Завьялов А.И.

- доктор педагогических наук, профессор, директор Института спортивных единоборств им. И. Ярыгина

Миндиашвили Д.Г.

- доктор педагогических наук, профессор, зам. директора ИСЕ им. И. Ярыгина по научной работе, зав. кафедрой борьбы

Завьялов Д.А.

- кандидат педагогических наук, доцент

Тишков Ю.Н.

- кандидат педагогических наук, доцент

Завьялова О.Б.

- кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель дисциплины <Речевой имидж> в ИСЕ им. И. Ярыгина

Мельчаков А.В.

- заместитель директора по воспитательной работе, старший преподаватель кафедры борьбы ИСЕ им. И. Ярыгина

Соловьева Г.Г.

- студентка 5-го курса ИСЕ им. И. Ярыгина, стипендиат Ученого Совета КГПУ

Завьялов А.А.

- студент 3-го курса ИСЕ им. И. Ярыгина, стипендиат Правительства РФ

Киршина Е.Д.

- студентка 2-го курса ИСЕ им. И. Ярыгина, стипендиат Ученого Совета КГПУ

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ

ОБНОВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В ИНСТИТУТЕ

СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

им. И. Ярыгина КГПУ

Современная общественная ситуация характеризуется глубокими изменениями образа жизни людей. Сегодня проблема совершенствования форм и методов обучения в высшей школе поставлена с особой остротой и значимостью, особенно в вузах, готовящих педагогические кадры. Необходимость обновления профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического вуза связана с тем, что произошли коренные изменения в сознании педагогической общественности. Иллюстрацией к сказанному являются проведенные в последние годы социологической лабораторией КГПУ опросы учителей. Из 400 опрошенных учителей Красноярского края только 1% считают состояние современной школы "удовлетворяющим образовательным потребностям общества", около 40% полагают, что школа "нуждается в частичных изменениях", большинство же (56%) совершенно не удовлетворено нынешним положением школы, признавая, что она "находится в глубоком кризисе".

Анализ состояния и результативности профессиональной подготовки выпускников педвуза показал, что большинство опрошенных высказало неудовлетворенность знанием проблем современной школы, знанием и владением инновационными технологиями. Основные замечания выпускников по поводу собственной профессионально-педагогической подготовки касались ее чрезмерной теоретизации, оторванности от реальных процессов, происходящих в школе, несформированности коммуникативной культуры. До сих пор в организации подготовки приоритет остается за информационным подходом, не стало приоритетным обучение студента способам мыслительной деятельности, самостоятельного "добывания" новых знаний, самообразования.

Ситуация обновления требует приоритета информационно-деятельностного подхода. Необходимо выделять обязательный и информационный материал в обучении. Обязательный материал предполагает ознакомление с современными технологиями производства и последующее овладение ими. Информационный материал имеет более широкий спектр знаний, предполагает изучение теории процессов.

Ценностью, целью и результатом современной системы высшего педагогического образования, готовящей человека к жизни в изменяющихся, динамичных обстоятельствах, должно стать обучение способам деятельности, способам самообразования, владения обобщенными схемами интеллектуального труда.

В Институте Спортивных Единоборств (ИСЕ) программа обновления реализуется через внедрение новых дисциплин, необходимых в современных условиях, и усовершенствование стандартных дисциплин, изменение их содержания с учетом конкретной специализации. Расширяется объем информации, предоставляемой будущим педагогам для изучения, создаются условия для освоения новых информационных технологий, позволяющих осуществлять информационную функцию. В педагогической практике большая роль отводится формированию у будущих педагогов диагностических и прогностических умений и навыков. Осуществляется постановка студентов в активную исследовательскую позицию через научную деятельность, реализацию индивидуально-ориентированного подхода в обучении, использование полученных теоретических и практических знаний и умений в спортивной деятельности студентов.

Все предметы специализации в нашем институте организованы таким образом, чтобы в них реализовывалась наиболее тесная связь теории с практикой. В процессе обучения студенты осваивают работу с компьютером, активно участвуют в научно-практических конференциях, а также участвуют в соревнованиях по борьбе не только как спортсмены, но и как судьи, дикторы (как на русском языке, так и на английском). Практически все студенты владеют новейшими методами контроля за утомлением спортсменов по ЭКГ (разработанным директором ИСЕ им. И. Ярыгина А.И. Завьяловым), используя его в тренировочном процессе.

В процессе педагогической практики перед студентами ставятся задачи активного участия в жизни школы, проведения спортивно-массовых мероприятий, творческого подхода к работе с детьми, поиска новых форм работы.

Студенты Института обязаны к концу обучения (согласно учебному плану) иметь 8 печатных работ по результатам участия в научно-практических конференциях, проводимых каждый семестр. Все студенты защищают свою научную работу в том объёме, какой требует учебный план соответствующего курса. Докладывая о результатах очередного этапа собственных исследований, обсуждают наиболее важные вопросы со своими однокурсниками и преподавателями. Особое внимание уделяется технике и культуре речи, ораторскому мастерству.

Первым и наиболее важным структурным блоком Института спортивных единоборств является специализация. Предметы специализации в ИСЕ преподают 2 доктора наук, профессора, 6 кандидатов наук, 9 доцентов, 6 заслуженных тренеров России, 2 заслуженных работника физической культуры, 3 отличника физической культуры, 1 отличник народного просвещения, 1 заслуженный мастер спорта и 1 мастер спорта международного класса. Это позволяет говорить о мощном научно-практическом потенциале, выводящем Институт в лидеры России среди кафедр спортивной борьбы институтов физической культуры.

Институт спортивных единоборств - уникальное учебное подразделение на территории бывшего Союза, где готовят специалистов физической культуры и спорта на основе специализации по единоборствам. Заведующий кафедрой Д.Г. Миндиашвили является старшим тренером страны по вольной борьбе. Институт базируется на одной из сильнейших школ борьбы в мире. Это является немаловажным фактором в овладении студентами будущей профессией и создает конкуренцию среди преподавательского состава, стимулирует их к повышению квалификации.

Вторым, очень важным блоком является наличие в учебном процессе такой дисциплины как информатика. В связи с развитием науки и техники, информационных систем большое значение придается умению работать с компьютером. Обучение работе с компьютером продолжается три года, усложняются требования к освоению компьютерной техники - овладение навыками работы с текстовыми, графическими редакторами, реставрация черно-белых изображений в цветные, сканирование и обработка текстов с целью создания электронной библиотеки Института, овладение навыками работы с электронными таблицами, верстка текстов для подготовки к изданиям.

Третьим блоком института является научная деятельность. Обеспечивается последовательность изучения соответствующих предметов. Этому способствует научная лаборатория по единоборствам Школы высшего спортивного мастерства им. Д.Г. Миндиашвили.

Изучение на 1 курсе информационных технологий в физической культуре и спорте заканчивается курсовой работой. На 2 курсе изучается предмет "Основы эксперимента", в ходе которого студенты овладевают знаниями для проведения педагогических экспериментов на 2, 3 и 4 курсах.

Проведению экспериментальной работа способствуют предметы "Теория адаптации" (3 курс), "Биопедагогика" (1, 2, 3 курсы), "Спортивная метрология" (4 курс). На 4 курсе обобщаются данные всех педагогических экспериментов в курсовой работе. На 5 курсе научная деятельность поддерживается предметом "Теория победы", а 9 семестр заканчивается защитой курсовой работы, отвечающей требованиям к выпускной квалификационной (дипломной) работе (черновой вариант).

Согласно стандарту прошлых лет итоговая государственная аттестация включала в себя либо итоговый государственный междисциплинарный экзамен по специализации, либо защиту выпускной квалификационной работы.

В новом государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования 2-го поколения, утвержденном 2 июня 2000 года, отмечено, что итоговая государственная аттестация специалиста по физической культуре и спорту включает в себя защиту выпускной квалификационной работы и итоговый государственный междисциплинарный экзамен по специализации, то есть к окончанию вуза завершить дипломную работу обязаны все студенты. Зачастую подготовка дипломных работ осуществляется в последние месяцы перед защитой, что имеет определенные сложности, да и назвать такую работу дипломной можно с огромным трудом. Настоящий солидный труд должен готовиться в течение всего процесса обучения в вузе. К защите дипломной работы студент должен владеть и навыками публичных выступлений. Не секрет, что часто выпускник просто не может защитить свой труд.

Выпускная квалификационная работа специалиста представляет собой законченную научно-исследовательскую разработку или проект учебно-методической деятельности, в которых решается актуальная для отрасли физической культуры и спорта задача. Поэтому подходить к этому вопросу нужно со всей серьезностью.

В Институте Спортивных Единоборств научная деятельность организована таким образом, что все студенты начинают свои исследования уже на 1 курсе. Учебный план равномерно распределяет между курсами весь объем научной работы.

Весь процесс создания дипломной работы разбит на несколько этапов, что позволяет: во-первых, контролировать научно-исследовательскую работу каждого студента на всех этапах; во-вторых, тщательно объяснить студенту технологию осуществления научной деятельности; в-третьих, многоэтапная система работы не создает впечатления громоздкости и невозможности выполнения, что является одним из решающих факторов на пути написания серьезного научного труда.

Такая система подготовки дипломной работы, разработанная в ИСЕ имени И. Ярыгина, обеспечивает не только результаты эффективной научной деятельности студентов, но и решает ряд социальных задач, позволяющих сформировать следующие умения:

1. Выбор темы исследования (1 курс, предлагается на выбор 1890 (!) тем или - по желанию - свою).

2. Работа с каталогами библиотеки (1 курс).

3.Подбор литературы по выбранной теме (1 курс).

4.Умение конспектировать первоисточники (1 курс).

5. Владение технологией анализа литературы по избранной теме с соответствующими выводами для перспективы дальнейших теоретических или экспериментальных исследований (1 курс).

6. Умение организовать и провести педагогические наблюдения и экспериментальные исследования (2, 3 курсы).

7. Умение организовать и провести педагогический контроль во время экспериментальных исследований (2 курс).

8. Умение анализировать, обрабатывать полученные результаты и делать соответствующие корректные выводы (4, 5 курсы)

9. Владение современной компьютерной и видеотехникой (1-5 курсы).

10. Умение изложить результаты исследования в виде научной статьи и в виде оконченного научно-исследовательского труда, который должен являться, как правило, дипломной работой или диссертацией (5 курс).

11. Умение изложить в устной форме полученные результаты - владение ораторским мастерством (1-5 курсы).

При серьезном, ответственном отношении к исследованиям, выполнении всех требований, предъявляемых учебным планом, выпускная квалификационная работа студентов нашего Института может быть подготовлена на уровне кандидатской диссертации и рекомендована к защите в ближайшем будущем.

Четвертым блоком в обучении студентов института является предмет "Речевой имидж". Для любого специалиста является важным умение говорить и общаться на профессиональном языке. Дисциплина "Речевой имидж" (1, 2 курсы) также является поддерживающим научную деятельность предметом. В задачи этого предмета входят: овладение речевыми формулами, относящимися непосредственно к профессии, а также организация научно-практических конференций на 1 и 2 курсах, подготовка докладов по избранной теме, обучение умению писать и высказывать грамотно мысли, смело выступать перед публикой, с микрофоном, перед видеокамерой и т.д.

Студенты Института проходили комментаторскую практику на соревнованиях по борьбе, включая международный турнир серии Гран-при "Иван Ярыгин" (малый чемпионат мира). Следует отметить удачный эксперимент, связанный с комментарием на турнирах на двух языках - русском и английском. Победа в смотре-конкурсе по художественной самодеятельности среди всех институтов и факультетов университета, является ярким показателем эффективной работы в рамках предмета <Речевой имидж>.

Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина решает задачи информатизации образовательного процесса:

- в настоящее время планируется переиздание "Энциклопедии приемов вольной борьбы" на трех языках: русском, английском и французском. Первая версия "Энциклопедии" [Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Энциклопедия приемов вольной борьбы. - Красноярск: Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина Красноярского госпедуниверситета, 1998. - 236 с.] была выпущена с черно-белыми фотографиями, что мешает восприятию приемов (съемка велась в течение 20 лет и тогда цветное фото было практически недоступным). Студентами Института ведется колоссальная работа по "превращению" черно-белых фотографий в цветные, так как типографии отказались от подобной услуги;

- в Институте создается электронная библиотека, которая на данный момент содержит около 100 источников по спортивным единоборствам. В библиотеку входят такие серьезные работы, как кандидатские и докторские диссертации, авторефераты диссертаций, монографии, спортивная периодика, научная литература, собственные издания; также библиотека содержит богатый дипломный материал выпускников Института. Для увеличения картотеки студенты сами проводят сканирование и распознавание текста, а также систематический поиск тематической информации в сети Internet;

- Институт имеет свой сайт в сети Internet [http://www.kspu.krasedu.ru/IASC], а также свой электронный адрес [E-mail: IASC@kspu.krasedu.ru];

- дважды в год в Институте проходят научно-практические конференции, по материалам которых издаются сборники научных трудов студентов [Институт Спортивных Единоборств им. И. Ярыгина. Материалы студенческой научно-практической конференции: - Красноярск: ИСЕ им . И. Ярыгина КГПУ] и располагаются на нашем сайте в сети Internet;

- в 1992-1993 гг. в Институте были созданы компьютерные учебные и обучающие программы по специализации и научным открытиям ["Турнир по вольной борьбе", "План нагрузок (суточный и по пятидневкам)", "Теория работы сердца (фазы работы и динамика ЭКГ)"]. С 2000 г. вновь началась работа по созданию компьютерных учебных и обучающих программ - была создана новая учебная программа "Динамика ЭКГ при беге";

- в Институте имеется более 150 архивных и обучающих видеофильмов по спортивной борьбе общей продолжительностью около 240 часов;

- имеются мультимедийные обучающие программы, энциклопедии и базы данных на лазерных дисках: обучающая программа "Office 97 (Word, Excel, Power Point)"; обучающая программа "Школьный курс физики"; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (85000 статей); энциклопедия здоровья Кирилла и Мефодия (2500 статей); Олимпийская энциклопедия (статистика по всем олимпийским видам спорта за 100 лет); атлас морфологии человека (анатомия, гистология и т. д. - 7000 терминов, 2500 иллюстраций); база данных FASCINATION WRESTLING (статистика по вольной, греко-римской и женской вольной борьбе с 1896 по 1998 гг.: 15000 борцов, 2500 фотографий, 925 видеоклипов);

- администрация Института ведет активную работу по рекламированию и приглашению на учебу выпускников средних общеобразовательных школ в средствах массовой информации города.

Для более эффективной информатизации Института спортивных единоборств им. И. Ярыгина руководство КГПУ увеличивает компьютерный парк в Институте с целью обеспечения учебного процесса на современном уровне.