Москалюк Лариса
Ивановна - заведующая кафедрой немецкого языка Барнаульского государственного педагогического университета, доцент, кандидат филологических наук. |
Использование меЖДУНароднЫхпрограмм при обучениииностранному языку в аспектевзаимодействия культур
|
Важной частью международных программ является обмен информацией. В качестве обмена информацией можно, например, рассматривать видеопроекты, которые, знакомя нас с различными повседневными ситуациями, используя сведения из области культуры, экономики и политической жизни страны, передают или стремятся передать ее колорит. Мы воспользовались опытом студентов Гамбургского университета, осуществлявших этот проект совместно с американскими студентами. Они обменивались видеописьмами в течение нескольких лет и сумели собрать очень интересный материал о своем городе, стране, университете, университетской жизни.
К каждому письму составляется сценарий, словник, студенты записывают свои предложения по использованию материала на занятиях. Такие письма помогают пробудить интерес обучающихся на занятиях по немецкому языку. Студенты не только читают, слушают, но и видят своими глазами много интересного. Это помогает им усвоить тему гораздо лучше и легче, а эти материалы часто служат поводом для дискуссии, для сравнения. Через них наши студенты знакомятся со взглядами, с культурой своих зарубежных сверстников.
Значительное место при осуществлении международных программ занимает обмен студентами. Важно при этом не только предоставить студентам средства коммуникации, но и познакомить их с местными, региональными особенностями и отношениями. Пребывание студентов за границей используется для того, чтобы они могли принять участие в занятиях по научно-историческим, социально-географическим и экономическим проблемам. Основным направлением учебы остается усвоение языковых и научно-литературных дисциплин, а также эмпирических методов работы в области лингвистики.
Опыт и знания, полученные во время таких обменов, составляют основу для студенческих работ самого разного плана. Это - выступления на семинарах, на занятиях с докладами, лекциями, подготовка определенных этапов занятий, написание курсовых и дипломных работ и т.д. Такие работы носят чаще сопоставительный характер, они готовятся с учетом культурологического аспекта. Речь идет о том, чтобы показать определенные жизненные сферы, определенные формы образа жизни за рубежом в сравнении с теми же формами жизни в родной стране. Все это помогает лучше понять "чужое".
Нельзя забывать, что понятие "чужого"
может быть маркировано как позитивное и как негативное. Являясь
амбивалентным понятием, оно может вызывать противоположные эмоциональные
оценки. Международные программы способствуют интенсивному использованию
обучающимися "чужого" иностранного языка как средства
коммуникации и дают им возможность лучше понять чужую страну и
ее жителей.