Татукина

Татьяна

Алексеевна

- зав. методическим кабинетом Барнаульского торгово-экономического колледжа, аспирант БГПУ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СРЕДНИХ

СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Перемены, происходящие в обществе и образовании, заставляют серьёзно задуматься над вопросами подготовки будущих специалистов. Одним из важных факторов, влияющих на формирование профессионализма студентов, является повышение мастерства педагогических работников. Только творчески мыслящий, с высоким профессиональным уровнем педагог может сформировать соответствующие профессиональные качества у студентов. Традиционно повышением квалификации педагогов занимается методическая служба средних специальных учебных заведений (ССУЗ). Она призвана организовывать четкую последовательную систему совершенствования педагогической компетентности преподавателей.

В связи с изменениями требований к подготовке специалистов, к их знаниям, умениям и навыкам преобразуются и требования к учебно-методической деятельности преподавателя, а, следовательно, и к методической работе учебного заведения в целом. В настоящее время можно выделить следующие тенденции развития методической службы в средних специальных учебных заведениях.

1. Прежде всего, абсолютное признание присутствия науки в колледже. Директор Института СПО РАО Г.В. Мухаметзянова утверждает следующее: "Сегодня говорить, что надо заниматься наукой, уже не надо. Этот вопрос снят. Наукой надо заниматься обязательно.:Только наука питает учебный процесс и делает высоким качество подготовки специалистов" [1]. При этом научно-методическая работа преподавателя среднего специального учебного заведения ни в коей мере не претендует на высокую степень научности и носит преимущественно прикладной характер. То есть педагог занимается наукой не с целью создать новое научное знание, сделать открытие, а в силу внутренней или внешней необходимости совершенствования собственной профессиональной деятельности и учебно-воспитательного процесса.

В целом, присутствие науки в ССУЗ реализуется через создание федеральных экспериментальных площадок, опытно-экспериментальную работу преподавателей, исследовательскую деятельность студентов.

2. Открытость научно-методической работы

Известно, что современный мир развивается быстрыми темпами, потоки информации сменяются непрерывно. Чтобы развиваться, и даже просто существовать и работать в стабильном режиме, необходимо отслеживать изменения, находить новое и отказываться от старого. Методическая служба должна обмениваться информацией с внешней средой, вовремя реагировать на преобразования (социальные, экономические и т. д.) и прогнозировать те или иные направления, перспективы развития.

От этого зависит не только уровень профессиональной деятельности педагогов, содержание учебно-воспитательного процесса, но и, в конечном счете, результат обучения, то есть подготовка специалиста определенной профессиональной сферы, отвечающего требованиям заказчика (производства и общества).

В современных условиях МС работает в тесном контакте с НИИ, вузами, ИПК, ИППРО, НМЦ СПО, производственными предприятиями. От одних объектов внешней среды она получает информацию о новых методах, технологиях обучения, от других - заказ на определенные профессиональные умения, навыки и качества личности специалиста.

3. Гуманизация научно-методической работы

О гуманизации образования написано много статей, книг, где говорится об уважении личности, прав и достоинства студентов, развития их творческих возможностей. Разработаны личностно-ориентированные технологии, методы. Педагоги стремятся их использовать. Но невозможно строить гуманистические отношения со студентами, если преподаватель работает по принципам авторитарной педагогики, если руководство его методической работой строится на той же основе - авторитарной. С этой точки зрения важным является смещение приоритетов в работе методической службы, когда формируется не только определенные профессиональные навыки, педагогическое мастерство педагога, но и развивается личность педагога, его самосознание. В настоящее время методическая служба планирует как проведение обучения по конкретным методическим вопросам и проблемам, так и лектории, семинары, формирующие методологическую культуру преподавателя.

Гуманизация научно-методической работы проявляется и в том, что изменились отношения между методической службой и преподавателями. Она рассматривается как методический сервис для преподавателя, а не как репрессивно-контролирующая система. Более широко стали использоваться разнообразные демократические формы методической работы - консультации, дискуссии, которые позволяют отстаивать собственные позиции, формировать профессиональный опыт в результате спора или совместного обсуждения.

4. Автономность методической службы

Одним из принципов государственной политики является автономность образовательного учреждения. Этот принцип касается и методической работы в ССУЗ. Методическая служба учебного заведения самостоятельно решает, какой вариант работы, какую модель ей создать, какие проблемы по повышению квалификации преподавателей нужно решить в данном учебном году. Чаще всего методическая служба обращается за консультацией по тому или иному вопросу в научно-методический центр среднего профессионального образования, и, получив ее, принимает решение о целесообразности и необходимости того или иного нововведения.

5. Системность научно-методической работы

Традиционно под системностью понимают "единство цели, задач, содержания, методов и форм работы с педагогическим коллективом" [1; 18]. Однако сейчас наблюдается изменение контекста понятия "системность". Идут активные поиски не в направлении оптимального сочетания целей, задач и т.д., а в нахождении оптимальной модели методической службы, которая отвечала бы потребностям именно данного учебного заведения. В настоящее время в модель методической службы могут входить психологическая служба, отдел мониторинга, редакционно-издательский отдел, информационно-консультативный отдел и многие другие службы.

6. Вариативность и разноуровневость научно-методической работы

Данная тенденция проявляется в учете профессионального потенциала преподавателей, перспектив развития учебного заведения. То есть содержание методической работы может варьироваться от работы над методическими докладами, сообщениями до высокого уровня научно-исследовательской деятельности каждого преподавателя. Одно учебное заведение работает как экспериментальная площадка, другому достаточно обычной методической работы в традиционном понимании этого слова.

7. Мониторинг научно-методической работы

Современное управление предполагает проведение мониторинга деятельности объекта - последовательного, систематического отслеживания изменений в его состоянии, прогнозировании тенденций развития. Мониторинг педагогической деятельности - необходимое и своевременное нововведение, позволяющее методической службе представить ясную картину профессионального мастерства всего педагогического коллектива, запросов и затруднений каждого из них. Поэтому четкое представление об уровне педагогической деятельности преподавателей является залогом успешного планирования методической работы, ликвидации именно тех профессиональных недостатков, которые есть у преподавателей. Постоянное накопление информации об уровне деятельности педагога помогает анализировать профессиональный рост педагога, отслеживать изменения, проектировать его развитие. Кроме того, диагностика состояния профессиональной деятельности косвенно отражает результативность работы методической службы по тем или иным направлениям, характеризует профессиональный потенциал педагогического коллектива на текущий момент.

Вышеперечисленные тенденции свидетельствуют о том, что в настоящее время происходит переоценка деятельности методической службы, ее основных направлений и форм работы. Постепенно преобразуется модель, появляются новые обязанности у методистов и заместителей директоров по методической работе.

Библиографический список

1. Мухаметзянова Г.В. О взаимодействии научно-исследовательских организаций с учреждениями среднего профессионального образования. // СПО. 2000. Спецвыпуск. С. 34.

2. Методическая работа в школе: организация и управление. Рекомендации для руководителей школ. Москва. 1988. С. 18.