Килин П.М.
- действительный член Академии социальных наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, доктор экономических наук, профессор Бийского государственного педагогического института. |
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГОЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Анализируются три способа отражения экономических знаний в процессе обучения на всех этапах: экономизация общеобразовательных дисциплин; cпециальные курсы и дисциплины; предпрофессиональная и профессиональная подготовка в специальных школах. Подробно рассматриваются содержание и методика обучения на каждом этапе, обсуждаются кадровые проблемы и предложения о расширении подготовки преподавателей экономики в экономических и педагогических вузах, определяются три формы реализации положений концепции: создание теории (здесь выделяется 8 теоретических проблем в области экономики, педагогики и психологии с акцентом на рыночную экономику и психологию); практическая деятельность педагогов; нормативно-методическое обеспечение. Целостный подход к решению проблемы включает кроме того информационное, техническое, правовое, финансовое и организационное обеспечение. Все вопросы должны найти отражение в государственной программе введения экономического образования и ее реализация с ответственностью соответствующих органов и лиц, по мнению авторов концепции, решит проблемы непрерывного экономического образования.
Признавая важность решения этой проблемы и значительный вклад авторов [1] в ее решение, можно вместе с тем высказать некоторые замечания по постановке проблемы. Во-первых, непрерывное образование как научная концепция предполагает обучение человека на протяжении всей его жизни (а не только молодежи), поэтому и этапы образования надо продлить, включив обучение различных категорий работников всех отраслей и форм собственности (как на производстве, так и с отрывом от производства) и государственная программа непрерывного экономического образования должна отразить эту потребность и найти пути решения проблемы экономического образования взрослых в единой системе с образованием молодежи. Во-вторых, сводить экономическое образование только к обучению рыночной экономике или только к обучению лиц, предполагающих работать в бизнесе или около него, значит ставить просто узкую задачу обучения 5-10 % населения.
Главное же, в этом подходе неверно, на наш взгляд, определен предмет экономического образования, как обучение рынку, что сужает предмет до обыденного экономического мышления, страдающего рядом недостатков.
Прежде всего, обыденное представление возникает у человека, воспринимающего мир через призму своих личных интересов, к тому же несвободно от сложившихся в народе предрассудков и суеверий, а также навязываемых средствами массовой информации взглядов, не всегда соответствующих объективной истине и интересам общества, ибо отражает интересы стоящих у власти и владеющих средствами массовой информации лиц общества. К примеру, пропаганда рынка и приватизации, обучения предпринимательству, на первый взгляд, отвечает интересам общества и индивида, ибо пример успешного развития ряда стран с рыночной экономикой и частной собственностью на средства производства, успехов отдельных предпринимателей в части их личного обогащения и насыщения рынка товарами, возможности удовлетворения потребностей, если есть деньги, делают актуальными воспитание экономического мышления, прежде всего, как обучение предпринимательству. Прививается мысль, что если будет рынок в России и все будут частными собственниками и предпринимателями, то всем будет хорошо. Однако пять лет рыночных реформ показали справедливость взглядов советских ученых (сегодня это ученые социалистической ориентации и прежде всего экономисты Академии наук России и Московского государственного университета), что такие реформы научно не обоснованы, и противоречат науке, интересам людей труда и большинства членов общества, необходимо изменение курса реформ. Они основаны не на научном экономическом мышлении, а на обыденном экономическом мышлении, и это начинают понимать уже не только ученые, но и каждый человек труда.
Если всех научить торговать и хозяйствовать, исходя из личных интересов (предпринимательству), но не научить работать (а тем более, не дать возможности работать в результате реформ), то общество будет только деградировать и представлять из себя ученых варваров, конкурирующих друг с другом вопреки всяким нормам этики и справедливости (это и показывают многие факты криминальной, мафиозной и дикой рыночной действительности, которая была в развитых странах 100-150 лет назад, в период первоначального накопления капитала, и существует сегодня в России). Действительно, истина в том, что и в западных странах реальные предприниматели составляют не более 5-10 % общества (для остальных, большинства общества, основным источником дохода является труд, являющийся и основным источником богатства общества).
Далее, предприниматели в России обогатились путем ограбления большинства общества, присвоения в результате приватизации и других мероприятий реформ (либерализации цен, разрушения единого народнохозяйственного комплекса Советского Союза, монетаристской политики под диктовку международного капитала в лице Международного валютного фонда, либерализации внешней торговли и др.) того, что создано трудом многих поколений советских людей. Тот факт, что реформы в России принесли разрушение экономики (спад более, чем в 2 раза, невиданный в истории страны) , сокращение на 40 % среднего благосостояния народа и обнищание миллионов (более 40 % семей живут ниже черты бедности, прожиточного минимума), свидетельствует, что насыщение рынка товарами является искусственным, достигнуто не за счет роста объема предложения товаров (и лучшего удовлетворения потребностей людей), а за счет сокращения спроса (отсутствия денег у большинства), вызванного реформами. К тому же насыщение достигнуто в значительной мере за счет импорта, рост которого в обмен на сырье или в долг, все более превращает Россию в колониальную страну, теряющую свою самостоятельность. Поэтому обучать и воспитывать нужно не рынку и эгоистической рыночной психологии (они естественно присущи каждому человеку от природы), которую принимают за экономическое мышление (на самом деле, такое обучение ближе к обучению обыденному экономическому мышлению), а научному экономическому мышлению, которое стремится выявить объективную истину, то есть отразить внешний мир таким, каким он существует в действительности, вне зависимости от чьих-либо мнений и желаний.
Кроме того, повседневное экономическое мышление основывается на отдельных отрывочных и односторонних сведениях об экономике, что ведет к логической ошибке: часть какого-то явления, вещи, процесса принимается за целое, закономерность, имеющую всеобщее значение. Например, тот, кому не раз сопутствовала удача в лотерее (или на бирже), будет убеждать других в том, что все будут осчастливлены, если купят лотерейные билеты (акции или другие ценные бумаги). В противовес этому научное мышление отражает экономику всесторонне и в ее целостности, что позволяет понять подтвержденную практикой истину. То, что хорошо и выгодно отдельному предприятию или человеку, может быть плохо и убыточно для общества, и наоборот. Яркий пример такого обмана и самообмана показала ваучерная приватизация в России, в результате которой большинство населения лишилось вместе с общенародной собственностью и многих социальных благ (около одной трети доходов каждый советский человек получал из общественных фондов потребления и имел гарантии труда), и лишь небольшая группа россиян (предпринимателей) получила реальный доступ к хозяйствованию на основе частной собственности.
Разумеется, нельзя согласиться с тем, что преподавать можно только антимарксистские концепции, а всех сторонников иных взглядов (экономистов-догматиков, как их назвали авторы концепции) не пускать на пороги школ и вузов. Например, в Японии для половины экономистов в вузах читается экономическая теория по К. Марксу и считается это нормальным. Тем более обоснованно будет преподавание экономической теории с отражением не только рыночных концепций в России, где цивилизованного рынка пока нет и вряд ли ближайшие 50 лет будет (экономика переходная, по своей базе пока советская, не до конца еще разрушенная рыночниками), да и люди-то в своем большинстве советские, со взглядами за cоциализм, где элементы плана играют не меньшую роль, чем элементы рынка. Будут ли это курсы "Истории экономической мысли", "Экономика переходного периода" или "Экономический строй России", неважно, но ограничиться преподаванием рыночной экономики (как это нашло отражение, например, в государственных стандартах по предмету "Экономика" для педагогических вузов, где многие важнейшие положения теории К. Маркса исключены), да еще по западным учебникам "Экономикс" или таким же учебникам сторонников нынешнего курса, завоевавшим премии Сороса, но не включающим теорию прибавочной стоимости К. Маркса, видимо, будет неправильно. Без анализа советской экономики объективного, c отражением достоинств и недостатков, но без очернения в угоду кому-либо, будет недостаточным с практической точки зрения (западная экономика принципиально отличается от нашей ) и ущербным с моральной точки зрения (экономическое образование должно воспитывать патриотов России, а не космополитов).
Отсюда вытекает, что предметом непрерывного экономического образования должна быть экономика как наука, во всем ее многообразии отражающая закономерности сложной экономической системы. При этом знание организационно-экономических отношений и соответствующих отраслевых и специальных экономических дисциплин (вместе с техническими, естественными и технологическими дисциплинами) поможет производить материальные блага (творчески трудиться, работать), а знание социально-экономических отношений и общей экономической теории (политэкономии) позволит так организовать воспроизводство и общество, чтобы неуклонно повышать благосостояние всех и каждого индивида. И потому в экономическом образовании всех индивидов, как компоненте общего образования цивилизованного человека, на первом месте должна быть именно политическая экономия, без знания которой человек труда не может чувствовать себя свободным ни в труде, ни в предпринимательстве и всегда будет рабом (денег, товаров, любой другой формы богатства) в сложной системе экономики, будет эксплуатируемым своим или иноземным капиталистом, пока c помощью науки не сумеет находить и cогласовывать свои интересы и интересы всех индивидов, живущих в обществе, не научится управлять общественным воспроизводством, экономическими процессами.
На каждом этапе непрерывного экономического образования и для каждого человека при первенстве общих экономических дисциплин содержание и форма образовательного процесса должна отразить удовлетворение их потребностей в соответствии с особенностями этапов и профессий. C этой точки зрения всех обучающихся можно разделить на две группы: специалистов (или будущих специалистов), для которых экономика является основным предметом деятельности; профессиональные экономисты и предприниматели, менеджеры и другие управленческие работники) и все другие индивиды, для которых экономическая наука является средством осознания их экономического положения в производстве и обществе, совершенствования их условий жизни, повышения благосостояния и всестороннего развития личности. К сожалению, вместе с процессами так называемых экономических реформ вся система бесплатного экономического образования на предприятиях и в учреждениях была разрушена (прежде всего, из-за отсутствия средств), а государство проводило одностороннюю политику, убеждая в преимуществах рынка и частной собственности и разрушая все основы труда и производства. Результатом разрушения основ труда стал отрыв заработной платы от стоимости рабочей силы: если в 1990 году минимальная заработная плата (80 руб.) превышала минимальную прожиточную "корзину" в 1,5 раза, то в 1995 году, наоборот, вторая превышала первую в 5 раз и более 25 % трудящихся имели доход ниже прожиточного минимума. Да к тому же наши правители ввели систему фактически рабского труда (когда за работу не платят, задерживают зарплату по несколько месяцев, что в условиях инфляции означает дополнительное ограбление). Возрождение экономического образования на предприятиях с целью не только просвещения работников, но и обучения рациональной организации труда и заработной платы, позволит уменьшить социальные противоречия и повысить эффективность производства. Предметом непрерывного экономического образования на производстве должны быть и организационно-экономические, и социально-экономические отношения с преобладанием первых, как средства улучшения организации производственных процессов и повышения результатов труда.
Но главная проблема экономического образования относится к образованию молодежи, которая вступает в экономическую жизнь сегодня значительно раньше, чем в недалеком прошлом советская молодежь, получавшая от общества значительно больше бесплатных услуг и имевшая гарантии труда, образования и других социальных благ. Поэтому семья, школа, вузы должны подготовить сегодня молодежь к новым условиям трудовой и предпринимательской деятельности. Помимо отмеченных авторами концепции непрерывного экономического образования [1] 5 этапов обучения, можно выделить еще два этапа непрерывного экономического образования, охватывающих непосредственно период трудовой деятельности каждого индивида. Шестой этап - вхождение в самостоятельную трудовую деятельность выпускников средних и высших учебных заведений, обучение непосредственно на рабочих местах и в системе экономического образования предприятия, учреждения, отрасли, которое позволит не только адаптироваться к конкретным условиям труда и быта работника, но и получить дополнительные знания экономики и организации в условиях новых достижений науки и техники и повысить эффективность труда и производства.
И, наконец, седьмой, самый длительный этап экономического образования в процессе трудовой деятельности (система переподготовки и повышения квалификации, послевузовского обучеия, т.д.), позволяющий получать и обновлять экономические знания периодически с учетом НТР и изменений экономических отношений (социально-экономических и организационно-экономических). Более того, на этих двух этапах образовался не только разрыв в непрерывном экономическом образовании, но и разрыв в трудовой деятельности, ибо трудоустройство выпускников сегодня является главной социальной проблемой, решить которую одним малым бизнесом не удастся. Необходимы программы выхода из кризиса и подъема экономики и соответствующие программы экономического обучения на производстве (также как информационного, технического и иного в соответствии с требованием времени).
Школа и учащиеся, конечно, должны располагать
информацией о новых формах занятости в рыночных структурах, то
есть в крестьянских (фермерских) хозяйствах, малом предпринимальстве,
индивидуальной трудовой деятельности и научить организации соответствующего
труда. Но нельзя лгать вслед за идеологами соответствующих форм,
что именно за ними будущее страны. Для фермерства в России нет
пока достаточных экономических условий и главное, финансовых
средств для адекватной материальной базы и по технологии, организации
и технической базе они, безусловно, в ближайшее время (а может
быть и еще сотню лет) будут уступать крупному механизированному
хозяйству колхозов и совхозов. Насильственное же разрушение этих
хозяйств путем раздела на паи и т. д. приводит к возврату к сохе
и мотыге, ибо комплекс тракторов, комбайнов и сельхозмашин, позволявший
механизировать производственные процессы в крупном хозяйстве,
после раздела на части оставит сотни и тысячи крестьян без техники,
они будут вынуждены вернуться к ручному труду. Да и другие формы
малого бизнеса в современной экономике не играют решающей роли
по объему выпуска продукции и экономического потенциала, хотя
и занимают значительное число работников. Надо убедить, что будущее
за теми формами, которые обеспечат более высокую эффективность
национальной экономики, за крупными предприятиями и объединениями,
обеспечивающими использование науки и техники, высоких технологий
и природных ресурсов в интересах роста объемов выпуска продукции
и благосостояния большинства населения страны.
Литература:
1. Поляков В.А., Сасова И.А. Непрерывное
экономическое образование молодежи // Народное образование. 1995.
╣ 5.