О новых формах

педагогического совета

на модераторском семинаре

Церникель

Лилия

Анатольевна

- кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии управления БГПУ

Педагогический совет: Эти слова нередко вызывают представление о чем-то заформализованном, ненужном, где заслушиваются стереотипные, скучные доклады об успеваемости и дисциплине, провозглашаются поощрения и наказания. Мы же на модераторском семинаре по проблеме "Роль педагогического совета в демократизации внутришкольного управления" изначально определили, что педсовет будет лабораторией педагогического мастерства, одним из условий развития экспериментальной работы в образовательном учреждении. Поэтому выделили три основных направления в деятельности педсовета. Во-первых, вопросы, вынесенные на его рассмотрение, должны быть интересны всем. Во-вторых, к подготовке педсоветов приобщать как можно большее число модераторов, создавать творческие группы, которые решали бы перспективные задачи. В-третьих, педсовет должен быть не только генератором интересных идей, но и экспертным советом экспериментальной работы образовательного учреждения. Мы попытались сделать педсовет органом, который объединит модераторов общей заботой о сегодняшнем и завтрашнем дне школы, побудит к поиску, творчеству, создаст в коллективе атмосферу доверия, взаимопонимания и уважения.

В ходе семинара акцент был сделан на теоретическую основу по проблеме проведения педагогических советов. Современный педагогический совет является полифункциональным. В его функциях могут быть выделены такие группы: управленческие (административные), которые включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие, корректирующие.

Методические функции педагогического совета: информационные, обобщающие, аналитические, развивающие, обучающие, активизирующие.

Воспитательные функции педагогического совета состоят из индивидуально-формирующих, коллективно-образующих, мотивационно-целевых, мировоззренчески-идеологических и организационно-воспитательных.

Социально-педагогическиефункции педагогического совета включают в себя коммуникативные, интегрирующие, координирующие, защитные.

По методике подготовки и проведения педагогические советы бывают: традиционные, нетрадиционные.

По форме (традиционные): доклад с обсуждением; доклад с содокладом; серия сообщений; на основе работы проблемных групп; семинар-практикум.

По форме (нетрадиционные): методический день; в форме КТД (коллективное творческое дело); диспут-дискуссия; творческий отчет; конкурс; аукцион; фестиваль; деловая игра; круглый стол; педагогический консилиум; презентация.

Традиционный педагогический совет на основе создания проблемных групп

Основной недостаток традиционной формы педагогического совета с докладом - низкая активность педагогов. Этого недостатка можно избежать, если выбрать актуальную проблему и привлечь к ее обсуждению всех участников педагогического совета, организовав ряд проблемных творческих групп.

1 этап - ЭТАП РАЗРАБОТКИ осуществляется методическим советом. Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагается разработать группам участников педагогического совета, скомплектованным по признаку их причастности, компетентности, опыта в данной области. Публикуется общий план совета, вопросы для обсуждения, библиография.

2 этап - ЭТАП ПОДГОТОВКИ (творческие проблемные группы). Подготовку к педагогическому совету одновременно проводят проблемные группы совместно с администрацией, предметные кафедры и методические объединения, методический кабинет. Разрабатываются планы работы педагогического совета.

Каждая группа получает задание: изучить состояние проблемы на своем участке. К работе группы подключаются (оказывают помощь) члены администрации, руководители методических объединений.

Проблемные группы совместно с администрацией:

- занимаются разработкой вопросов к педагогическому совету;

- проводят анкетирование педагогов и учащихся;

- продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни);

- посещают уроки и внеклассные мероприятия;

- оказывают помощь педагогам в систематизации материала по выбранной проблеме;

- изучают документацию образовательного учреждения;

- разрабатывают памятки;

- готовят объявление о предстоящем педагогическом совете;

- разрабатывают проект решения и рекомендации.

Гласность и стимулирование подготовки педагогов к педагогическому совету обеспечивается тем, что в учительской за месяц или более вывешивается плакат-объявление о предстоящем педсовете. На нем - дата, тема, время, место, цели и задачи педсовета, повестка дня, вопросы к педагогам, а также список литературы по обсуждаемой проблеме.

3 этап - ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ. Длительность педагогического совета по времени - 2 - 2,5 часа. Председатель педагогического совета напоминает о требованиях к выступающим:

- <уметь слушать и не прерывать оратора>;

- <мнение каждого должно быть услышано, учтено и принято>;

- <мысли и предложения надо сформулировать четко и кратко>;

- <чужое мнение должно уважаться, но при этом нужно высказывать и свое>;

- <доказывать свою точку зрения, опираясь на анализ школьной ситуации, факты, данные и выводы не только педагогики, но и психологии, физиологии, дефектологии и других наук>;

- <вносить конкретные предложения, точно их адресовать. Критиковать по-деловому, принципиально. Не допускать эмоциональных всплесков, помнить, что эмоции резко снижают результативность обмена мнениями.

Важное значение имеет процедура принятия решения. Проект решения готовится заранее рабочим президиумом и ставится на голосование. Перед голосованием обязательно должно быть объявлено обсуждение проекта решения. После голосования (открытого) идет учет предложений о поправках, уточнении принятого за основу решения и, наконец, проводится голосование окончательного варианта решения в целом.

Заметим, что отношение к решению педагогического совета уже проявляется в процессе его принятия.

К недостаткам традиционных советов <на основе доклада> можно отнести:

- авторитарный стиль, превращение совета в некий инструктаж;

- поверхностное обсуждение поставленных проблем;

- слабую связь теории с практикой, абстрактность докладов;

- почти полное отсутствие самостоятельной деятельности педагогов;

- появление платных выступающих;

- низкая результативность.

Новые (нетрадиционные) формы проведения педагогического совета превратили его - без преувеличения можно сказать - в <мозговой центр>, в некий штаб передовой мысли, в лабораторию мастерства педагогов. Позволю кратко обозначить некоторые нетрадиционные новые формы педагогического совета , которые фрагментарно были представлены на семинаре модераторов:

Педсовет-диспут

<Обучать или воспитывать?> предложили модераторам подумать над такими проблемами:

- <В какой степени реформа затронула проблемы воспитания? Ваше мнение об этом>.

- <Ребенка надо принимать таким, каков он есть. Согласны ли вы с этим мнением? Какова ваша позиция?>

- <Как вы думаете: плох ли традиционный урок? Если нет, то каковы его достоинства?>

На этом педсовете у модераторов были не только традиционные роли участников диспута, но были и <конформисты>, <критики>, <союзники>. Докладчику пришлось активно защищать свою позицию. Педсовет-диспут понравился: обсуждение проблемы было острым, активным. Скуки и равнодушия на этом форуме не было. В качестве рекомендаций были предложены законы диспута:

- диспут - свободный обмен мнениями;

- на диспуте все активны. В споре все равны;

- каждый выступает и критикует любое положение, с которым он не согласен;

- говори, что думаешь, и думай, что говоришь;

- главное в диспуте - факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргумента не принимаются;

- имей мужество выслушать правду и не обижаться;

- острое, меткое слово приветствуется;

- перешептывания на месте, неуместные шутки запрещаются;

- здесь нет наблюдающих! Каждый - активный участник разговора.

Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Администрация образовательного учреждения выбирает банк сложных педагогических ситуаций по данной проблеме, которые предлагаются коллективу. Форма их проведения может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы (лагеря команды). Администрация может играть роль жюри, ведущего консультанта, оппонента и др.

Педагогический совет - Защита инноваций

Каждой группе участников педагогического совета (кафедре, отделению) дается задание - предварительно подготовиться (познакомиться с опытом) и в лаконичной форме (10-15 мин.) изложить идеи и особенности педагогической инновации, ознакомиться с конкретным опытом использования педагогической технологии.

Группа выбирает исполнителей следующих ролей:

- автор-новатор - носитель передовых идей, спикер группы;

- оптимисты - защитники идеи, ее пропагандисты;

- пессимисты-консерваторы и скептики - противники идей;

- реалисты-аналитики, способные взвесить все <за> и <против>, и сделать необходимые выводы.

В зависимости от количества людей и обсужденных инноваций можно выделить творческие группы по ролевым направлениям, и по другим (ученик - учитель - родитель, учитель - руководитель и др.). В результате педсовет приходит к решению о целесообразности или нецелесообразности инновации.

Педагогический совет - Деловая игра

Содержание деловой игры основано на имитации производственных ситуаций, разрешения разнообразных задач. Для педагогического совета - Деловой игры необходимы некоторые условия:

1. Наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический коллектив. В практике распространены такие обобщенные темы советов-игр: гуманизация и демократизация отношений в коллективе; модель ученического самоуправления; модель выпускника; защита идей передового/ авторского опыта; освоение инновационных технологий; разработка программ развития и др.

2. Имитация реальной ситуации по ролям (ученик, родитель, директор школы, представители органов власти и другие). Организаторами выступают координатор, интегратор, контролер, тренер. В игре есть участники с методологическими позициями (методолог, критик, методист, проблематизатор, программист) и психологическими (лидер, независимый, непринимаемый, отвергаемый).

3. Реальное наличие интересов, мнений участников. В большом педагогическом коллективе это обеспечивается разными должностными статусами, субъективной позицией, различной степенью ответственности и т.д. Конечно же, при проведении такого педсовета надо соблюдать правила игры, стимулировать участников соревнованием, экспертной оценкой личного и коллективного вклада, оценкой результата игровой деятельности.

Весь процесс организации педсовета-игры можно разделить примерно на шесть этапов:

1 этап - разработка игры, составление сценария;

2 этап - организационный: необходимо разъяснить участникам игры цели и смысл, ознакомить их с программой и правилами, распределить роли, поставить конкретные задачи, назначить и выбрать экспертов (жюри), определить регламент выступлений. Роли можно распределить по желанию.

3 этап - разыгрывание ситуаций и поиск решения внутри каждой группы. Работа в группе может проходить в виде мозгового штурма, дискуссии, тренинга под руководством игротехника, избранного группой.

4 этап - межгрупповая дискуссия: выступление групп, защита идей, проектов, взаимооценки, открытый микрофон.

5 этап - подведение итогов: анализируются и обобщаются результаты (это делают эксперты), принимается общее коллективное решение. При оценке игры эксперты (руководители) особое внимание обращают на актуальность, реальность, экономичность, оптимальность и оригинальность решений.

6 этап довольно сложен: надо перенести опыт мышления деятельности из игры в реальную жизнь образовательного учреждения.

В статье сложно подробно раскрыть все вышеназванные нетрадиционные формы. О них можно прочитать в учебном пособии <Педагогический совет - основная форма управленческой функции организации> под ред. Церникель Л. А., Барнаул, 2000 г.

Участники модераторского семинара разработали ряд тем педагогических советов с мини-планами. Например, педагогический совет/ семинар-практикум: <Личностный подход на уроке>. План: новый взгляд на личность ребенка; отношения учитель-ученик; оценка деятельности учащихся в учебном процессе; индивидуальный подход как: диагностика, учет, прогнозирование; формирование <Я-концепции> ребенка.

Все участники модераторского совета были удовлетворены раскрытием проблемы <Педагогический совет>, путями ее решения и утвердились в мысли, что педагогический совет должен функционировать не только как орган рассмотрения, но и как орган решения жизненно важных для школы вопросов. Он должен стать инструментом коллективного управления образовательного учреждения, помочь развить творческое мышление учителя.

Педагогический совет означает <советоваться>, <держать совет>, который приносит педагогическому коллективу радость и удовлетворение, уверенность и вдохновение.

Библиографический список

1. Завуч. 1999. © 7, 8.

2. Закон об образовании РФ. 1992.

3. Положение о педагогическом совете (Приказ Министерства Образования РФ от 8.09.92.).

4. Церникель Л.А. Педагогический совет - основная форма управленческой функции <организации>:Учебное пособие. Барнаул, 2000.