КОНЦЕПЦИЯ САМОРАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА |
|
Варнавских Евгений Алексеевич - кандидат технических наук, профессор кафедры ракетного вооружения Балтийского ВМИ |
Характеризуя военного специалиста, невольно приходишь к необходимости ответа на вопрос: <Кто он: разрушитель или созидатель по сути результатов профессиональной деятельности?>. Такое условное деление военных профессионалов позволяет достаточно устойчиво прогнозировать результаты их деятельности, в которой созидательное начало, безусловно, должно доминировать. Созидатель в армейской и флотской среде - это офицер, который не столько создает материальные объекты, сколько сохраняет личный состав в бою, сберегает вооружение и военную технику, в наше время перемен экономит государственные средства за счет рационального управления частями и подразделениями, применения технических новшеств. Созидатель - это и тот, кто предвидит катастрофическое развитие ситуации и осуществляет упреждающее управление при исполнении должностных обязанностей. Сам термин "офицер" от латинского слова officium - должность, означающая лицо командного и начальствующего состава в вооруженных силах, априорно определяет исполнение созидательной деятельности. Офицер обязан знать и предвидеть развитие событий по исполняемой должности. Его действия должны носить прогностический, созидательный характер, предполагающий наличие профессиональных знаний, приобретаемых в учебном заведении или самостоятельно. Предвидеть не интуитивно, а на основе знаний - такова квинтэссенция подготовки военного специалиста. В книге А.В. Суворова <Наука побеждать> сказано: <За немогузнайку офицеру арест, а штаб-офицеру от старшего офицера арест квартирный> (М.: Воениздат, 1980. - С. 29). Вот так и не иначе, ибо офицер обязан знать и предвидеть. Завет А.В. Суворова жив. Без знаний не решить проблему управления подразделением или частью, без знаний не решить и проблему управлением процессом поддержания в боевой готовности техники и вооружения. Проблема приобретения новых знаний в процессе исполнения служебных обязанностей была остра во все времена. Причем, всегда в армии и на флоте предполагалось не формальное, не бюрократическое исполнение обязанностей по должности, а творческое и инициативное; об этом явствует из анализа мемуарной литературы. Это личностное качество военного профессионала должно превалировать в его деятельности и в настоящем и в будущем. |
Такое отношение к исполнению должностных обязанностей необходимо из-за ситуационного динамизма управления подразделением или заведованием, когда пути разрешения возникающих технических противоречий не могут быть однозначно регламентированы уставами, наставлениями и инструкциями. Цена ошибки в действиях даже лейтенанта может быть слишком велика. Об ошибках генералов и адмиралов говорить не приходится. Современное вооружение ошибок иногда не прощает. Но не надо забывать, генералы и адмиралы были лейтенантами! Опыт показывает, что практически всему офицерскому составу - командному и командно-инженерному чуть ни ежедневно приходится сталкиваться с нестандартными техническими вопросами, решение которых напрямую зависит от технической подготовки исполнителей.
Ставя целью улучшение технической подготовленности офицерского состава, считаем необходимым рассмотреть в рамках данной статьи формирование саморазвития творческой активности в инженерной деятельности офицера как актуальную военно-педагогическую проблему. Будем рассматривать творческую активность в инженерной деятельности как интегративное свойство личности, отражающее степень развития и реализации возможностей офицера в профессиональной инженерной деятельности. Именно с такой проблемой столкнулась на рубеже веков военная педагогика. Ранее существовавшая устойчивая педагогическая система в армейской и флотской среде была личностно ориентированной. Личность рассматривалась как система социально значимых актов, как проявление способностей. Именно поэтому на развитие способностей направлена и современная военно-педагогическая система. Но всему научить и постоянно учить невозможно! Человек в любом профессиональном деле должен сам учиться, сам развиваться. Развитие социально значимых качеств без саморазвития в современных условиях невозможно. Введение новых образовательных стандартов в систему высших военных учебных заведений подтверждает это. Но при их реализации должны иметь место элементы саморазвития творческой активности в инженерной деятельности. Это один из немногих резервов военной педагогики, который необходимо задействовать наряду с элементами педагогики индивидуальности. Необходимо согласиться с известным российским педагогом О.С. Гребенюком, что <личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга; поэтому необходимо предусмотреть и воспитание личности, и развитие индивидуальности> военного профессионала.
Офицер должен действовать, ему требуются активные инженерные знания, то есть знания, истребуемые практикой. Природа же человеческой сущности предписывает их постоянно обновлять и восполнять. Этому искусству необходимо учить и учиться. Какой должна быть военно-профессиональная и инженерная подготовка военного специалиста - об этом сказано в квалификационных требованиях к его подготовке. Но это на период обучения, а что после выпуска? Как готовить творчески активного в инженерной деятельности военного специалиста? Данный вопрос остается в формирующихся новых социально-экономических условиях открытым. Наблюдения показывают, что хороший дидактический эффект имеют методики реализующие как обучение творческого саморазвития, так и методики реализующие элементы педагогики индивидуальности.
Такая подготовка специалиста - это не самоцель. У творческой активности в инженерной деятельности два важнейших свойства: с одной стороны, она является компонентом общей образованности офицера, а с другой стороны, - это компонент его профессиональной готовности. Само определение <творческая активность в инженерной деятельности> нами трактуется <как созидательное, деятельное, энергичное, самостоятельное участие специалиста в решении технических задач его уровня>. В нашем случае целесообразное решение технических противоречий в какой-либо области техники уровня компетенции специалиста с высшим техническим образованием - инженера (от франц. ingenieur). Примечательно, что определение "технический" в основе своей имеет искусство, мастерство (от греческого technе).
Формирование творческой активности в инженерной деятельности будущего военного специалиста преследует исключительно созидательную цель. Это длительный процесс, который имеет истоки вне стен военно-профессионального учебного заведения и практическое воплощение получает за его пределами в течение прохождения службы офицером по предназначению. Но объективно ситуация такова, что из <худого семени не будет хорошего племени>. По данным Калининградского управления образования лишь 7% клубов и кружков по интересов в Калининградской области имеют техническую направленность. Из года в год снижается уровень преподавания физики и математики в средней школе (лишь до 20% первокурсников Балтийского ВМИ могут заявить об отличных оценках и по физике и по математике в документе о среднем образовании), падает интерес у юношества к точным наукам. Источники средств массовой информации много говорят о гуманитаризации образования, но совсем не говорят об утрате молодежью интереса к точным наукам. Это вызывает серьезную озабоченность, ведь не зная прошлого, новому трудно научиться, но и в старой телеге периодически необходимо оси менять. Тем не менее, около 60% выпускников Балтийского ВМИ в 2000 году выразили желание и готовность по окончанию института заниматься разработкой новых технических решений.
Создание условий для саморазвития в период обучения курсанта, созидающего начала у военного специалиста при исполнении служебных обязанностей - актуальная военно-педагогическая задача. Но им требуется первичная инициализация в процессе профессиональной подготовки на первичную должность. Сама по себе творческая активность развивается редко. Если этого не произошло в семье курсанта или в школе, то это должны сделать педагоги военного вуза.
Таким первичным условием должно быть знание будущим офицером алгоритма созидания нового, который стандартен и включает постановку цели, анализ средств и возможностей ее достижения, выявление и реализацию путей достижения поставленной цели, динамический анализ получаемых результатов. Педагогу в этом случае самому необходимо отчетливо представлять процесс создания человеком нового. Педагог ведь не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Задача создания необходимых педагогических условий для обеспечения процесса саморазвития творческой инженерной активности военного специалиста упирается в специфичный процесс формирования личности будущего офицера. Практически действовать этой личности (созидать) приходится не только в тиши кабинета или зала проектирования; и от момента замысла до анализа и осмысления полученного результата иногда могут протекать лишь секунды. Да и учебный процесс в военной высшей школе протекает не только в аудитории. Именно поэтому военный преподаватель обязан вовремя заметить и заронить в душу курсанта потребность достижения новизны, которую априорно несет творческая активность.
Отметим прямую взаимосвязь между ними творческой активностью в инженерной деятельности и творческим саморазвитием офицера. Рассматривая первое как форму профессиональной деятельности военного специалиста, приходишь к выводу, что областью ее проявления является прежде всего нештатная критическая ситуация с личным составом, вооружением и техникой применительно к подразделению или заведованию. Когда все идет штатно - офицер не нужен. Офицер становится необходим, когда ситуация несет элемент новизны, когда чего-то нет или что-то не работает, когда встает традиционный вопрос "Что делать?" (профессионалы иногда еще горько шутят: <Когда встает вопрос "Кто виноват?">). Именно в такой ситуации необходимы активные востребованные инженерные знания и инженерные навыки офицеру для разрешения возникающего противоречия. Случается это и в мирное время, и при выполнении боевых задач, что требует постоянной технической подготовки, ибо знания не вечны.
Концепция саморазвития технической подготовки характерна для советской и российской военно-профессиональной школы, равно как и проблема обретения офицерским составом технических знаний. Например, в 60-е и 70-е годы адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков остро ставил вопрос обретения инженерных знаний корабельным командным составом (Горшков С.Г. <Во флотском строю>).
Проблема саморазвития инженерной подготовки офицерского состава актуальна в связи с текущими социальными изменениями, развитием и модификацией состоящих на вооружении военно-технических систем как своих и, так и вероятного противника, информационным бумом, сотрясающим мировое сообщество в последнее десятилетие. Грядущие сокращения на флоте и в армии также требуют мобильности инженерных знаний офицерского состава. Поэтому формирование и развитие индивидуальности офицера, проходящего службу по контракту, необходимо рассматривать как саморазвивающийся процесс. Отсюда и вытекают новые дидактические цели в реализации процесса подготовки специалиста в военном вузе: нужно формировать у курсантов явные элементы самообучения и самовоспитания.
На это указывает не только социальный опыт, но и устремления будущих офицеров. В 1999 году, накануне объявления выпускного приказа, в Балтийском ВМИ нами проведено анкетирование выпускников факультета радиосвязи по вопросам оценки приобретенных в стенах института инженерных знаний и умений. Результаты таковы: 92% опрошенных выпускников осознают необходимость обретения навыков технического творчества в процессе учебы и столько же указали на необходимость постоянного присутствия в служебной деятельности военного специалиста элементов творческого саморазвития. Лишь 51% опрошенных оценивают достаточным уровень приобретенных в институте инженерных знаний. А 75% выпускников, ответивших на вопросы анкеты, считают, что в институте должны были научить азам рационализаторской изобретательской работы, но только 34 процента опрошенных оценивают их уровень удовлетворительным. Это подтверждает необходимость критического анализа процесса привития курсантами инженерных навыков и умений. Настораживает, что лишь 30% опрошенных выпускников выразили готовность принять участие в совершенствовании технических систем на флоте. Представляется, что такая картина типична.
Почему низка общая оценка молодыми офицерами уровня приобретенных инженерных навыков? Вывод о недостаточной работе преподавательского состава вузов по привлечению курсантов к техническому конструированию и изобретательской работе закономерен. Но это поверхностная оценка ситуации. Помимо общегосударственной тенденции снижения роли и уровня преподавания в средней школе дисциплин естественнонаучного цикла, что явно заметно в последнее время, отметим неготовность военно-профессиональной школы к решению поставленной задачи в новых социальных условиях. Поэтому необходимо проанализировать истоки развития творческой активности офицера в инженерной деятельности и пересмотреть формирование элементов ее саморазвития у будущих офицеров.
Творческие инженерные способности офицера могут проявиться не сразу, но это неотъемлемые компоненты служебной деятельности военного специалиста. В том числе и продвижение по служебной лестнице военного профессионала зависит и от этого вида деятельности. Постигая ступени новизны творческой активности в инженерной деятельности, офицер осуществляет самостоятельный поиск разрешения служебных проблем. Их решение осуществляют по-разному, именно здесь начинает работать педагогика индивидуальности.
Построение прагматической модели формирования саморазвивающейся творческой активности инженерной деятельности военного специалиста удобнее делать с использованием аппарата <концепции семи сфер>, которую выгодно отличает удобство при описании личности человека, а точнее его сущностных сил. Это следующие семь сфер личности: интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции. Они в развернутом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность деятельности человека. От их развития зависит его социальная и профессиональная активности, что очень важно в подготовке офицера. Исследователи отмечают также, что развитие этих сфер определяет образ жизнедеятельности человека, его счастье и самочувствие среди людей. Процесс обретения офицером технических знаний и умений их применять на практике базируется на развитии его интеллектуальной, мотивационной и предметно-практической сфер личности в первую очередь.
Интеллектуальная сфера характеризуется видами мышления (познавательное, творческое, саногенное, патогенное), стилем мышления (аналитический склад ума, образное мышление, наглядно-образное), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность ума, способность действовать в уме и др.), познавательными процессами (внимание, воображение, память, восприятие), мыслительными операциями (вычленение, сличение, анализ, синтез, систематизация, абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация и др.), познавательными умениями (умение поставить вопрос, вычленить и сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, доказать ее, сделать выводы, применить знания и др.), умениями учиться (умение планировать, ставить цели, читать и писать в должном темпе, конспектировать и пр.), внепредметными знаниями и умениями (представления о морали и общечеловеческих ценностях, нравственные поступки, позиции и пр.), предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний.
Развитие интеллектуальной сферы военного специалиста является доминантой. Трудно вычленить и отвести на второй план какую-либо из вышеперечисленных характеристик интеллектуальной сферы при оценке их вклада в формирование творческой активности в инженерной деятельности военного специалиста. Поэтому развитие интеллектуальной сферы личности курсанта военного вуза - актуальная педагогическая задача. Именно здесь кроется ответ на вопрос для той части военных специалистов, которые отрицают необходимость углубленного изучения в военных вузах дисциплин естественнонаучного цикла. Это было характерно для русской военно-морской и военно-инженерных школ. Умение рассчитывать (моделировать на бумаге) традиционно высоко ценилось в армии и на флоте. Это был один из элементов инженерной культуры. Математика и физика неотделимы от инженерной деятельности военного специалиста, только они в состоянии предоставить возможность для создания нестандартных решений управленческого и технического плана.
Мотивационная сфера включает всю совокупность потребностей, мотивов и целей человека, которые формируются и развиваются в течение всей его жизни. В процессе формирования творческой активности в инженерной деятельности офицера необходимо выделять его социальную направленность. Офицер-профессионал, который служит государству! Все его действия должны приносить государству только пользу. Это его служебный долг. На это должна быть направлена дидактическая система в учебном заведении, обеспечивающая подготовку курсанта к инженерной деятельности.
Волевая сфера характеризуется осознанной постановкой человеком цели, сверхзадачи. Человеку с развитой волей присущи целеустремленность, преодоление внешних и внутренних препятствий, преодоление мышечного и нервного напряжения, самообладание, инициатива. Об очевидной значимости роли волевой сферы в профессиональной деятельности военного специалиста здесь много говорить не будем. Отметим исключительное значение развития этой сферы в достижении офицером конечных результатов при решении практических задач. Большое значение инженерное творчество имеет в развитии у курсантов умения аргументирование <держать удар>.
Не находятся в стороне при формировании умений и навыков саморазвития творческой активности и остальные сферы. Эмоциональная сфера характеризуется не только эмоциями и чувствами, но также тревожностью и самооценкой. В процессе создания и реализации технических решений необходима и должная самооценка действий, особенно в критических и аварийных ситуациях. Не выплескивание эмоций, а осознанные и расчетливые действия, как в случае неудач, так и в случае удачных решений. Умение критически оценивать собственную деятельность при выборе цели инженерной деятельности.
Сфера саморегуляции характеризуется прежде всего свободой выбора целей и средств их достижения; осознанностью их выбора; совестливостью, самокритичностью, разносторонностью и осмысленностью действий; умением соотносить свое поведение с действиями других людей; добропорядочностью, оптимистичностью и др. Военно-педагогическая практика, по сути дела, должна более активно формировать эту грань индивидуальности военного профессионала. Осознанная свобода человека в выборе цели и средств инженерной деятельности, поведения, свобода изобретательского творчества - важнейшее сущностное свойство человека. Его необходимо развивать. Для развития и совершенствования у курсантов сферы саморегуляции в педагогических целях необходимо предусмотреть ее саморазвитие на более высоких должностных уровнях, когда придется принимать ответственное решение. Этому способствуют развитие у курсантов навыков анализа жизненных ситуаций, их обучение осознанию своего поведения, формирование навыков честного отношения к самому себе и другим людям. Не в этом ли развитии разгадка вопроса, почему адмиралами и генералами зачастую становятся <троечники>, а не отличники?
Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения курсантов в различных видах деятельности и общении. Здесь нужно исходить из необходимости развития у будущих офицеров качеств, помогающих ему в инженерном саморазвитии реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Курсант должен отвечать на вопросы "кем быть?", "каким стать?", "как жить". Отсюда следует, что курсанту необходимо помочь научиться своими поступками выражать личное отношение к миру, к природе, к самому себе, к другим людям.
Экзистенциальная сфера характеризуется умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне, гармонией чувств и поступков, слова и дела, чувств и общения и др. Цели развития этой сферы: выработать у курсанта сознательное отношение к своим действиям, ограничить их произвол и развить в нем стремление к совершенствованию; заботиться о самостоятельности проявления мысли; сформировать умение владеть своими потребностями, управлять собой в экстремальной ситуации.
Однако через пять-шесть лет офицера необходимо обучать с учетом ступеней служебного роста. Это уже общепринятая, доказанная практикой система подготовки кадров. Но зададимся вопросом: а что между периодами обучения? Ответ: саморазвитие офицера, педагогика творческого саморазвития. Исходя из этого, офицер - личность саморазвивающаяся, истоки этого саморазвития состоят в наличии противоречий, возникающих в процессе исполнения им служебных обязанностей. Нельзя рассматривать офицера как статическую систему между образовательными периодами (обучение в училище, на специальных офицерских классах или курсах в военной академии), так как и во время обучения процесс саморазвития офицера непрерывен. Стремление к самосовершенствованию должно быть присуще будущему военному профессионалу. Разрешение противоречий между фактическими задачами и наличным уровнем знаний и умений - результат творческого саморазвития системы <преподавание - учение>.
Движущими силами творческого инженерного саморазвития курсанта, повышения эффективности его учебной и профессиональной деятельности являются:
1. Противоречие между желанием курсанта решить инженерную задачу и уровнем имеющихся у него знаний.
2. Противоречие между желанием повысить свой профессиональный статус и практическими умениями и навыками.
3. Осознание недостатка информированности по заинтересовавшему вопросу: "информационный зуд", часто наблюдаемый у молодых людей.
4. Стремление к профессиональному самоутверждению и занятию доминирующей роли по отношению к товарищам по службе в курсантском коллективе.
5. Обретение социальной значимости приобретаемых в ходе учебы знаний.
Семь сфер могут быть неравнозначно ответственны за формирование творческой активности в инженерной деятельности офицера. Они саморазвиваются в процессе инженерного творчества. Проблема развития и саморазвития умений и навыков инженерного творчества будущего офицера всегда актуальна. Содержание же их прагматической модели позволяет строить адекватные дидактические системы. Это могут быть учебные занятия по расписанию в вузе, изобретательская и рационализаторская работа, участие в кружках военно-научного общества курсантов, работа во временных творческих коллективах во время войсковых и флотских стажировок и практик. Опыт изобретательской деятельности указывает на ее предпочтительное использование для достижения поставленной цели. Эта работа обладает интегративным свойством, позволяющим формировать профессионально значимые умения и навыки в сочетании с умениями самосовершенствования и саморазвития личности офицера. Участие в ней преподавательского и курсантского состава важный критерий оценки степени самосовершенствования профессионализма. Именно с позиции самосовершенствования следует рассматривать эту работу. Там, где ее нет - о каком саморазвитии инженерных умений может идти речь?
Сопоставляя прагматическую модель саморазвивающейся творческой инженерной активности специалиста с фактически сложившейся и используемой, возможно определение и уточнение условий обучения и воспитания военного профессионала в конкретном военно-учебном заведении.
Саморазвитие творческой активности в инженерной деятельности позволяет снизить частоту проявления и исключить халатность по отношению к эксплуатируемым техническим системам. Глубокое знание эксплуатируемой техники не позволит пренебречь правилами ее эксплуатации, которые подразумевает дисциплинированность как непременное качество военного специалиста. Однако, полагаем необходимым согласиться с мнением адмирала В.А. Самойлова (предисловие к книге Б.А. Каржавина "Гибель "Отважного"), что дисциплинированность военного профессионала требуется сочетать с инициативой и смелостью. Заметим, смелостью, осознанной и базирующейся на твердых технических знаниях своего оружия и оружия противника, умениях, которые без постоянного саморазвития, самотренировки не приобрести.
Реализация предлагаемой концепции позволит в условиях реформирования армии и флота сохранить их боевой потенциал, но военно-учебные заведения должны также курсантов учить учиться. Без этого не обойти и проблему творческого саморазвития офицера - научить учиться. Профессиональную подготовку офицера следует рассматривать как результат действия педагогики творческого саморазвития. Офицер реализует деятельность в условиях, когда зачастую ситуация не определена, а боевой приказ (боевую задачу) выполнять надо, организует грамотное боевое применение средств вооружения. Насколько он владеет приемами решения инженерных задач, встающих в ходе исполнения своих функциональных обязанностей, зависит успех в достижении поставленной цели. Поможет ему в этом саморазвитие и самосовершенствование, которые реализуются через самоопределение, самопознание и творческую самореализацию.
Военная школа не должна стоять в стороне от этой проблемы. Педагогика творческого саморазвития должна занять свое место и оформиться в качестве самостоятельного аспекта технической подготовки офицеров. Развитие не только личностных, но и индивидуальных качеств офицерского состава, позволит следовать в его подготовке с учетом известного афоризма адмирала С.О. Макарова, что <широта горизонта определяется высотой глаза наблюдателя>.
Веяние времени в военном вузе: требуется не только личностный, но и индивидуальностный аспект подготовки курсантов и слушателей. Педагогика индивидуальности - мощнейший инструмент в улучшении качества обучения курсантов. Материал данной статьи обсуждался с известным российским физиком-теоретиком Л.Н. Лабзовским, который метко подметил: <Количество хороших студентов в России инвариантно внешних условий>. Практические педагоги должны активно сотрудничать с курсантами - будущими офицерами флота, уделяя должное внимание проблемам формирования уникальности человека. Это залог могущества страны.