О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАХ ОБНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В КРАСНОЯРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ |
|
Бордуков Михаил Иванович - кандидат биологических наук, профессор, первый проректор КГПУ Стеганцева Татьяна Адриановна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии КГПУ |
Глобальные изменения,произошедшие в мире и стране, коренным образом повлияли на практику образования. Современная школа становится сложной социокультурной организацией, которая выполняет не только традиционные образовательные функции, но и дает ориентиры на социокультурные идеалы. Это требует прихода в образовательные учреждения качественно нового учителя, учителя с гуманистической, духовно-нравственной направленностью. Качественное изменение целевого, содержательного и технологического компонентов учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы становится возможным только тогда, когда этим занимается профессионал, способный свободно ориентироваться в сложных и быстроменяющихся социокультурных условиях, творчески решающий поставленные перед ним задачи. Анализ же состояния профессионально-педагогической подготовки в Красноярском педагогическом университете, проведенный в начале 2000 года, показал, что наряду с определенными достижениями в этой области выявились явно западающие звенья. К ним, в первую очередь, можно отнести доминирование информационного подхода и репродуктивных форм в обучении, слабую инициативу студентов в выборе способов овладения профессионализмом из-за отсутствия внешних условий, позволяющих определять индивидуальную линию (стратегию) получения соответствующего образования. Осуществляемая подготовка студентов к работе в стабильных инвариантных условиях деятельности школы снижает профессионализм будущих учителей и тормозит формирование у них таких качеств, как самостоятельность, инициатива, креативность. Все это потребовало от преподавательского коллектива университета переосмысления приоритетов в педагогическом образовании и поиска путей совершенствования всей системы подготовки будущих специалистов. В связи с этим в 2000 году в университете был создан временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК), который в течение года разработал концепцию обновления профессионально-педагогической подготовки учителя в Красноярском педуниверситете. |
Методологически важным в концепции стало определение: что есть профессионализм соответствий с требованиями сегодняшнего дня. В связи с этим понятие <профессия> рассматривалась ВНИКом в контексте нескольких действительностей:
- профессия как подготовленность личности к определенной деятельности, базирующаяся на существовании фиксированного в опыте и культуре предмета деятельности и способов ее выполнения;
- профессия как способ отношения человека к действительности, когда профессионал характеризуется наличием собственной, самостоятельно выстроенной предметности деятельности и постоянной работой над ее развитием;
- профессия как сообщество профессионалов, что требует выхода в управленческую позицию по отношению к процессам, протекающим в сообществе с целью развития предмета деятельности, коммуникаций между профессионалами, оформления среды деятельности.
Эти характеристики были положены ВНИКом в основу диагностики уровня профессионализма, проектирования и организации процесса профессионализации.
Уровни становления профессиональной компетентности
I Нормативный |
II Продуктивный |
III Творческий |
Овладевает стратегией обучения и воспитания, имеет стандартную базовую систему знаний и методов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность, но встречает трудности при решении нестандартных педагогических задач. Испытывает и реализует потребность в самоорганизации профессиональной деятельности. Основным процессом на этом этапе, в ходе которого происходит самоопределение человека как деятеля, является процесс целеполагания. В ходе этого процесса человек, самостоятельно ставя цели собственной деятельности, начинает относиться к деятельности особым образом - начинает ее сознательно проектировать и строить |
Овладевает стратегией обучения и воспитания, превращения своей науки в средство развития личности учащихся, овладевает системой дополнительных специальных знаний и умений решения нестандартных педагогических задач. Происходит построение предметности собственной деятельности, то есть определение специфичности, уникальности по отношению к деятельности других профессионалов педагогической профессии; определение смыслов, целей, способов и ограничений собственной деятельности |
Сам разрабатывает и конструирует собственную стратегию обучения и воспитания. При этом осмысливается не только собственная деятельность, но и деятельность профессионального сообщества. Причем эта деятельность осмысливается не как отстранение, а в целях и применительно к организации собственного управленческого действия в этом пространстве. Профессиональная жизнь рассматривается как пространство реализации деятельных смыслов, превратившихся в миссию |
С учетом данных критериев были выделены основные направления обновления профессиональной подготовки:
- усиление социо- и личностно-ориентированного аспекта учебно-воспитательного процесса за счет создания условий выбора траекторий получения образования;
- активное внедрение деятельностного подхода, направленного на развитие креативности студентов;
- фундаментализация профессиональной подготовки за счет углубления интегративных связей как между циклами предметов, так и внутри них.
Каждое из этих направлений в концепции рассматривается с позиции четырех аспектов: аскиологического, онтологического, праксиологического и морфологического.
Аксиологический (ценностный) аспект профессиональной подготовки учителя в педагогическом университете представляет собой формирование совокупности специфических педагогических ценностей профессиональной деятельности, субъективное восприятие и присвоение которых личностно значимо для студентов. Будущий педагог в период обучения в вузе строит собственную систему ценностей о личности школьника, о педагогической деятельности, собственном профессионализме, значении психолого-педагогических знаний и т.д. Изучение и формирование педагогических ценностей студентов составляет основу содержания педагогического образования в неразрывной связи <Я-профессионального> и <Я-личностного>.
Онтологический (содержательный) аспект профессиональной подготовки включает общекультурную, предметную, психолого-педагогическую подготовку студентов.
Общекультурная подготовка - это не преподавание особых дисциплин, а результат общих усилий всех преподавателей университета, чья деятельность так или иначе связана с трансляцией различных форм культуры. Дисциплины, которые входят в так называемый <общекультурный блок>, призваны обеспечить подготовку не только специалиста, но человека, вписывающегося в сегодняшнее общество, владеющего знаниями, необходимыми для оптимальной жизнедеятельности в современных условиях.
Часть дисциплин этого блока обеспечивает развитие культуры профессионального труда, подготовку работника-деятеля, формируя тем самым профессионально-технологическую, экономическую, управленческо-организационную культуру (ценности-средства).
Другая часть дисциплин обеспечивает развитие коммуникативной культуры студентов, умение взаимодействовать с людьми на разных уровнях, формируя семейную, национально-этническую, гражданскую, правовую, религиозную и нравственную культуру (ценности-отношения).
Третья часть дисциплин формирует мировоззренческую культуру, культуру жизненных смыслов, перспектив и приоритетов (ценности-цели).
В основу предметной подготовки был положен принцип фундаментальности, предполагающий научно-теоретическую основательность, раскрытие и освоение фундаментальных теорий, законов, принципов и понятий, отражающих современное состояние науки.
При этом очень важным становится усиление межпредметных связей в контексте педагогической профессии, формирование профессионально-педагогической позиции студентов через предмет, устранение столь выраженной в настоящее время разделенности циклов предметных и психолого-педагогических дисциплин.
Расширение и углубление знаний, осуществляющиеся на основе продуктивных и творческих заданий, стимулирующих самостоятельную работу и самообразовательную деятельность студентов, предполагают создание в ближайшее время оптимальной комплексной программы самостоятельной работы студентов.
Информатизация образования в этом аспекте рассматривается как одно из важнейших средств реализации новой образовательной парадигмы, предполагающей перенос ориентиров на приобретение фундаментальных междисциплинарных знаний.
Совместная деятельность преподавателей и студентов в условиях информационной и коммуникативной культуры создает идеальные условия для профессионального общения, ведения совместной учебно-методической работы, перехода в режим равной активности педагогов и студентов.
Особое внимание в концепции уделено собственно психолого-педагогической подготовке. В русле происходящей демократизации общества и гуманизации системы образования особое значение приобретает формирование у студентов готовности к организации педагогической деятельности на основе личностно-ориентированного подхода.
Психологическая подготовка должна обеспечивать будущим специалистам понимание сущности этого подхода и, как следствие, необходимости и целесообразности его осуществления в образовательной практике; должна вооружить студентов конкретными способами реализации этого подхода в учебно-воспитательном процессе. Содержание психологической подготовки, выстроенной в русле личностно-ориентированного подхода, предполагает:
- развитие у студентов рефлексивных способностей, благодаря которым становится возможным осознание индивидуально-психологических характеристик у себя и у других участников образовательного процесса;
- понимание на основе этого собственного психологического ресурса;
- осознанный выбор путей адекватного использования ресурса в будущей профессиональной деятельности через формирование уже в студенческие годы индивидуального стиля деятельности;
- умение выстраивать взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса в режиме диалога, партнерства и развития, сотрудничества и ненасилия.
Это позволит педагогам избегать столь распространенного сейчас состояния неудовлетворенности работой, душевного дискомфорта, ощущений впустую растраченных сил, расстройств здоровья, являющихся следствиями психологической некомпетентности, а студентам - понять себя, творчески развиваться и осознанно перемещаться в пространстве человеческого опыта.
В педагогической подготовке акценты также были расставлены по-новому. Смена ценностных ориентаций в обществе или их потеря вообще привели к ослаблению подготовки будущих учителей к воспитательной работе. В настоящее время становится очевидной необходимость подготовки студентов к воспитанию патриотов, граждан правового, демократического государства, обладающих достаточным уровнем толерантности, имеющих высокие нравственные принципы.
Повышается значимость подготовки учителя, осознающего свою ответственность перед детской личностью, готового помочь ей в самоопределении, саморазвитии и самореализации в современных условиях.
Что касается инновационной педагогики, то она должна, в первую очередь, ориентироваться на знание студентами критериев новизны в педагогическом процессе, на сформированность у будущих учителей аналитических и прогностических умений, на знание ими опыта творческой педагогической деятельности школ разного типа. Такой подход позволит молодым учителям не только ориентироваться в процессах, имеющих место в современной практике, но и перестраиваться в соответствии с меняющейся политикой школы.
В рамках праксиологического (деятельностного) аспекта профессионально-педагогическая подготовка предполагает достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие мышления; выработку рефлексивных, коммуникативных, реализационных способностей будущих учителей; изучение процедур и технологий; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязку изучаемого материала к проблемам повседневной жизни.
Праксиологический аспект профессиональной подготовки учителя предполагает рассмотрение теоретических знаний как средства решения практических задач, знакомство с современными педагогическими технологиями: коллективный способ обучения, развивающее обучение, индивидуально-ориентированная система обучения, теория решения изобразительных задач и др.
Профессионально-педагогическая деятельность может быть определена как метадеятельность, так как содержание подготовки студента - будущего учителя - не может быть внесено извне, а может быть выработано в процессе специально организационной деятельности педагогической практики, являющейся центральным звеном в системе профессиональной подготовки, когда все ее формы и методы проверяются и наполняются смыслом, поскольку в конечном счете направлены на практическое применение. Именно в период педпрактики студент осваивает то ролевое поведение, которое станет впоследствии определяющим в его профессиональной деятельности, осваивает образы <Я-учитель>, <ученик> и <деятельность учителя>; имеет возможность самовыражения, творчества, применения своих способностей, экспериментирования, исследовательского подхода к своей деятельности и развитию личности. В результате у студента оттачиваются педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая рефлексия и педагогическая направленность.
Морфологический (структурный) аспект предполагает совершенствование структуры высшего педагогического образования.
Структурная перестройка образования как внутри университета, так и внешняя - интеграция с вневузовскими образовательными учреждениями - требует более детальной проработки по определению цели и конкретных задач этого процесса, исходя из социально-экономических особенностей развития общества и системы образования в современных условиях. К ним следует отнести:
- переход системы общего образования на 12-летний срок обучения;
- демографические изменения в обществе;
- спрос на специалистов на рынке труда.
С учетом этих факторов определены следующие направления:
- создание гибкой структуры подготовки специалистов в соответствии с потребностями рынка труда, в том числе и непедагогических специальностей, которая может в короткие промежутки времени меняться, сохраняя высокий качественный уровень;
- в целях расширения спектра профессиональной подготовки студентов в период обучения в университете, увеличение на факультетах (институтах) числа образовательно-профессиональных программ по дополнительным специальностям и специализациям;
- осуществление изменений в рамках специальностей структуры специализаций для подготовки выпускников университета к профессиональной деятельности в системе дошкольного и школьного дополнительного образования;
- изменение структуры учебных планов в сторону снижения объема недельной учебной аудиторной нагрузки студентов в целях повышения значимости самостоятельной работы студентов;
- перестройка структуры управления образовательными программами специальностей на основе внедрения объективных показателей оценки состояния образовательного процесса.
Рассмотрение процесса обновления профессиональной подготовки в свете данных (аксиологического, онтологического, праксиологического и морфологического) аспектов позволяет, как показывает первый опыт по реализации концепции, представить его целостность. Выявление приоритетных направлений в концепции способствует осуществлению профессиональной рефлексии, помогает педагогу увидеть свою деятельность в контексте общих процессов, происходящих в вузе.
При этом критерием результативности педагога должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а сформированность у студентов объявленных в социальном заказе ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной, общественно-политической и личностной сферах; новые функции педагога, связанные с научно-исследовательской деятельностью - проектировочные, информационно-аналитические, экспертные, рефлексивные.
Оцениванию подлежат личностная значимость и отношение студента к собственной деятельности, связанных с учебным предметом и с учеником, изучающим этот предмет с целью его личностного развития.
При итоговом оценивании необходимо учитывать качество образовательной среды университета и соответствие профессиональной готовности студентов социальному заказу, транслирующему потребности государства.