Медведева

Галина

Алексеевна

- доцент кафедры дошкольных методик и педагогики Бийского государственного педагогического института. Занимается проблемами дошкольного воспитания.

"МУРАВЕЙНИК" В.С. ЕРШОВА







В настоящее время отечественная система образования переживает не лучшие времена: закрываются детские сады, кружки детского творчества, уменьшается количество лагерей труда и отдыха. Правда, появляются платные образовательные учреждения, посещать которые имеет возможность лишь избранная часть детей.

Этот процесс развала происходит на фоне роста числа неблагополучных семей, учащения случаев отказа матерей от детей в роддомах, обострения проблемы беспризорности подростков. Каким-то образом сгладить ситуацию призвана быстро расширяющаяся сеть детских домов. Но атмосфера, царящая во многих детских домах, не всегда благотворна для их воспитанников. В связи с этим администрация некоторых городов идет на неординарные меры, создает семейные детские дома. Организаторы таких домов наверняка знакомы с литературой, в которой освещен опыт работы подобных учреждений за рубежом и в России. Однако мало кто знаком с опытом работы В.С. Ершова, который жил у нас на Алтае. Даже имя этого человека мало кому известно, а между тем это незаурядная личность. По результатам воспитательной деятельности В.С. Ершова можно поставить в один ряд с А.С. Макаренко.

В 1910 году портной и фотограф В.С. Ершов основал приют для беспризорников в с. Алтайском [1]. После революции он был преобразован в детский дом "Муравейник". Название детского дома олицетворяло образ жизни воспитанников. Жители села называли их муравьями-затейниками. В.С. Ершову удалось создать атмосферу, в которой прививали детям любовь к труду, умение ценить материальные ценности, учили заботиться о товарищах. По словам воспитанника В.С. Ершова - Николая Ходиченко в период с 1910 по 1937 гг. в "Муравейнике" воспитывалось около 1500 сирот, из которых 114 детям Василий Степанович дал свою фамилию. В его доме выхаживали и пяти-десятимесячных подкидышей. Примечательно,

что в приюте не было ни одного штатного воспитателя, их функции выполняли старшие воспитанники. На их плечах лежали также обязанности обслуживающего персонала, они готовили, поддерживали порядок. В большой семье, а именно так можно было назвать этот детский дом, было большое хозяйство. Они имели 500 гектар посевных угодий, пасеку, фруктовый сад, пруд, в котором разводили карпов, пошивочную мастерскую, фотолабораторию. Кем был В.С. Ершов для своих воспитанников, можно судить по следующему высказыванию того же Н. Ходиченко: "...Наш отец не только вел большое хозяйство, но и с большой осторожностью воспитывал невоспитуемых детей. Мы, бывшие беспризорники, беспредельно любили своего отца, а он нас. Он для нас был близким другом и воспитателем, он был родным отцом, и мы все так и звали его - Папа..."

Этот детский дом видел разные времена, жил в разных условиях, но особенно тяжелым было начало двадцатых годов. В 1921-1922 гг. на Алтай эвакуировали детей с голодающего Поволжья. Приемом и размещением обездоленных детей занималась специальная комиссия, созданная в г. Барнауле. Дети прибывали ежедневно по 40-50 и более человек. Волна сирот была такой, что временами работников губернского отдела народного образования охватывала паника и состояние, близкое к отчаянию [2]. В связи с материальными затруднениями не все дети направлялись в детские дома, часть приходилось оставлять в приемных пунктах, некоторых определяли в семьи (причем часто это делалось в принудительном порядке). Об условиях, в которых жили дети можно судить по отчетным документам тех лет: "В некоторых детских домах обнаружены групповые заболевания часоткой, трахомой и т.д." [3]. Некоторую часть детей эвакуировали в Горный Алтай, где также было плохо с детскими домами. Несмотря на это, работники отдела народного образования Горного Алтая были против распределения беспризорников по семьям, поскольку располагали фактами убийства (!) приемных детей с целью избавления от лишнего рта [4]. На таком мрачном фоне жизнь в "Муравейнике" представляла собой идилическую картину, благодаря трудолюбию и мудрости В.С. Ершова.

Когда в детский дом попадали новички, случалось, что они воровали продукты (в детском доме ничего не запиралось на замок). Лучшим средством исправления детей, замеченных в воровстве, Василий Степанович, как и А.С. Макаренко, считал воздействие на них через коллектив.

В тяжелых условиях послевоенной разрухи, испытывая трудности с продовольствием, снабжением одеждой, обувью, В.С. Ершову удалось воспитать честных, отзывчивых к чужому горю, умеющих трудиться, самостоятельных людей. Он часто повторял: "Человек должен уметь обходиться в жизни собственными силами". Особое внимание В.С. Ершов уделял эстетическому воспитанию детей. Он организовал детский театр, который выезжал в соседние деревни, выступал на конкурсах художественной самодеятельности.

Деятельность педагога не осталась незамеченной. В 1935 г. В.С. Ершов был на приеме у М.И. Калинина. После этой встречи "Муравейник" начал финансироваться из государственного бюджета. В 1932 г. Президиум ВЦИК, отмечая двадцатилетнюю деятельность В.С. Ершова на поприще борьбы с детской беспризорностью, "за умелое руководство трудом и воспитание детей", наградил его не по заслугам скромно, почетной грамотой, и лишь в 1944 г. он получил орден В.И. Ленина.

История "Муравейника" во многом поучительна. Хотя бы тем, что после смерти В.С. Ершова он превратился в обычный детский дом, отнюдь не семейного типа (кстати, он существует и по сей день). В настоящее время во многих городах России существуют семейные детские дома, которым тоже очень сложно выжить в условиях нынешней "разрухи". Семейный детский дом может держаться лишь на плечах энтузиастов. Пусть их вдохновляет педагогический подвиг В.С. Ершова.

Источники:

1. Бийский городской музей. Фонд - 4. Д.32. Детский дом ''Муравейник'', с. Алтайское.

2. ЦГА РСФСР. Фонд-1053. Оп.1. Д.241. Положение об Алтайской губернской чрезвычайной комиссии по улучшению жизни детей (1921-1922). С.78.

3. Там же. Д.542. Протоколы заседаний 1-го съезда работников просвещения Ойротской автономной области (1922). С.73.

4. Там же. Д.241. С.115.
Содержание