Модель подготовки учителя сельской школы к использованию компьютерных технологий в учебном процессе |
|
Овчаров Александр Владимирович - кандидат физико-математических наук, доцент, зав. кафедрой теоретической физики и математического анализа |
Модернизационные процессы системы образования в России разворачиваются неравномерно, в противоречивых тенденциях, отчетливо проявляясь, прежде всего, в присущих российскому обществу контрастных этнических и региональных уровнях экономического развития даже в рамках одной области или края. Дети, обучающиеся в школах регионального центра и периферии, имеют совершенно разные возможности доступа к образованию, особенно неформальному, что делает проблематичным реализацию конституционных гарантий на равные возможности в получении образовательных услуг. Конституционное декларирование равных возможностей на получение образования вне зависимости от этнической принадлежности, материальных возможностей, географического места нахождения - это не какой-то особый путь развития российской системы образования. Процесс демократизации системы образования характерен для всех экономически развитых государств. Современная демократическая система образования имеет ряд сущностных признаков: - равенство всех членов общества в этой сфере, то есть доступность к ней независимо от социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности; перераспределение прав в управлении школьным делом с учетом необходимости гармоничного баланса между центром и другими структурами; - открытость школьной системы, трактуемая как преемственность всех ее ступеней; право родителей и учеников на выбор учебного заведения; организация учебного процесса, при котором формируется человек, способный свободно, творчески мыслить и работать. Однако нынешняя эпоха породила новое противоречие - между относительным демократизмом школьных систем и социальными факторами, препятствующими получению образования. Демократическое законодательство отнюдь не всегда вопло-щается на практике, что порождает одно из болезненных явлений современного общества - несоблюдение права граждан на образование. Более пятнадцати лет автор наблюдает и анализирует проблему уровня подготовки выпускников сельских и городских школ нашего региона. На протяжении всего этого времени уровень подготовки студентов первого курса выпускников сельских школ был, конечно, ниже. Но даже при одинаковых показателях |
(оценивалось по результату среза проводимого по конкретному предмету) проявлялась закономерность в том, что выпускники городских школ значительно быстрей адаптировались к новой студенческой среде. Еще десять лет назад нами было сделано предположение - это связано с тем, что в условиях города у учеников больше возможностей получить разного рода неформальное образование. Это и позволяло им значительно быстрей переключаться с одного вида деятельности на другой. И что очень важно, именно неформальное образование дало задатки навыков самостоятельной деятельности и получения нужных знаний. К сожалению, наши предположения подтвердились.
Последние 5-6 лет наблюдается яркий контраст в умении ориентироваться в быстро меняющейся обстановке между выпускниками сельских школ и выпускниками некоторых лицеев и специализированных городских школ, которые получили определенную подготовку в области информационных технологий. Данное наблюдение позволяет сделать предположение о том, что мы имеем дело практически с представителями разных цивилизаций. Данное утверждение согласуется с результатами работы Р.Ф. Абдеева [1], где показано, что развитие исторического процесса происходит по сходящейся спирали. И временной интервал между процессами находящимися в одинаковых точках, но на разных витках спирали стремительно сокращается. Это связано с тем, что выпускники многих городских школ и лицеев с легкостью могут погружаться в информационную среду с совершенно новым языком общения - языком информатики, языком символов, языком интерактивного общения. Такие навыки ребята получили в рамках неформального образования. Школа, пока не в способна готовить таких выпускников. В качестве основных здесь можно выделит две причины: первая - экономическая, вторая - педагогическая. Первая причина обусловлена наличием компьютеров в школе. При соответствующем финансировании эта проблема решается в одночасье. Вторая же причина, как и решение всякой педагогической требует времени. Смысл этой причины заключается в том, что отсутствует механизм подготовки учителя - предметника, владеющего навыками работы в компьютерной информационной среде на уровне пользователя. Один учитель информатики не подготовит грамотного пользователя. На уроке информатики компьютер является объектом изучения. Полученные навыки закрепляются на репродуктивном уровне. На продуктивном уровне такие навыки должны закрепляться при выполнении практически значимой деятельности, то есть при использовании компьютерных технологий в освоении школьных дисциплин. Это возможно только тогда, когда учитель - предметник владеет навыками работы в компьютерной информационной среде, тем самым приобщая ребят к новой культуре. Такой учитель будет тогда, когда его подготовят в педагогическом вузе, или он поступит туда уже подготовленным. Из школы выпускник выходит не подготовленным. А в педагогическом вузе зеркально отражается школьная ситуация. Более 15 лет назад информатика введена на всех факультетах. За исключением факультетов, где готовят учителя информатики, студентов обучают тому же, чему их учили в школе. Изначально это делалось с поправкой на то, что в школе нет компьютера. Хотя 15 лет срок не малый, и в школе, казалось бы, должен быть учитель, готовый использовать компьютер в своей работе. Но как показывает действительность, такого учителя нет. Это обусловлено той же проблемой что и в школе. В вузе на занятиях по информатике полученный навык закрепляется так же на репродуктивном уровне. На продуктивном уровне он должен закрепляться, тогда, когда студент использует компьютер при освоении других дисциплин. Но для этого необходимо, чтобы преподаватели кафедр, предметная область которых не связана с компьютерными технологиями, мотивировали студентов к использованию компьютера. Для этого они сами должны владеть такими навыками , а в подавляющем большинстве - не владеют. Хотя, в отличии от большинства школ, где нет компьютера, в вузе, по крайней мере последние 5 лет, любой желающий преподаватель может иметь доступ к компьютеру подключенному к сети Интернет. В региональном центре и крупных городах края, какая то часть школьников в рамках неформального образования такие навыки могут получить, а вот сельские дети лишены такой возможности.
Особенностью образовательной ситуации Алтайского края является преобладание сельских школ: 84% общеобразовательных школ расположены в сельской местности [2], по России 68 ,9% [3]. Следовательно, закон Российской Федерации, закрепляющий конституционное право на равные права и возможности на получение образовательных услуг даже в рамках одного региона, является декларативным. Решение данной проблемы в большей степени лежит в экономической плоскости. Выше говорилось, что экономическая проблема может решиться быстро. Примером тому служит президентская программа по компьютеризации сельской школы. В сельские школы компьютеры поставили, а учитель предметник не готов его использовать. Следовательно, по прежнему, не будет выпускника готового использовать компьютерные информационные технологии в своей студенческой или трудовой деятельности. Данная проблема требует быстрых и эффективных действий. Традиционная модель переподготовки учителей через существующую систему ИПК в этом случае будет малоэффективной, даже если будут организованы курсы переподготовки учителей с привлечением опытных преподавателей вузов. Эффективность этой кампании заведомо будет низкой. Причин много. Из бесед с директорами школ следует, что часто на курсы отправляют не того кому это необходимо в первую очередь, а тех кого можно послать. Это связано в первую очередь с бытовыми проблемами.
В средине 80-х годов, когда в школах появились отечественные компьютеры, проводилась аналогичная кампания по ликвидации компьютерной безграмотности среди учителей и преподавателей вузов. Время показало, что эффективность этой кампании крайне низкая. Организация проводимых курсов сегодня выстроена по тому же сценарию, и ожидать существенно лучших результатов, чем в 80 -х годах не стоит.
На физическом факультете БГПУ накоплен более эффективный и менее затратный с точки зрения вложения финансовых средств опыт переподготовки учителей. Специальность, по которой готовятся студенты на факультете, - учитель физики и информатики. К четвертому курсу 20 - 30 студентов владеют навыками работы в компьютерной информационной среде, значительно выходящими за рамки предлагаемой программы обучения. Этого они достигают в большей степени в процессе неформального образования, совмещая учебу с работой в сферах, связанных с производством и обслуживанием компьютерных технологий. Такие студенты направляются на педагогическую практику в сельские школы, где есть современные компьютеры, позволяющие работать со стандартным программным продуктом. На кафедре теоретической физики собрана медиотека обучающих программ и репетиторов на СD-дисках по всем дисциплинам школьного курса. Студенты - практиканты везут с собой набор CD-дисков с обучающими программами по операционным системам, офису и предметным областям школьных дисциплин. Такой студент в период педагогической практики оказывается более полезен опытному учителю - предметнику, чем ученикам, с которыми он работает в компьютерном классе. <Погружение> в компьютерную информационную среду учителя в такой ситуации оказывается более продуктивней относительно той, когда он находится на курсах повышения квалификации, где читаются лекции опытными преподавателями вузов. Это объясняется рядом причин. На курсах переподготовки в одной аудитории или компьютерном классе находятся учителя разных предметных областей. Поэтому не имеет смыла знакомить их с какой-либо обучающей программой или репетитором по конкретной предметной области, то есть отсутствует механизм использования навыков работы с компьютером для выполнения практически значимой деятельности, а следовательно, закрепления навыков на продуктивном уровне. Поэтому, на курсах ликвидации компьютерной безграмотности занятия всегда начинаются с знакомства с устройством компьютера, изучения операционной системы и т.д. Учитель сталкивается с большим количеством незнакомых терминов, которые не находят никаких аналогий в его прошлом профессиональном опыте. Через некоторое время большая часть учителей теряет интерес и посещает занятия и выполняет задания формально.
В предлагаемой нами модели, студент-практикант начинает работать индивидуально с учителем, с обучающей программой или репетитором по той предметной области, где учитель является специалистом. Изначально для него новым является только интерфейс, который значительно проще, чем любой другой , с которым он сталкивается при освоении операционной системы или офисной программой. Проявляя живой интерес, он быстро осознает, что для самостоятельной работы ему необходимо иметь общие представления о компьютере и познакомиться с операционной системой. И теперь с ним можно начинать работать с обучающей программой по операционной системе и офису значительно продуктивней.
Судя по отзывам директоров школ и учителей, несмотря на то, что студенты без сомнения менее опытные, чем преподаватели, работающие на курсах переподготовки, результат значительно лучше. Это обусловлено тем, что в процессе обучения они используют только компьютерные технологии. Традиционные методы не используются. Использование компьютера предоставляет принципиально новые возможности конструирования информационной среды обучения и передачи методического опыта. По сравнению с традиционным способом сохранения методического опыта - книгой, содержащей его описание и предполагающей личную трактовку учителем, компьютер дает возможность сохранения опыта в динамической форме, а именно в форме программной оболочки и предполагает только его сопровождение. Программная оболочка наполнена соответствующей предметной областью по сценарию, предложенному опытным преподавателем или группой специалистов разрабатывающих определенный курс. Роль преподавателя использующего такую оболочку совершенно иная, он не трактует какую - либо методику, а сопровождает ее. Видимо по этой причине, такова человека стали называть <тьютор>. С этой ролью вполне успешно справляются студенты старших курсов владеющие навыками работы в компьютерной информационной среде.
В качестве недостатка предлагаемой модели можно выделить два момента:
1. За период одной практики мы можем послать не более 2-3 человек, что обусловлено количеством комплектов CD-дисков.
2. Мы не имеем возможности оставлять в школе комплект CD-дисков.
В случае обеспечения финансирования эти недостатки устранимы. Мы сможем в период одной практики посылать в сельские школы до 20 человек. Педагогических практик в учебном году две. Как показывает опыт, каждый студент приобщает к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности за период практики от 6 до 10 учителей. Следовательно, такая форма не только более эффективна в плане повышения квалификации, и по охвату числа учителей вряд ли меньше, чем традиционные формы.
Библиографический список
1. Р.Ф.Абдеев. Философия информационной цивилизации: Учебное пособие. Москва, 1994.
2. Данные текущей статистики комитета администрации Алтайского края по образованию, 1996-97 уч. г.
3. Матросов В.Л. Оподготовке педагогических кадров: статистика,проблемы, перспективы // Преподаватель. 1999. © 2-3. С. 4.