Кудинов

Сергей

Иванович

- декан факультета психологии Бийского государственного педагогического института, кандидат психологических наук, доцент, председатель Алтайского регионального отделения Российского психологического общества, автор 30 научных работ в области психологии личности.

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ

ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Исследованию любознательности как познавательной активности в настоящее время уделяется достаточно внимания. Отмечено, что любознательность является мощным источником познавательного и творческого развития личности ( Шумакова Н.Б.).

В психолого-педагогической литературе широко представлены различные направления изучения любознательности. С.Л. Рубинштейн, В.А. Крутецкий, В.С. Юркевич, Л.П. Проколиенко и др. рассматривают ее как познавательную потребность и познавательный интерес. В исследованиях Д.Е. Берлайн, А.И. Сорокиной, В.Л. Поплужного любознательность выступает в рамках познавательной мотивации. П.И. Иванов, А.И. Аржанова, В.В. Давыдов представляют любознательность как интеллектуальное чувство, зависящее от ряда внешних и внутренних факторов, таких как эмоциональный опыт ребенка, условия обучения и т.д.

Наиболее конструктивное, на наш взгляд, направление в понимании любознательности как системного, интегрального свойства личности просматривается в работах А.И. Крупнова, Н.И. Рейнвальд, Н.Т. Лобовой, С.И. Кудинова и др. Н.И. Рейнвальд считает, что любознательность можно рассматривать и как свойство личности, и как мотив деятельности, полагая, что это две стороны одного и того же явления (Н.И. Рейнвальд, 1983).

Н.Т. Лобова рассматривает любознательность как интегральное свойство личности, включающее три компонента: мотивационный, операционно-результативный и рефлексивно-оценочный. Мотивационный компонент заключается в особенностях его познавательной потребности, познавательных интересов. Операционно-результативный компонент выявляет способы интеллектуальной деятельности, умственные действия, которыми владеет субъект и без которых не может быть выполнен и завершен целостный акт познавательной деятельности. Рефлексивно-оценочный компонент любознательности выражается в рефлексивности умственной деятельности, ее критичности, способности субъекта к ее оценке. По мнению Лобовой Н.Т. любознательность как интегральное свойство личности "проявляется в стремлении к самостоятельному познавательному поиску, к усвоению и преобразованию информации" (Н.Т. Лобова, 1986).

Однако, в исследованиях вышеназванных авторов не рассматривалась проблема связей и отношений компонентов любознательности, что является доказательством некоторой односторонности в изучении данного свойства.

Наиболее системно, целостно изучить указанное свойство, на наш взгляд, позволяет модель многомерно-функционального анализа свойств личности, предложенная А.И. Крупновым (1992-1994 гг.).

Этот подход дает возможность изучить как любознательность, так и другие свойства личности в единстве всех признаков и характеристик, которые реализуются в мотивационно-смысловом, регуляторно-волевом, операционально-динамическом, когнитивно-познавательном, эмоционально-оценочном и продуктивно-результативном компонентах.

Применительно к любознательности указанная модель была успешно использована в исследовании автора на выборке подростков, позволившая выявить как общую психологическую структуру любознательности учащихся, так и полоролевые особенности проявления данного свойства.

Подробный анализ каждого компонента позволяет более качественно охарактеризовать признаки проявления того или иного свойства личности.

Рассматривая на примере любознательности можно отметить следующее. Динамические характеристики включают переменные эргичность и аэргичность в проявлении данного качества. Эргичность характеризуется доведением начатого дела до конца, постоянным стремлением к достижению цели, продолжением деятельности, даже если завершение ее не требуется или к ней потерян интерес, то есть выражает силу, интенсивность, устойчивость стремлений любознательности. Аэргичность характеризуется частым отказом от ранее запланированного, переносом дел "на потом", отвлечением на посторонние дела и т.п.

Шкала мотивационных характеристик оценивает две переменные: альтруизм и эгоцентризм. Альтруизм любознательности - это доминирование побуждений, связанных с чувством долга и необходимостью выполнения порученных дел, стремление реализовать намерения близких людей, желание помочь им. Эгоцентризм выражен доминированием побуждений, связанных с желанием проявить себя через упорство, волю, самостоятельность, независимость и т.д.

Когнитивные характеристики представлены осмысленностью и осведомленностью понимания любознательности. Осмысленность предполагает более общее, научное определение свойства, выделение ее существенных признаков, длительность удержания цели и т.д. Осведомленность предполагает наличие у субъекта общих сведений о конкретных функциях личностного свойства, указаний отдельных проявлений любознательного поведения в деятельности, которые могут быть признаками как любознательности, так и других свойств личности (стремление отстоять свою позицию, условие и средство достижения любых целей, преодоление трудностей на пути к ним) и т.д.

Продуктивно-результативный компонент выявляет предметно-деятельностную и субъектно-личностную продуктивность. Первая выражается как успех в учебе, работе, выполнение обязательных, но неинтересных дел, решение задач, поставленных коллективом и т.д. Субъектно-личностная реализуется в возможности укрепить самоуважение, повысить свою самооценку, чувство уверенности и т.п.

Эмоциональная шкала включает переменные стеничность и астеничность. Стенические эмоции выражаются в чувстве радости при преодолении препятствий, гордости при достижении цели, оптимизма в начале нового дела, спокойствие в случае неудачи и т.п. Астенические эмоции проявляются неуверенностью в начале нового дела, предчувствием и ожиданием неудачи, тревожности, разочарования, упадке сил в случае неудачи.

Шкала регуляторных характеристик оценивает активность и пассивность регуляции любознательности. Активная регуляция проявляется в желании субъекта всего добиваться самому, своим трудом; уверенность, что все удачи и неудачи зависят только от него, стремление всегда и во всем быть любознательным, не надеясь на других и не уповая на обстоятельства. Пассивная регуляция характеризуется тем, что человек не берет на себя ответственность за свои действия, обвиняет в неудачах случайности, не верит в свои силы, считает, что никакие активные действия не могут изменить жизнь, предопределенную судьбой.

Итак, обозначенная модель позволяет изучить любознательность как системное качество личности, обнаружив механизм связей и отношений между отдельными ее характеристиками.

С другой стороны, опираясь на целостное исследование указанного свойства можно вскрыть полоролевые, возрастные и национально-этнические ее аспекты.

Так, например, пол как важнейший анатомо-физиологический фактор безусловно сказывается на проявлении и реализации любознательности. Сравнительный анализ этого свойства у мальчиков и девочек в исследовании автора (1994 г.), позволил выделить статистически значимые различия по некоторым признакам. (табл. ╣ 1).

Таблица ╣ 1

Статистическая оценка различий в средних значениях показателей

любознательности у девочек и мальчиков
Компоненты и

переменные
динами-ческий
когнитив-ный
мотива-ционный
эмоцио-нальный
регулятор-но-волевой
продук-тивный
проявления в учебе
трудности
Группы
эрг.
аэрг
осм.
осв.
альт
эгоц
стен
ас-

тен
акт.
пасс
пр. деят
суб.
выс.
низ.
лич
опер
Мальчики
34
26
35
32
28,3
36,2
33,8
31,9
43,7
18,9
29,1
35,5
21
30,9
11
12,6
Девочки
38
23
38
32
26,8
38,6
37,3
30,6
48,9
16,7
28,8
39,9
27
24,2
12
12,2
Различие
4
3
3
0
1,5
2,4
3,5
1,3
5,2
2,3
0,3
4,4
6
6,7
1
0,4
t критерий Стъюдента
2,7
1,8
2,5
0,6
0,9
1,6
2,2
0,7
3,1
1,5
0,2
2,7
2,7
3
0,9
0,4
Р-Достовер-ность различий
0,01
-
0,05
-
-
-
0,05
-
0,01
-
-
0,01
0,01
0,01
-
-
Примечание: - Прочерк означает отсутствие статистически значимых различий.

Условные обозначения переменных любознательности: Эрг. - эргичность, Аэрг. - аэргичность, Осм. - осмысленность, Осв. - осведомленность, Альт. - альтруизм, Эгоц. - эгоцентризм, Стен. - стеничность, Астен. - астеничность, Акт. - активная регуляция, Пасс. - пассивная, Пр. деят. - предметно-деятельностная, Суб. - субъективно-личностная, Выс. - высокие, Низ. - низкие, Лич. - личностные, Опер.- операциональные.

Так, средние значения эргичности у девочек превышают аналогичные данные мальчиков, то есть девочки демонстрируют более широкий диапазон способов реализации любознательности, более высокую готовность к освоению новой информации. У мальчиков же перечисленные признаки представлены в меньшей степени.

Средние значения субъектно-личностной продуктивности девочек превышают подобные показатели мальчиков на однопроцентном уровне значимости. Следовательно, новые знания у девочек в большей степени реализуются в субъектно-личностной сфере, то есть они чаще используют полученную информацию для решения своих личных и бытовых проблем.

Средние значения мотивационно-смысловых характеристик девочек и мальчиков также существенно отличаются, где показатели стенических эмоций девочек превышают аналогичные данные мальчиков на пятипроцентном уровне значимости.

Иными словами, девочки при реализации данного свойства более ярко и чаще переживают чувство радости, гордости, восторга при знакомстве с новой информацией. Тогда как мальчики более сдержаны в выражении подобных эмоций.

Существенные различия средних значений когнитивных характеристик девочек и мальчиков зафиксированы в основном по интенсивности. Так, показатели осмысленности у девочек превышают идентичные данные мальчиков на пятипроцентном уровне значимости. То есть девочек отличает более полное и целостное представление о любознательности как качестве личности, знание ее роли и существенных признаков.

Регуляторно-волевой компонент любознательности у мальчиков и девочек так же имеет существенные отличия. Переменная активной регуляции у девочек статистически значимо на однопроцентном уровне превышает аналогичную характеристику мальчиков. Иными словами, стремление самостоятельно управлять и контролировать свою любознательность наиболее ярко выражено у девочек. Вероятно, это связано с большей организованностью, ответственностью и дисциплинированностью последних.

Итак, погрупповой анализ показал, что средние значения показателей любознательности у девочек значительно превышают аналогичные данные у мальчиков, особенно в динамических, регуляторных и эмоциональных характеристиках, что является ярким показателем полоролевых особенностей любознательности в проявлении любознательного поведения.

Таблица ╣ 2

Статистическая оценка различий в средних значениях показателей

любознательности у учащихся и студентов
Компоненты и переменные
Динамический
Эмоциональ-ный
Регуляторный
Мотивационный
Когнитивный
Продуктивный
Группы
Эрг.
Аэрг.
Стен.
Астен.
Интер.
Энстер
Альт.
Эгоц.
Осм.
Осв.
Пр.ком
Личбыт
Ученики
36,6
25,2
35,5
31,3
46,3
17,8
27,5
34
32
28,9
37,3
Студенты
37,1
26,5
42,5
35,8
49,5
18
29,8
42
42,5
39,5
37
43
Различие
0,8
1,3
7
4,5
3,2
0,2
2,3
4,6
5,5
7,5
8,1
5,7
t критерий Стъюдента
0,84
1,18
5,44
3,26
2,29
0,39
1,38
3,22
3,95
5,53
5,73
3,88
Достовер-ность различий Р
-
-
0,001
0,01
0,05
-
-
0,01
0,001
0,001
0,001
0,001

Примечание. См. к табл. ╣ 1.

Статистический анализ возрастных особенностей любознательности аналогичным образом позволил зарегистрировать существенные различия в способах выражения тех или иных переменных данного свойства. Результаты таблицы ╣ 2 демонстрируют широкую вариативность реализации данного качества практически по всем характеристикам на статистически значимом уровне, исключение представляет динамический компонент. Отсутствие статистически значимых различий по этому показателю связано, скорее всего, с тем, что его содержательная сторона зависит от нервных процессов (сила, интенсивность побуждений к деятельности), а они, как известно, во временном промежутке от подросткового возраста к юношескому остаются практически статичными, не претерпевая значительных изменений.

Вместе с тем, достаточно яркие различия в способах реализации этого свойства отмечаются по другим параметрам. Например, количественные характеристики эмоциональной переменной студентов превышают аналогичные данные школьников на высоком уровне значимости, что означает большую остроту переживаний как положительных, так и отрицательных эмоций: радость, гордость, восторг, удивление, гнев, раздражительность, агрессивность, апатия и т.д. при освоении новой информации. Тогда как школьники более сдержаны в выражении подобных эмоций. Отчасти это может быть обусловленно тем, что любознательность студентов носит более целенаправленный, конкретный характер, в связи с чем, положительные эмоции при освоении новых фактов переживаются наиболее выраженно. У учащихся же любознательное поведение часто появляется спонтанно, отсюда и большая сдержанность в проявлении как положительных, так и отрицательных эмоций.

Регуляция любознательного поведения у студентов и школьников также существенно отличается на высоком уровне значимости. Причем у студентов контроль за поиском и усвоением новой информации проявляется гораздо отчетливее.

Данный факт становится легко объяснимым, если принять во внимание возрастную самостоятельность и ответственность студентов за получение знаний, связанных с осознанным выбором профессии. Тогда как школьники в подростковом возрасте не испытывают особой потребности в приобретении самых различных знаний, поскольку профессиональное самоопределение для многих - проблема будущего.

Характеристики эгоцентрической мотивации имеют значимые отличия на однопроцентном уровне достоверности. Иными словами, приобретение новых знаний у студентов в большей степени побуждаются эгоцентрическими мотивами, обусловленными решением личных проблем. Осваивая новизну информации, они стремятся проявить свои возможности и склонности, развить эрудицию, расширить кругозор и т.д., то есть совершенствуют то, что им необходимо для раскрытия творческого потенциала, самоутверждения и самовыражения.

В отношении когнитивных переменных таблица наглядно демонстрирует статистически значимые различия у студентов и школьников на 0,1% уровне достоверности в пользу первых. С содержательной стороны это выражается в более глубоких и целостных знаниях о любознательности как качестве личности, представлении ее роли и существенных признаков, то есть любознательное поведение студентов носит более осмысленный, целенаправленный характер, имеет значительный диапазон вариантов для получения новой информации. Существенный разрыв в указанных характеристиках школьников и студентов говорит о большей необходимости проявления данного свойства студентами в различных видах деятельности. Здесь также важно отметить и то, что средние значения по показателю осмысленность превосходят характеристики осведомленности. Данный факт убеждает в том, что как школьники, так и студенты достаточно рационально подходят к получению новой информации, используя в своем арсенале все возможные навыки и умения по ее приобретению.

И, наконец, продуктивные характеристики у школьников и студентов также отличаются на 0,1% уровне значимости в пользу вторых. Иными словами, полученные знания студенты применяют более плодотворно, чем подростки как в личностно-бытовой сфере, так и предметно-коммуникативной. Что касаемо первой, то связано это, скорее всего, с большим осознанием своей социальной роли, более зрелыми перспективными планами и целями, так как для студентов проблема профессионального и личностного самоопределения осталась в прошлом. Отсюда и более конкретизированное использование получаемой информации, направленной на самореализацию и самоактуализацию своего индивидуального потенциала. Для учащихся выбор как профессионального, так и личностного самоопределения во многом остается нерешенным, что указывает на их разноплановость целей, отсутствие представления о своей роли в обществе все это в целом объясняет меньшую реализацию получаемой информации в личностно-бытовом аспекте. Ярко выраженное доминирование показателей в предметно-коммуникативной сфере студентов свидетельствует о более широком, разностороннем использовании новой информации в различных видах деятельности, в том числе и в общении. Этому может быть, по меньшей мере, два объяснения. Во-первых, у студентов больше знаний об окружающем мире, доступ к новой информации, новым технологиям, научным фактам. Студенты целенаправленно готовят себя к одному или нескольким видам деятельности, в связи с чем их подготовка носит более ответственный, осознанный характер. Исследования показывают, что у студентов появляется стойкий интерес к основательному изучению языков, информатики, философии, новым технологиям в их виде деятельности и т.д. Все это требует от них не только активизировать поиск новой информации, но и продуктивно использовать ее в различных сферах приложения. И, во-вторых, большая продуктивность в коммуникативной сфере может объяснятся тем, что студенты в силу своей деятельности и возрастных особенностей вынуждены чаще общаться с людьми различных профессий и социальных слоев, а это, в свою очередь, требует постоянного расширения кругозора и большей информированности. Необходимо отметить и то, что характеристики личностно-бытовой сферы у школьников и студентов значительно превышают аналогичные данные предметно-коммуникативной продуктивности. Все это говорит о том, что как в подростковом, так и юношеском возрасте наиболее важным является решение личных проблем, направленных на самосовершенствование и самоактуализацию личности, увеличение диапазона интеллектуальных возможностей и т. д.

Итак, полученные результаты исследования доказывают как полоролевую, так и возрастную дифференциацию проявления любознательности. Отмеченные различия проявляются в степени выраженности и доминирования существующих компонентов и переменных указанного свойства. В данном контексте необходимо отметить и то, что повышение познавательной активности студентов и учащихся предполагает активное воздействие психолога, педагога на процесс формирования и развития любознательности. Программы по развитию этого качества необходимо разрабатывать с учетом не только половозрастных, но и национально-этнических и индивидуально-типологических особенностей личности. О необходимости учета обозначенных аспектов в развитии любознательности свидетельствуют полученные нами результаты.

Литература:

1. Багрунов В.П. Половые различия видовой и индивидуальной изменчивости психики человека: Дисс... канд. психол. наук . Л., 1981. 187 с.

2. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. ╣ 3. 1984. С. 25-33.

3. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. М.: УДН, 1994. С. 9-23.

4. Кудинов С.И. Психологические особенности проявлений любознательности подростков // Формирование и развитие личности. М.: Ин-т молодежи, 1993. С. 30-32.

5. Кудинов С.И. Психологические особенности различий в проявлениях любознательности девочек и мальчиков // Молодежь. Общество. Реформы. М.: Ин-т молодежи, 1994. С. 109-114.


Содержание