Модерация как форма повышения квалификации педагогов - учителей и руководителей образования |
|
Лазаренко РСЂРёРЅР° Рудольфовна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой управления развитием образования БГПУ Лобанова Маргарита Александровна - аспирантка кафедры управления развитием образования БГПУ |
Р’ современном РјРёСЂРµ РІСЃРµ большее внимание уделяется изучению опыта РґСЂСѓРіРёС… стран РІ различных областях общественной жизни. Система образования РІ целом, Рё постдипломного, РІ частности, РЅРµ является исключением. Сегодня актуальным становится изучение опыта зарубежных коллег РІ области проектирования образовательных систем, разработки стандартов образования различных ступеней (начального, общего, профессионального), развитие форм повышения квалификации Рё профессиональной переподготовки. РќР° протяжении нескольких лет РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации действуют модераторские центры для учителей Рё руководителей образовательных учреждений, реализующих идею непрерывного повышения квалификации СЃ использованием опыта немецких коллег. География центров РЅРµ так обширна - РІ европейской части Р РѕСЃСЃРёРё это Рі. Белгород, Кострома, Волгоград, Р·Р° Уралом единственный модераторский центр РІ Рі. Барнауле. Деятельность центров модерации РІ Р РѕСЃСЃРёРё представляет СЃРѕР±РѕР№ апробирование новых децентрализованных форм повышения квалификации учителей Рё руководителей образовательных учреждений, аналогичных центрам повышения квалификации РІ земле Северный Рейн-Вестфалия (Германия). Рта земля считается регионом СЃ наиболее развитой системой повышения квалификации педагогов РІ Германии. Рменно здесь была разработана Рё успешно реализуется оригинальная форма повышения квалификации - модерация, которая используется РІ системе государственного повышения квалификации, РІ практике внутришкольного повышения квалификации педагогов, РІ управленческой деятельности руководителей школ. Понятия <модерация>, <модератор> уже встречались РІ отечественной литературе РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ анализом немецкой практики повышения квалификации Рё складывающегося отечественного опыта использования идей модерации. Р’ частности, понятие <модератор> рассматривалось РІ публикациях Рњ.Рќ. Костиковой, Р’.Рњ. Лопаткина, Р.Р . Лазаренко, Рџ.Рљ. Одинцова, Р.Рљ. Шалаева. Тем РЅРµ менее, остается недостаточно изученным само явление модерации Рё ее место РІ целостной системе повышения квалификации РІ земле Северный Рейн-Вестфалия. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим нами предпринята попытка его более глубокого анализа, основанного РЅР° непосредственном участии РІ организации Рё проведении модераторских семинаров РІ Р РѕСЃСЃРёРё Рё Германии, консультировании СЃ немецкими руководителями образования, изучении Рё анализе литературы РїРѕ проблеме. Р’ зарубежной литературе РїРѕ проблемам развития школы Рё повышения квалификации понятие <модерация> используется РІ нескольких значениях: как форма повышения квалификации Рё как совокупность методов для организации работы СЃРѕ слушателями. |
Модерацию как элемент системы повышения квалификации, РѕРґРЅСѓ РёР· форм повышения квалификации, рассматривают немецкие Рё отечественные исследователи (Р“. Белер, Р”. Йотенн, Рџ. Браунек, РҐ.-Рў. Йоганн, Р . Урбанек, Рњ.Рќ. Костикова, Р.Рљ. Шалаев Рё РґСЂ.). РћРЅР° является элементом единой системы повышения квалификации педагогов земли Северный Рейн-Вестфалия, управление которой осуществляется РЅР° земельном Рё региональном СѓСЂРѕРІРЅСЏС… (СЃРј. схему).
Главным органом, осуществляющим контроль деятельности школы и обеспечивающим повышение квалификации работников образования на основе модерации, является Министерство образования, повышения квалификации, науки и исследований земли Северный Рейн-Вестфалия. Закон о подготовке учителей [3] юридически закрепляет право педагогов на повышение квалификации и определяет его территориальную структуру. Повышение квалификации педагогов должно быть региональным (на уровне федеральной земли и административного округа) и в то же время децентрализованным - максимально приближенным к школе. Разделение на небольшие округа, по мнению чиновников из Министерства образования земли Северный Рейн-Вестфалия, должно способствовать реализации потребностей образовательного учреждения в развитии и повышении квалификации педагогов [3, 8]. В связи с этим, окружным правительствам рекомендовано активнее переходить к делению административных округов на подрегионы. Цель такого деления состоит в обеспечении большему количеству педагогов участие в мероприятиях по повышению квалификации как можно ближе к месту их работы и проживания [8]. Подобное размещение центров модерации сокращает дополнительные расходы, способствует более экономному использованию ресурсов, а создание сети опорных пунктов на местах, их специализация позволяет, по мнению немецких коллег, достигать оптимальных результатов.
Вторым по уровню значимости является окружное правительство. Направления его деятельности в области повышения квалификации многообразны: создание региональных групп модераторов, осуществляющих повышение квалификации педагогов, выработка рекомендаций в выборе направления повышения квалификации учителей и руководителей школ, корректировка тематики модераторских семинаров, составление списков вновь назначенных руководителей школ. Правительство округа контролирует и сам процесс повышения квалификации, осуществляет систематическую эвалюацию (оценку, рефлексию) занятий, отслеживает удовлетворенность участников модерации учебными семинарами, изучает потребности педагогов и руководителей в повышении квалификации, а также отвечает за подготовку модераторов и формирование резерва модераторского корпуса.
Школа как компонент системы образования Рё составная часть системы повышения квалификации имеет сегодня большее влияние РЅР° ее развитие, чем ранее. Стремясь Рє реализации СЃРІРѕРёС… потребностей, образовательные учреждения способствуют расширению тематики модераторских семинаров. Школа является существенным элементом процесса децентрализации, опорным пунктом, РЅР° базе которого проводится повышение квалификации педагогов как земельного значения, так Рё специальные региональные мероприятия местного значения РїРѕ РїСЂРѕСЃСЊР±Рµ окружных правительств или школьных учреждений. Р’ качестве базовых учреждений РјРѕРіСѓС‚ быть выбраны школы, которые занимаются решением той или РёРЅРѕР№ методической или управленческой проблемы, используя нетрадиционные формы, приемы Рё методы. Выбор РёС… определяется региональными условиями, прежде всего, количеством учителей, школ Рё местом расположения, содержания мероприятия РїРѕ повышению квалификации (тематика занятий нередко требует необходимых условий). Рто, например, занятия РїРѕ повышению квалификации РїРѕ направлениям: новые технологии обучения, физика, С…РёРјРёСЏ, техника, что требует хорошего оснащения помещения, РіРґРµ будет проводиться занятие. Р’ таких случаях хорошее оснащение учебных семинаров служит критерием для выбора базы для проведения мероприятий. Р’ случае необходимости учреждение для проведения модераторских семинаров пополняется необходимым материалом или оснащается новым. РџСЂРё проведении модераторских семинаров для руководителей школ, как правило, выбираются учебные заведения, РіРґРµ эффективно решаются проблемы управления: разработка Рё реализация программы развития школы, управление качеством обучения, внедрение проектного обучения Рё РґСЂ.
Важным компонентом системы повышения квалификации является земельный институт школы и повышения квалификации в г. Зост. В его задачи входит развитие профессиональной компетенции руководителей школ, разработка содержания повышения квалификации в форме модерации для всей земли Северный Рейн-Вестфалия, организация повышения квалификации для руководителей школ и модераторов-тренеров.
В повышении квалификации педагогов земли Северный Рейн-Вестфалия опосредованное участие принимает и университет им. Вильгельма г. Мюнстер. Он предоставляет возможности для индивидуального эпизодического повышения квалификации.
Модерация как образовательная технология, впервые была разработана РІ 60-Рµ - 70-Рµ РіРѕРґС‹ РІ Германии Рё описана РІ работах ученых Рё практиков: E. Schnelle, K. Klebert, E. Schrader,J.Petersen, H.Ritscher, U.Greber, J.Maybaum, W.Werzeln, B.Priebe, W.-D.Zimmermann, M.Hartmann, M.Rieger, M.Luoma, U.Kliebisch, Peter A. Schmitz, K.Köhl, M.Neuland. Р’ РѕСЃРЅРѕРІСѓ разработки целей, содержания Рё методов модерации положены педагогические, психологические Рё социологические аспекты, направленные РЅР° обеспечение комфортности РІ РіСЂСѓРїРїРµ каждого участника, РЅР° формирование РёС… направленности РЅР° достижение результатов. Методы модерации, РїРѕ мнению практиков, целенаправленны, эффективны, РёС… использование предполагает личную ответственность каждого участника процесса Р·Р° СЃРІРѕРё действия Рё достижение общего результата, ориентированы РЅР° перенос полученных знаний РІ повседневную практику.
Наблюдения показывают, что процесс модерации можно рассматривать как управление учебным процессом группы, основанное на изучении ценностно-смысловых ориентаций слушателей, диагностике их интересов, потребностей, совместном целеполагании, определении смысла предстоящей деятельности, акцентирующее внимание на взаимопонимании и сотрудничестве.
В процессе модерации (немецкие коллеги называют учебные занятия модераторскими семинарами) модератор выполняет различные функции [6, 7]. Когда речь идет о передаче содержания какого-либо материала, модератор выступает в роли референта; необходимо изменить отношения, возникающие между участниками группы, - модератор выступает в роли консультанта; для упорядочения и управления процессами повышения квалификации - модератор берет на себя обязанность руководителя рабочим процессом в группе. В значительной степени, эффективность процесса обучения в группе находится в зависимости, во-первых, от влияния модератора на процесс обучения, неслучайно модератора называют <катализатором группы> (W.Niggemann), во-вторых, от характера отношений внутри группы. В связи с этим, модератор должен владеть не только коммуникативными навыками, но и навыками управления процессом обучения и эвалюации. Модераторы - это, по нашему мнению, педагоги, которые хорошо овладели знанием сущности процессов, происходящих в школе, имеют хорошую теоретическую подготовку и опыт приложения теоретических знаний в практическую деятельность и могут сосредоточить большую часть своего внимания на технологических аспектах модераторской деятельности.
Модераторские семинары задачей своей деятельности ставят не только повышение управленческой компетенции руководителей образовательных учреждений, но и их подготовку как модераторов, способных обучать своих коллег решению актуальных проблем управления школой в межкурсовой период времени на базе конкретных школ. В этом состоит принципиальное отличие повышения квалификации руководителей образовательных учреждения в Германии, земле Северный Рейн-Вестфалия.
Библиографический список
1. Г. Белер. Приветственное слово // Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н.А. Некрасова. Кострома: КГПУ, 1996. © 1. С.43.
2. Сущностная характеристика модератора Рё ее региональный аспект: РџРѕСЃРѕР±РёРµ. Авторский коллектив: Роганн РҐ.-Рў., Лопаткин Р’.Рњ., Одинцов Рџ.Рљ., РЎРІРёСЂРёРґРѕРІ РЎ.Р’., Шалаев Р.Рљ. Барнаул, 1997.
3. BASS - 2001-2002 (1-8) Bereinigte Amtliche Sammlung der Schulvorschriften, Lehrerausbildungsgesetz. Stichtag 1.7.2001. Р . 3. 23.
4. U. Greber / J.Maybaum / B. Priebe / W. Werzel. Auf dem Weg zur "Guten Schule": Schulinterne Lehrerfortbildung.Weinheim und Basel, 1991.
5. Martin Hartmann / Michael Rieger / Marketta Luoma. Zielgerichtet moderieren. Weinheimn und Basel, 1999.
6. Udo Kliebisch / Peter A Schmitz. Workshop Schule. Baltmannsweiler, 1999.
7. Karl Köhl. Seminar für Trainer. Hamburg, 1996. S. 13.
8. Rahmenkonzept "Staatliche Lehrerfortbildung in Nordrhein - Westfalen", Schriftenreihe Schule in NRW, Heft 9030, Lehrerfortbildung, Frechen, 1999.