Ибрянова

Оксана

Викторовна

- аспирант БГПУ

ПРОПЕДЕВТИКА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЫ МАГИСТРА

В УСЛОВИЯХ БАКАЛАВРИАТА

Процессы образования и воспитания социально детерминированы. Основной задачей высшей школы на современном этапе развития общества является качественная подготовка будущих преподавателей для различных типов учебных заведений. Решение образовательных задач требует творческого поиска, исследовательских навыков. Выпускник высшего педагогического учебного заведения должен владеть не только необходимой суммой знаний, но и навыками творческого решения вопросов практики, умениями осваивать и внедрять в учебно-воспитательный процесс все то новое, что появляется в науке, постоянно совершенствовать свою квалификацию.

Большую роль в формировании навыков самообразовательной деятельности, развитии творческой активности и самостоятельности магистра педагогики играет научно-исследовательская работа (НИР). Увеличение времени, отведенного на научно-исследовательскую работу в программе специализированной подготовки, требует разработки иных подходов к ее осуществлению. Мы считаем целесообразным целенаправленное обучение студентов основам учебно-исследовательского и научно-исследовательского труда в процессе бакалаврской подготовки в педвузе. Необходимость обучения бакалавров основам исследовательской деятельности выявлена в результате проведенной экспериментальной работы. Подобная работа заключалась в исследовании общей готовности студентов бакалавриата к исследовательской деятельности и определении уровня ее организации по разработанным критериям.

Основанием готовности студента к НИД выступают общеобразовательные и профессиональные знания. Учитывая факт, что знания - есть продукт деятельности студента, охарактеризуем НИР как вид познавательной деятельности. НИРС как деятельность определяют два взаимосвязанных процесса: воспроизводящий и творческий. Многие исследователи связывают НИРС преимущественно с творческим процессом. Вслед за П.И. Пидкасистым, Б.Г. Коротяевым отмечаем актуальность воспроизводящего, так как, несмотря на создание продукта уже известного качества, активно идет процесс количественного накопления необходимых для творческой деятельности знаний, умений, навыков. Однако мы не ставим акцент на бессмысленном запоминании и воспроизведении полученных знаний, речь идет о преобразующем воспроизведении. Это определяет проявление в процессе научно-исследовательской работы студентов познавательной активности. Большое значение в развитии познавательной активности студентов педвуза имеют активные формы организации обучения.

Изучение и анализ характера учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов, уровня выполнения курсовых и выпускных работ показывает, что количественное накопление студентом знаний, умений, навыков не всегда приводит к качественному изменению их состояния. Это подтверждает мнение М.А. Данилова о том, что, имея знания, ученики не видят перспективы предстоящих занятий, не проявляют активности, не включаются в творческий поиск новых знаний.

Большое значение имеет мотивация НИРС. Результаты проведенного опроса магистров на предмет наличия личностных качеств, которыми должен обладать исследователь, свидетельствуют о значимости потребности в получении новых знаний, желании мыслить, устойчивого интереса к познанию (40% из 50 респондентов). Подчеркиваем важность наличия действенных мотивов НИД. Речь идет о внутренней мотивации, порождающей потребность двигаться в поиске ответа на учебно-познавательную задачу не только от ранее полученных знаний к новым, но и наоборот.

При высоком уровне познавательных мотивов к НИРМ кумуляция полученных знаний берет свое начало в разрешении проблемной ситуации, в самостоятельном творческом поиске способа ее разрешения. Формирование навыков самостоятельной деятельности студентов происходит в процессе включения их в различные виды самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие. Разделяем мнение М.Г. Гарунова, Б.И. Коротяева, П.И. Пидкасистого о связанности и взаимообусловленности приведенных типов самостоятельных работ. Тот или иной тип самостоятельных работ в процессе обучения - носитель целого ряда элементов, составляющих содержание познавательной деятельности студента, характерных и для самостоятельных работ другого типа. Первоначальные навыки самостоятельного овладения знаниями студенты получают в процессе обучения на 1, 2 курсах педвуза. Их формированию способствует работа с учебной и научной литературой, составление рефератов и обзоров по разнообразным информационным материалам, и др. Показателем сформированности умений самообразовательной деятельности служит уровень выполнения студентом аттестационной работы бакалавра. Высокий уровень выполнения предполагает знание логики научного исследования, полноценной организации его этапов, владения основами творческой деятельности. Проведенное теоретическое обоснование научно-исследовательской работы студента можно представить в виде схемы (табл.1.)

Таблица 1

Условия готовности студентов в НИР

Действенные мотивы НИР Умения самообразовательной деятельности Умения творческой деятельности Организация и самоорганизация НИР



Общеобразовательные и профессиональные знания

Результаты исследования готовности студентов к НИР приведены в таблице 2. Данные свидетельствуют о среднем уровне готовности по выделенным компонентам, что доказывает необходимость целенаправленной пропедевтической работы, модель реализации которой приведена в таблице 3.

Таблица 2

Количественные результаты готовности студентов к НИР

Компоненты готовности к НИР 3 курс 4 курс
Количество чел. 0 1 2 3 4 Количество чел. 0 1 2 3 4
1 50 - 0,18 0,66 0,16 - 50 - 0,06 0,5 0,36 0,06
2 0,02 0,06 0,56 0,28 0,08 - 0,06 0,38 0,4 0,16
3 - 0,08 0,52 0,34 0,06 - 0,08 0,22 0,66 0,04
4 - 0,08 0,38 0,44 0,1 - 0,06 0,32 0,46 0,14
5 - 0,12 0,38 0,36 0,14 - 0,06 0,3 0,48 0,16

1 - глубокие и прочные знания; 2 - действенные мотивы; 3 - навыки самообразовательной деятельности; 4 - сформированность операций мыслительной деятельности; 5 - умения самоорганизации познавательной деятельности.

Умения самообразовательной деятельности включают умения планировать самостоятельную работу; использовать современный справочно-библиотечный аппарат, компьютерные базы данных; пользоваться методикой партитурного, ознакомительного и скорого чтения; составлять планы, конспекты и тексты публичных выступлений и др.

Таблица 3

Модель реализации пропедевтики НИРМ в условиях бакалавриата

Субъект пропедевтики

Этапы пропедевтики

Содержание пропедевтики

Результат

абитуриент

студент

Студент-бакалавр

I - неявная пропедевтика

Диагностика знаний, умений и навыков

Спецкурс <Основы НИР>

Обучение основам учебного исследования

Явная пропедевтика

II - Учебно-исследовательская работа студентов

III - Научно-исследовательская работа студентов

Умения творческой научно-исследовательской деятельности определяются умениями формулировать гипотезы и планы экспериментальной проверки; формулировать цели и задачи работы; анализировать ситуации, делать выводы; абстрагировать содержание и выделять существенное; программировать; стимулировать воображение, фантазию; записывать и систематизировать результаты наблюдений, экспериментов; представлять результаты в табличной и графической форме, выбирать наиболее оптимальную; определять статистические характеристики результата, его надежность; оформлять результаты в виде реферата, доклада, тезисов.

Целенаправленная квазиподготовка будущего магистранта к научно-исследовательской работе определяет удовлетворенность студентов в ее осуществлении, приводит к достаточно высоким результатам выполнения выпускных и аттестационных работ.