Лопаткин

Владимир

Михайлович

- первый проректор Барнаульского

государственного педагогического университета,

профессор.


Каракозов

Сергей

Дмитриевич

- научный

руководитель

института

информатизации педагогического образования БГПУ.


Костикова

Маргарита

Николаевна

- начальник отдела вузов Сибири и Дальнего Востока Министерства общего и

профессионального образования

Российской

Федерации.

Концепция построения и развития информационно-педагогического телекоммуникационного сервиса в области общего среднего и педагогического образования


В настоящее время завершается процесс создания единой информационной сетевой инфраструктуры в области образования [6,8] и на передний план выходят вопросы наполнения созданной программно-технической среды сетевым образовательным сервисом.

Каким он будет, не окажутся ли огромные бюджетные вложения в глобальные сети пустой тратой денег - зависит уже не от федеральных или региональных телекоммуникационных компаний, а от учреждений образования, прежде всего - высшего.

В этой работе мы коснемся вопросов развития образовательного сервиса в наиболее близкой и знакомой авторам сфере - сфере общего среднего и педагогического образования на примере становления и развития образовательного сервиса Барнаульского государственного педагогического университета (http://www.bspu.altai.su) и Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования (WWW-сервер Региональной образовательной сети Алтая - http://www.alien.ru).

В нашей работе мы постараемся сформулировать общие принципы развития подобных образовательных систем.

В стране происходит внедрение новейших средств телекоммуникаций в образование, научные исследования и управление. Важную роль начинают играть современные способы передачи информации между научными центрами, университетами и отдельными исследователями и управленцами, методы доступа к удаленным банкам данных, содержащим актуальную управленческую, научную и учебную информацию, внедрение новых форм образования с использованием компьютерных сетей. В перспективе следует ожидать усиления этих тенденций.

В настоящее время осуществляется переход от распространения научно-технической и нормативной информации, в основном, на бумажном носителе (журналы, препринты, научно-технические отчеты) к распространению этой информации в электронной форме и/или на техническом носителе через международные и национальные банки данных и компьютерные сети. Для достижения этого необходимо предпринять соответствующие меры по быстрому усилению роли компьютерных сетей в информационном обеспечении образования в

пределах России, а также по активизации контактов с международными сетями, уже накопившими к настоящему моменту богатейшие информационные ресурсы.

Особенностью информационной сети связи является то, что информационные потоки в ней должны нести любую информацию (в виде пакетов, блоков, файлов) и обеспечивать передачу текста, речи, изображений, компьютерных программ, документов и т. д.

Предлагаемый для школ в образовательных сетях сервис сегодня ограничивается, в основном, электронной почтой и некоторыми услугами в отлаженном режиме (включая телеконференции, информационные серверы и т.д.).

Чрезвычайно важным для такой системы, как образование, в том числе общее среднее и педагогическое, является активное использование телекоммуникаций в учебном процессе.

Вместе с другими новыми информационными технологиями компьютерная коммуникация может существенно повлиять на формирование нового содержания образования, на изменения организационных форм и методов обучения. Появление компьютерной коммуникации в школе предполагает:

- изменение содержания обучения традиционным дисциплинам и их комплексирование при выполнении учебных проектов;

- разработку методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных исследовательских проектов;

- обучение учащихся методам коллективного решения проблем;

- сочетание методов общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся и педагогов;

- интенсивное использование ЭВМ и безбумажной технологии как инструмента повседневной учебной работы учащихся и педагогов;

- организацию совместной работы учителей различных предметов при комплексировании учебных дисциплин;

- подготовку учителей к работе с новым содержанием, новыми методами и организационными формами обучения, к интенсивному использованию средств вычислительной техники в учебном процессе.

Глобальная компьютерная связь открывает реальные возможности повседневного сотрудничества педагогов и школ как в своей стране, так и с другими странами мира, по-новому ставит вопрос о возможностях формирования у школьников глобального сознания. Она стимулирует введение в практику методов проектной работы учащихся, способствует освоению учащимися навыков продуктивной совместной работы по достижению общей цели, создает предпосылки интеграции изучения средств информатики и языка (родного и иностранного) с освоением предметного содержания других общеобразовательных дисциплин.

Компьютерная коммуникация позволяет получить доступ к неограниченным массивам информации, хранящимся в централизованных банках данных. Это дает возможность учителям при организации учебного процесса опираться на весь запас знаний, доступных жителю "информационного общества".

Сегодня большинство экспертов согласны с тем, что обращение педагогов к компьютерной коммуникации ведет к радикальным изменениям в школе. Компьютерная коммуникация способствует усовершенствованию существующих учебных курсов, служит основой для создания новых учебных предметов.

Компьютерные сети открывают школе доступ к ранее недоступным информационным ресурсам:

- к университетским, правительственным, общественным и коммерческим собраниям данных;

- к работающим в компьютерной сети специалистам в различных областях знаний и коллегам, живущим и работающим в существенно иной культурной среде;

- к электронным конференциям, где обсуждаются новейшие работы в области науки и техники, а также практически ведутся эти работы;

- к электронным архивам программного обеспечения для ПЭВМ.

Работая в сети, педагоги могут поддерживать регулярные рабочие контакты со своими коллегами в других школах, узнавать об особенностях преподавания соответствующих учебных предметов в других учебных заведениях, знакомиться с новыми и альтернативными учебными программами и учебниками, следить за теоретическим и прикладными разработками в области теории обучения, методики, педагогической психологии, дефектологии.

Однако главное достоинство компьютерной коммуникации - новой для школы информационной технологии - состоит в том, что она замыкает электронную информационную среду в школе, позволяя школьникам и учителям работать с компьютером как с универсальным средством обработки информации. Не существует УЧЕБНОЙ компьютерной коммуникации (в отличие от учебных редакторов, электронных таблиц и баз данных). Использование глобальной компьютерной коммуникации естественно сочетается с интенсивным использованием профессиональных текстовых и графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, с созданием внутришкольной локальной компьютерной сети. Без внутришкольной сети сколько-нибудь широкое использование глобальной компьютерной связи в учебном процессе невозможно.

Компьютерная коммуникация замыкает создание соответствующей учебной среды жителя "информационного общества". Поэтому можно сказать, что появление компьютерной коммуникации, дополняя уже существующие средства НИТ, способствует изменению:

- форм и способов взаимодействия между учителями и учащимися;

- средств работы с информацией, с помощью которых учащиеся и учителя решают стоящие перед ними задачи;

- представлений о том, где и когда действительно происходит обучение школьников;

- природы учебных задач, которые должны решать школьники.

В результате учащиеся, работающие в такой среде и имеющие соответствующую методическую поддержку:

- эффективно используют НИТ для решения рутинных задач (подготовка текстов, таблиц, сбор, обработка и представление экспериментальной информации, поиск необходимых данных и коммуникация с другими членами "электронного сообщества");

- способны самостоятельно осваивать и использовать необходимые для них средства (готовы и в состоянии самообучаться);

- осознают, что именно они знают и умеют, и готовы в любой момент поделиться этими знаниями со своими коллегами;

- умеют сотрудничать со своими коллегами;

- лучше понимают проблемы, возникающие в ходе коллективной работы;

- могут хорошо объяснить другому сущность и устройство достаточно сложных процессов и систем;

- собирают и представляют информацию в различных формах (таблицы, графики, отчеты и даже гипертекст и видеоряды);

- с оптимизмом смотрят в будущее, настроены на продолжение образования и на работу в наиболее сложных и престижных областях общественного производства, политики, управления, торговли.

Однако это не произойдет само собой. Информационный век стимулирует нас перепрыгнуть через границы отдельных дисциплин и развивать более широкие представления, обучая школьников на основе междисциплинарного подхода. По мере новых открытий в науке, новшеств в технологии предметное содержание быстро устаревает. Сегодня документ об окончании школы или вуза по прошествии нескольких лет ничего не значит, если человек не берет на себя ответственность за самообразование, пополняя и обновляя свои знания, умения и навыки.

Но существующая структура и организация школы, как и привычные учебные предметы, особенно в старших классах средней школы, обычно ведут к провалу попыток двигаться в этом направлении. Крайне трудно сформировать и поддерживать устойчивую мотивацию учителей к изменению сложившихся у них стереотипов выполнения учебной работы, к изменению хорошо знакомого им содержания обучения. У учителей практически нет свободного времени, чтобы заниматься разработкой необходимых учебных и методических материалов или освоением уже готовых учебных проектов, вступать в контакт со своими коллегами в сети и вести другую работу, не связанную непосредственно с текущим учебным процессом.

Работа с готовыми учебными проектами, представляемыми через компьютерную сеть различными учебными центрами, редко согласуется с текущим расписанием школьных занятий. Эти проекты обычно плохо соответствуют действующим в школе учебным планам и программам и в любом случае требуют дополнительных затрат времени от учащихся и педагогов. Между тем годовой план работы школы и так перегружен.

Большинство курсов по подготовке и переподготовке педагогов, связанных с освоением НИТ, и в том числе компьютерной коммуникации, концентрируют внимание на технических аспектах компьютерной связи, а не на сопряженных с ее использованием изменениях содержания, методов и организационных форм обучения. Но и после того как учителя начинают практически работать в сети, им (особенно первое время) требуется помощь в распознавании доступных информационных ресурсов, овладении наиболее эффективными приемами использования технических и программных средств.

Еще одна типичная трудность связана с недостаточно свободным доступом школьников к ресурсам компьютерной сети. В школе используется лишь несколько модемов (как правило, один). Доступное время работы в сети обычно также ограничено. В этих условиях лишь нескольким из сотен школьников удается получить сильно ограниченный доступ к ресурсам сети. Компьютерная коммуникация не может стать инструментом учебной работы без того, чтобы учащиеся получили возможность регулярно пользоваться сетью. Единственное практическое решение заключается в том, чтобы развернуть общедоступную локальную внутришкольную сеть (Intranet-технологии) с соответствующими мостами, позволяющими пользоваться услугами глобальной компьютерной связи (на самом деле, это менее важно, чем создание внутреннего сетевого сервиса).

Когда эти проблемы до определенной степени преодолены, в школе можно начать более или менее успешное экспериментирование с использованием проектного метода, с групповой работой, с интеграцией учебных дисциплин, с изменением учебной среды за счет включения в нее средств новой информационной технологии.

Как свидетельствует опыт, результаты оказываются наиболее впечатляющими в тех случаях, когда введение компьютерной коммуникации объединено с использованием других средства НИТ и поддерживает широкий диапазон методических и организационно-педагогических нововведений (работа в группах сотрудничества, проектная работа, альтернативные методы оценки достижений школьников и т.п.).

В отличие от тех школ, где предпочитают опробовать нововведения по одному, в школах, использующих множественные нововведения, педагоги первоначально чувствуют себя весьма неуверенно. Однако, если "одиночные" нововведения мало что меняют в практике работы школы, "множественные" нововведения дают существенно более заметный эффект. После того, как в педагогическом коллективе произойдет соответствующее перераспределение ролей, а соответствующие технические средства и педагогические техники станут достаточно привычны, в школах, пошедших по пути множественных нововведений, учебная среда действительно изменяется, что делает неприемлемым для большинства педагогов возвращение к традиционным методам и организационным формам работы. Школа как целостный организм начинает ощущать себя живущей в условиях "информационного общества".

Успех обычно связан не столько с использованием той или иной информационной технологии или педагогической техники, сколько с тем, что учителя и учащиеся вместе с родителями фактически сами заново пересоздали свою школу. И роль компьютерной коммуникации как интегрирующего средства, обеспечивающего реализацию этого процесса, оценивается участниками достаточно высоко. Ясно, что конкретный ход и условия этого процесса во многом зависят от специфических условий конкретной школы и ее окружения. Появление единой "модели" или переносимого образца для таких изменений невозможно.

Если этот переход удается, изменения учебной среды можно констатировать по тому, что профессиональная позиция педагогов заметно меняется. Из носителя готовых знаний и способов работы учитель превращается в руководителя, посредника и помощника учащихся в процессе их совместной творческой работы. Он становится "архитектором учебной среды", того учебного контекста, в рамках которого школьники тратят разумное время на обсуждение и решение стоящих перед ними творческих задач, воодушевляемые и поощряемые своими друзьями и наставниками. Достигается необходимый баланс между передачей готовых знаний и процессом самостоятельного добывания знаний учащимися. Учебный класс превращается в место, где школьники являются активными субъектами деятельности, занятыми решением значимых для них и посильных задач.

СЕТЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕРВИС

Сервис в сети образуется программно-техническими комплексами - серверами, информационными системами и услугами сети.

Важнейшими с точки зрения нормального функционирования сети являются следующие сервисные средства.

Почтовая услуга обеспечивает обмен электронной почтой между пользователями сети как внутри региона, так и вне его. За счет имеющихся шлюзовых соединений между сетями почта может доставляться практически в любые мировые сети. Отправка сообщений может осуществляться в текстовой и нетекстовой форме, в открытом и шифрованном виде.

Сервер новостей - также необходимый атрибут любой сети. Он позволяет клиентам вести оперативный обмен информацией с широким кругом заинтересованных лиц. Может использоваться в режиме телеконференции для обсуждения профессиональных, политических, экономических и любых других вопросов. Часто применяется в режиме "электронной доски объявлений", которая обеспечивает, например, процедуры купли-продажи и рекламы образовательных услуг. Очень широко используется профессионалами в области программирования и вычислительной техники, а также коммерческими, производственными и другими учреждениями. Информация на сервере новостей не подлежит длительному хранению, поскольку очень динамично пополняется. Срок хранения обычно ограничивается одной-двумя неделями. Общение сервера и пользователя осуществляется обычно на основе почтовых сообщений.

Файловый сервер - это очень емкое хранилище файлов, которые обычно представляют собой программы, программные комплексы, технические описания, библиотеки, тексты нормативных актов и т.п. Пользователь, на основе почтовой связи, может заказать себе любой файл с сервера. Срок хранения файлов на таком сервере может исчисляться годами.

FTP - сервер по своему функциональному назначению совпадает с файловым сервером. Отличие состоит в способе доступа пользователя к информационной базе сервера. В этом случае пользователь "входит" в машину, на которой расположен сервер, может выяснить, какие файлы имеются и осуществить передачу нужного ему файла на свою машину в рамках текущего сеанса связи. Этот способ является психологически более комфортным и результат достигается за более короткое время.

Сервер доступа, это средство, обеспечивающее возможность использования вычислительных мощностей и программного обеспечения удаленных высокопроизводительных машин. Данный сервис исключительно важен в сети, т.к. очень естественно используется при обращении к удаленным базам данных.

FAX - сервер, это средство, позволяющее принять и передать другим FAX-серверам или службе электронной почты информацию от (к) факсов пользователей или сетевых рабочих станций, оснащенных факс-модемами и сканерами. Этот сервер обеспечивает, таким образом, доставку факсимильной информации, что необходимо при деловом общении.

Сервер баз данных - средство, позволяющее осуществить выборку из имеющихся информационных массивов по определенным ключевым признакам, используя либо прямой непосредственный доступ, либо регламентированные почтовые запросы. На основе сервера баз данных могут быть реализованы многочисленные специализированные серверы, например, сервер нормативных актов, сервер статистики, сервер-регистр организаций и учреждений, библиотечный сервер, сервер обучающих программ, и т.п.

Имеется большое число и других сетевых средств:

- Gopher - средство навигации в сети, доставки файлов, а также интерфейс (шлюз) к другим сетевым протоколам и системам;

- WWW (W3)- средство работы с гипертекстами;

- WAIS - средство для работы с совокупностью баз данных на основе естественного языка;

- ARCHIE - средство поиска файлов на FTP-серверах;

- WHOIS - средство поиска адресной информации о пользователях, сетях, сетевых организациях и станциях;

- USENET - международная система телеконференций;

- LISTSERV - средство работы со списками рассылки по электронной почте;

- IRC - средство для переговоров в реальном масштабе времени.

Конечно, данный перечень является неполным. Неполным является и перечень сетевых услуг, например, очень важным является выпуск электронных журналов. Многие из сетевых услуг должны быть реализованы в форме баз данных или баз знаний с возможностью прямого доступа к ним непосредственно с рабочих мест пользователей сети.

Отметим, что практически все виды перечисленного сервиса реализованы в рамках единой компьютерной сети Учебно-научного педагогического комплекса Алтая [4].

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ И СИСТЕМА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

До настоящего времени компьютерные сети, как правило, находили себе применение исключительно в университетах, на крупных предприятиях и в правительственных учреждениях. Однако в последние годы возрастает использование ресурсов локальных, национального масштаба и даже международных сетей в учреждениях среднего образования.

Компьютерная связь обещает стать столь же распространенным оснащением классной комнаты, как традиционные кинопроектор или телевизор. На первый взгляд, подключенный к сети компьютер ничем не отличается от обычной ЭВМ, за исключением исходящих из нее и теряющихся в стене проводов. Однако это небольшое отверстие в стене поистине является окном в мир.

Те огромные преимущества, которые дает использование сетевых компьютерных ресурсов школе, могут быть разделены на следующие группы:

* дополнительные учебные возможности для учащихся;

* обеспечение дополнительными информационными ресурсами;

* заочное повышение квалификации учителя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Десятилетиями казалась фантастичной идея создания посредством телекоммуникации Global Village - "большой деревни", в которой было бы столь же просто переговорить с кем-либо по ту сторону океана, как с соседом напротив. Компьютерные сети уже сегодня делают идею "большой деревни" для учащихся реальностью.

Обычный установленный в школе компьютер, подключенный к такой сети, как INTERNET, дает вашим учащимся следующие возможности:

*включиться в глобальный диалог с учащимися и преподавателями всего мира посредством электронной почты;

*получить прекрасную языковую практику в общении в он-лайновых электронных конференциях со сверстниками, для которых изучаемый язык является родным;

*стать участниками или даже инициаторами значимых проектов, основывающихся на сотрудничестве многих десятков и тысяч учащихся по всему миру;

*получить дополнительные разъяснения от он-лайновых обучающих программ или включиться в заочные учебные курсы, проводимые национальными или даже зарубежными учебными заведениями;

*повысить свою "информационную грамотность", понимание того, как ориентироваться и наиболее полно использовать возможности мира компьютерных сетей, с которым им предстоит столкнуться по окончании школы.

РАСШИРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Когда средняя школа, приобретя и освоившись в аппаратным и программным обеспечением, необходимым для подключения к такой всеобъемлющей глобальной сети, как INTERNET, она немедленно получает доступ к ресурсам, оцениваемым биллионами долларов. Даже самая маленькая сельская школа получает точно такие же возможности, что и самые крупные и богатые университеты больших городов. Эти ресурсы могут включать в себя:

*каталоги сотен лучших мировых библиотек;

*бесплатный доступ к учебному программному обеспечению и документации из файловых архивов, содержащих тысячи мегабайт информации;

*базы данных, содержащие результаты реальных исследований сельско-хозяйственных рынков, климата Земли и даже межпланетных экспедиций;

*суперкомпьютерные обучающие программы, которые дают учащимся возможность воспользоваться самыми мощными в мире компьютерами.

Компьютерные сети делают демократичным процесс использования образовательных ресурсов. Сети делают все ресурсы общедоступными, независимо от того, нуждается ли в них школа в данный момент, или нет.

САМООБРАЗОВАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

Посредством компьютерных сетей преподаватели получают возможность:

*использовать в своей преподавательской деятельности более широкий спектр учебных материалов;

*повышать свою квалификацию путем заочного обучения в высших учебных заведениях, предлагающих сетевые программы заочного обучения;

*поддерживать профессиональные контакты со своей альма-матер;

*и, конечно, использовать для своего профессионального роста широкие информационные ресурсы компьютерных сетей.

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО И

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА АЛТАЕ

Одной из основных задач, поставленных в региональной программе информатизации образования Алтайского края, является построение сетевой образовательной инфраструктуры, обеспечивающей создание единого информационного образовательно-педагогического пространства учебно-научного педагогического комплекса Алтайского края [4].

Под построением сетевой образовательной инфраструктуры мы понимаем создание технических, кадровых, организационно-методических и юридических условий обеспечения информационных потребностей работников общего среднего, среднего специального и педагогического образования через систему региональных телекоммуникаций.

По нашему мнению к настоящему времени созданы предпосылки, позволяющие перейти к качественно новому этапу работ в этом направлении, а именно, проектированию и созданию регионального сетевого сервиса в области образования, направленного на:

-построение региональной ведомственной образовательной сети, обеспечивающей выход в российские и международные сети;

-отработку базовых проектных, технических и организационных решений и форм, обеспечивающих построение региональной образовательной сети и различных форм сетевого сервиса;

-выработку типовой схемы построения локальных информационных сетей государственных образовательных учреждений, обеспечивающих интеграцию в региональные и глобальные информационные сети;

- организацию сетевых взаимодействий образовательных учреждений;

- формирование и предоставление комплекса сетевых услуг в регионе Алтая для органов управления образованием и образовательных учреждений.

В случае успешного построения сетевой образовательной инфраструктуры, наполнения ее сетевыми услугами и предоставления этих услуг непосредственно на рабочих местах управленцам, преподавателям и учащимся можно будет говорить о создании единого информационного образовательного пространства региона, оказывающего непосредственное влияние:

на их личную деятельность, посредством:

-эффективного личного контакта с управленцами, педагогами, учащимися региона, России и зарубежья;

-возможности коллективного обсуждения проблем (телеконференции, списки рассылки);

-свободного доступа к региональным, российским и зарубежным базам данных и знаний;

-предоставления распределенных автоматизированных средств обучения и повышения квалификации;

-удаленного доступа к вычислительным ресурсам и базам данных;

-удаленного доступа к уникальным программным продуктам, в том числе и к дорогостоящим лицензионным программным комплексам;

на образовательную и управленческую деятельность учреждений через:

-выработку согласованных планов и эффективной координации деятельности в области управления образованием региона;

-организацию совещаний руководителей в режиме телеконференций, оперативного доступа к вышестоящим руководителям и организациям (электронная приемная);

-доступ к российским и мировым центрам информации (политической, экономической и специальной), автоматизацию и организацию доступа к библиотекам, фондам алгоритмов и программ, к патентным фондам, фондам отчетов, статистическим фондам;

-оперативную публикацию результатов исследований (электронные журналы, сборники и рефераты);

-организацию и проведение разнообразных сетевых проектов;

на хозяйственную деятельность образовательных учреждений, через:

-оперативное получение информации о новом оборудовании, материалах, технологиях и услугах сторонних организаций;

-совершенствование снабжения (доступ к биржам, торговым домам);

-автоматизацию работы с банковскими учреждениями и деловыми партнерами.

Часть работы уже проделана. За последние годы в Алтайском крае созданы два узла INTERNET, ориентированных на работу в интересах общего среднего, среднего специального и педагогического образования. Это один из самых крупных узлов INTERNET на Алтае и, насколько известно авторам, крупнейший из региональных узлов, созданных региональными Комитетами управления образованием, краевой узел региональной образовательной сети Алтая (РОСА) ALtaI Educational Network - ALIEN (домен alien.ru), а также узел Барнаульского педагогического педуниверситета (домен bspu.altai.su), предоставляющие работникам общего среднего и педагогического образования базовый телекоммуникационный сервис.

Работа созданных телекоммуникационных узлов осуществляется в тесном взаимодействии с быстроразвивающимся региональным сегментом сети высшей школы RunNet.

В рамках сотрудничества с Институтом информатизации образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации разработаны предложения по организации территориальных телекоммуникационных узлов разного уровня и типовая конфигурация телекоммуникационного узла учреждения образования.

Доступ к сети уже открыт органам управления образованием, школам краевого центра и наиболее крупных районов края, а также педагогическим образовательным учреждениям (педагогический лицей, педагогические колледжи и вузы).

В базовые программы курса информатики для студентов всех факультетов педагогического университета, программы переподготовки работников образования (Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования, факультет повышения квалификации и переподготовки организаторов образования БГПУ) включены курсы по работе с телекоммуникациями.

Таким образом региональная сетевая образовательная инфраструктура уже начала складываться и можно считать, что в Алтайском крае завершен первый этап построения сетевой образовательной инфраструктуры, обеспечивающей создание единого информационного образовательно-педагогического пространства учебно-научного педагогического комплекса Алтайского края.

К задачам следующего этапа относится:

-дальнейшее развитие сетевой образовательной инфраструктуры в рамках краевой программы развития телекоммуникаций в регионе;

-создание и поддержка уже сложившегося специфического информационного сетевого педагогического информационного сервиса, прежде всего информационных библиографических баз данных в области педагогики и конкретных методик. В настоящее время уже созданы и успешно эксплуатируются базы данных "Кадры образования Алтая" и "Передовой педагогический опыт региона", а также "Настольная книга декана педагогического вуза" (под редакцией М.Н. Костиковой, П.К. Одинцова и др.);

-увеличение числа образовательных списков рассылки, посвященных использованию телекоммуникаций в образовании, телекоммуникаций в преподавании естественных наук, телекоммуникаций в преподавании информатики и ряда других. С нашей точки зрения очень важно организовать работу списка рассылки, ставящего своей целью обсуждение вопросов развития и управления образованием;

-продолжение работ по созданию библиотеки методиста региональной образовательной сети [1] должно сочетаться с разработкой структуры, созданием соответствующего сетевого сервиса и технологии наполнения сетевой педагогической энциклопедии по различным общеобразовательным предметам, а также педагогическим ресурсам INTERNЕТ;

-создание и включение в учебные планы образовательных учреждений, в рамках регионального компонента, учебных курсов нового поколения, естественно сочетающих традиционные и новые образовательные технологии, в том числе, элементы дистанционного образования;

-создание, сертификация и поддержка образовательными учреждения края программ дистанционного образования в регионе, прежде всего, программ повышения квалификации и подготовки организаторов образования.

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО WWW-СЕРВЕРА В ОБЛАСТИ

ОБЩЕГО СРЕДНЕГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

После решения технических вопросов, связанных с организацией информационного образовательного сервиса на первый план выступают вопросы, связанные с его информационным наполнением.

Одним из вариантов структуры образовательного сервера может служить структура образовательных WWW-серверов УНПК Алтая (в настоящее время независимых, но после окончательной отработки необходимых технических вопросов предполагается их взаимное "зеркалирование").

На серверах размещена или планируется к размещению следующая информация:

Знакомство с Алтаем. Раздел об истории, культуре, природе, народных промыслах Алтая, популярных туристических маршрутах. Готовятся подразделы по архитектуре и памятникам зодчества городов Барнаула и Бийска. В планах - создание электронного музея археологии и краеведения.

Книжная полка. Hаиболее популярные вопросы, возникающие у новичков в Internet и ответы на них. Описывает также некоторые специфические проблемы русскоязычного Internet - Relcom. Раздел постоянно пополняется.

Образование. Аннотации новых учебных программ, разрабатываемых образовательными учреждениями края; методические рекомендации; статьи. Отдельный подраздел посвящен развивающему обучению. В разделе представлена "Библиотека методиста сети". Планируется экспериментальный выпуск электронного журнала "Педагогическая информатика"; издание электронной газеты "Образование на Алтае". В стадии разработки программы методической поддержки учителей края.

Ресурсы Интернет. Ссылки на наиболее популярные страницы зарубежных и российских WWW-серверов с аннотациями, помогающими ориентироваться во "всемирной паутине".

Статистика. Весьма показательная информация о том, какими огромными возможностями обладает WWW-сервер по распространению информации на весь мир.

Музыка. История рок-музыки. Большое количество текстов песен, и не только на русском языке. Ссылки на российские WWW- серверы с аналогичной информацией.

Информация. Hовости агентства "Банкфакс", курсы валют (с графиками изменений курса), программа телепередач.

Архив. Раздел в стадии разработки. Предполагается наполнить его наиболее часто требующимися документами, касающимися образования; обучающими программами; документацией и программным обеспечением для учреждений образования края.

Это, прежде всего, нормативная документация, ссылки и зеркальное отражение образовательных ресурсов других серверов, ориентированных на нужды работников образования, таких как http://www.redline.ru, server@emissia.spb.su

В настоящее время здесь можно найти информацию, по следующим подразделам:

Адреса: В этом разделе хранится информация об адресах образовательных учреждений России и Алтайского края.

Российская Академия образования: WWW-страница Института информатизации образования РАО.

Академия информатизации образования. Информация регионального отделения АИО.

Академия педагогического образования. Информация регионального отделения академии.

EMISSIA.В этом разделе хранится информация о продукции и услугах образовательного сервера EDU@EMISSIA (г. Санкт-Петербург). Например, здесь расположены материалы по проекту "Образовательная поддержка учителя телекоммуникационными средствами с использованием общенационального образовательного канала":

Библиография. В этом разделе содержится обзор новых поступлений в библиотеки БГПУ и АКИПКРО, а также база литературы по психолого-педагогической тематике, подготовленная сотрудника этих библиотек. Планируется организация ссылок на библиотеки России (например, ГПНТБ) и всего мира.

Книги. В этом разделе хранятся сборники, каталоги и статьи по вопросам образования.

Пример: Принципы применения компьютерной техники при изучении гуманитарных предметов (пособие для методистов, разработчиков программных средств учебного назначения и учителей).

Демо-версии. В этом разделе содержатся демо-версии педагогически ориентированного программного обеспечения.

Нормативная документация в области образования. Приказы и постановления Правительства России, а также региональных органов управления.

Аттестация. В этом разделе хранится информация по аттестационной экспертизе работников образования.

Конференции. В этом разделе хранится информация о проведении различных конференций, конкурсов, олимпиад.

Заочные школы. В этом разделе хранится информация о возможных формах получения заочного образования для учащихся. Например, здесь хранится информация о работе открытого лицея "Всероссийская заочная многопредметная школа".

Олимпиады. В этом разделе хранится информация о районных/городских/краевых олимпиадах учащихся 10-11 классов по курсу "Основы информатики и вычислительной техники".

RELARN. В этом разделе хранится информация о работе ассоциации RELARN. Например, тут можно найти "Положение об Ассоциации научных и учебных оpганизаций - пользователей электpонных сетей пеpедачи данных - "RELARN":

Закон. В этом разделе хранится Федеральные и региональные Законы, имеющие непосредственное отношение к образованию. Например, Закон "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об образовании".

Поиск представляет собой меню для поиска страниц на российских WWW-серверах с интересующей пользователя информацией. Поиск осуществляется по вводимым пользователем словам. Результатом поиска являются все страницы, содержащие эти слова на серверах, участвующих в проекте "RussianWWW".

УНПК. Информация о Учебно-научном педагогическом комплексе Алтайского края, региональной образовательной сети Алтая, образовательных учреждениях на Алтае, Комитете администрации Алтайского края по образованию.

Доска объявлений. Готовящийся к открытию раздел будет посвящен новостям в сфере образования в Алтайском крае; планируемым курсам в институте повышения квалификации; другой важной информации.

Все представленные разделы доступны через графическое и текстовое меню WW-серверов.

Осознавая, что далеко не каждый учитель в крае имеет возможность посмотреть в режиме on-line всю представленную на WWW- сервере информацию, в самое ближайшее время для школ края, подключенных к Региональной образовательной сети Алтая, будет предоставлена возможность заказать по электронной почте некоторый раздел или отдельную страницу. Это позволит учителю получить доступ не только к информации краевой образовательной сети, но и ко всем ресурсам Internet (сервис off-line WWW). Большую часть информатиции, прежде всего оперативной, планируется представлять только на русском языке, однако часть материалов, это прежде всего, информация о регионе, городе, системе образования в целом будет доступна и на английском языке.


Литература:

1.Библиотека методиста региональной образовательной компьютерной сети. Выпуск 1-3. Барнаул, 1996.

2.Ваграменко Я.А., Каракозов С.Д. и др. Проект создания Федерального узла телекоммуникационной связи системы образования Российской Федерации. М., 1996.

3.Ваграменко Я.А., Каракозов С.Д., Сарьян В.К., Мороз В.К. Концепция единой системы информационного обслуживания отрасли образования. М., 1995.

4.Гончаров В.Н., Колтунова В.И., Лопаткин В.М., Одинцов П.К. Сковородников В.В., Тырышкин В.Н. Организационно-педагогические основы функционирования учебно-научного педагогического комплекса Алтайского края в режиме развития. Москва-Барнаул, 1993.

5.Концепция информатизации образования // Информатика и образование, ╣6. 1988. С. 25.

6.Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования РФ. М.: ГК ВШ, 1994.

7.Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М.: РосНИИИС, 1993.

8.Платонов А.П., Особенности становления Российского Интернет. М.: РосНИИРОС, 1995.

9.Программа информатизации высшего образования России. М.: РосНИИИС, 1993.

10.Проект концепции информатизации образования России. М.: НИИВО, 1992.

11.Proceedings of the NATO Advanced Networking Workshop, Organized by Ministry of Science and Technical Policy of Russia with from NATO, Golitsyno, 1994 with from NATO, Golitsyno, 1994.


Содержание