ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ФАКУЛЬТЕТА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КГПУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ |
|
Автушко Ольга Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой русского языка и методики его преподавания факультета начальных классов КГПУ Кофман Яков Михайлович - кандидат исторических наук, профессор, декан факультета начальных классов КГПУ Решеткова Нина Борисовна - кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой естествознания и математики факультета начальных классов КГПУ |
В последние годы на различного рода совещаниях работников образования и в средствах массовой информации достаточно часто звучат призывы к сокращению приема, а то и к закрытию факультетов начальных классов в педагогических вузах страны. При этом уже привычно ссылаются на современные демографические проблемы, которые привели к сокращению числа первоклассников, а вместе с ними - количества начальных школ и начальных классов в средних школах, в силу чего органы образования не могут предложить выпускникам работу. Однако, во-первых, эти рассуждения односторонни, конъюнктурны и не подтверждены социологическими прогнозами. А во-вторых, для них характерен давно уже устаревший взгляд на учителя начальных классов как человека, который способен научить детей лишь элементарным приемам чтения, письма и счета. Попытаемся показать несостоятельность такого подхода на примере факультета начальных классов Красноярского государственного педагогического университета, которому в 2002 году исполняется 25 лет. В 1977 году пятьдесят первокурсников открыли первую страницу истории факультета. С тех пор постоянно наблюдается устойчивый интерес к нему со стороны выпускников школ, проявляющийся в стабильном конкурсе абитуриентов. Интерес к факультету связан с динамикой его развития, определяемой продуктивными идеями современной педагогики высшей школы. Система ценностей, на которую ориентируют современные условия жизни, предполагает формирование у будущих учителей таких качеств, которые раньше не считались приоритетными: умение перестраиваться в постоянно меняющихся условиях, готовность к самообразованию, предприимчивость, инициативность и т.п. В связи с этим на факультете усилена направленность на личностную подготовку студентов в ходе учебно-воспитательного процесса: выявление и стимулирование творческих возможностей, удовлетворение запросов и интересов студентов. Стратегия вариативного образования, отражающая ценностный подход и позволяющая обеспечить переход от единообразного процесса к личностно-ориентированному, представлена на факультете на разных уровнях. В 1992 году |
на факультете началась подготовка учителей начальных классов с дополнительной специальностью. (Заметим, что это произошло за два года до появления государственного образовательного стандарта на основании специального разрешения Министерства образования). Впервые были разработаны двухступенчатые учебные планы, сопряженные с учебными планами педагогических училищ края. С этого времени все желающие получить высшее образование на факультете начальных классов, в том числе и лучшие выпускники педучилищ (колледжей), имеют широкий выбор дополнительных специальностей: педагогическая психология, информатика, филология (русский язык и литература, английский язык), музыкальное образование, изобразительное искусство. Позже учебные планы были приведены в соответствие с государственным образовательным стандартом первого (1995 г.), а затем второго (2000 г.) поколения, позволяющим вести подготовку одновременно по основной и дополнительной специальностям.
Учебный план для студентов I-II курсов одинаков: они получают знания по гуманитарным и психолого-педагогическим дисциплинам, математике и русскому языку, естествознанию и предметам музыкально-художественного цикла. Все это закладывает базу для приобретения любой дополнительной педагогической специальности в рамках подготовки по основной специальности <Педагогика и методика начального образования>. Распределение студентов по дополнительным специальностям происходит на III курсе с учетом их склонностей и учебных результатов.
Избранная система подготовки специалистов обеспечивает социальную защиту выпускников и высокую эффективность работы факультета, гибко реагирующего на запросы органов образования и меняющуюся ситуацию на рынке образовательных услуг.
Вариативность образования не ограничивается выбором второй специальности. Следующим уровнем можно считать расширение круга предметов, изучаемых на альтернативной основе за счет введения спецкурсов, ориентированных на проблемы современной школы: <Лингвистическое моделирование в начальной школе>, <Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на предметах эстетического цикла>, <Современные технологии анализа урока>, <Особенности восприятия учащимися учебной информации>, <Теоретические основы вариативных учебников и программ для начальной школы>.
При составлении учебных программ и построении курсов учитывается и аксиологическая составляющая, которая, с одной стороны, формирует у студентов представление о гуманистической сущности педагогического процесса, а с другой стороны, дает им ценностные ориентиры, что соответствует потребностям юношеского возраста, формирует соответствующую мотивацию у будущих учителей.
В онтологическом аспекте обновления содержания образования можно выделить несколько направлений: проведена работа по составлению новых учебных программ по всем дисциплинам учебного плана на основании государственного стандарта второго поколения; идет подготовка к печати профессиональных образовательных программ подготовки учителей начальных классов с учетом всех шести дополнительных специальностей.
Другим важным направлением является работа по анализу и корректировке учебных программ с позиций усиления интегративных связей. В основном факультетом накоплен опыт установления таких связей внутри циклов учебных дисциплин. Значительный интерес представляет опыт проведения лекций-диалогов, например, по социальной психологии и философии образования. Они позволяют интегрировать философский, психологический и педагогический подходы к пониманию поведения личности и возможности воздействия и влияния на личность на основе триады: знание (сознание) - отношение (в том числе ценностное) - поведение. Происходит интеграция курсов основных теоретических дисциплин с методиками их преподавания. Разработана и реализуется программа интегрированной полевой практики по естествознанию. В меньшей степени удается интегрировать содержательный компонент между циклами учебных дисциплин, хотя эта работа представляется перспективной и будет продолжена.
Праксиологический аспект обновления профессиональной подготовки на факультете реализуется посредством информационно-деятельностного подхода. Преподаватели факультета активно внедряют в образовательный процесс современные продуктивные идеи вузовской методики преподавания. В арсенал методических средств, апробированных преподавателями факультета, вошли лекции-полилоги, лекции версионного типа, ролевые игры, эвристические задачи, приемы инверсии, работа в малых группах и парах сменного состава и др.
Весь комплекс приемов и методов обучения приведен в соответствие с обновленным содержанием, обеспечивающим подготовку студентов к профессиональной деятельности в условиях поливариативности систем обучения. При изучении теоретических основ развивающих систем обучения преподаватели используют в учебном процессе вуза такие методы, приемы и формы, как ситуации интеллектуального разрыва, учебные дискуссии, лингвистическое и математическое моделирование. С целью формирования и развития рефлексии студентам предлагаются ситуации выбора минимума заданий из широкого перечня предложенных. При этом в перечень включаются как стандартные, так и проблемные задания, при выполнении которых студентам предоставляется возможность использования информативно-справочных источников.
Совершенствуется и организация самостоятельной и индивидуальной работы студентов. Системообразующий стержень структурирования этой работы выстраивается не столько в логике содержания учебных дисциплин, сколько в логике развития познавательных процессов, в последовательности продвижения от использования бланков рационального конспектирования к составлению индивидуальных терминологических словарей, защите тематических каталогов, а далее к аннотированию и реферированию. На факультете отрабатывается технологическая составляющая учебного процесса. Педагогами реализуется принцип развивающего обучения, осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, внедряются технологии модульного обучения, игровые технологии.
Одним из важнейших путей совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей является повышение уровня теоретической и практической подготовки к инновационной деятельности в школе, которая предполагает сформированность у ее субъекта творческого, индивидуального стиля. В связи с этим особое место в учебно-воспитательном процессе любого вуза занимает приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности. Именно этот вид работы позволяет сформировать у будущих учителей умение видеть новое в теории и практике современной школы, искать нестандартные решения проблем, стоящих перед школой, и доводить их до этапа реализации.
Многолетний опыт работы факультета начальных классов в этом направлении в настоящее время представляет определенную систему организации НИРС. В процессе включения студентов в научно-исследовательскую деятельность выделяются два основных этапа: пропедевтический и собственно творческий. Каждый из них имеет свои целевые установки, содержание, формы и методы. Целью пропедевтического этапа является введение студента в проблематику дисциплин психолого-педагогического цикла и ознакомление с методологией исследовательской деятельности. На этом этапе студенты объединяются в проблемные группы, возглавляемые опытными доцентами и профессорами факультета. Наряду со студентами в составе проблемных групп работают и молодые преподаватели, приступившие к выполнению диссертационных исследований.
Объединяющим стержнем совместной деятельности группы является исследование глобальной проблемы, которая дифференцируется на ряд частных проблем, разрабатываемых каждым членом проблемной группы. Например, одна из групп работает над проблемой <Развитие языковой интуиции младших школьников>. В русле этой проблемы осуществляются следующие исследования научного или субъективно-творческого плана: <Развитие аудиальной модальности как средство повышения орфографической грамотности учащихся>, <Развитие антиципации у младших школьников на основе работы с фразеологизмами>, <Использование клоуз-тестов как средство формирования языковой интуиции>. Другая проблема - <Воспитание толерантности младших школьников> - реализуется в таких темах исследования, как <Коррекция агрессии у младших школьников>, <Формирование навыков ведения диалога> и др.
Собственно творческая, исследовательская деятельность студентов приходится на старшие курсы, когда накоплен определенный багаж теоретических знаний, имеется хорошая ориентация в тенденциях развития современной школы и опыт практической работы с учащимися, что позволяет студентам самим увидеть наличие проблем, требующих решения. Опыт практической работы с учащимися накоплен студентами благодаря хорошо отработанной системе непрерывной педагогической практики, предусматривающей включение студентов в учебный процесс школы со II курса. Программа педагогической практики обеспечивает психолого-педагогическую и методическую подготовку учителя, но, помимо этого, она включает содержательно-методический аспект процесса формирования исследовательских умений и навыков студентов.
На этапе завершения целостного исследования особое значение приобретает преддипломная практика, которая позволяет перепроверить достоверность данных, полученных в ходе эксперимента, переосмыслить концептуальные основы работы. Связь научно-исследовательской работы студентов с педагогической практикой определяет ярко выраженную практико-ориентированную направленность НИРС на факультете. Это позволило уже с 1997 г. (на несколько лет раньше, чем этого требовал государственный стандарт и чем это началось на других факультетах) включить в программу государственной аттестации студентов защиту выпускной квалификационной работы всеми выпускниками факультета.
В настоящее время вызывает беспокойство резкое сокращение часов, отведенных новым государственным стандартом на педагогическую практику. Это может привести к сокращению непрерывной педагогической практики, которая позволяет преодолеть разрыв между теоретической и практической подготовкой студентов, ликвидировать дискретность в процессе формирования профессиональных навыков и умений.
Но даже в условиях дефицита времени, отводимого на практику, кафедрами факультета осуществляются попытки активного включения студентов в деятельность образовательных учреждений разных типов на основе учета их научных и профессиональных интересов. Так, часть студентов входит в практику Монтессори-педагогики на базе детских дошкольных образовательных учреждений, где сотрудниками факультета проводится экспериментальная работа. Ряд студентов включен в педагогическую деятельность, осуществляемую в рамках творческой детской студии <Волшебный микрофон>.
На факультете создана система внеучебной работы, направленная на самореализацию, развитие личностных ресурсов студентов. В течение всех двадцати пяти лет, несмотря на любые изменения учебных планов, ведутся факультативы по интересам: вокальные ансамбли, кружок сольного пения, изостудия, студия <Умелые руки>, академический хор и др. Работает постоянно действующая выставка художественных работ студентов и преподавателей факультета. Действует <Творческая гостиная> факультета, традиционными стали тематические студенческие концерты. С первого курса студенты активно включаются в посещение концертных залов и театров г. Красноярска. Коллектив факультета принимает активное участие как в университетских мероприятиях, так и в мероприятиях района, города и края, где постоянно занимает призовые места.
Вызывает тревогу начавшееся сокращение приема студентов на дневное отделение факультета. Если эта тенденция сохранится, через два-три года может начаться разрушение сложившейся структуры кафедр и специальностей. Однако выпускники факультета востребованы и работают в системе образования по всем специальностям. За четверть века дипломы специалистов получили более 3700 выпускников дневного и заочного отделений факультета. Помимо работы в начальной школе многие из них успешно работают в школах педагогами-психологами, учителями русского или английского языка, информатики, музыки, рисования. Выпускники трудятся в средних специальных учебных заведениях, в системе начального профессионального образования, в центрах психологической поддержки и коррекции, в детских садах, в детских комнатах милиции, в центрах детского творчества, а также и в высшей школе, где успешно преподают и занимаются научной работой, ибо сложившаяся на факультете система подготовки специалистов способствует самореализации, развитию личностного ресурса и ресурса профессиональной карьеры. Только за последние пять-шесть лет пять выпускников факультета успешно защитили кандидатские диссертации, 10 человек в настоящее время обучаются в аспирантуре, более 30 стали директорами и заместителями директоров школ.
Безусловно, в работе факультета есть ряд проблем, которые предстоит решать в ближайшем будущем. Однако опыт последних лет убеждает нас в том, что вариативность системы подготовки будущих учителей начальных классов, ее динамичность и гибкость выступают надежным гарантом профессиональной успешности выпускников факультета.