Четвергова

Наталья

Евгеньевна

- начальник учебного отдела БПГУ

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО

ОТДЫХА ДЕТЕЙ

В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Реформирование высшей педагогической школы необходимо, прежде всего, в сфере содержания подготовки специалистов, в области поиска более эффективных его компонентов, позволяющих педагогу овладеть такими формами и методами деятельности, которые привнесут в школу будущего новые ценности образования. По мнению В.А. Сластенина <:в поле зрения преподавателей высшей школы постоянно должны находится ценностные ориентации студентов в сфере познания и педагогической практики. Определение методики, обеспечивающей возвышение потребностно-мотивационной сферы будущего учителя до тех ценностей, которые аккумулированы в современном стиле научно-педагогического мышления, - важная задача высшей школы>.

Нового взгляда требует сегодня и педагогика внешкольной организации детских коллективов. В настоящее время в обществе осознана необходимость реализации на деле, а не на словах культурных ценностей образования, ориентированных прежде всего на личность, ее культурное самоопределение в конкретных педагогических системах, в том числе летних детских и подростковых лагерях.

В этой связи совершенно очевидна необходимость восстановления детских общественных организаций, коллективов с ценностными ориентирами, способствующих эффективному досугу с многообразием форм образовательной деятельности, профилактике девиантного поведения детей, укреплению их здоровья, как социального, так и духовно-нравственного.

Оптимальные возможности для этого представляют летние каникулы, когда можно практически каждому ребенку создать необходимые благоприятные дополнительные условия для развития личности.

Основное внимание в системе организации летнего отдыха сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком многообразия видов деятельности, в соответствии с его интересами, способствующих укреплению мотивации личности к познанию и творчеству, самоопределению и самореализации.

В настоящее время от педагога все более требуется высокий уровень профессионализма в работе с детьми, умение организовать общение, выстроить отношения с каждым ребенком таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию.

Это связано и с изменением личностных установок и позиций педагогов.

Актуализируется проблема подготовки специалистов, способных грамотно построить работу с детским коллективом в летнее время, включить ребенка в такую деятельность, которая позволит ему творчески самореализоваться в нравственных сферах жизнедеятельности. Педагог, работающий в качестве организатора детского коллектива, находится в постоянном поиске творческого наполнения всей организации его жизни и деятельности. По мнению С.И. Гессена, <:если урок по существу ограничен той целью, которой он определяется и, значит, допускает свое окончательное и завершенное выполнение, то творческая работа - и в этом состоит существенный ее признак - не знает пределов достижения>.

Одним из звеньев подготовки студентов к педагогической деятельности является летняя педагогическая практика, имеющая свою специфику.

К сожалению, учебные планы, составленные в соответствии с ГОС ВПО, не включает данную практику в число обязательных. Однако сегодняшние студенты с желание проходят школу профессионального становления именно в качестве вожатых и воспитателей в детских оздоровительных лагерях.

Студент самостоятельно организует воспитательный процесс, включая изучение коллектива детей, постановку воспитательных задач и их реализацию.

Специфика, многоплановость, сложность вхождения студентов в эту деятельность требуют соответствующей подготовки в вузе. Мы выделяем в ней несколько блоков: лекционный курс, позволяющий интегрировать знания, получаемые в ходе изучения многих учебных дисциплин, определить место методики, техники, технологии педагогического процесса в профессиональной подготовке студентов; блок практических занятий, предусматривающий овладение умениями и навыками работы с детьми (в форме тренинга); деятельность педагогических клубов и отрядов, знакомство с интересным опытом, имеющимся в стране, регионе; выездные инструктивно-методические семинары, позволяющие включить студентов в интенсивное обучение инновационным методам работы в этой сфере образования.

Среди многообразия видов деятельности студента педагогическая практика в летнем детском лагере занимает особое место. Приобретая опыт работы вожатым (или воспитателем), студент получает реальную возможность завоевать доверие детей. Здесь, в конкретной работе, с одной стороны, он <блещет> своими яркими талантами (поет, рисует, вышивает или вяжет, танцует, играет на музыкальных инструментах, занимается спортом, увлекая других, столярничает, со вкусом одевается, тонко реагирует на критику, умеет постоять за себя, своих питомцев, справедлив и отходчив) и, с другой стороны, не считает для себя зазорным поучиться у более опытных коллег и даже воспитанников тому, что еще сам не успел или не смог освоить. Именно в работе с детским коллективом в условиях лагеря начинающий педагог получает возможность почувствовать и в полной мере использовать воспитательный потенциал лета.

Летние каникулы для школьников - это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Как организовать жизнь в лагере, чтобы она помогла каждому ребенку и педагогу в их развитии и при этом учесть особенности летнего каникулярного времени, специфические природные условия, интенсивность жизнедеятельности, временный характер объединений и т. д. На этот вопрос необходимо искать ответы, проектируя и организуя лагерные смены.

На Алтае в течение последних 10 лет развивались и функционировали детские лагеря различного типа: оздоровительные, спортивные, экологические, туристические, военно-патриотические и др. В них реализовывались авторские воспитательные программы, в которых находили отражение как элементы традиций детской пионерской организации прошлого, так и элементы новизны. Поколение педагогов, выросшее в период <угасания> деятельности детских общественных организаций, самостоятельно формировало представление о формах и методах воспитательной работы с детскими коллективами в летнее время. Практика же корректировала применение этих знаний.

Имея в виду это обстоятельство, в Бийском педагогическом государственном университете проводилась и проводится работа, направленная на более качественную подготовку студентов к профессии вожатого (воспитателя) детского оздоровительного лагеря. Сложилась определенная система, позволившая студенту, получать знания, умения и навыки, используемые в дальнейшей работе с детским коллективом в летнее время.

Прежде всего, - это теоретический аспект, включающий необходимые психолого-педагогические знания. Студенты знакомятся с методикой, технологией подготовки и организации отдыха детей. Этому способствуют циклы лекций в курсах <Теория и методика воспитания>, <Педагогические технологии>, <История образования и педагогической мысли>; спецкурсы: <Организация детского коллектива в условиях летнего лагеря>, <Проектирование авторских программ в системе воспитательной работы детского лагеря>.

Студенты проходят подготовку к работе с детским временным коллективом на занятиях секции факультета дополнительных педагогических профессий <Вожатый>, где проектируют воспитательные программы, конструируют педагогические ситуации, организуют коллективные творческие дела, анализируют и оценивают свою педагогическую деятельность.

Летом 2000 года один из педагогических отрядов БГПУ в рамках нашей программы работал в детском оздоровительном лагере <Республика Гайдара>. Лагерь имеет богатые традиции воспитательной работы: спортивной, патриотической, экологической (местоположение - берег реки Катунь, озеро Канонерское). В процессе воспитательной работы студенты формируют у детей высокие нравственные качества: любовь к малой и большой родине, к истории страны.

В основе работы лагерных смен лежала игровая программа <Сварожий круг> (автор-составитель Л.Г. Нещерет). На время смены лагерь превратился в городище <Русь>. Отряды стали поселениями славянских племен, состоящих из нескольких родов. Во главе племени стояли старейшины (вожатые) и вожди (дети). Важнейшие вопросы городища решал общеславянский <сход>. У каждого племени были свои покровители - божества, своя легенда и символика. <Сварожий круг> или <Солнцеворот> - это 21 день смены, 21 луч солнца, который зажигался на утренней заре и был своеобразным отражением участия каждого ребенка в делах городища, так на нем размещались фамилии детей, проявивших себя с лучшей стороны.

Педагоги и вожатые реализовывали основную идею - включение как можно большего числа участников в проводимые дела, игры, конкурсы, состязания, соревнования, то есть в <солнцеворот дел>. От начала до конца смены было очевидно позитивное изменение позиции каждого ребенка - от простого зрителя до участника и организатора дел.

Воспитатели и вожатые успешно решали задачи воспитания детей и подростков на основе принципов гуманизма, духовности, нравственности, не только исходя из народных, национальных истоков и традиций истории, но и современности. В планах воспитательной работы, в практическом их воплощении максимальное внимание обращалось на развитие личности ребенка, раскрытии его способностей, реализации интересов и потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных). Это требовало от вожатых и воспитателей перехода на принципиально новую позицию - позицию признания самоценности каждого ребенка.

Студенты-вожатые преследовали цель широкого приобщения детей к разнообразному социальному опыту современной жизни, созданию в лагере стиля подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества.

Студентами проводились такие массовые формы, как <Преданья старины глубокой> (интеллектуальная игра по славянской мифологии); игрища <Забавы богатырские>; ролевые игры: <Магический круг>, <Сказки птицы Гамаюн>, <Славяне>; праздник <Леля и Лады>; эстафета <Поиск цветка папоротника> и др. Эти мероприятия позволили приобщить детей к общественным ценностям, реализовывать возможности индивидуального выбора ими личностно значимых видов деятельности., пробудить художественный интерес детей.

Практика работы студентов в режиме описанной программы показала, насколько широкими и глубокими знаниями должны обладать молодые педагоги, чтобы воспитательные цели и задачи были успешно решены. Сопричастность к процессу формирования личности ребенка, сопереживание его неудачам и успехам, сотворчество, которое составляло жизнь и деятельность детского коллектива - все это помогало студентам в профессиональном росте, выводило, говоря словами В.А. Сухомлинского, <: на счастливую тропинку творчества>. Интерес студентов к работе с детьми в летнее время закономерен - молодости всегда был присущ дух романтики и высокой нравственности (именно этим должна быть насыщена жизнь детского коллектива в лагере). Формирование этого интереса должно совпадать с профессиональным становлением будущих педагогов, поэтому включение студентов в работу летних лагерей - важный компонент образовательного процесса в нашем вузе.

Дальнейшее совершенствование подготовки будущего педагога, в том числе и к работе в оздоровительных лагерях - одна из задач профессиональной деятельности коллектива нашего вуза.