Гончаров Василий
Никандрович - академик, председатель Сибирского отделения Международной академии наук педобразования, ректор Барнаульского государственного педагогического
университета. Основные научные интересы связаны с проблемами истории и экономики образования, им опубликовано свыше 150 научных работ, из них восемь монографий. |
Чеховских Константин
Анатольевич - аспирант кафедры политистории Барнаульского государственного педагогического
университета. Работает над проблемами развития народного образования в системе общественно-политических отношений на Алтае в период 1917-1921 гг. |
Мероприятия Барнаульской городской Думы по созданию общегородской сети начальных школ осенью-зимой 1917 г.(К вопросу о развитии народного образования в Сибири и на Алтае в период деятельности городских и земских самоуправлений
(лето 1917-зима 1919 гг.)). Весной 1917 года Временное Правительство России приступило к реформе системы народного образования в стране. В Сибири и на Алтае к процессам реорганизации системы начальных школ в городах и уездах осенью-зимой 1917 г. активно подключились городские и земские самоуправления. В проводимой общероссийской реформе им отводилась решающая роль. Правительственным постановлением от 8 мая 1917 г. в ведение Российских земств и городов были переданы все общеобразовательные и педагогические учебные заведения Ведомства православного исповедания [1]. Прежде всего, это были так называемые школы грамоты, относившиеся к низшему типу начальных школ. Затем церковно-приходские одноклассные и двуклассные училища (трех- и пятилетние начальные школы), а также церковно-приходские учительские училища. |
Следующим постановлением от 20 июня 1917 г. Временное правительство передало в подчинение Министерства народного просвещения все начальные школы различных ведомств, тем самым законодательно была оформлена общероссийская сеть начальных школ. Этим же актом на губернские и уездные земства и городские самоуправления было возложено управление начальными школами на местах [2].
На основе названных постановлений Временого правительства Министерством народного просвещения была разработана инструкция от 19 августа 1917 г. для городских и земских управ, предписывавшая конкретные мероприятия по выполнению правительственных актов. В ней, в частности, отмечалось, что кредиты, отпущенные Ведомству православного исповедания на содержание церковно-приходских школ, переведены на сметы Министерства просвещения. Право распоряжения остатками этих кредитов на местах было передано директорам и инспекторам дирекций народных училищ, а также самоуправлениям, если они принимали на содержание церковно-приходские школы [3].
В целом министерская инструкция нацеливала городские самоуправления и земства принять как можно скорее на местный баланс имущество и школьные здания церковно-приходских школ. Для исключения возможных при передаче споров и недоразумений управам рекомендовалось организовывать специальные комиссии для контроля за передачей школ. Важным условием при этом являлось широкое представительство в комиссиях общественности [4].
К выполнению правительственных постановлений и распоряжений Министерства просвещения в области организации единой сети начальных школ городские самоуправления Алтая приступили раньше уездных земств, которые в начале осени 1917 г. находились в состоянии организации органов управления народным образованием. Городские Думы Барнаула и Бийска в то время имели большой опыт по организации различных органов народного образования. В 1915-1916 учебном году для обеспечения всеобуча городская Дума Барнаула выделила средства на открытие семи дополнительных классов-комплектов на 385 школьных мест[5].
Тогда в Барнауле количество школьных комплектов было доведено до 54. Причем Министерство до января 1916 года профинансировало содержание 36 из них, а остальные содержались на средства городской казны [6].
При создании единой общегородской сети начальных школ в г.Барнауле осенью 1917 г. основным вопросом стал финансовый. Первоначально было улучшено материальное положение учителей церковно-приходских школ и школ Министерства народного просвещения. На очередном заседании Думы 25 сентября 1917 г. было принято решение по вопросу: "Об уравнении содержания всех учащихся городских школ, в том числе и бывших церковно-приходских" [7]. Согласно этому решению зарплата учителей церковно-приходских и министерских школ была доведена до 90 рублей в месяц, что соответствовало зарплате учителя городской школы.
Для 12 учителей бывших церковно-приходских школ город выделил на зарплату с 1 октября до конца 1917 года по 40 рублей в месяц каждому и дополнительно по 40 же руб. за сентябрь. Другая часть зарплаты в 50 рублей выплачивалась из средств Министерства народного просвещения. Таким образом, городские церковно-приходские школы были приняты на содержание города с 1 сентября 1917 г.
Несколько позднее к ним была присоединена церковно-приходская школа в поселке под Большим Гляденом. Эта одноклассная школа обслуживала 165 семей и обходилась казне в 600 рублей в год. Хозяин кожевенного завода Лалетин предоставлял учителю этой школы квартиру [8]. Поселок находился в черте города и его жители платили в городскую казну арендную плату за землю и оценочный сбор, поэтому Дума установила доплату к жалованию учителя тамошней школы. Для этих целей на три месяца был выделен кредит в 120 рублей.
Наряду с расходами на зарплату учителям городское самоуправление было вынуждено оплачивать хозяйственные расходы Покровской, Соборной, Знаменской и Богородской церковно-приходских школ. В ноябре 1917 г. приходы отказались финансировать расходы названных школ из церковных средств [9].
Иначе решался Думой вопрос о зарплате учителей 9 министерских начальных школ. Им из средств города было выделено на доплату по 20 рублей в месяц, причем производить ее было решено с 1 марта 1917 г., когда месячная зарплата учителей подобных школ в России была установлено в 70 рублей [10]. Всего же на полном или частичном содержании барнаульского самоуправления осенью 1917 г. находилось 62 комплекта в начальных школах и 6 в высших начальных училищах[11]. Тогда уже в основном сложилась городская школьная сеть, руководство которой осуществлял городской отдел по народному образованию. Возглавляла его Серафима Андреевна Тараканова-Спекторская. Она являлась представителем социал-демократической объединенной партии в Барнаульской городской управе[12]. Ее деятельность в качестве заведующей отделом находила поддержку со стороны председателя городской Думы Алексея Викторовича Духанина. Этот человек является инициатором почти всех мероприятий Думы в деле развития народного образования в городе [13].
В истории организации школьной городской системы были недостатки. Они связаны с процессами формирования финансовой системы города осенью-зимой 1917 г. Отрицательные явления в сфере образования проявились в это время в виде тенденции к экономии городских средств за счет народного образования. 29 ноября на заседании Думы городской голова В.И. Николаев предложил сократить зарплату учителям городских школ. Это крайне непопулярное предложение председателя городской управы не получило поддержки гласных Думы. И.Ф. Цибенко, изучавший материальное положение учителей городских школ, оценил его как "полуголодное существование". После того, как он познакомил гласных с материалами своего исследования, В.И. Николаев снял свое предложение с обсуждения[14].
Вместо этого он выдвинул новое требование. Он настоял, чтобы Дума разрешила городской управе использовать остаток средств школьно-строительного фонда для завершения строительства объектов не школьного назначения. Дума разрешила использовать специальные средства на указанные цели, с оговоркой, что эти 95000 рублей вернуть как можно скорее [15]. Это решение Думы вызвало срыв планов школьного строительства в Барнауле осенью-зимой 1917 г. Город после майского пожара в 1917 г., когда пострадала значительная часть школ, остро нуждался в школьных помещениях.
Следует отметить, что процессы развития народного образования в г.Барнауле в рассматриваемое время, определялись не только деятельностью городского самоуправления, но и всего городского общества в целом, в глазах которого сфера образования была своеобразным символом завоеваний революции. Демократическая общественность стремилась выразить свои идеи через культурно-просветительскую и общественную деятельность, в процессе которой оформлялись сравнительно крупные объединения по профессионально-корпоративному признаку. Задачей таких объединений являлось определение своего места в общественной жизни.
Таким объединением, оказывавшим существенное влияние на школьную жизнь в городе осенью-зимой 1917 г., был Большой педагогический совет. Этот профессиональный союз учителей начальных городских школ был создан в начале октября [16]. Председателем правления Большого педагогического совета была избрана Е.П. Литвиненко, заведующая начальным училищем ╣ 16 [17]. Таким образом учителя начальных школ могли принимать участие в управлении сетью школ. Назначения заведующих и учителей в школы первоначально рассматривались правлением совета и утверждались общим собранием педагогов. Окончательно решения Большого педагогического совета утверждались городским отделом по народному образованию [18]. В уставе этой организации отмечалось, что все разногласия между педсоветом и отделом по образованию разрешает городская Дума. Этим подчеркивалась известная независимость от административной власти [19].
Представители правления Большого педсовета входили в состав Алтайского губернского отдела по народному образованию (Е.П. Литвиненко), и городского (М.С. Шапошникова) [20]. Этим педсовет осуществлял контроль за деятельностью органов управления народным образованием в г.Барнауле, следил за проведением всеобуча в городе. По требованию этого органа городская Дума 2 октября 1917 г. учредила открытие дополнительных комплектов в начальных школах для 103 детей, не попавших в школу, выделив для этих целей 855 рублей из городского бюджета [21].
Определенное влияние на общественную и школьную жизнь города оказывали малые педагогические советы и родительские комитеты, организованные в большей части начальных городских школ. В работе школьных педсоветов принимали участие представители родительских комитетов этих школ. Зачастую позиции этих органов по различным вопросам организации жизни школы принципиально расходились. Чаще всего такое наблюдалось при выборах заведующего школой и учителей, в которых участвовали учителя школы и члены родительского комитета. Иногда несовпадение взглядов превращалось в длительное противостояние между школьным педсоветом и родительским комитетом.
Так, при выборах заведующей 15 городской начальной школой было выдвинуто на эту должность две кандидатуры: М.М. Баева - заведующая этой школой и Н.Ф. Кошелева - учительница. Первая - от родительского школьного комитета, вторая - от учителей школы. На заседании педсовета школы 3 октября 1917 г. М.М. Баева заявила, что не освободит школьную квартиру даже если ее не изберут заведующей школой [22]. Тогда Н.Ф. Кошелева отказалась от участия в выборах. Однако, 2 января 1918 г. выборы заведующей все же состоялись. Они были организованы представителями городского отдела. Н.Ф. Кошелева была избрана заведующей. Большой педагогический совет и городской отдел по народному образованию утвердил ее в должности [23]. Родительский комитет 15 школы выразил протест против этого назначения и потребовал проведения повторных выборов. Так возник конфликт между школьным родительским комитетом и учителями, который впоследствии пришлось разбирать специальной комиссии под председательством Д.Г. Сулима [24].
Усилиями городского самоуправления и учительства
к середине января 1918 года, окончательно сложилась городская
школьная сеть, представленная 32 начальными школами [25]. Дальнейшая
работа городской Думы и городского отдела по народному образованию
по развитию сферы начального образования была прервана в начале
февраля 1918 г. [26].
Источники: