Медведева Галина
Алексеевна - доцент кафедры дошкольных методик и педагогики Бийского государственного педагогического института. Занимается проблемами дошкольного воспитания. |
"МУРАВЕЙНИК" В.С. ЕРШОВА
|
что в приюте не было ни одного штатного воспитателя, их функции выполняли старшие воспитанники. На их плечах лежали также обязанности обслуживающего персонала, они готовили, поддерживали порядок. В большой семье, а именно так можно было назвать этот детский дом, было большое хозяйство. Они имели 500 гектар посевных угодий, пасеку, фруктовый сад, пруд, в котором разводили карпов, пошивочную мастерскую, фотолабораторию. Кем был В.С. Ершов для своих воспитанников, можно судить по следующему высказыванию того же Н. Ходиченко: "...Наш отец не только вел большое хозяйство, но и с большой осторожностью воспитывал невоспитуемых детей. Мы, бывшие беспризорники, беспредельно любили своего отца, а он нас. Он для нас был близким другом и воспитателем, он был родным отцом, и мы все так и звали его - Папа..."
Этот детский дом видел разные времена, жил в разных условиях, но особенно тяжелым было начало двадцатых годов. В 1921-1922 гг. на Алтай эвакуировали детей с голодающего Поволжья. Приемом и размещением обездоленных детей занималась специальная комиссия, созданная в г. Барнауле. Дети прибывали ежедневно по 40-50 и более человек. Волна сирот была такой, что временами работников губернского отдела народного образования охватывала паника и состояние, близкое к отчаянию [2]. В связи с материальными затруднениями не все дети направлялись в детские дома, часть приходилось оставлять в приемных пунктах, некоторых определяли в семьи (причем часто это делалось в принудительном порядке). Об условиях, в которых жили дети можно судить по отчетным документам тех лет: "В некоторых детских домах обнаружены групповые заболевания часоткой, трахомой и т.д." [3]. Некоторую часть детей эвакуировали в Горный Алтай, где также было плохо с детскими домами. Несмотря на это, работники отдела народного образования Горного Алтая были против распределения беспризорников по семьям, поскольку располагали фактами убийства (!) приемных детей с целью избавления от лишнего рта [4]. На таком мрачном фоне жизнь в "Муравейнике" представляла собой идилическую картину, благодаря трудолюбию и мудрости В.С. Ершова.
Когда в детский дом попадали новички, случалось, что они воровали продукты (в детском доме ничего не запиралось на замок). Лучшим средством исправления детей, замеченных в воровстве, Василий Степанович, как и А.С. Макаренко, считал воздействие на них через коллектив.
В тяжелых условиях послевоенной разрухи,
испытывая трудности с продовольствием, снабжением одеждой, обувью,
В.С. Ершову удалось воспитать честных, отзывчивых к чужому горю,
умеющих трудиться, самостоятельных людей. Он часто повторял: "Человек
должен уметь обходиться в жизни собственными силами". Особое
внимание В.С. Ершов уделял эстетическому воспитанию детей. Он
организовал детский театр, который выезжал в соседние деревни,
выступал на конкурсах художественной самодеятельности.
Деятельность педагога не осталась незамеченной.
В 1935 г. В.С. Ершов был на приеме у М.И. Калинина. После этой
встречи "Муравейник" начал финансироваться из государственного
бюджета. В 1932 г. Президиум ВЦИК, отмечая двадцатилетнюю деятельность
В.С. Ершова на поприще борьбы с детской беспризорностью, "за
умелое руководство трудом и воспитание детей", наградил его
не по заслугам скромно, почетной грамотой, и лишь в 1944 г. он
получил орден В.И. Ленина.
История "Муравейника" во многом
поучительна. Хотя бы тем, что после смерти В.С. Ершова он превратился
в обычный детский дом, отнюдь не семейного типа (кстати, он существует
и по сей день). В настоящее время во многих городах России существуют
семейные детские дома, которым тоже очень сложно выжить в условиях
нынешней "разрухи". Семейный детский дом может держаться
лишь на плечах энтузиастов. Пусть их вдохновляет педагогический
подвиг В.С. Ершова.
Источники:
1. Бийский городской музей. Фонд - 4. Д.32. Детский дом ''Муравейник'', с. Алтайское.
2. ЦГА РСФСР. Фонд-1053. Оп.1. Д.241. Положение об Алтайской губернской чрезвычайной комиссии по улучшению жизни детей (1921-1922). С.78.
3. Там же. Д.542. Протоколы заседаний 1-го съезда работников просвещения Ойротской автономной области (1922). С.73.
4. Там же. Д.241. С.115.
Содержание