Рекомендации "круглого стола" Западно-Сибирского отделения МАНПО

"Новая реформа образования: "за" и "против"

(состоявшегося 14 декабря 2000 г.

в Барнаульском государственном педагогическом университете)

В ХХ веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру. Это стало возможным благодаря созданию уникальной системы отечественного образования. Несмотря на потрясения последних десяти лет, наше образование до сих пор остается одним из самых лучших в мире. На общем фоне разрушительных процессов, протекающих в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, система российского образования оказалась одним из наиболее устойчивых социальных институтов. Главная заслуга в этом принадлежит педагогической элите, которая вопреки нищенской зарплате и экстремальной социальной ситуации работает с полной самоотдачей.

Жизнь не стоит на месте, и система образования нуждается в непрерывном совершенствовании и реальной заботе государства. В основу позитивных преобразований должен быть положен проект Национальной доктрины образования, одобренный в январе 2000 г. на Всероссийском совещании педагогических работников. В этом документе приоритетными объявлялись лучшие достижения и традиции национального образования, заложены механизмы, обеспечивающие равные стартовые возможности гражданам России в получении качественного образования, повышение социального и материального статуса учителей и образовательных учреждений.

Но вместо одобренного педагогическим сообществом документа правительство Российской Федерации в октябре 2000 года утвердило свой вариант доктрины образования, который во многом опирается на "Стратегию развития Российской Федерации до 2010 года", разработанную министром экономического развития и торговли Г. Грефом.

Участники "круглого стола" - учителя, родители, представители СМИ, преподаватели вузов, кандидаты, доктора педагогических, филологических, экономических, философских, психологических, исторических наук и общественные деятели - глубоко обеспокоены содержанием и стилем принятия важнейших документов по реформированию образования. Судя по публикациям в средствах массовой информации, докладам на конференциях и семинарах, эта озабоченность разделяется многими гражданами России.

Особую тревогу вызывают такие установки в реформировании образования, как:

- ориентация на принятие западных моделей образования, игнорирование лучших традиций российской педагогики;

- внедрение рыночного подхода к образованию. На практике он означает, что извечные цели образования - дать ребенку знания о мире, развить его как многогранную личность, ответственную за себя и общество - практически отвергнуты. Это приведет к тому, что школа будет не воспитывать человека, а создавать биокомпьютер, вкладывая в него программы, пользующиеся спросом на рынке. Не случайно вместо искусства учителя и педагогического творчества все чаще говорится об "образовательных технологиях", "антропотехнике", "человеческом ресурсе" и т. д.;

- дефундаментализация образования, то есть подмена знаний, ориентированных на формирование в сознании подрастающих поколений целостной научной картины мира, информацией и навыками сугубо прагматического и технологического характера;

- дегуманитаризация образования, выражающаяся в замене собственно гуманитарных, мировоззренческих дисциплин, формирующих нравственный стержень личности и широту мышления (истории, философии, литературы), науками социально-экономического цикла (политологией, экономикой, маркетингом, менеджментом);

- ориентация на "уход" государства из образования, что коммерциализирует образование, закрепляет нищенское положение педагогических работников;

- реструктуризация сельской школы;

- переход на 12-летнее школьное обучение, хотя ученые, педагоги-практики, родители выступают против этого "новшества" и считают его очередной авантюрой с трудно предсказуемыми социальными и экономическими последствиями.

В связи с вышесказанным считаем необходимым:

- провести, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", широкое публичное обсуждение перспектив развития образования в России, включая слушания в законодательных собраниях субъектов РФ и Государственной Думе с выработкой соответствующих рекомендаций;

- объявить федеральный конкурс проектов решения проблем сельских школ и развития образования в целом;

- поручить Российской Академии наук и представителям образовательного сообщества провести экспертизу окончательного варианта доктрины образования с обязательным освещением в государственных органах печати, радио- и телевещания;

- утвердить обязательную научную медико-педагогическую экспертизу инновационных программ и нормативно-правовых инициатив в области обучения и воспитания;

- в учебных планах приоритетное количество часов в старших классах отвести преподаванию мировоззренческих дисциплин, в частности, мировой и отечественной истории, литературы, мировой художественной культуры. Ввести обязательное изучение русского языка во всех классах средней школы. Усилить региональную компоненту исторического образования как важнейшего мировоззренческого фактора воспитания истинного гражданина своей родины.

Участники <круглого стола> считают необходимым направить данные рекомендации в комитет по образованию Государственной Думы, Российскую Академию образования, Министерство образования Российской Федерации, комитет по образованию администрации Алтайского края, отраслевой профессиональный союз, "Учительскую газету".