшается социально-демографическая характеристика сельских педагогических коллективов. Уменьшается и далее количество мужчин, работающих учителями. Ограничены возможности обновления педагогических коллективов в сельской местности. В современных условиях из-за финансово-экономических причин имеются большие сложности в переподготовке и повышении квалификации сельских учителей. Выпускники школ из села нередко оказываются в проигрышном положении при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения, так как не выдерживают конкурса в силу слабых знаний. Так, например, при поступлении на вечернее отделение БГПУ выдержало экзамены и прошло по конкурсу абитуриентов из села в 2 раза меньше в сравнении с городскими.
Неблагоприятная демографическая ситуация приводит к тому, что развивается тенденция снижения количества учащихся, Это особенно болезненно сказывается на сельских школах. В настоящее время уже происходит сокращение начальных сельских школ. В 1995-1996 учебном году число начальных школ в сельской местности Алтайского края сократилось на 29 в сравнении с 1991-1992 учебным годом (1). Совершенно очевидно, что в предстоящий период часть школ превратится в малокомплектные, а перед некоторыми встанет угроза закрытия.
Требуется серьезное осмысление существующего положения сельской школы. Необходим комплекс мер, способствующих прогрессивным изменениям в сельской образовательной ситуации. Решению данной задачи должна способствовать специализированная программа по сельской школе, разработкой которой занят коллектив ученых и практиков (3).
Программа содержит мероприятия по совершенствованию управления развитием сельской школы, регионализации и стандартизации содержания образования на селе, усилению сельскохозяйственной специализации при получении общего среднего образования, организации специализированных служб в работе с сельскими детьми, целенаправленной подготовке педагогических кадров для сельской местности. На характеристике ряда положений программы хотелось бы остановить внимание читателя.
Практика нашей жизни показала, что в тех случаях, когда закрылись школы, исчезли села. Но если даже на какое-то время сельские поселения функционировали без школы, организовать нормальную жизнь и обучение детей таких селений в наших условиях не удается.
С целью сохранения сельских социумов целесообразно даже при уменьшении количества учащихся не закрывать школы, а создавать необходимые условия для полноценного обучения детей в малокомплектных школах. Особое внимание нужно уделить учебно-методическому обеспечению таких школ, соответствующей подготовке педагогов. Улучшение образовательной ситуации в сельской местности (в том числе обучение детей, имеющих ярко выраженные способности) может быть осуществлено за счет последовательного увеличения количества средних школ с углубленным изучением предметов. Определенную роль в повышении качества образования молодежи из села могут сыграть очно-заочные школы по разным направлениям. В таких школах учащиеся могут обучаться, начиная с девятого класса и до завершения среднего образования. Очно-заочную форму дополнительного образования можно организовать при базовых сельских школах, лицеях, вузах, различных других организациях. Завершение обучения в данных школах должно сопровождаться получением специального сертификата, дающего основание для продолжения специального образования или получения работы по определенной профессии. Опыт такого образования в Алтайском крае имеется. В краевом экологическом центре учащихся действует двухгодичная заочная сельскохозяйственная школа, в которой занимаются ученики 9-11 классов из сельской местности.
Решение проблемы успешной адаптации детей младшего школьного возраста к учебному процессу может быть осуществлено с помощью создания комплексов типа "детский сад - школа", имеющих все необходимые условия для подготовки дошкольников к поступлению в первый класс.
Целесообразно расширить сеть школ, с "сельскохозяйственными" классами. В подобных классах преподавание общеобразовательных предметов сочетается с изучением сельскохозяйственных дисциплин и профессиональной подготовки по ряду специальностей для сельского производства. В отдельных районах могут быть созданы сельскохозяйственные лицеи, выпускники которых имели бы необходимую подготовку для продолжения образования по сельскохозяйственному профилю дальше (в техникумах, колледжах, вузах).
Однако сельскохозяйственный акцент в деятельности школы должен осуществляется с соблюдением ряда условий. Он не может ухудшать качество общего образования сельских школьников. Данная специализация направлена на сохранение благоприятных возможностей получения сельскохозяйственных профессий средней и высшей квалификации молодежью из села, осуществление ориентации на сельскохозяйственный труд и приобретение специальности в различных областях этого труда. Значительное место в данном случае должно занимать формирование системы ценностей сельского образа жизни. Важно, чтобы сельскохозяйственная специализация происходила по желанию учащихся и их родителей, с использованием возможностей профориентационных и профконсультационных служб, учетом потребностей экономики районов, интересов населения.
В связи с тем, что на селе зачастую нет специализированных медицинских и других учреждений в области социальной работы, нет и возможности осуществить по месту жительства квалифицированную диагностику детей, имеющих физические и умственные отклонения. В сложившихся условиях указанные и другие проблемы этого порядка могли бы решить созданные в районах или на межрайонном уровне центры комплексного характера по диагностике, специальной помощи, определенным формам обучения детей, в этом нуждающихся. Функционирующие на средства федерального и местного бюджетов, такие центры должны находиться под попечительством органов образования, работая в тесном сотрудничестве с местной администрацией. Кстати, данные центры могли бы способствовать пропаганде здорового образа жизни на селе, валеологическому воспитанию детей. Необходимо увеличить и количество школ-интернатов для сельских детей с умственными и физическими отклонениями.
Требуется осуществить материально-финансовое, кадровое и методическое обеспечение перехода обучения в сельской школе на основе региональных базисных учебных планов. Это поможет решить многие проблемы повышения качества образования в сельской местности. Большую роль в развитии сельской школы играет наличие учебных планов, программ, учебников, методических пособий, ориентированных на получение образования именно в сельском социуме. Данные программы могут быть подготовлены как для специализированных классов, так и для специализированных учебных заведений типа сельскохозяйственного лицея и т.п. Примером таких учебных пособий могут быть программа и методическое пособие по курсу "Приусадебное хозяйство", создание которых реализуется совместными усилиями ученых, преподавателей Алтайского госагроуниверситета и краевого экологического центра учащихся. В подготовке подобных учебных и методических документов существенную роль играет учет региональных условий, специализация районов, непосредственный заказ из сельских школ. К подготовке этой литературы целесообразно привлечь кадры вузовских специалистов, профессионалов из учреждений подготовки и повышения квалификации, а также наиболее опытных, творчески работающих учителей.
Актуальным является создание специализированной методической литературы для сельского учителя, органов управления образованием на селе. Назначение таких пособий - повысить эффективность образования в сельской школе. С этой целью целесообразно развивать научно-практический поиск на базе опытно-экспериментальных школ. Функционирование данных школ должно способствовать развитию инновационного направления в жизнедеятельности сельской школы.
Прогрессивные изменения в образовании возможны при наличии высококвалифицированных кадров. Современный учитель готовится практически безотносительно к тому, где он будет работать. Нередко даже выходцы из села, получив педагогическое образование, слабо ориентированы на работу в сельской школе, на сельский образ жизни. Думается, что это является одной из причин нежелания молодежи работать в сельской местности. Изменению этого положения может способствовать специализированная подготовка педагогов для работы на селе. Такая подготовка предполагает преподавание отдельных учебных курсов, дающих возможность получить общие знания сельскохозяйственного производства, сельского образа жизни, традиций, обычаев, обрядов.
Педагогическая практика студентов, ориентирующихся на работу в сельской школе, должна проходить именно в таких учебных заведениях. Для этого необходимо подготовить базовые школы, имеющие все условия для практического обучения будущих учителей. Эти школы могут быть определены в группах районов, близких по условиям жизнедеятельности. Работа по специализированной подготовке студентов для села должна быть сосредоточена на старших курсах педагогических учебных заведений. Большее внимание нужно уделить реализации непрерывного образования сельских педагогов за счет внедрения дистанционного обучения, системы модераторских курсов, заочной формы повышения квалификации и создания УПК при базовых школах, формирования учебно-методических центров. В связи с тем, что для сельской школы крайне необходимы педагоги, обладающие несколькими специальностями и специализациями, в педагогических учебных заведениях следует отдавать предпочтение данному направлению обучения. Следует увеличить для села подготовку учителей по таким специальностям и специализациям, как: экология, валеология, психология, социология, социальная работа, дефектология, логопедия, музыка, хореография, драматургия, живопись, фольклор, этнопедагогика, народные промыслы, экономика, менеджмент, библиотечное дело, организация культурного досуга, информатика, бизнес, юриспруденция. Целесообразно разработать план-прогноз подготовки учительских кадров для села.
Учитывая возможность перехода выпускников сельскохозяйственных и других учебных заведений на педагогическую работу в сельской школе или их совместительство в школе, в том числе преподавание специальных дисциплин в сельскохозяйственных классах, лицеях, фермерских школах и т.п., целесообразно при педагогических учебных заведениях открыть педагогическую специализацию этих студентов (или выпускников вузов). Такая специализация может осуществляться как за счет государственного финансирования, так и на договорной, коммерческой основе. Продолжительность и содержание подобного обучения должны определяться основной задачей - дать обучающимся квалифицированную подготовку в области педагогической деятельности.
И еще об одном немаловажном обстоятельстве следует
сказать. С целью изучения процессов, происходящих в образовании
на селе, уяснения проблем, постановки задач и принятия организационно-
управленческих
решений целесообразно осуществлять регулярные социологические
и социально-психологические исследования. Корректировку программ
подобных исследований необходимо производить с учетом изменений
в образовательной ситуации села, а также общих процессов развития
жизнедеятельности сельского социума. Все нововведения в сельской
школе следует предварять их экспериментальной проверкой в базовых
учебных заведениях. Для определения возможных базовых школ имеет
смысл осуществить мониторинг на основании разработанных критериев
и полученный банк данных заложить в ЭВМ. К проведению экспериментов
нужно активнее привлекать научные кадры вузов и исследовательских
организаций, опытных учителей-практиков, новаторов педагогического
труда. Оптимизация функционирования образования на селе предполагает
координацию реформирования сельских школ с основными направлениями
развития сельского Алтая на предстоящую перспективу.
Источники:
1. Данные текущей статистики комитета администрации Алтайского края по образованию, 1996-97 уч.г.
2. В статье использованы материалы пилотажного социологического исследования, проведенного сотрудниками УНИЛ БГПУ "Социология образования" в 1995-96 уч.г. Опрошены руководители школ, учителя, учащиеся девятити сельских районов Алтайского края. В качестве критериев для создания выборки были определены следующие параметры: должность, стаж работы, возраст, тип учебного заведения, класс -для учеников.
3. Данные статистики комитета администрации Алтайского края по образованию, 1995-96 уч.г.
4. В разработке программы заняты ученые БГПУ, АКИПКРО, АГАУ, сотрудники
комитета администрации Алтайского края по образованию и краевого
экологического центра учащихся.