Одинцова

Любовь

Алексеевна

-кандидат педагогических наук,

профессор,член-корреспондент МАНПО, декан математического факультета БГПУ

Тимошенко

Алена

Юрьевна

Реализация непрерывного

педагогического образования

в регионе в условиях

педагогического университета

Важным условием развития системы образования в любом регионе является обеспечение непрерывного профессионального образования.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить содержательную сущность непрерывного образования как пожизненного процесса, обеспечивающего постоянное развитие человека как субъекта деятельности и общения, рост его интеллектуального и культурного уровня. Отметим, что само понятие непрерывного образования можно отнести:

- к личности (смыслообразующим является тот факт, что человек учится постоянно - на протяжении всей своей жизни, независимо от того, протекает ли этот процесс в каком-либо образовательном учреждении, либо человек занимается самообразованием);

- к образовательным процессам (имеется в виду включенность личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития);

- к организационной структуре образования (в данном случае в самой сети образовательных учреждений должен осуществляться принцип преемственности образовательных программ, который в свою очередь нацелен на удовлетворение всего многообразия образовательных потребностей).

Педагогическое образование играет особую роль в обществе в силу того, что оно <является средством обеспечения основного права современного человека - права на качественное образование - и условием обеспечения защиты детей от некомпетентного воздействия взрослого> [1].

Педагогическое образование в России прошло несколько этапов развития, прежде чем сложились предпосылки возникновения высшего педагогического образования. Лишь в середине XX века развивается сеть педагогических институтов с 5-летним сроком обучения, осуществляющих подготовку учителей широкого профиля. Учебные планы стандартного образца отводили на изучение общественно-политических и общеобразовательных дисциплин 21%, психолого-педагогических - 10%, специальных дисциплин - 69% от общей трудоемкости образовательной программы. Весьма ограничены были возможности педвузов для творческого подхода к организации учебного процесса и педагогических экспериментов. Тем не менее, во многих педвузах ведутся поиски путей радикальных изменений цели, содержания, технологии, структуры педагогического образования.

В 90-е годы появляются первые педагогические университеты, получившие право на внедрение многоуровневой системы образования. До появления первых государственных стандартов каждый педуниверситет имел свою концепцию реализации этой новой для нашей страны системы высшего образования. К этому времени были выделены три организационно-структурные модели педагогического образования: моноуровневая, многоступенчатая и многоуровневая.

Моноуровневая система ориентирована на подготовку специалиста с высшим профессиональным образованием, функционал которого задан на входе в систему и не может быть изменен в процессе обучения. Образовательная функция в ней играет вспомогательную роль по отношению к профессиональной подготовке. Выход из системы до ее полного завершения невозможен.

Многоступенчатая система ориентирована на подготовку специалистов, квалификационный функционал которых задается на входе каждой ступени в зависимости от выбранного типа учебного заведения (среднее специальное, вуз). Образовательная функция в этой системе также носит подчиненный характер по отношению к профессиональной подготовке. Выход из системы возможен после каждой ступени с дипломом специалиста все более высокой квалификации. Многие педвузы составили с педучилищами, педколледжами сопряженные учебные планы, позволяющие принимать выпускников этих учебных заведений на 2-ой или 3-ий курс педвуза по специальной сокращенной профессионально-образовательной программе, в зависимости от полученной в среднем учебном заведении специализации. Эта система является более гибкой и несколько сокращает сроки получения высшего педагогического образования на базе среднего.

Многоуровневая система ориентирована на предоставление обучающемуся образовательных услуг, позволяющих ему в процессе обучения самостоятельно выбирать индивидуальную траекторию получения необходимого образования и на его базе соответствующего уровня профессиональной подготовки. Образовательная функция, особенно на первых уровнях обучения, играет главенствующую роль. Данная система допускает выход на разных этапах обучения с образовательными дипломами разного уровня (общее, базовое, полное высшее образование). Средняя трудоемкость образовательных программ каждого уровня после освоения предыдущей - два года. Данная система принципиально отличается от других следующими характеристиками:

- предоставлением личности свободы выбора образовательной траектории и возможности ее изменения в процессе обучения;

-возможностью для государства получения специалиста в короткие сроки (2-3 года) по новым направлениям или специальностям;

- предоставлением вузу возможности самостоятельно конструировать содержание и технологии обучения, руководствуясь государственными стандартами.

Из приведенной характеристики видно, что многоуровневая система более других соответствует идеям непрерывного педагогического образования.

В основу построения единой системы непрерывного педагогического образования считаем целесообразным положить следующие принципы:

- многоуровневости, предусматривающий наличие профессионально-образовательных программ (довузовской, вузовской и послевузовской);

- маневренности, подразумевающий предоставление возможностей смены рода профессиональной деятельности;

- преемственности, предполагающей тесную взаимосвязь профессионально-образовательных программ (ПОП) различных уровней, выстроенную таким образом, что овладение ПОП одного уровня создает базу для освоения программы следующего уровня.

При определении данной системы за основу взята система принципов непрерывного образования, сформулированная А.М. Новиковым [2], но исключен из нее принцип дополнительности базового и последипломного образования, так как принцип преемственности в нашей трактовке является более широким.

Профессионально-образовательная программа каждого уровня может иметь несколько вполне завершенных ступеней. При реализации многоуровневой системы в вузе они могут соответствовать уровням обучения.

Основным звеном в системе непрерывного педагогического образования является педагогический вуз. Именно здесь будущий специалист овладевает теоретическими и практическими основами педагогического мастерства.

Исходя из личностно-ориентированного подхода к формированию содержания, технологий обучения, его структуры, современные педуниверситеты призваны осуществлять диверсификацию педагогического образования, в рамках которой возможна параллельная реализация трех систем образования (моноуровневой, многоуровневой и ступенчатой), предоставляя тем самым студенту право выбора наиболее подходящей для него системы обучения, а также перехода из одной в другую. Все это позволит создать комфортные условия обучающимся в плане выбора индивидуальной траектории учения и определенного уровня получения образования (или определенного уровня овладения будущей профессией).

Параллельная реализация стандартов подготовки специалистов и бакалавров образования определенного профиля выдвигает требования согласованности учебных планов, соответствующих моноуровневой и многоуровневой системам на первой ступени обучения, соответствующей уровню общего высшего образования. Студент первого курса еще не готов к осознанному выбору системы обучения и индивидуальной траектории. Ему необходима помощь в осознании своих интересов, способностей и возможностей.

Университетский уровень педагогического образования является промежуточным между довузовским и послевузовским, поэтому он должен обеспечить студенту получение фундаментальных предметных и психолого-педагогических знаний, широкой общекультурной подготовки, способствовать формированию умений самостоятельного приобретения знаний, которые бы позволили выпускнику педвуза свободно ориентироваться в потоке научной информации в предметной и психолого-педагогической областях и продолжить самообразование в процессе самостоятельной работы.

Анализ стандартов первого и второго поколений многоуровневой системы, которая, как указано выше, наиболее соответствует идее непрерывности образования, показывает некоторое увеличение трудоемкости психолого-педагогических дисциплин (с 20% до 22,2%) и снижение спецдисциплин. В стандартах первого поколения трудоемкость предметного и общепредметного блоков составляла 55% от общей трудоемкости и включала дисциплины по выбору. Стандарты второго поколения отводят на соответствующие дисциплины только 42,67%, совершенно исключая в цикле дисциплин профильной подготовки дисциплины и курсы по выбору студента. Хотя в общих требованиях к основной образовательной программе подготовки бакалавра по направлению <540200 Физико-математическое образование> отмечает, что <дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла> [3], следовательно, они там должны присутствовать. Важным аргументом в пользу включения в цикл дисциплин профиля курсов по выбору, является то, что этот цикл составляет фундамент для профессиональной подготовки будущего специалиста, а дисциплины и курсы по выбору углубляют и расширяют знания студентов в предметной области, формируют исследовательские умения.

Чтение теоретического курса <Основы исследований в физико-математическом образовании> (72 час.) должно быть подкреплено организацией научно-исследовательской работы студентов в предметной области. Ведь именно выпускники бакалавриата должны быть готовы к продолжению обучения в магистратуре, где исследовательской деятельности уделяется большое внимание, а значит умение ее осуществлять должно быть сформировано на более низкой ступени обучения. К тому же цикл общепрофессиональных дисциплин сформирован без учета профиля подготовки. Некоторые предметы этого цикла дублируют разделы профильных дисциплин и зачастую не имеют солидной научной базы для их изучения в связи с тем, что ознакомление с этими научными теориями предполагается на старших курсах в специальных дисциплинах. Таким образом, оказывается нарушенной логика развертывания предметных знаний, что, безусловно, повлечет за собой снижение уровня фундаментальной подготовки выпускника бакалавриата. Такой подход к формированию содержания образования на вузовском уровне в значительной мере затрудняет реализацию непрерывного педагогического образования, следовательно, существующие стандарты требуют существенной доработки.

Для успешного освоения профессионально-образовательных программ педагогического вуза необходима предварительная ориентация школьника на профессию учителя определенного профиля, способствующая осознанному выбору будущей профессии (или направления подготовки в условиях многоуровневой системы) и созданию мотивации учебной деятельности студента, осознанному и глубокому овладению основами профессионального мастерства.

Большую роль в организации профориентационной работы играют педагогические лицеи, педагогические классы, создаваемые педвузами в городах, крупных районных центрах. Этой работой охвачены, в основном, городские школьники и весьма ограниченно сельские.

Для более широкого охвата профориентационной работой сельских школьников, создания им условий для получения хорошей предметной подготовки, конкурентоспособности при поступлении в вуз и успешного обучения в нем считаем целесообразным создание сети учебно-научно-педагогических центров (УНПЦ) на базе одного или нескольких сельских районов, в организации и функционировании которых принимает активное участие ведущий педагогический вуз региона. Главной целью деятельности таких центров является организация работы классов с повышенным или углубленным уровнем изучения одного или нескольких учебных предметов, педагогических классов, знакомящих с основами педагогического труда, приобщающих школьников к работе с учащимися младших классов в плане оказания помощи в овладении знаниями, организации воспитательной работы. Педвуз, возглавляющий работу таких центров, призван организовать создание научно-методического обеспечения функционирования центра, подготовку учителей для работы с детьми в этих центрах, отслеживание результатов учебного труда школьников, исследовательскую работу школьников и учителей, подготовку сельских школьников к участию в олимпиадах и конкурсах различных уровней, ознакомление школьников с основами педагогики, психологии, педагогических технологий и тем самым - осуществление профориентационной работы среди сельских школьников.

Важную роль УНПЦ будут играть и в организации послевузовского образования учителя. В современных условиях чрезвычайно затруднено систематическое повышение квалификации учителей, особенно сельских школ. Функционирование УНПЦ позволит учителям систематически общаться с учеными педвуза, получать новую информацию о развитии педагогической науки и достижениях педагогической практики, совершенствовать свои знания в предметной области. Причем указанной работой будут охвачены учителя всех школ тех районов, которые участвуют в работе центра. Преподаватели вуза, общаясь с учителями непосредственно на рабочем месте, смогут организовать повышение квалификации, учитывая квалификационный уровень и интересы каждого из них. Таким образом, УНПЦ внесут существенный вклад в осуществление непрерывного педагогического образования.

Безусловно, работа по созданию и организации работы учебно-научно-методического центров очень кропотлива, трудоемка и для ученых педвуза, и для учителей, и для организаторов образования. Четкое функционирование центров окажет влияние на качество подготовки выпускников средних школ, будет способствовать профессиональному росту учителей, активизации инновационных процессов в школах.

Библиографический список

1.Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 032100.00 - Математика с дополнительной специальностью. Москва, 2000. С. 3.

2.Новиков А.М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 1998. © 3.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 540200 - Физико-математическое образование. Москва, 2000. 30 с.