Шептенко
Олеся
Борисовна
- кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления ФПК и ППРО БГПУ
Сотрудничество молодых
ученых Сибири и Германии
в рамках проекта <Развитие
социальной педагогики
и социальной работы
в Западной Сибири>
21-28 января 2001 года состоялся семинар молодых ученых Сибири и Германии на базе кафедры школьной и социальной педагогики университета им. Эрнста-Морица-Арндта в г. Грайфсвальде (Германия) в рамках совместного проекта <Развитие социальной педагогики и социальной работы в Западной Сибири> при поддержке фонда Фольксвагена (руководитель профессор, доктор Франц Прюс - Грайфсвальд, Германия; доктор педагогических наук, профессор И.А. Маврина - Омск, Россия).
В работе семинара приняли участие молодые ученые Барнаула, Омска, Новосибирска, Тюмени, Красноярска, Екатеринбурга. Выступили ученые и практические работники Германии: H. Sсheer, F.O. Bourkova, Prof Pruß, F.Dr. Marion Damerius, F. Jana Kolbe, H. Fritz, F. Heilig, H. Torbicki, Dr. Schubarth, Dr. Bettmer, Prof. Freigang и др.
Следует отметить актуальность и полезность данного семинара. Были затронуты актуальные современные проблемы: особенности работы с детьми и молодежью по коррекции зависимостей (от наркотиков, курения, сладостей), организация уличной социальной работы, особенности подготовки социальных педагогов в условиях университета и другие. Программа включала информацию о работе комитета по делам молодежи, которую предложил представитель комитета господин Шерр (Sсheer). Каждый город и район создает ведомство по делам молодежи.Комитет по делам молодежи - это самостоятельная организация, которая имеет разнообразные проекты, программы по совершенствованию работы с детьми, подростками и молодежью. <Закон о преобразовании права помощи детям и молодежи - KJHC> от 26 июня 1990 г. гласит о том, что <:каждый молодой человек имеет право на содействие своему развитию и на воспитание своей личности, умеющей самостоятельно нести ответственность и жить в обществе>.
Комитет по делам молодежи отзывается на разные жизненные ситуации детей и молодежи; помогает разрешить конфликты между родителями и детьми на добровольной основе; пытается устроить детей и подростков, по необходимости, в приемные семьи, интернаты, помочь молодым людям, оказавшимся в сложном положении при вступлении в самостоятельную жизнь; организует отдых детей и молодежи; осуществляет молодежные консультации.
Комитет по делам молодежи оказывает помощь молодым по следующим направлениям: консультирование, защита и поддержка, получение профессии, финансирование; работа с правонарушениями; и др. Комитет работает с разными возрастными группами (с рождения и до 27 лет). Одна из важнейших задач в работе с молодежью - защита автономии семьи и активизация ее возможностей к помощи и самопомощи.
Ведомства по делам оказывают индивидуальную помощь (в каждом конкретном случае); консультации по вопросам воспитания; консультации по вопросам опекунства, усыновления (удочерения) ребенка; социально-педагогическая помощь семье; воспитание в дневных группах; уход в течение всего дня; воспитание дома; социально-педагогический индивидуальный присмотр; помощь молодежи в судебных процессах; материальная помощь и др.
В Германии существует тенденция снижения количества детей, помещаемых в интернатные учреждения. Практикуется определение ребенка в попечительскую семью, которая на довольно длительный срок предоставляет ребенку возможность проживания в родительской семье, проявляя заботу о нем. Эта форма применяется в том случае, если для ребенка лучше, чтобы он некоторое время провел вне родной семьи (пока ситуация в его собственной семье не изменится на столько, что он сможет вновь возвратиться в нее). Связь с родной семьей ребенка по возможности осуществляется. Попечительская семья лишь частично получает право на ребенка, то есть она берет на себя решение повседневных вопросов, но не решает, например, вопрос о смене школы, места проживания ребенка и т.д.
Примером амбулаторной помощи молодежи в конкретном случае может служить практика такой воспитательной и социально-адаптационной формы работы, как проживание одного и небольшой группы подростков или молодых людей в снятой специально для этого квартире. Социальный педагог или работник, а при необходимости и другие специалисты, 1-3 раза в неделю ходят к ним и обсуждают с подростками (молодыми людьми) возникающие проблемы, вопросы в сфере воспитания, бытовой сфере. Предусматривается обязательный квалифицированный присмотр.
Таким образом, помощь молодежи направлена на поддержку родителей в исполнении задач воспитания детей и облегчение молодежи вступления в общество. Более того, новый закон о помощи детям и молодежи ориентирует на то, что помощь детям, молодежи и родителям должна представляться не с того момента, когда воспитание в семье испытывает серьезные трудности, а предлагает поддержку профессионально компетентных консультантов еще до возникновения критической ситуации. Социальная работа в ФРГ осуществляется общественными (вышестоящими, на уровне федерации) и свободными носителями. Общественными носителями являются федеральное министерство по вопросам семьи, престарелых, женщин и молодежи и федеральное министерство здравоохранения, на уровне земли - земельное ведомство по делам молодежи и на коммунальном уровне - ведомство по вопросам молодежи (комитет помощи молодежи, ведомство по социальным вопросам, ведомство здравоохранения). Свободными носителями являются частные организации, которые действуют преимущественно в помощи молодежи, престарелым, социальной помощи разным категориям населения. Их подразделяют на частные ремесленные носители и частные общественно-полезные носители. Частные ремесленные носители существуют как организации услуг по уходу и помощи престарелым, владельцы домов престарелых, больниц или мест в интернатах для детей и подростков. К частным общественно-полезным носителям относятся благотворительные объединения, молодежные объединения и небольшие общественно-полезные объединения или иногда фонды пожертвований.
Социальная работа в основном реализуется свободными носителями согласно принципам субсидирования. Работа свободных носителей - это один из вариантов получения финансирования, поддержки социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ.
Было прослушано сообщение о мерах в области профилактики наркомании и СПИДа (К. Фритц). Работа в основном заключается в консультировании и сопровождении. Создаются программы профилактики наркомании, оказания помощи зависимым (направление на лечение, страхование и др.).
С сентября 1995 года работает проект по борьбе со СПИДом, цель которого - консультирование и профилактика. Группы, с которыми работает этот отдел: дети с 11-12 лет и старше; водители, которые переезжают границу; студенты, туристы; дети и молодежь группы риска.
В своей работе они используют разнообразные методы и формы: беседы, консультирование, игры, просмотр мультфильмов, конкурсы плакатов.
Одна из организаций, которая нас заинтересовала, и опыт которой, на наш взгляд, можно применять в наших условиях - это социальная уличная работа. Каждый работник обязательно профессионально подготовленный: врач, психолог, юрист: Работники этой организации непосредственно выходят на улицы и помогают детям. В основном они работают через лидеров групп и группировок, в которых находятся дети. Социальный педагог сам идет к клиенту: узнает его проблемы, помогает ему их решить. Принцип работы социального педагога - <Мы идем к детям>.
Совместно работают: врач, психолог, юрист. Они следят за питанием, заботятся о здоровье. Уличная социальная работа дает возможность увидеть негативные явления, находить способы решения личных и социальных проблем, оказать эффективную помощь нуждающимся детям, молодежи.
Большой интерес вызвало посещение центра по профилактике зависимости и преодолению конфликтов. Это государственное учреждение занимается работой по преодолению зависимости от алкоголя, наркотиков, сладкого и т. д. Проводятся беседы, тестирование, консультации родителей, детей, тренинги. Центр готовит школьников для работы по профилактике зависимостей. Они считают, что дети лучше будут слушать ровесников, чем взрослых.
Все услуги центра бесплатные. Большую поддержку центру оказывает мэр города. Его приглашают участвовать в работе групп (например, в группе бывших алкоголиков), он видит результаты работы центра.
Положительным моментом было то, что при посещении центра по профилактике зависимости и преодолению конфликтов его работники поделились опытом работы, демонстрируя конкретные методы, приемы, технологии.
Программой было предусмотрено изучения опыта подготовки социальных педагогов в Германии. Нам удалось изучить опыт развития социальной педагогики и социальной работы, накопленный в Германии, что, безусловно, даст возможность его использования в лекционных учебных курсах.
Ознакомление с учебными планами, программой обучения, организацией социально-педагогической практики будет полезно при составлении аналогичных программ в деятельности преподавателей нашего вуза, а также в организации работы со студентами в период практики.
Заслуживает внимание подготовка социальных педагогов в университетах (Грайфсвальд и Новый Бранденбург). Учебные планы составлены в соответствии с Государственным стандартом. Учебные предметы: психология, социология, социальная работа, социально-педагогическое право и т. д. Обучение длится 4 года.
Интересен опыт организации индивидуальной работы со студентами: работа по проекту; выделение проблем для исследования; работа с клиентом; реализация намеченного плана; фиксирование экспериментально-исследовательской деятельности; рефлексия социально-педагогической деятельности.
Большая часть времени отводится социально-педагогической практике, практике управления. Каждый студент в процессе практики работает по избранным двум проблемам. Работа фиксируется, делаются отчеты по итогам практики.
Участие студентов в исследовательском проекте дает возможность будущему социальному педагогу описать ход работы. Он должен обязательно отрефлексировать свою социально-педагогическую деятельность.
Подводя итоги совместного сотрудничества молодых ученых России и Германии, следует отметить:актуальность проведенного семинара; результативность обмена информацией по специфике подготовки социальных педагогов в условиях университета; изучение опыта работы различных социально-педагогических учреждений Германии является предметом осмысления со студентами и преподавателями нашего университета и использования некоторых элементов этого опыта при подготовке социальных педагогов.