Янковская Наталия
Анатольевна - доцент Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области, кандидат педагогических наук. |
ПЛАНИРОВАНИЕРАЗВИТИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯНесомненно, что эффективность системы образования определяется степенью достижений поставленных перед ней целей, а критерии оценки того, в какой мере школа выполняет свои функции, задаются требованиями экономики [1; 2; 5; 6]. Эффективность образовательного учреждения напрямую зависит от характера специфики "региональной" политики в области образования и подчиняется жестко сформулированной конечной цели образовательного учреждения, которая, в свою очередь, зависит от потребностей региона. На практике это означает, что в рамках закона о самореализации и развитии региона, принятого в Московской области в 1996 году, каждое образовательное учреждение вынуждено решить задачу обеспечения своевременного и динамического приспособления системы образования к требованиям экономики, предопределяющей тенденцию к пересмотру целей образования. Перед каждым образовательным учреждением встали проблемы: - как использовать данную свободу для тактики действий на своем уровне, учитывая степень удовлетворения требований современного общества или степень соответствия "продукции" сферы образования структуре спроса на нее со стороны рынка труда; - что необходимо сделать, чтобы в образовательном учреждении была создана атмосфера, в которой это учреждение могло бы развиваться и достигло поставленных перед собой целей [6; 7]. Возможность образовательных учреждений развиваться автономно (наряду с регулированием их развития на городском, районном и региональном уровнях) позволит решить очень важную на сегодняшний момент задачу планирования развития каждого отдельного учреждения. Таким образом, образовательное учреждение должно перейти на такую гибкую модель управления, которая сможет: - с помощью процесса планирования определять в разных интервалах времени устремления образовательного учреждения и ее членов (требования к результатам и ожидаемые результаты); - настойчиво осуществлять планы, которые подкрепляются ежедневным сознательным управлением делами, людьми и окружением; |
- оценивать результаты для принятия решений, ведущих к проведению последующих мероприятий.
Именно в такой модели управления (по результатам [4]) образовательного учреждения заложены механизмы ее совершенствования.
Для того, чтобы образовательное учреждение определило для себя этот конечный результат (и требования к нему) необходимо заглянуть в это будущее - решить управленческую задачу планирования развития образовательным учреждением. Воспользоваться планированием как одним из способов, с помощью которого администрация сможет обеспечить единое направление усилий всех членов учреждения к достижению общих целей [3].
При решении задачи планирования развития образовательного учреждения выполняются действия, аналогичные действиям при решении задачи на построение в геометрии, включающие четыре этапа: анализ, построение, доказательство и исследование. Рассмотрим каждый из них в отдельности и по отношению к нашей проблеме.
I. Анализ
В геометрии на этом этапе осуществляется поиск решения задачи. Его конечная цель - установление последовательности алгоритма, состоящего из основных элементарных построений, приводящих к построению искомой фигуры. Поиск такого алгоритма сопровождается чертежом, иллюстрацией, помогающими установить связи и зависимости между данными и искомыми фигурами.
В управлении образовательным учреждением - поиск решения задачи - прогнозирование будущего учреждения. Ведь заранее намечать порядок и последовательность осуществления программы в системе народного образования невозможно без прогнозирования результатов деятельности образовательного учреждения на далекую перспективу.
Прогнозирование, как одну из форм конкретизации научного предвидения, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего, мы предлагаем использовать при определении среднесрочного (на 5-10 лет) плана развития образовательного учреждения.
В определении плана развития образовательного учреждения должны принимать участие: администрация; учителя; ученики; родители учеников.
На этом этапе осуществляется процесс определения результатов. Каждый член коллектива выступает в роли эксперта:
1. Сначала ему предстоит оценить перспективы дальнейшего развития школьной системы в мировом сообществе к началу XX века, составленные учеными-прогнозистами и представленные в виде сценариев развития средней школы. По каждому сценарию предлагается составить два варианта своего прогноза (с учетом специфики образовательного учреждения): желаемого варианта развития данного сценария и вероятной структуры его развития.
2. Затем респонденту предлагается уточнить выбранный сценарий с учетом данных аналитических центров РФ. Используя восьмибальную систему шкалирования, он оценивает интенсивность изменений каждого из пяти структурных элементов образовательной системы в зависимости от реализации выбранного сценария развития школы по конечным целям.
3. Работа с тестом планирования процессиональной карьеры школьника позволяет получить результат - увидеть желательный и реальный исходы (конечный планируемый "продукт" образовательного учреждения).
На основании полученных данных уточняется приоритетный сценарий развития и степень "цены" возможных организационных затрат при переходе образовательного учреждения на новый проект развития. Результаты выполнения этой работы предопределяют установление жесткого пошагового делегирования стратегии развития образовательного учреждения от верхнего звена управления до нижнего и оформление протоколов о намерениях на уровне каждого обследуемого звена.
Таким образом, этот процесс заканчивается определением линии деятельности образовательного учреждения и идей для ее осуществления.
II. Построение
В геометрии этот этап представляет собой непосредственную реализацию на чертеже данного алгоритма с помощью выбранных инструментов построения.
В управлении образовательным учреждением:
- выбор инструментов построения заключается, прежде всего, в выработке внутренних критериев эффективности образовательного учреждения для оценки его достижений и непосредственно самого инструментария (тестовых методик, программ, планов);
- реализация данной модели осуществляется с помощью выбранных инструментов:
а) создания и анализа банка данных об учащихся и их окружении;
б) хорошо продуманных и проработанных на 10 лет стратегических планов школы, тактических планов кафедр (методических объединений), индивидуальных планов учителей и классных руководителей, сопряженных друг с другом и с планами развития и саморазвития каждого учащегося школы (учитывающих мнение родителей).
III. Доказательство
В геометрии: его цель - доказательство того, что построенная фигура действительно искомая, т.е. удовлетворяет всем поставленным в задаче условиям.
В управлении доказательство того, что планируемая модель будущего действительно искомая осуществляется с помощью контроля по указанным позициям построения:
а) собранный банк данных должен строго соответствовать основной идее (концепции) школы, а это значит, что внутренние критерии эффективности образовательного учреждения позволяют сформулировать требования к новообразованиям разного уровня (развитию каждого учащегося и его окружению, в том числе социальным, методическим, педагогическим достижениям и т.д.). При этом происходит пересмотр оценки работы педагога и главной задачей педагогического образования становится формирование определенного типа поведения учителя, а усвоение учащимися знаний, умений и навыков - средством для достижения этой цели;
б) вводится критерий соотносительной оценки - соответствия планов развития школьников планам классных руководителей и учителей-предметников; индивидуальных планов педагогов - планам для педагогов, тактических планов, составленных кафедрами (методическими объединениями); стратегического плана администрации образовательного учреждения с тактическими планами кафедр и со всеми индивидуальными планами педагогов и учащихся.
Таким образом, выстраивается замкнутый
контур по степени согласованности планов на разных уровнях. Доказательство
осуществляется по наличию планов и способов их реализации, основанных
на внутренних критериях эффективности образовательного учреждения,
и фиксирует состояние человеческих ресурсов этого учреждения по
заданным параметрам на каждом этапе его развития. Кроме того,
собранные данные, свидетельствующие о соответствии состояния человеческих
ресурсов планам разного уровня образовательного учреждения, позволяют
объективно оценивать перспективы его развития.
IV. Исследование
В геометрии этот этап состоит в выяснении того, всегда ли задача имеет решение, и если не всегда, то при каких конкретных данных и сколько именно решений она имеет. При этом разными считаются решения, дающие неравные фигуры (или, если и равные, то различно расположенные относительно данной фигуры, с которой связывается построение).
В управлении этот этап характеризуется переносом созданной модели в другие условия (в том числе - в другие образовательные учреждения) и исследованием подготовленного "продукта" с точки зрения целесообразности осуществления этого переноса.
Процесс управления образовательным учреждением, ориентированный на определение конечных результатов, начинается с глубокого анализа устремлений, на основе которого определяются желаемые результаты для разных уровней и заканчивается определением линии деятельности и идей для ее осуществления. Именно такой процесс управления позволяет:
- обеспечить единое направление усилий всех членов образовательного учреждения к достижению общих идей - планирование;
- создать механизм внутреннего побуждения к действиям - мотивацию;
- предусмотреть три аспекта управленческого контроля:
1) дать точное определение целей, которые должны быть достигнуты в каждый обозначенный отрезок времени, основывающихся на планах, разработанных в процессе планирования;
2) измерить то, что достигнуто за определенный период и сравнить достигнутое с ожидаемыми результатами;
3) готовность к действиям, если они необходимы, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана.
И всегда суметь ответить на три основных вопроса:
Где мы находимся в настоящее время?
Куда мы хотим двигаться?
Как мы собираемся сделать это?
Литература:
1. Аминов Н.А. Концепция эффективности работы школы.
2. Буржуазная педагогика на современном этапе / Под ред. Мальковой З.А., Фульфсона Б.Л. М., 1984.
3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1994.
4. Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссенен Й.Х. Управление по результатам. М., 1993.
5. Competency, Assessment, Research and Evaluation. A. Report of a National Conference, Mach 12-15, 1974.
6. Correa H. Quantitative Methods of Educational Planning Scranto, 1969.
7. White W.F., Burke C.M. Effektive teaching
and beyond // J.Instructional Psychol. Y.20, ╣ 2, 1993.