Колтаков Константин
Геогриевич ректор Бийского государственного педагогического института, профессор, член-корреспондент Международной Академии наук педагогического образования. Научные интересы - аграрная политика, проблемы социального развития села, нравственное воспитание молодежи. Автор 63 научных публикаций. |
ВКУСРЕКТОРСКОГОХЛЕБА
|
Какую бы сферу жизни государства сегодня ни взять, везде царит полная неразбериха. И не случайно в последнее время в стране приобрела популярность горькая шутка, что ныне Россия идет как бы на автопилоте, когда ею никто всерьез и не управляет.
"Архитекторы реформ", возведя ложь в добродетель, превратили ее в страшное орудие тотального разрушения и обмана. При активном тиражировании пошлятины и примитивизма, при круглосуточной пропаганде разврата, насилия и садизма, правители России в России делают все, чтобы выбить последнее понятие у людей - смысл жизни.
Наша горькая "демократическая" действительность такова, что невольно подталкивает, заставляет любить страдания здесь, на Земле, потому что они, страдания, удивительным образом очищают душу и, готовят россиян к жизни внеземной, к жизни в потустороннем мире. Получается прямо-таки по святому праведнику Иоанну Кронштадскому: ''демократия в аду, а на небе - Царство!".
Говорят, против глупости бессильны даже боги. Неграмотность реформ в России привела страну к положению хуже некуда, хуже чем рабское. Горьким упреком всем опоенным "свободой", беззащитным, обманутым, униженным и оболганным - развал промышленности и сельского хозяйства России, вздутие цен в тысячи и тысячи раз, передел общенародной собственности между воровскими шайками, разрушение национального, и, особенно, русского искусства, идеологическая диверсия, направленная на отупление народа, особенно молодежи - все это позволяет сравнить нашу Родину с человеком, у которого большая голова, маленькое туловище и слабые ножки, ходить ему трудно.
Недавно краевая газета "Свободный курс" провела опрос среди школьников на счет того, выплатят ли учителям их деньги после забастовки (известная акция протеста учителей в январе 1997 года). И вот что ответила ученица 8 класса из села Володарки: "Нет, бесполезно. Пока Ельцина не уберут с престола, денег, наверное, не будет". (см. "СК" ╣ 4 (293) C.12).
Факты, что называется, говорят сами за себя. Опираясь на них, можно сделать вывод, что энергия, которая не направлена на созидание, неизбежно становится энергией разрушения. И это действительно так. Вспомните, после войны советские люди за пять лет восстановили свои разрушенные города и села, а сейчас за такой же промежуток времени все разрушили до основания.
Ясно, что никто не застрахован от ошибок, но правильно также и то, что никто не должен быть застрахован от ответственности за эти ошибки. А уж тем более, кто продолжает упорствовать в прежних заблуждениях.
Как сказал философ, если не выносить сор из избы, она быстро превратится в помойку. Это выражение правильно и для "большой избы". Замалчивая в эти ответственные дни свои недуги, мы и от себя прячем наши болячки, забывая, что если не лечить болезнь, то она прогрессирует, обретает тяжелую форму и уже не знаешь, как из нее выйти.
Дела в нашей стране - большая загадка как для россиян, так и для иностранцев. Как говорят англичане: "Климат-то у нас неплохой, вот если бы только погода была получше"'.
И для России очень важна хорошая погода, прежде всего "погода" политическая, "погода" экономическая.
В этом ключе "погода получше" важна и для нашего профессионального дела, имя которому вуз, школа, образование, Учитель. Еще древние говорили: без уважительного отношения к Крестьянину, Воину и Учителю в Державе не будет порядка. Относительно "уважительного отношения" лучше помолчать. Но вот о чем громко надо напоминать, так это о том, что к каждому живому существу в человеческом облике Учитель имеет отношение. Лучше сказать так: Учитель - вершина опрокинутой пирамиды, уходящей расширяющимся основанием в бесконечное будущее, где с каждым поколением растет объем сотворенного Учителем добра. Следовательно, если в нашем "российском доме" нет добра, то это, ясно, не от школы, не от Учителя.
Несмотря на то, что в России сегодня падает все, что может падать, единственная сфера, которая еще держится "на плаву" - это образование. Более того, образование даже все еще называют рентабельной "отраслью". Не только потому, что каждый вложенный рубль здесь возвращается усиленной прибылью, но и потому, что именно школа формирует главный капитал страны - юное поколение.
Так уже получается, что менее чем через три года мы будем провожать в прошлое, в историю второе тысячелетие и, одновременно, встречать следующее. Совершенно очевидно, какое поколение молодежи будет подготовлено в учебных заведениях, - это во-многом зависит от решения важных экономических, социальных, политических и всяких других задач развития общества.
"Умирать собираешься, а рожь сей", - гласит старая крестьянская пословица. Это верно как для сельского хозяйства, так и для образования. Наш, педагогический посев - это, прежде всего, набор студентов. И в этом отношении в вузах существует своя "агротехника", своя "агрохимлаборатория". В Бийском пединституте вот уже 10 лет успешно действует "Школа будущего учителя". ШБУ - это система приема в педвуз, которая позволяет комплектовать его молодежью, сознательно избравшей путь Учителя.
Мы с большим доверием относимся к рекомендациям педсоветов школ, для нас свято мнение учителей, которые много лет вели наблюдение за своими питомцами. И если школа дала сигнал институту: "Перед вами педагог, одаренный человек. Обратите внимание!", - институт, безусловно, принимает эстафету.
Как правило, проводятся беседы, собеседования с абитуриентами. Считаем, что это своего рода камертон, по которому узнаешь, на что настроены юноша или девушка. Для нас важны два признака, ориентирующие выпускника средней школы на учительскую профессию:
а) участие его в школьные годы в различных видах педагогической деятельности;
б) самобытное приобретение знаний по профилю избранной специальности. И если у комиссии создалось мнение, что абитуриент верно выбрал свою дорогу, то ему оказывается содействие.
Любое дело требует страстных, преданных своей идее людей. Мы считаем нелепым брать под сомнение явление, которое уже доказало жизнеспособность. "Надо знать, надо уметь, надо желать, надо действовать", - так полно, объемно, красиво сказать мог только настоящий человек. Автор этого афоризма Терентий Семенович Мальцев. Для нашего случая важна вторая часть изречения - "желать и действовать". Мы с желанием и серьезным вниманием относимся к просьбам районов и городов, комитета по образованию краевой администрации принимать сельских ребят по внеконкурсному набору. Уже несколько лет действует договорная система с районами Бийской зоны. Четкая взаимосвязь института с администрациями позволяет нам, как правило, выбирать на условное место одну из двух или трех кандидатур. Мы понимаем, что здесь есть и определенные издержки. Однако жесткий контроль за рекомендациями педсоветов может отвечать социальной справедливости.
Система отбора, сложившаяся в БиГПИ, позволяет свести к минимуму поступление в институт случайных молодых людей. Для педагогических вузов это истина, не требующая доказательства. Суть - в особенностях профессии. Профессия "Учитель", как никакая другая, требует от человека полной отдачи его духовных сил, постоянного творчества, душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности своему долгу. "Спросим себя, спросим с себя", - такая форма существования на белом свете характерна для большинства учителей, готовых за все отвечать.
Педагогический вуз - это не нечто отстраненное (учреждение), живущее своей замкнутой жизнью. В педагогическом вузе молодые люди должны видеть: из чего произрастает либо духовное богатство, либо духовная нищета, либо экономическое процветание, либо экономическое угасание и т.д. Происходящее сегодня в нашем обществе обязательно отразится завтра-послезавтра на всем молодом поколении, на его жизненных позициях, нравственных установках.
Понимая это, мы, старшие товарищи, с особой ответственностью направляем учебно-воспитательную деятельность своих младших товарищей, исходя из того, что она должна носить творческий характер.
Совершенно очевидно, что сегодняшнее поколение студенческой молодежи гораздо самостоятельнее, раскованнее что-ли, нежели мое. Я бы сказал так: в образовании студенты жаждут обрести не просто "багаж" знаний, а умение этими знаниями распорядиться. И это главное, потому что специалистом своего дела можно стать лишь в творческом приобщении к избранной профессии. И это хорошо понимают преподаватели института, а также их воспитанники.
Традиции высшей школы примечательны тем, что в ее стенах ученый и студент становятся коллегами. Творческий союз их равноправен, но успех дела предопределяет преподаватель. Именно от его такта, мудрости, зоркости зависит, поверит ли студент в свои силы, решится на смелое суждение или останется равнодушным исполнителем вузовских инструкций.
Студенческая пора - счастливейшая пора, это, возможно, яркая, содержательная жизнь. Это, возможно, напряженный творческий труд, активная общественная работа. По признанию одного выпускника физико-математического факультета: "Сказать, что я учился усердно, будет неточно. Я учился жадно." На мой взгляд, это и есть высший критерий в оценке труда целого коллектива. Действительно, что может быть важнее такой гражданской позиции: "Я мог учиться, учиться и учиться".
Один толковый политик когда-то сказал: иногда не стоит следовать даже самым мудрым советам, ибо и они могут оказаться ложными. И все же я рискну привести полюбившиеся мне слова почвоведа Василия Робертовича Вильямса: "Пусть ломятся стены аудиторий, пусть будут очереди в дверях аудиторий, тем серьезнее ответственность тех, кто уже за эти двери проник". В словах этого замечательного ученого, мне думается, главное понимание тех, кто прикоснулся к сокровищнице человеческого знания - целиком, беззаветно отдавать себя служению этому знанию. Подчеркнем при этом, что лишних знаний не было и быть не может.
Исходя из вышесказанного, в Бийском пединституте осуществляются качественные сдвиги в методах и организации педагогического образования. Что это значит? По большому счету: сокращение лекций, увеличение доли самостоятельной работы, усиление практической направленности обучения; самое широкое введение того, что отличает высшее учебное заведение от общеобразовательной школы - спецкурсы и спецсеминары, курсовые и дипломные работы.
Принцип самостоятельности должен пронизывать всю подготовку будущего учителя. Пока же студент не совсем самостоятелен, он в значительной степени держится на подпорках, безотказно предлагаемых преподавателями. А это значит, что студент не имеет простора для инициативы, поиска, у него нет потребности в постоянном самообразовании, отсюда - и ответственности настоящей нет. В такой обстановке любая работа, в том числе учебная, лишенная творчества, самостоятельности, превращается в скучное отбывание повинности. Процесс обучения в его подлинной сути - это процесс напряженных профессиональных поисков, исследований, открытий.
В последние годы в вузах рождается немало ценных инициатив, направленных на совершенствование учебного процесса. Речь идет об индивидуальной составляющей учебной работы, призванной помочь студенту овладеть методом самообразования. Преподаватель рекомендует изучать не только книги и статьи, но и беседует с будущим коллегой о прочитанных научных работах и др.
Студенты поощряются различными путями приобретать знания. В порядке эксперимента на некоторых факультетах пошли на установление одного дня в неделю для самообразования. Конечно, это потребовало от кафедр тщательного отбора списков литературы для самостоятельного изучения, проведения специальных занятий по методике изучения и конспектирования первоисточников, бесед о планировании труда и отдыха, организации индивидуальных и коллективных консультаций и др.
В условиях реформирования высшей школы
естественно желание каждого коллектива быть диперсонифицированным.
А это предполагает яркую, содержательную жизнь. Это предполагает
дисциплинированных, трудолюбивых, компетентных преподавателей
и студентов, одновременно высокопорядочных людей, постоянно обогащающих
себя истинными человеческими ценностями. Именно воспитание всех
этих качеств у членов нашего коллектива, особенно у студенческой
молодежи, и является главной задачей руководства вуза.