Управление развитием школы

в условиях реформирования

системы образования

Сургаева

Валенитина

Владимировна

- директор СШ ©127

г. Барнаула

Изменения в системе образования требуют изменений в сфере управления педагогическим процессом в общеобразовательной школе, которая призвана выполнить заказ современного общества по воспитанию нового социально-культурного типа личности, формирование которой в образовательном процессе носит характер общекультурного развития при всемерном сохранении национальных и региональных культурных традиций.

Представляется, что такую миссию может осуществить школа поликультурного гуманитарного образования, работа над проектом которой проводится на базе общеобразовательной средней школы © 127 г. Барнаула.

Особая ценность для создателей проекта заключается в том, что формирование такой школы происходит в условиях социокультурной ситуации Алтайского края, населенного представителями различных национальностей, в том числе обширной компактно проживающей диаспорой российских немцев, что определяет и локальную региональную проблему - изучение немецкого языка.

Перед педагогом школы поликультурного гуманитарного образования стоит непростая задача: научить молодого человека, оканчивающего школу, сотрудничать со всеми, кто находится рядом, независимо от языковой коммуникации, этнической принадлежности, политических взглядов. Особенно сложно подобную задачу решать в период нестабильной политической обстановки в мире, интенсивных интеграционных процессов, проблематично взаимопонимание представителей доминирующей нации и малочисленность этносов в многонациональной России.

В статье Вольфганга Миттера <Многокультурное образование и междисциплинарный подход> поликультурное образование понимается как интеграция культур, <которая должна идентифицироваться с многомерным понятием, подразумевающим систему ценностей, необходимую для сохранения и обеспечения выживания и развития каждой политической и социальной единицы> [1].

В этих условиях особое звучание приобретает концепция диалога культур, которая была сформулирована М.М. Бахтиным в начале ХХ века и разработана В.С. Библером и С.Ю. Кургановым в 70-е годы. Школьное обучение получает широкие возможности для сотворчества, главенствующее место в котором принадлежит диалогу различных исторически существовавших способов понимания, логик, культур. <Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже ( но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше). Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур> [2].

Очевидно, смысловой компонент имеет огромное значение в возникновении и течение диалога культур, так как именно он выводит общение культур за пределы конкретности, включая в диалогические отношения народы, нации, эпохи, культуры. Культура как специальное понятие в условиях диалога культур к концу ХХ в., перестает быть объектом сугубо эмпирических, частных или вспомогательных дисциплин и превращается в один из важнейших ориентиров современного образования.

Освобождение духовной сферы от идеологического диктата меняет общую парадигму образования, которая сегодня в России формулируется как: <Образование - часть культуры>. Она предполагает иную, чем прежде, концепцию образования, иное преподавание и построение отношений участников образовательного процесса, иную организацию и, несомненно, иное содержание образования.

Стремление предотвратить непонимание, возникающее при общении людей разных национальностей, конфликты и столкновения побуждают политиков, ученых искать пути сближения культур различных национальных и социальных сообществ.

В. Миттер отмечает, что <многокультурное (поликультурное) образование может рассматриваться как межличностные отношения, то есть как сеть образовательных процессов (включая их организацию и результаты), характеризуется сосуществованием детей (и взрослых), происходящих из различного поколения и среды> [3].

Далее ученый намечает пути межкультурного образования. В.Миттер пишет: <На вопрос, как обеспечить многокультурное образование в учебном процессе, ответ будет сравнительно простым, если цели и задачи определены в общих чертах: образование детей должно осуществляться в условиях, которые оптимально благоприятны для их индивидуального и социального развития. Это предусматривает необходимость обеспечения <этнического> и <национального> качества> [4].

Учитывая такого рода интеграцию культурных и образовательных традиций, создатели проекта школы поликультурного гуманитарного образования в качестве основополагающих принципов поликультурного гуманитарного образования выдвигают следующие:

- принцип диалога и взаимодействия культур;

- контрастивный принцип овладения содержанием поликультурного образования;

- принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей.

Основными целями проекта школы поликультурного гуманитарного образования являются:

- формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной российской культуре, поликультурной по своей природе;

- воспитание уважения к истории и культуре другого народа;

- создание поликультурной среды как основы взаимодействия личности с элементами других культур;

- формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

Конкретно-экспериментальный подход к реализации идеи формирования школы поликультурного гуманитарного образования осуществляется в СШ © 127 г. Барнаула на основе инновационной программы поликультурного гуманитарного образования. В своей сущности она интегрирует разные виды культурной деятельности, формирует представление о законах художественного освоения мира. Концепция поликультурного образования выступает как часть гуманитарного развития личности, комплексно используя потенциал разных видов творчества в единстве с природными способностями учащихся.

Первым этапом в создании целостной программы нового типа стала инновационная программа интегрирования немецкого языка и музыки в начальной школе. Она разработана сотрудниками региональной научно-исследовательской лаборатории музыкального образования и творчества АГИиК (зав. лабораторией Н.И. Баскакова, зав. кафедрой теории и истории музыки и фортепиано, доцент, заслуженный работник культуры Российской Федерации) и научно-исследовательской лабораторией разработки национальных проблем регионального образования (БГПУ) совместно с учителями школы.

Концепция данной программы обсуждалась на IV Международной конференции <Россия и Запад: диалог культур>, проходившей в МГУ в 1998 году.

В статье Н.П Баскаковой, Н.В. Ефремовой <Язык и музыка в поликультурном обществе> обозначена основная идея программы: интенсификация и повышение эффективности общего гуманитарного образования на примере взаимодействия иностранного языка (немецкого) и музыкально-эстетической дисциплины (музыки) в процессе интеграции содержательных сторон предметов, ведущая к системности и уплотненности знаний учащихся на всех уровнях (уровне общего теоретического представления, учебного предмета, учебного материала, уровне педагогической деятельности и уровне структуры личности). Авторы статьи отмечают, что <взаимодействие музыки и иностранного языка способствуют созданию поликультурной среды, обогащают познавательную деятельность учащихся, активизирует знания не только по этим предметам, но и по родному языку:> [5].

Воспитание личности учащегося реализуется через коммуникативно-художественные формы в условиях поликультурной среды образования, через интеграцию предметов <музыка> и <немецкий язык>, а также за счет информативно-художественного и лингвистически-коммуникативного полей этих предметов посредством эмоционально-психологического восприятия на уровне дидактического синтеза, формирования позитивной деятельности у учащихся в восприятии культуры другого народа.

Настоящая программа успешно реализуется в условиях билингвизма при использовании таких художественных форм как пение, слушание музыки, танец. Учебный план классов этого цикла включает в себя обязательные предметы <Немецкая музыка>, <Немецкое хоровое пение>, что благоприятно воздействует на сознательную и эмоциональную сферу учащихся.

В рамках названной программы осуществляется внеурочная работа. Действующие в школе ансамбль русской песни <Бусинки> и ансамбль немецкой песни <Лерхе> - постоянные участники русских и немецких национальных праздников. Ансамбль <Лерхе> выступает на национальных праздниках, организованных немецким обществом <Видергебурт>, Российско-немецким домом, в радиопередачах <На просторах Алтая>.

Активное сотрудничество с АГИиК, кафедрой теории и истории музыки и фортепиано (зав.кафедрой Н.П. Баскакова) позволило открыть в школе филиал кафедры, сотрудники которого участвуют в разработке инновационных проектов, организуют прохождение педагогической практики по специальности <учитель музыки> в рамках программы интеграции предметов <музыка> и <немецкий язык>. В школе успешно функционирует студенческая филармония, деятельность которой направлена га расширение представлений учащихся о культуре русского и немецкого народов (проведение бесед, лекций, познавательных мероприятий).

Серии открытых уроков иностранного языка и музыки, плодотворная внеклассная работа, обмен опытом учителей на проблемных семинарах - практическая основа концепции школы поликультурного гуманитарного образования. Создан блок художественно-эстетических дисциплин комплексного воздействия, что принципиально изменило организацию и содержание учебного процесса: от набора разрозненных знаний о культуре русского и немецкого народов - к целостному представлению о мире, эпохах в музыке, слове, красках. Сегодня учебный процесс строится так, чтобы общение с  культурой способствовало духовной самореализации школьников.

На уроках немецкого языка, музыки, изобразительного искусства ученики активно фантазируют, с удовольствием создают коллективные работы, декорации к спектаклям. Каждый участвует в коллективном творческом процессе: читает стихи, изображает характеры литературных персонажей. Они учатся соотносить себя с жизненным пространством, постигают гармонию общения, открывают новые грани своей индивидуальности.

Осмыслению опыта поликультурного развития школьников способствуют ежегодно проводимые научно-практические конференции: <Поликультурное образование: поиск, опыт, проблемы>.

В творческой разработке программ и методик интегрированного обучения принимают участие педагоги различных профилей: музыканты, художники, преподаватели литературы, русского и немецкого языков.

Анализ результатов экспериментальной работы позволяет говорить об оптимальном развитии природных возможностей ребенка, об ускоренном умственном, социально-психологическом и духовном его становлении.

Сочетание различных видов художественной деятельности: занятия в хоровой студии, музыкальных ансамблях, студии декоративно-прикладного искусства систематизируют знания учащихся, способствуют духовной самореализации. Концепция поликультурного гуманитарного образования тем ценна, что творческая деятельность как средство потенциальных возможностей глубоко личностна.

Таким образом, в условиях реформирования системы образования при формировании знаний, умений, ценностей развитие личности должно стать приоритетной задачей образования, ведущим направлением приложения усилий педагогов.

Библиографический список

1. Миттер В. Многокультурное образование и междисциплинарный подход // Перспективы. Вопросы образования. 1993. © 1. С. 36.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 335.

3. Миттер В. Многокультурное образование и междисциплинарный подход // Указ. соч. С. 38.

4. Там же. С. 39.

5. Баскакова Н.П., Ефремова Н.В. Язык и музыка в поликультурном образовании // Сб. статей "Россия и Запад: диалог культур". М.: МГУ, 1998. С. 112-120.