Соснина

Людмила

Ивановна

- кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики БГПУ

ФОРМИРОВАНИЕ

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО

ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ

К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цели, содержание современного высшего профессионального образования базируются на идеях педагогической аксиологии. В содержании курса <Педагогические теории, системы и технологии> представлено немало тем, которые позволяют будущему учителю получать необходимые знания по педагогической аксиологии. На учебных занятиях, практикумах студент имеет возможность проявить свое личное мотивационно-ценностное отношение к рассматриваемым отечественным и зарубежным ценностям, смыслам воспитания и образования. В настоящее время (как показывает анализ педагогической литературы) особый акцент делается на ценностном ядре воспитания, хотя сами ценности понимаются авторами не всегда однозначно. Так, например, если для В.А. Караковского - это Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек, то для Б.Т. Лихачева - это ценности Веры, Надежды, Любви, Истины, а Н.Е. Щуркова ориентирует учащихся на ценности, как Истина, Добро, Красота, Жизнь.

На практическом занятии <Современные воспитательные системы: проблемы, поиски, решения> будущие учителя знакомятся с авторской воспитательной системой школы © 825 г. Москвы В.А. Ка-раковского, ценностями, которые формируются у школьников - субъектов этой системы. Предварительно студенты изучают книгу В.А. Караковского <Стать человеком> (Москва, 1993) и самостоятельно заполняют таблицу, в которой характеризуют ценности, определяют задачи педагога, а также формы, методы и приемы по формированию системы ценностей у учащихся в учебно-воспитательном процессе.

На занятии студентам предлагается обсудить следующие вопросы:

- почему, на ваш взгляд, В.А. Караковский назвал свою книгу <Стать человеком>?;

- определите цель и основные принципы воспитательной системы В.А. Караковского;

- почему в содержании воспитания обосновываются общечеловеческие ценности, а не традиционные направления воспитательной работы?;

- почему В.А. Караковский отказался от программно-нормативного подхода в управлении школой? Приведите примеры реализации принципов гуманизации в управлении воспитательной системой школы © 825 г. Москвы;

- что является основой ценностного учебно-воспитательного процесса школы © 825 г. Москвы?;

- приведите примеры того, как посредством предъявления ценности могут формировать качества личности воспитанника, его отношение к Родине, к процессу познания, к учебе, к труду, к дорогим и близким для него людям, к окружающей действительности и к самому себе, используя при ответе имеющиеся таблицы;

- согласны ли вы с тем, что, как считает В.А. Караковский в условиях бурного развития педагогического творчества необходимо дать школам ОБЩИЕ ОРИЕНТИРЫ, и пусть каждый педагогический коллектив разрабатывает свою программу воспитания, исходя из своих конкретных возможностей и соответствующих социально-педагогических условий.

Преподавателю очень важно организовать не только предварительное изучение студентами необходимой педагогической литературы, самостоятельную работу с таблицами, диалог-собеседование, но и активную деятельную творческую позицию самих студентов. С этой целью на первом занятии преподаватель предлагает студентам создать микрогруппы для того, чтобы каждая из них имела возможность представить, <презентовать> одну или несколько ценностей (по желанию студентов). Чтобы <представить> свою ценность, студенты должны изучить теоретический и практический опыт современных гуманистических воспитательных систем, Российской Федерации, в частности своего региона, города Барнаула, отдельных мастеров педагогического труда и т. д. Каждая микрогруппа при этом раскрывает следующие вопросы:

- формирование ценности (например, <Отечество>) в контексте социальных проблем современной России;

- какие проблемы воспитания, имеющие место в современных воспитательных системах, соотносятся с данной ценностью;

- как формируется данная ценность в учебном и воспитательном процессе учителя истории, классного руководителя школы © 12 города Барнаула М.П. Аникина (в основе его авторской гуманистической воспитательной системы идеи В.А. Караковского);

- определите теоретическую и практическую значимость данной ценности в системе школьного образования.

Во время <презентации> ценности студенты используют аналитические материалы философско-социологического характера, материалы <круглых столов>, представленные в ведущих педагогических журналах, анализируют альтернативные позиции ученых-педагогов относительно рассматриваемой педагогической проблемы рассказывают о той воспитательной системе, которая ориентируется на данную ценность и имеет положительный результат, знакомят всех присутствующих на занятии с материалами выполненных творческих заданий, имеющих исследовательский характер.

Такая <презентация> позволяет студентам глубоко и всесторонне проанализировать ту или иную ценность и сделать вывод, что, действительно, данная педагогическая категория (<ценность>) может рассматриваться как основа, общий ориентир всего целостного учебно-воспитательного процесса любого общеобразовательного учреждения.

На заключительном этапе занятия студентам предлагается спроектировать свою собственную авторскую модель воспитательной системы. Этот процесс очень индивидуален. Каждый студент такое задание выполняет письменно и при этом самостоятельно определяет те ценности, которые на его взгляд, наиболее глубоко и всесторонне, реализуясь в содержательном аспекте учебно-воспитательного процесса <авторского> общеобразовательного учреждения, формируют воспитанника как духовно-образованную Личность. Осознание будущим учителем ценности нахождения в ней личностного смысла, наполненные соответствующим гуманистическим содержанием воспитывающей деятельности, готовности внутренней позицией реализоваться во внешних действиях и поступках, понимание особой значимости роли ценности в воспитательной работе с детьми - все это помогает сформировать у самого студента его профессиональную направленность.

Самое главное в этом процессе то, что у будущего учителя формируется мотивационно-ценностное отношение к своей предстоящей педагогической деятельности. Общечеловеческие ценности, представленные в воспитательной системе В.А. Караковского, для будущего учителя являются (как показал анализ проведенного занятия) основополагающими ориентирами-ценностями, которые действительно найдут свое отражение в его собственной <авторской> воспитательной системе.

Если студент понимает и принимает общечеловеческие ценности, если он свои мысли, взгляды, убеждения, нормы поведения, действия и поступки соотносит с гуманистическими общечеловеческими ценностями, то будущий учитель и сам при этом формируется как активная, деятельная, самостоятельная, творческая Личность, как Учитель-Воспитатель, способный к профессиональному становлению совершенствованию себя и той воспитательной системы школы, в которой ему предстоит работать. В этом и заключается самая главная задача педагогической аксиологии в системе высшего профессионального педагогического образования.