НАУКА - ПРАКТИКЕ

Круглый стол: "СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ"

К рамках творческого отчета образовательных учреждений Ленинского района г. Барнаула районным научно-методическим, исследовательским центром службы практической психологии была проведена беседа за "круглым столом" по проблеме совместной деятельности педагога-психолога и заместителя директора школы по научной работе.

Во вступительном слове ведущий "круглого стола" к.п.н., зам. директора Алтайского филиала Московского психолого-социального института Свиридов А.Н. отметил, что в условиях процесса психологизации общественного сознания резко возрастает проблема координации совместных усилий практических психологов и администрации образовательных учреждений по повышению профессионализма в работе психологической службы.

В проблемное поле обсуждаемой темы вошли вопросы: подготовка и повышение квалификации как психологов, так и заместителей директоров по научной работе; содержание, характеристики и этапы организации совместной деятельности кадров по психологизации образовательного процесса; способы отслеживания и рефлексии результативности совместной психолого-педагогической работы.

Отметив, что сегодня практически в каждом образовательном учреждении идут инновационные процессы, Свиридов А.Н. нацелил участников обсуждения темы на ключевую проблему - соответствие совместной деятельности педагога-психолога и администрации становлению личностно-ориентированной педагогики.

Заместитель директора школы ╣ 89 Кочура М.А. рассказала о трудностях становления психологической службы в школе.

В течение трех лет длился организационный период создания службы. За это время администрация школы выработала концептуальную позицию по отношению к миссии психологов в данном образовательном учреждении. Она привела яркие примеры работы с родителями и педагогами по разъяснению функций психолога в школе. В итоге системного подхода у учащихся, родителей, педагогов сформировалось четкое представление о деятельности психологической службы, возникла устойчивая потребность во взаимодействии с психологами в коллективе. Отмечено, что сами психологи без планомерной помощи администрации, вероятно, не справились бы с трудностями становления психологической службы.

Об опыте психологизации деятельности учителя и роли психологической службы в этом процессе проинформировала заместитель директора школы ╣ 106 Прокошина Е.Е.

В результате многолетней работы педагогического коллектива и психологической службы школы возникла программа психологизации деятельности педагогов. Данная программа учитывает основные положения концепции развития школы и ее миссии - обеспечение функциональной грамотности. Программа совместной деятельности состоит из трех разделов: работа с учащимися, работа с педагогами, работа с родителями и предусматривает адаптацию методик развивающего обучения в классах коррекции и компенсации. Психолог школы ╣ 106 Григорьевская Н.Н. рассказала о научно-психологическом обеспечении реализации цели работы коллектива по созданию школы функциональной грамотности. Среди форм совместной деятельности психологов и администрации отмечены: "час психолога"; организация "классов педагогической поддержки"; создание методических объединений учителей, работающих в классах компенсирующего обучения; проведение практических семинаров для учителей по психолого-педагогическим основам коррекционных методик и т.д.

Психологи школы ╣ 106 внесли предложение о переподготовке учителей, работающих в классах компенсирующего обучения по программам психологического профиля, с тем, чтобы учитель получил статус помощника психолога и мог профессионально использовать психологические методики непосредственно в педагогическом процессе.

О специфике совместной деятельности психологической службы и администрации в условиях гуманитарно-экологического лицея на базе школы ╣ 73 рассказала заместитель директора по научной работе Бекетова А.А.

Деятельность в данном направлении многоаспектна. В лицее не первый год действует экспериментальная лаборатория, которая исследует ситуацию в микрорайоне, учитывает подготовленность педагогических кадров. Администрация в свою очередь координирует работу методических объединений, педагогических советов и психологической службы. Научно-психологическое обеспечение педагогического процесса в лицее осуществляется через работу нескольких постоянно действующих семинаров.

Педагоги-психологи работают на социальный заказ, формируемый администрацией школы. Сейчас, например, ведется плановая работа по теме: "Личностное общение учителя и ученика в педагогическом процессе". Ведущим направлением в работе педагогического коллектива лицея является решение проблем экологии человека. Психологи выявляют "группы риска" в каждой параллели учащихся и совместно с педагогами проводят соответствующую работу.

О практике взаимодействия психолога и администрации проинформировала заместитель директора по научной работе православного гуманитарно-экологического лицея Ефремова Л.П.

Специфика в работе данного учреждения - "трудные дети". Основной контингент составляют учащиеся с отклонениями в психическом развитии, педагогически запущенные дети. Администрация главную задачу в работе психолога видит в том, чтобы педагогическое воздействие в процессе обучения было как можно более технологичным и максимально оправданным. В лицее существует постоянно-действующий семинар "Инновационные педагогические технологии'', на котором с участием психолога рассматриваются результаты применения инновационных методик по специальным программам отслеживания.

Психолог православного гуманитарно-экологического лицея Бгавина З.Н. отметила как специфику своей деятельности проблему привнесения духовности в образовательный процесс. В лицее много сирот, которых православная церковь взяла на воспитание. Психологу приходится вступать во взаимодействие с представителями церкви, находить с ними общее поле деятельности в плане разработки индивидуальных проектов развития каждого ребенка.

О практике совместной работы психологической службы и администрации в условиях учебно-педагогического комплекса "Сигма" рассказала заместитель директора по научной работе Жукова Г.И.

Комплекс "Сигма" как учебное заведение имеет сложную структуру. В нем работают заместители директора по психолого-педагогическому обеспечению педагогического процесса, по научной и по учебно-методической работе. Отсюда и специфика деятельности психологической службы. В комплексе имеются классы компенсирующего обучения, выравнивания, профильные и гимназические. Таким образом, в комплексе необходима многоплановая деятельность психологической службы для удовлетворения запросов классов начальной школы и других. В состав службы входит логопед-дефектолог помимо педагогов-психологов.

Заместитель директора по психолого-педагогическому обеспечению комплекса "Сигма" Буравцова В.Н. рассказала об организационной структуре реабилитационно-педагогической деятельности.

Организационно-диагностический этап включает блок программ микроисследований педагогической ситуации. Организационно-практический этап составляют адаптация и реализация валидных психолого-педагогических методик. На этом этапе главным является воспитание культуры получения психологической помощи как учеником, так и его родителями. Иначе работа психологов малоэффективна. В этом вопросе главную роль играет администрация комплекса: проведение обследований запросов родителей, исследование индивидуальных моделей развития ученика и трудностей этого развития.

Очень много делается для оснащения материальной базы кабинетов валеологии, логопедии, психологии. В распоряжении психологов имеется: стандартизированный психолого-диагностический инструментарий, программы компьютерной диагностики и т.п.

Совместная деятельность психологической службы и администрации в режиме психолого-педагогического, медико-валеологического мониторинга раскрыта в сообщении заведующей службой мониторинга школы-комплекса ╣ 79 Зарочинцевой Е.Г.

В составе службы мониторинга имеются педагоги-психологи, валеолог, психофизиологи, детский психоневролог, логопед, медицинский работник школы. Научное руководство работой службы мониторинга осуществляет доктор медицинских наук, профессор Калачев Г.А.

Цель создания службы мониторинга в инновационном учебном заведении - регулирование процесса обучения с позиций системного подхода, чтобы цена успешности обучения и внедрения инноваций не была оплачена здоровьем ребенка.

Содружество с учеными в рамках программ мониторинга позволяет реально осуществлять научное обеспечение инновационной деятельности школы, работать в исследовательском режиме. На основе рекомендаций службы мониторинга ведется корректировка учебных планов, учебной нагрузки, деятельности педагогов.

О практике психолого-педагогического консилиума в школе- гимназии ╣ 85 сообщила заместитель директора по научной работе Щербакова Т.А.

Школа существует для учеников. Эта простая истина требует серьезного научного и организационно-практического обеспечения. В практике психолого-педагогического консилиума мы видим синтез усилий администрации, педагогов, психологов, самих учеников и их родителей. Консилиум - явление многосоставное. Все начинается с анализа ситуации, четкой постановки проблемы, ее тщательного изучения. Поэтому выделяется три этапа в работе консилиума: подготовительный, совещательный, реализационный. Каждый этап невозможен без слаженной работы администрации и службы психологов.

Консилиум - дело весьма деликатное и рискованное, требует кропотливой работы и профессионализма. Без тесного взаимодействия с администрацией психолог не сможет оптимально реализовать рекомендации консилиума, добиться эффекта. Консилиум может выступать как момент в подготовке тематического педагогического совета. Помимо возможности дать адекватную оценку актуальной для школы проблемы или личности ученика, консилиум благотворно влияет на работу всего педагогического коллектива, создавая условия для совместной деятельности педагогов-психологов, администрации гимназии.

В заключение беседы за "круглым столом'' его ведущий Свиридов А.Н. отметил достаточный уровень методологической культуры работников образования Ленинского района в построении совместной деятельности психолога и администрации: наличие концепций развития образовательных учреждений, осознание миссии своей деятельности, научное обоснование постановки целей и задач деятельности на основе анализа ситуации и социального заказа, исследовательская позиция в решении практических проблем. Несомненной ценностью является то, что совместная деятельность психологической службы и администрации носит системный характер, ориентирована на получение программных продуктов.

Гагарина Т.Б.,

директор Центра службы

практической психологии

при отделе образования

администрации Ленинского

района г.Барнаула.
Содержание