Ионина

Зинаида

Сергеевна

- профессор,

заведующая кафедрой всеобщей истории

Барнаульского

государственного

педагогического

университета.

Заслуженный

работник культуры РФ.

Научные интересы:

актуальные проблемы исторического

образования (всеобщей истории). Опубликовано

свыше 80 работ.

СЛОВО О

ТИТАНЕ

МЫСЛИ

И ДУХА

Барнаульским государственным педагогическим университетом и Алтайским краевым отделением всероссийского общественно-политического движения "Духовное наследие" издана оригинальная книга - "Первый русский академик". Она приурочена к 285-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.

Коллектив авторов преподавателей-исследователей из Барнаульского госпедуниверситета под руководством профессором Л.И. Сидорова выполнил очень нужную работу. Как отметил в предисловии ректор университета академик В.Н. Гончаров, "книга эта послужит своего рода путеводителем и одним из источников знаний для молодых педагогов, студентов и учащихся". Они найдут в ней и краткое жизнеописание великого ученого, и библиографический материал, и яркие этюды об основных направлениях богатой научной и общественной деятельности М.В. Ломоносова, и разнообразные сведения об изучении и реализации наследий гениального мыслителя в университете.

Интересна подборка высказываний классиков науки и литературы о великом ученом и прекрасном поэте. А.Н. Майков воспел его как патриота, гневно протестовавшего против засилья у царского престола случайных и корыстных пришельцев из-за рубежа:

"Лишь пришлецы, которых знанье

Царь покупал "на семена",

Торжествовали в упованьи,

Что их отныне вся страна!

И, пробираясь ловко к цели,

Они над русскою землей

На ступенях престола сели,

Как над забранною страной..."

Центральное место в монографии отведено этюдам о научной деятельности М.В. Ломоносова. Их восемь: именно столько основных разделов, сторон научного творчества академика определено в Полном собрании его сочинений.

Первый этюд, написанный профессором В.Н. Филипповым, раскрывает место и значение академика М.В. Ломоносова как философа-материалиста. Он первый сформулировал основные принципы научного естествознания и заложил в России материалистические традиции в философии, обосновал идею материального единства мира, открыл закон сохранения материи и движения. История раскрытия сущности этого закона нисходит еще в античность, но М.В. Ломоносов впервые сформулировал его в качестве всеобщего универсального закона природы, конечно, на базе современной ему науки. И хотя в последующие два с лишним столетия закон уточнялся и дополнялся, по сути своей он остался верным до наших дней. Много внимания в этюде уделяется развитию материалистических идей М.В. Ломоносова его последователями, особенно академиком В.И. Вернадским.

В следующем этюде показаны заслуги М.В. Ломоносова в области естественных наук. Профессор Г.В. Жигулин показал, почему русский Ученый по праву считается первым отечественным естествоиспытателем мирового значения. Своими выдающимися открытиями первый русский академик обогатил почти все области естествознания. Он основал первую в мире химическую лабораторию, где проводились не только научные исследования, но и практические занятия со студентами. Им дано научное обоснование таких физических явлений как молния, северное сияние, сконструирован ряд оптических приборов, в том числе телескоп-рефлектор, с помощью которого он открыл наличие у Венеры атмосферы. На конкретных примерах доказывается, что идеи М.В. Ломоносова во многом опережали развитие науки XVII в., настолько они были новы и оригинальны. Профессора А.П. Уманский и М.А. Демин обращают внимание читателей на заслуги М.В. Ломоносова в области истории и географии, особенно подчеркивая его любовь к Родине. С патриотических позиций он рассматривал прошлое России и вступил в полемику со сторонниками так называемой норманнской теории, согласно которой решающую роль в создании Древнерусского государства будто бы сыграли варяги.

В этюде профессора Л.И. Сидорова о величии М.В. Ломоносова как экономиста и демографа читателей несомненно привлекут научные прогнозы Ученого о значении Сибири для экономического развития России, тем более, что само развитие Сибири показывается на примере освоения богатств Алтая. А знаменитый Трактат "О сохранении и размножении российского народа", адресованный им в начале ноября 1761 г. императрице Елизавете Петровне? Основные положения Трактата принципиальны на все времена, но особенно злободневны для России на рубеже ХX-ХXI вв., в полосе нынешней депопуляции.

М.В. Ломоносов был страстным сторонником и поборником просвещения России. Об этом убедительно повествует профессор Е.Ф. Широкова. Он провозгласил главными принципами воспитания, образования и обучения молодежи демократизм, гуманизм и народность. Славное будущее своего Отечества он видел в борьбе с реакционным чиновничеством, иностранными "неприятельми наук российских", рабским преклонением перед всем чужеземным. Его педагогические идеи актуальны и в наше время.

Велики заслуги М.В. Ломоносова в развитии русского языка, литературы, различных областей художественной культуры. О них повествуется в этюдах доцентов Е.Ф. Дмитриевой, Г.П. Синельниковой, О.Н. Гороховой. Из книги читатель узнает, что М.В. Ломоносов обладал уникальными лингвистическими способностями, к концу жизни владел, по его признанию, тридцатью языками и диалектами. Уважая языки других народов, он особо ценил изящность, гибкость и гармонию родной речи, ее огромные возможности в познании мира и в передаче эмоциональной сферы человека. Он вошел в историю русского языкознания как теоретик и мастер образной речи, основоположник стилистики. Вместе с тем вслед за В.К. Тредиаковским он практически завершил реформу русского стихосложения и своими отточенными, торжественными (в одах) стихами показал богатейшие возможности русского языка в поэзии.

Помимо языка и поэзии, разносторонность М.В. Ломоносова проявилась и в ряде других сфер художественной культуры. Он много сделал для возрождения в России мозаичного искусства, заново открыл рецепты изготовления различных сплавов цветных стекол, разработал технологию русского фарфора, не уступающего по качеству и красоте лучшим европейским образцам, провел многочисленные исследования в области теории света. Ему принадлежит выдающаяся роль в создании Академии художеств.

Авторы книги, на мой взгляд, правильно поступили, поместив в ней две методические разработки для учителей: о классном часе для учащихся 6-7-х классов - "Знакомьтесь: Михайло Ломоносов!" и о школьном вечере силами старшеклассников для учащихся 5-х классов - "Жизнь и творчество М.В. Ломоносова". Разработки подготовлены учителями-студентами заочного отделения университета и могут служить в некотором роде подспорьем для проведения подобных полезных дел в любом учебном заведении. Кстати, рецензируемая книга есть теперь не только в городских и районных библиотеках, но и в библиотеках всех (а их - почти 1700 !) учебных заведений Алтайского края.

Очень содержательно Послесловие. Профессор Л.И. Сидоров подытожил в нем основные заслуги М.В. Ломоносова как гениального ученого исключительно широкого диапазона, обратив внимание на значение его научного наследия для решения современных задач народного образования и показав поистине классические, заслуживающие разумного подражания россиянами, морально-этические принципы, которые всю свою жизнь исповедовал Поэт, Ученый, Гражданин.

Завершает книгу очерк об истории, сегодняшнем состоянии и перспективах развития Барнаульского госпедунивеситета. Его авторы, проректоры профессора В.М. Лопаткин, Г.А. Калачев и доцент Л.М. Растова, главное внимание уделили описанию структуры университета, характеристике преподавательского коллектива, проблемам научных исследований. Впервые дается периодизация становления и развития вуза. Очерк, вне всякого сомнения, интересен для широкого круга читателей. Молодежь, та, которой предстоит выбор высшего учебного заведения для продолжения образования, познакомится с профилем каждого факультета, а также краевого педагогического лицея-интерната. Учителя, научные работники найдут сведения об аспирантуре по ряду специальностей, докторантуре, об основной тематике научно-исследовательских работ. Она очень обширна. Коллектив избавился от многотемья. Тематика приближена к проблемам образования. Исследования большей частью ведутся проблемными научно-исследовательскими лабораториями. Расширяется международное сотрудничество. В книге названы университеты и другие научные учреждения Германии, США, Франции, Швейцарии, Бельгии, с которыми установлены и плодотворно развиваются взаимополезные контакты.

К сожалению, краток и беден по содержанию третий раздел очерка, где, как сказано в подзаголовке, предполагалось рассказать о творческом поиске 9-тысячного учебно-научно-педагогического коллектива на международном уровне. Правда, немного об этом говорится во втором разделе. Хотелось бы также побольше узнать и о перспективах развития университета, хотя - понимаю - в настоящее время повествовать об этом трудно.

Одним из достоинств книги является обширная связь с современностью, насущными проблемами науки, образования. И еще чувствуешь, читая книгу, влюбленность авторов в свою alma mater - педагогический университет. И это не удивительно, ведь большинство из них - либо его воспитанники, либо преподаватели, отдавшие вузу по нескольку десятилетий, своей жизни. Содержание книги не ограничено рамками строго научных суждений, анализов, выводов. Оно многопланово и ярко, как само творчество великого русского ученого, 300-летний юбилей которого - совсем близок.


Содержание