Дахин Александр
Николаевич - учитель математики средней школы ╣ 125 г. Новосибирска |
УРОКИ УРОКОВ
|
Сторонники традиционного подхода доказывали свою правоту следующим образом: учащиеся должны получать в школе полезные, интересные, расширяющие их умственный кругозор сведения и свободно работать с ними, а заниматься абстрактными теориями, мертвыми языками, строгими доказательствами не обязательно. Даже наличие в интеллектуальном арсенале ребенка каких-то готовых схем, правил и приемов рассуждения не приучит его к дисциплинированному логическому мышлению. Поэтому в качестве объекта изучения не стоит брать чистую математику, формальную логику, формальный язык программирования, латынь и т.д. Живое мышление не поддается схематизации. Уже в школе ученику надо давать ответы на те вопросы, которые ему задает или задаст жизнь, сообщать полезные сведения, правила, законы, обладая которыми он сможет свободно ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, принимать правильные решения.
Приведем рассуждения сторонников развивающего обучения. Цель образования не есть простое приобретение сведений, усвоение правил, законов. Важны способы их получения. Информация очень разнообразна, быстро устаревает. Невозможно предсказать, что же понадобится в будущем каждому ученику. Школа обречена отставать от науки, обречена давать сведения, которые уже устарели даже в момент их изложения. Значит развитие способностей мышления - основная задача школы. С теорией научного познания, с развитым логическим мышлением человек впоследствии сам приобретет те сведения, которые понадобятся ему в жизни, а предусмотреть все это в школе невозможно, да и не нужно. А метод получения знаний забыть нельзя, он всегда нов, он не устаревает.
После длительной дискуссии решено было поступить следующим образом. Не отвергая ни одного высказанного довода, учителя постарались на этой основе синтезировать новый школьный предмет, который назвали интегрированная логика. И на нем "обкатать" новый подход к обучению. Причем исходили из следующей "житейской логики": мужчина сделает свое дело оригинально, с выдумкой, по-новому, но сделает все не аккуратно, кое-как, а женщина выполнит свои обязанности по старинке, по шаблону, не творчески, но сделает все аккуратно, хорошо, вовремя. Так и распределили обязанности по разработке интегрированной логики.
В новом школьном предмете произведен несколько необычный синтез структуры традиционного учебного материала, методов получения знаний и форм самоконтроля, которые входят в содержание курса интегрированной логики равноправно.
Почему интегрированной? С чем интегрированной? Давайте обсудим эти вопросы.
В средней школе логика практически не преподается. Существующие логики: формальная, математическая, модальная, конструктивная и т.д. не приемлемы для преподавания не только в школе, но и в большинстве вузов. Логика в последнее время интенсивно развивалась в формальном направлении, сосредоточившись не на знаниях, понятиях и мыслительных процессах, а на смысловой структуре выражающих их знаковых форм. Логика такого рода, достигшая наивысшего развития в формах математической логики, мало что могла дать для решения собственно педагогических проблем. Поэтому встала задача построения интегрированной логики с существующими логиками и другими школьными предметами, таким образом, чтобы получившийся курс был приемлем для понимания ребенка. Интегрированная логика ориентирована в первую очередь на описание знаний, их развитие, способы получения и методы организации в сложные системы. Исследуемые объекты и явления нового школьного курса можно взять те же, что и в других учебных предметах, т.е. вести работу параллельно со всеми учителями-предметниками, и это даст возможность учащимся получить более прочные знания, активизирует их познавательную деятельность. Интегрированная логика позволит ребятам осознать уже известный учебный материал на новом, более высоком уровне обобщения, создаст возможность развивать межпредметные связи на уровне дидактического условия преподавания, экономить время при обобщающем повторении. Разработанные на основе интегрированной логики способы обобщения и формализации позволят всем преподавателям выработать единую систему обозначений, объединить понятийно-информационный аппарат, разработать систему требований к полному и логически обоснованному ответу ученика.
Чтобы осмыслить обсуждаемый процесс обучения, давайте определим цели уроков интегрированной логики.
1. Учить пониманию изученного ранее на других предметах материала на новом уровне обобщения, путем преобразования, трансляции материала из одной формы выражения в другую, используя символы и законы логики. Научить переводу полученных знаний с одного "языка" на другой (например, из словесной формы в математическую или форму диаграмм Эйлера).
2. Учить интерпретации материала, предположениям о дальнейшем ходе явлений, событий, предсказаниям последствий и результатов.
3. Развивать навыки использования изученного ранее материала в новых конкретных условиях и ситуациях. Сюда входит применение уже известных правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий.
4. Развивать способность комбинировать элементы теории для получения более цельного результата, обладающего новизной. Этого можно добиться разработкой схем обобщенных связей, упорядочением имеющихся сведений.
Вырабатывая концепцию интегрированной логики (в учебном плане просто логики), мы начали с перечня умений и навыков нового школьного курса, а главное с построения сопоставительных таблиц стандартов образования по логике и по всем другим школьным предметам.
В заключение отметим следующее. У нас в стране и за рубежом создается единая дистанционная система образования. Чтобы успешно пользоваться такой информационной системой как "Интернет", пользователь должен иметь навыки самостоятельного усвоения знаний. Переход к новым дистанционным педагогическим технологиям не может произойти сразу и везде. Нужен плавный переход и постепенная работа над новыми формами обучения уже в существующей системе образования. Именно такую роль, на мой взгляд, могут сыграть интегрированные курсы обучения, в том числе интегрированная логика. То, что в основе интегрированной системы обучения, описанной в этой статье, взята логика, это в какой-то степени условность. Главное, что на первый план в новой педагогической технологии выходят не учителя-предметники, а учителя-организаторы учебного процесса, которые в состоянии создавать учебные группы с определенным учебным модулем, могут учить детей добывать информацию, систематизировать и анализировать ее, делать соответствующие выводы, затем создавать другие учебные группы с другими задачами и т.д.
Еще А.С. Макаренко говорил, характеризуя отечественную систему образования, что у нас нет педагогической технологии, есть только логико-моральные проповеди.
Возможно, наши отечественные дидактические
системы плюс их технологичность дали бы тот конкурентноспособный
продукт, который мы смогли бы предложить мировому сообществу.