Церникель
Лилия
Анатольевна
- кандидат педагогических наук, доцент (кафедра психологии управления ФПК и ППРО БГПУ)
РЕШЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
ЗАДАЧ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ШКОЛ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
В современных социально-экономических условиях резко расширился объем задач, решаемых школой, они стали намного сложнее и, главное, именно в этих условиях возрастает роль директора как педагогического менеджера. Обновление школы связано с перестройкой всего педагогического процесса, с изменением мышления учителей, своего отношения к процессам демократизации и гласности, поворотом всех участников педагогического процесса к личности ученика.
Развитие школы требует от ее руководителя глубоких профессиональных знаний, так как под руководством директора в школе осуществляются прогнозирование ее развития, планирование и организация, контрольно-аналитическая деятельность и коррекция как самого педагогического процесса, так и управления им. Осуществлять эти виды деятельности качественно возможно при условии, если руководитель компетентен, если он знает закономерности процессов, которые стремится развить, преобразовать.
Практика свидетельствует, что решение наиважнейших задач возможно только при научно обоснованном, целенаправленном управлении деятельностью педагогов и школьников. Определенную помощь в этом руководителям школ оказывает система обучения на факультетах повышения квалификации, где углубляются знания теории управления школой, отрабатываются практические умения и навыки владения способами руководства школьным коллективом. Успешность управления школой во многом обеспечивается введением в учебный процесс форм и методов, активизирующих обучение.
Особое место в ходе занятий должны занимать управленческие задачи, возникающие в реальной практике профессиональной деятельности руководителя школы, ибо директор - это не просто должность, это профессия [1]. Постановка этого вопроса - введение управленческих задач - обусловлена следующими обстоятельствами:
- руководители испытывают затруднения в четкой постановке цели педагогического воздействия;
- затрудняются перевести общие педагогические принципы на язык конкретных педагогических ситуаций;
- слабо ориентируются в вопросах анализа, планирования, организации и контроле.
Вместе с тем объем деятельности по управлению школой можно расчленить на следующие конкретные функции: общее (линейное) руководство; подбор, расстановка и воспитание кадров; систематический и целенаправленный анализ функционирования управляющих и управляемых подсистем, процессов и результатов учебно-воспитательной деятельности; прогнозирование, перспективное и текущее планирование деятельности педагогического и ученического коллективов; управление материально-технической базой школы; оперативное руководство и корректировка возникающих изменений; управление вспомогательными и обслуживающими процессами (лаборатории, библиотека, делопроизводство и др.); мотивация и стимулирование деятельности педагогов; финансово-хозяйственная деятельность; руководство по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии; контроль за режимом работы школы.
На наш взгляд, ценность учебных задач-моделей, задач-ситуаций состоит в том, что при их решении внимание обучающихся фокусируется на заранее отобранных и строго ограниченных ситуациях, что упрощает принятие решений. При работе с задачами-моделями, в отличие от реальной практики, значительно снижается и субъективная тревожность обучающегося за возможные ошибки.
Методика решения управленческих задач предлагается по следующему алгоритму[2]:
- осознание проблемности управленческой ситуации и отчетливое уяснение того, что является искомым, что требуется от решающего задачу;
- определение в процессе анализа информации всевозможных связей между данными элементами задачи и искомым решением - это необходимо для составления плана решения (консультации с коллегами не только не запрещаются, а напротив, приветствуются как один из путей поиска лучшего решения);
- составление плана решения и его реализация; при этом может оказаться целесообразной форма сценария, предполагающая различные течения процесса и соответствующую реакцию руководителя (в случае необходимости указать дополнительное изучение тех или иных явлений);
- анализ полученного решения с позиции науки управления (указать возможные ошибки с их последствиями в реальной деятельности).
Несомненно, наибольший эффект решение управленческих задач и ситуаций имеет на семинарских и лабораторно-практических занятиях. Здесь можно использовать такие приемы решения задач, которые активизируют слушателей. К ним относятся:
- коллективная работа слушателей над задачей (занятия в группах по 3-5 человек);
- индивидуальная работа над решением задачи-ситуации (поиск правильного варианта ответа);
- дискуссия по задачам с многовариантным решением;
- составление задач-ситуаций самими слушателями.
Изучение рекомендуемых задач позволяет увидеть, что по своему содержанию и способам решения они неравнозначны, различаются определенной степенью сложности. Условно эти задачи можно подразделить на ряд групп:
Задачи, определяемые более близкими перспективами, - тактические.
Задачи, определяемые дальними и близкими перспективами формирования управленческих знаний, умений и навыков, - стратегические.
Задачи, определяемые только что сложившейся (или специально созданной слушателями ФПК ситуацией), - оперативные.
С этих позиций алгоритм решения задач можно представить следующей схемой:
1. Ознакомиться с содержанием задачи и глубоко вникнуть в суть микросреды, в которой происходит событие, возникла ситуация.
2. Определить источник развития анализируемой ситуации, факта, события.
3. Определить правовые (или моральные) категории, представленные в задаче.
4. Высказать условия решения задачи и возможное использование при этом нормативных документов.
5. Выдвинуть предположение (гипотезу) в виде возможного ответа.
6. Обосновать (подтвердить) гипотезу документально или фактическим (общеизвестным) материалом.
7. Сформулировать окончательный ответ (если требуется, представить его письменно).
При встречах с руководителями школ, в послекурсовой период, они однозначно отвечают, что управленческие задачи решать необходимо, так как это дает положительные результаты: знания, умения и навыки приобрели определенную системность, оперативность, проявлен больший интерес к управленческой деятельности.
Библиографический список
1. Куриленко Т.М. Управление школой: Задачи и деловые игры. Минск, 1983.
2. Шалаев И.К. Основы управления школой: Методические рекомендации. Барнаул, 1983.