Москалюк

Лариса

Ивановна

- заведующая

кафедрой

немецкого языка

Барнаульского

государственного

педагогического

университета,

доцент, кандидат

филологических наук.

Использование меЖДУНароднЫх

программ при обучении

иностранному языку в аспекте

взаимодействия культур

Немецкий язык как иностранный широко распространен у нас в крае. Он преподается в обычных средних школах, в школах, где иностранный язык изучается по углубленной программе, в гимназиях и лицеях. Широкое распространение немецкого языка как школьного предмета связано и с тем, что в крае проживают более 120 000 российских немцев. В немецких селах открыты 28 средних школ, в которых немецкий язык изучается по расширенной программе и которые постепенно планируется превратить в национальные немецкие школы. Все это объясняет, почему БГПУ имеет одно из самых крупных отделений немецкого языка ФИЯ в нашей стране. Для студентов немецкой национальности факультета иностранных языков русский язык стал вторым, а для многих и первым родным языком. Это значит, что с историей и культурой Германии они знакомились прежде всего в тесных рамках школьной программы, изучая немецкий язык. Тем большую роль играет культурологический аспект в учебном процессе высшей школы, и значение его все возрастает в связи с тем, что наши связи с Германией укрепляются и расширяются. Задачей обучения при этом является не просто передача информации, а усвоение и развитие способностей и умений общаться с другими культурами. В связи с этим культурологические явления, касающиеся зарубежной культуры, должны быть оценены, сопоставлены с окружающей реальностью, со своей культурой. Только так могут быть обнаружены стереотипы, предубеждения, так воспитывается критический взгляд на ранее неизвестное, непривычное, а также терпимость.

Сотрудничество со специалистами из Германии и других немецкоязычных стран способствует всестороннему обогащению студентов и преподавателей немецкого отделения. Большое значение имеет участие зарубежных специалистов в учебном процессе нашего факультета, обеспечение учебными пособиями, учебниками, аудио- и видеоматериалами со стороны института Гете, VDA, INTER NATIONES и другими организациями и учреждениями Германии.

В настоящее время мы работаем в сотрудничестве со специалистами из Германии над тем, чтобы создать свои методические пособия, дающие представление о стране изучаемого языка.

Важной частью международных программ является обмен информацией. В качестве обмена информацией можно, например, рассматривать видеопроекты, которые, знакомя нас с различными повседневными ситуациями, используя сведения из области культуры, экономики и политической жизни страны, передают или стремятся передать ее колорит. Мы воспользовались опытом студентов Гамбургского университета, осуществлявших этот проект совместно с американскими студентами. Они обменивались видеописьмами в течение нескольких лет и сумели собрать очень интересный материал о своем городе, стране, университете, университетской жизни.

К каждому письму составляется сценарий, словник, студенты записывают свои предложения по использованию материала на занятиях. Такие письма помогают пробудить интерес обучающихся на занятиях по немецкому языку. Студенты не только читают, слушают, но и видят своими глазами много интересного. Это помогает им усвоить тему гораздо лучше и легче, а эти материалы часто служат поводом для дискуссии, для сравнения. Через них наши студенты знакомятся со взглядами, с культурой своих зарубежных сверстников.

Значительное место при осуществлении международных программ занимает обмен студентами. Важно при этом не только предоставить студентам средства коммуникации, но и познакомить их с местными, региональными особенностями и отношениями. Пребывание студентов за границей используется для того, чтобы они могли принять участие в занятиях по научно-историческим, социально-географическим и экономическим проблемам. Основным направлением учебы остается усвоение языковых и научно-литературных дисциплин, а также эмпирических методов работы в области лингвистики.

Опыт и знания, полученные во время таких обменов, составляют основу для студенческих работ самого разного плана. Это - выступления на семинарах, на занятиях с докладами, лекциями, подготовка определенных этапов занятий, написание курсовых и дипломных работ и т.д. Такие работы носят чаще сопоставительный характер, они готовятся с учетом культурологического аспекта. Речь идет о том, чтобы показать определенные жизненные сферы, определенные формы образа жизни за рубежом в сравнении с теми же формами жизни в родной стране. Все это помогает лучше понять "чужое".

Нельзя забывать, что понятие "чужого" может быть маркировано как позитивное и как негативное. Являясь амбивалентным понятием, оно может вызывать противоположные эмоциональные оценки. Международные программы способствуют интенсивному использованию обучающимися "чужого" иностранного языка как средства коммуникации и дают им возможность лучше понять чужую страну и ее жителей.



Содержание