МЕХАНИЗМ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ СТРУКТУРИРОВАТЬ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ |
|
Адольф Владимир Александрович - доктор педагогических наук, профессор, декан факультета информатики КГПУ |
Овладение человеком знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями происходит через механизмы активной деятельности, собственных творческих усилий и отношений. Внешние социализирующие личность факторы способствуют ее формированию тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и оказывают на них положительное влияние. Таким образом, в обучение необходимо включить активность обучаемого. Активность обучаемого имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения и навыки. Исходным в учении является потребностно-мотивационный аспект. Познавательная потребность, с одной стороны, служит предпосылкой деятельности учения, с другой - ее результатом становится сформированный мотив. Умение учиться состоит из познавательных действий, ранее усвоенных, то есть жизненного опыта, который затем используется как средство усвоения новых действий, нового узнавания. Включение учения как самостоятельного в систему "обучение - воспитание - развитие" изменяет весь образовательный процесс и место умения в этом процессе. Умение можно рассматривать как самодеятельность учащегося в контексте нового узнавания; то есть субъекта познавательной деятельности по накоплению жизненного опыта. В этом подходе умение трактуется как свойство личности человека, его способность выполнять определенные действия в новых условиях (узнавать) на основе ранее приобретенных знаний и навыков (жизненного опыта). Учебное умение включает в себя психологические, логические и специфические действия. Специфические действия отражают особенности определенной научной области, это может быть математика, физика, история или другая наука. Выполнение усвоенного действия состоит в преобразовании объекта конкретной научной или предметной области, а процесс усвоения данного действия в учении состоит в преобразовании самого студента из субъекта, не владеющего данным действием, в субъекта, овладевшего им. Эти действия не обладают универсальностью и не всегда могут быть перенесены на любой предмет. Перенос возможен только при наличии межпредметных связей. В этом случае деятельность учения и деятельность по преобразованию отдельных предметов не различаются. Мы концентрируем свое внимание на анализе предметных умений: математических, графических, грамматических и др. Наши действия осуществляются определенными способами - операциями, которые зависят от условий достижения цели и отвечают определенной задаче. Действие зависит от вида заданий и может протекать в различных условиях, при этом меняется его операционный состав. При этом действие строится на осознание метода действия, на понимании принципа операций, на уяснении места, которые закрепляются в виде навыков и умений в сознательно- осмысленной деятельности. Чем осознаннее умение и навыки, тем легче и шире они обобщаются и переносятся. В процессе усвоения нового действия (умения) деятельность учения реализуется рядом исполнительных действий и операций различных уровней иерархии данной деятельности (первичное ознакомление с новым действием или его восприятие; специальная работа по его закреплению - действия отработки нового действия; овладение новым действием). Осуществление исполнительных действий сопровождается контрольными действиями. Усвоение нового материала связано тремя процессами: - субординарный (от абстрактного к конкретному); - суперпозиционный (от простого к сложному); - комбинаторный (установление общих элементов). Осознанное усвоение связанно с пониманием структуры учебного материала, с осмыслением основных идей и связей, а также умением устанавливать связь между фактами, идеями и понятиями. Мы рассматриваем умение структурировать учебный материал как обобщенное умение. Всякий раз, когда студент оперирует (в мыслительной, материализованной или материальной форме) какими-то составными частями учебного материала и своего опыта (в широком смысле) в целях установления смысловых связей между частями, он решает познавательную задачу. Поскольку учение - это самоуправляемая деятельность студента, а активность - свойство этой деятельности, то активизация учебной деятельности - есть управление активностью, то есть ее мотивация, выбор, доведение до оптимального уровня и поддержание на этом уровне. Именно так понимая учение, мы и рассматриваем учебные умения как свойства личности, его способность выполнять определенное действие в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний и навыков, как приобретенный и усвоенный опыт осуществления способов деятельности. При изучении мнений студентов о снижении познавательного интереса к учебе задавался вопрос <Что тебе мешает добиться более высокого результата в учебе?>. Было получено более 20 вариантов ответов. Среди прочих студенты называли: а) отсутствие систематизированного контроля со стороны преподавателей и однообразие его проведения- 60%; б) большой объем изучаемой информации и незнание способов ее комплектации - 40 %; в) перегрузка аудиторными занятиями - 25%; г) разочарование в выбранной профессии и отсутствие сформированного идеала специалиста -17%. В связи с этим является актуальным построение специальной измерительной технологии для эффективности организации тестовой и оценочной деятельности преподавателей и самоконтроля учебной деятельности студента, которая включает несколько этапов (входной, текущий (дискретный), итоговый). Примером такой технологии может быть <система контроля знаний студентов по дисциплинам>. Цели данной технологии следующие: - Разработка системы контроля знаний студентов. - Разработка модели совместной деятельности преподавателя и студента по формированию умения структурировать учебный материал. - Подбор методов и средств получения объективной информации об учебной деятельности студентов и преподавателей. - Создание математической модели факторов, влияющих на учебную деятельность студентов. Разработанная измерительная технология предполагает решить следующие задачи: - Построение валидных и надежных текстов по предметным дисциплинам. - Построение методической системы эффективной организации учебного процесса за счет повышения мотивации к самостоятельной и индивидуальной работе студентов. - Создание аналитического аппарата для управления учебным процессом и принятия решений. Разработанный механизм совместной, продуктивной деятельности в качестве инструмента изучения структуры учения позволяет выдвинуть в качестве единицы анализа новообразованной личности (в процессе формирования умения структурировать учебный материал) ситуацию совместной, продуктивной деятельности преподавателя со студентами. |