Аплетаев Михаил
Николаевич - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления образованием Омского государственного педагогического университета, руководитель аспирантуры по общей педагогике, председатель диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций по специальностям 13.00.01 - общая педагогика и 13.00.02 - теория и методика обучения химии. Опубликовал более 100 научных и методических работ по проблемам нравственного образования и развития личности на стыке этики, психологии, педагогики и управления; ведет монографическое исследование проблемы "Педагогика нравственного поступка", руководит становлением научной школы исследователей феномена нравственной деятельности. |
ПЕДАГОГИКАНРАВСТВЕННОГОПОСТУПКАЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ КОМПОНЕНТ
|
развития человека может осмысливаться как один из современных принципов гуманистической философии образования и педагогики. Стержнем, основной линией развития ансамбля отношений, его системообразующим фактором предстает гуманизированная деятельность, то есть деятельность свободная, нравственная, центральным элементом которой является нравственный поступок как цель, средство и результат образования личности, как высшая общечеловеческая ценность. Самым опасным результатом образования являются прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью (Э. Боуер, Р. Шейерман).
В трудах по философии и этике с 60-х годов нашего века обоснованно предлагается разграничивать понятия "нравственность" и "мораль", рассматривать человека в двух системах координат его бытия: "вещной", где он оценивается по продуктам его труда и/или/по социально-ролевым функциям, то есть через отношения "полезности" обществу, и по собственно человеческой, воплощающей универсальные характеристики человека как представителя человеческого рода, как самоценность. В этой системе отношений человека, их бинарной оппозиции заключено вечное и драматическое противоречие его бытия: с одной стороны, есть нравственная система ценностей, существующих в форме всеобщих, безусловных принципов человеческого бытия в свободе целеполагания, самореализации и саморазвития, - нравственность; с другой - часто противоположная ей система моральных норм и требований, функционирующая в конкретном социуме. Человек постоянно находится в этих двух инвариантных сферах, бинарных оппозициях, порождающих проблемы их соотнесения и выбора поступка.
Принципы нравственности (внутренняя свобода, самоценность человека, равенство, совесть и пр.) безусловны, безоговорочны и всеобщи. Мораль же всегда групповая (национальная, классовая, сословная, корпоративная и пр.), не всеобщая, не общечеловеческая. Мораль связана с актуальной ограниченностью человека как члена того или иного человеческого сообщества и представляет собой конечную систему норм и правил, ограничивающих человека определенными рамками. Нравственность формируется всегда с личностью, составляет принцип и способ ее бытия и неотделима от содержания "Я". Мораль же в готовом виде предписывается человеку извне, противоречит его "Я" уже тем, что он должен подчиниться этой системе норм и правил. Мораль поэтому связана с внешней целесообразностью (необходимостью), а нравственность - со свободным целеполаганием и самоопределением самого человека. Нравственность существует для себя, для саморазвития своей личности, мораль же - прежде всего для других, и ею могут пользоваться, в том числе и в корыстных целях. В большинстве случаев поэтому мораль выдают за общечеловеческую нравственность, что зачастую позволяет более обоснованно требовать подчинения личных интересов интересам социума, государства, его идеологическим установкам. Если моралью могут пользоваться в самых различных целях, зачастую небескорыстных, то нравственностью пользоваться нельзя, она не может быть переведена в план отношения использования (полезности). Награда в области морали, например, может иметь вполне ощутимые формы, начиная от похвалы и престижа и кончая материальными и иными выгодами. Награда за нравственный поступок не может иметь вещной формы и лежит в сфере самосознания человека, его совести (А.С. Арсенев, В.В. Давыдов, Т.Д. Шапошникова).
Это не значит, что во всех столкновениях морали и нравственности человек должен отдавать предпочтение нравственности. Тогда ему пришлось бы отказаться от жизни в реальном мире, к моральным нормам функционирования которого по необходимости человек должен адаптироваться. И все же нравственный поступок как цель и идеал должны жить в его духовном мире как образец, как критерий оценки самого себя и своего практического действия: они составляют свободное, неограниченное пространство нравственного развития человека, являются источником обновления моральных норм и предписаний социума.
Педагогика нравственного поступка предполагает развитие у человека чувствительности к внутреннему конфликту между общечеловеческим и социально-групповым как источнику мотивации его нравственной деятельности. Освоение системы моральных норм и предписаний социума является первоначальной ступенью адаптации человека к жизни в реальных социальных условиях, средством его социализации, а в последующем развитии - средством их согласования, коррекции и гармонизации по нравственным критериям.
Взаимодействие морали и нравственности проявляется в механизме деятельности свободного выбора целей и ценностей, самоопределения человека и его ответственности. Нормативно-моральный характер толкования понятия "ответственность" - наша отечественная традиция, связанная преимущественно с социоориентированной парадигмой восприятия и понимания мира, роли и места человека в нем как объекта социализации, и недооценкой гуманистического аспекта его осмысления как субъекта, творца социальных, моральных, правовых и иных норм и предписаний. При гуманистически ориентированном подходе человек воспринимается и осмысливается как последняя инстанция в решении вопроса, как поступить и, следовательно, оказывается готовым и способным к личной ответственности за свои поступки. Проблема свободы и ответственности решается, таким образом, на диалектике процессов социализации и гуманизации, зависимости от социума, необходимости адаптации к его нормам и предписаниям и феномена приватной внутренней, нравственной свободы как подлинного, не декларируемого признания его суверенности и меры всех вещей. Мера личной свободы есть мера личной ответственности. Только тогда человек по своей воле несет это нелегкое, но благотворное бремя перед самим собой, своей совестью и перед людьми.
Человек, всегда руководствующийся только моральными нормами, хорошо адаптирован к социуму. Но такая адаптация приобретается дорогой ценой: полной или частичной потерей способности к личностному общению, рефлексии; человек оказывается в жесткой зависимости от обстоятельств, внешних факторов, что закрывает для самого человека возможность превращения в личность нравственную, способную поступать по своей воле (например, Нехлюдов в романе Л.Н. Толстого "Воскресение"). Человек, поступающий во всех ситуациях в соответствии с нравственными принципами и ориентирами, не может адаптироваться в современном обществе, его поступки кажутся странными, аномальными, хотя обычно признается его нравственное достоинство и превосходство. Индивид, живущий между этими полюсами (мораль и нравственность), оказывается в ситуации выбора, как поступить, какие ценностные приоритеты предпочесть в данной конкретной ситуации. Выбор производится в зависимости от собственной этической образованности, зрелости, а не от каких-либо только внешних или только внутренних причин. Нередко ситуации складываются так, что поступить в соответствии с бытующей моралью означает заслужить одобрение социальной среды, общества. Поступить же нравственно - значит быть осужденным той же социальной средой, обществом, потерять положение в нем, а иногда даже и свободу, и жизнь. Но и тогда поступить нравственно означает осуществить себя как личность. Каждая морально-нравственная коллизийная ситуация, требующая сознательно-волевого усилия, формирует и развивает человека как личность, а решение, принятое в этой ситуации, может быть показаталем его личностной нравственной зрелости. Противоположный случай связан с морализированием. Безнравственный моралист прекрасно адаптирован к социуму, всегда готов с помощью морали оправдать любые античеловеческие действия, если ему объявлено, что они производятся в интересах государства, общества: это нетрудно доказать рациональными рассуждениями, ссылками на требования ситуации, исторической необходимости, целесообразности.
Нравственность в отличие от морали есть
сфера трагических перипетий свободного и ответственного поступка,
отнюдь не ориентированного на моральную ценность вне себя, вне
данной личности, воплощенной в образе культуры (В.С. Библер).
Живую жизнь нравственности дает совесть, напряженный внутренний
диалог человека о своем бытии в отношении к другим людям, своих
целях, ценностях и смысле. Нравственность осуществима только в
единстве внешнего поступка и внутренней рефлексии, свободного
выбора и решения, мучений совести. Это сфера внутренней свободы.
В нравственности человек не может быть средством. Он всегда -
цель (В.С. Библер).
Мораль и нравственность различаются и содержательно,
и функционально. Если мораль - это относительно жесткая система
норм поведения человека в обществе, то нравственность - система
более широкая и гибкая, где выбор линии поведения и конкретного
поступка - следствие собственной нравственной деятельности, индивидуального
духовного поиска, в которых определяется способ максимальной актуализации
подлинно человеческого потенциала с точки зрения субъекта нравственности
в реальных жизненных условиях (Г.А. Брандт, А.М. Лобок). У морали
и нравственности, несмотря на их тесную взаимосвязь, принципиально
иные механизмы регуляции человеческих мыслей и поступков: мораль
функционирует в механизме общественного мнения, иных внешних факторов,
в то время как нравственная позиция человека возникает также под
влиянием общества, других внешних факторов, но через индивидуальный
выбор целей и ценностей. Нравственность основана на механизме
становления и развития общечеловеческого, гуманистического начала
в человеке. Нравственность воплощается не в моральные нормы, а
в безвыходные перипетии свободного личного поступка (В.С. Библер).
Терминологически корректно поэтому говорить о моральных нормах
и правилах, требованиях и предписаниях, с одной стороны, и нравственных
принципах, ориентирах и перипетиях, с другой (неожиданных поворотах
судьбы, "превращении действия в его противоположность"
[Аристотель]).
Мораль несет в себе некоторое нравственное содержание: ее моральные нормы могут выражать содержание нравственных принципов, однако не безусловно, а в пределах, обусловленных "полезностью" для данного социума, его подразделений (А.С. Арсеньев, В.В. Давыдов). Моральные нормы и предписания могут совпадать с нравственными принципами и ориентирами конкретной личности, если она по своей воле, по убеждению признает их соответствие и лично принимает их как личные нравственные ценности.
Различение морали и нравственности в их
диалектической взаимосвязи и взаимодействии представляется весьма
перспективным направлением поиска новых подходов в реализации
гуманистической философии и парадигмы нравственного образования,
развития и саморазвития человека на разных возрастных этапах жизнедеятельности:
школьники, студенты, слушатели послевузовских образовательных
учреждений. Целостное и гармоничное развитие личности достигается
в сфере нравственной деятельности, в поступках, возможности проявления
которых содержатся в любых формах жизнедеятельности человека;
в рефлексии долга и совести, ценностном ориентировании, свободном
целеполагании, личностной актуализации и мотивации, нравственных
исканиях смысла, выборе и проектировании поступка, добродеянии,
взаимопомощи, сотрудничестве, саморегуляции поведения, самоопределении
и др. Это является целым комплексом взаимосвязанных специализированных
общих и конкретных, духовных и предметно-практических форм нравственной
деятельности, результаты которой воплощаются в их специфических
продуктах, содействующих свободному проявлению и развитию гуманистического
потенциала человеческой ивдивидуальности.
Литература:
1. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах) // Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения. М., 1990.
2. Брандт Г.А., Лобок А.М. Преодоление морали, или Парадоксы "нравственного искусства". М.: Знание, 1991.
3. Гумницкий Г.Н. Нравственный поступок и его оценка. М., 1978.
4. Махлин В.Л. Михаил Бахтин: философия поступка. М.: Знание, 1990.
5. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л., 1990.
6. Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В.В. Давыдова. М., 1994.
7. Шимановский Д.С. Моральное самосознание личности. М.: Знание, 1986.
8. Шимановский Д.С. Самосознание в структуре
нравственной деятельности личности // Вопросы философии. 1984,
╣ 3.