Прибытков Гаврил
Иванович - член-корреспондент МАНПО, профессор кафедры философии Бийского государственного педагогического института. Является членом Союза художников России |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ИТВОРЧЕСТВО В ПОДГОТОВКЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ(к 80-летию Бийского педагогического училища-колледжа)
|
Вспоминая то далекое прошлое и сравнивая его с итогами работы нынешнего коллектива училища, переведенного за успехи в разряд колледжа, все больше и больше прихожу к убеждению, что стержневой основой успехов его деятельности было и остается самое почтительное отношение к искусству, к приобщению всех воспитанников училища (независимо от того, на каком отделении они учатся) к художественной культуре. Такие традиции были заложены прежде и сохраняются бережно на протяжении многих десятилетий.
Действительно, своеобразный культ художественно-творческой деятельности всегда был у многих учивших нас педагогов. Может быть, это было связано с влиянием на коллектив таких популярных преподавателей рисования, пения и музыки, как Дмитрий Иванович Кузнецов, Георгий Зотикович Очаковский, Владимир Петрович Мосолов, каждый из которых олицетворял собою лучшие достижения художественной культуры Алтая: Кузнецов Д.И. - ученик выдающегося алтайского живописца Гуркина - стал первым на Алтае членом Союза художников СССР, участником всесоюзных, всесибирских, краевых художественных выставок; Очаковский Г.З. в эти годы стал наиболее известным в крае руководителем хоров студентов, военнослужащих, учителей, создателем хоровой капеллы Бийского Дома учителя, которая отметив в этом году свое 50-летие была и остается популярной у слушателей хоровой музыки и по сей день; Мосолов В.П. стал в те годы первым на Алтае членом Союза композиторов, активно работал над созданием камерных музыкальных произведений для скрипичного квартета и был инициатором создания в городе любительского симфонического оркестра.
Но атмосфера любви к искусству, к художественному творчеству в коллективе училища создавалась не только этими признанными в крае мастерами искусства. Художественным творчеством жили, воспитывали своих питомцев и другие педагоги этого учебного заведения. Например, каждый урок по литературе, проводившийся Ревекой Соломоновной Липович, был школой воспитания вкуса и любви к поэзии и театру. Она умела воздействовать на умы и сердца будущих специалистов народного образования, так как сама была блестящей исполнительницей ролей в спектаклях самодеятельного театра городского Дома учителя.
Валентина Матвеевна Липская создала в училище литературный кружок, который выпускал свою стенгазету. На страницах этого рукописного издания формировали и оттачивали свой поэтический талант многие ныне связанные с литературной и газетной публицистикой выпускники нашего училища: Николай Коломин, Иван Саблин, Александр Лебедев, Эвальд Крек и др.
Преклонного возраста преподаватель ботаники Николай Васильевич Шадрин на первый взгляд казался далеким от художественного творчества. Учащиеся в шутку называли его даже чеховским "человеком в футляре". Но надо было видеть, как он весь преображался, когда начинал рассказывать о летучих мышах, красиво расправляющих в полете свои крылья-зонтики; о лисах, грациозно мышкующих в снегу; о птицах, живущих в наших краях; он изливал восторг по поводу их форм, расцветок оперенья, движений в воздушном пространстве. А однажды, в минуту душевного откровения после концерта хоровой капеллы Дома учителя у нас в училище, он поведал мне и моей сокурснице Рите Мартыновой, как продал самое дорогое, что было у него в студенческие годы в Томском университете, - хромовые сапоги, - чтобы поехать на зимних каникулах в Москву и побывать в Большом театре на спектакле с участием великого Шаляпина . Вот вам и "человек в футляре".
Уроки по истории, которые у нас вел Аксен Иллюмжинович Сусеев, с большой натяжкой можно называть уроками именно истории. По каждой теме наш преподаватель, друг командарма Городовикова, от точных исторических фактов незаметно переходил к ярким описаниям событий, которые он брал из литературно-художественных произведений. Я лишь позднее узнал, что Сусеев А.И. был не только членов Союза писателей СССР и участником первого съезда данной организации, но даже сидел в президиуме этого исторического собрания деятелей художественной культуры страны.
И Степана Мартыновича Форнеля, преподававшего труд, тоже можно отнести к людям художественного творчества: выставлявшиеся им букеты цветов на городских выставках садоводства и цветоводства, а также создававшиеся им из дерева всевозможные предметы для дома всегда радовали глаз. Тонкие замечания С.М. Форнеля о выразительности текстуры дерева, об изяществе формы скрипки я помню с тех вечеров, когда помогал своему учителю ремонтировать наши учебные скрипки: подклеивать деки, выпиливать лобзиком подставки, выстругивать новые колки взамен истершихся.
На "короткой ноге" с искусством
был и наш преподаватель физкультуры Георгий Куприянович Добрычев.
Это открытие мы сделали для себя однажды, увидев обновленную к
празднику Октября Доску почета. На ней красовались превосходные
фотопортреты, выполненные, как поведал нам учитель рисования Д.И.
Кузнецов, физруком училища. Оказывается, Георгий Куприянович увлекался
фотографированием, имел целый набор разного размера фотокоров
со штативами, сам готовил фотопластинки на стеклах и умело использовал
технику ретуширования по негативам, доводя фотоизображения до
художественной выразительности.
Главным же дирижером организации воспитания учащихся через художественную культуру и творчество на протяжении всех лет работы сначала завучем, а затем директором училища была Валентина Михайловна Милейко - эталон гармонически развитого человека, являвшая собою пример и в обширности ее познаний, и в умении эмоционально переживать окружающий мир, и в проявлении человеческих волевых качеств. Правда, не всем из нас и не сразу открывались эти ее качества, потому что принадлежали они Милейко - завучу или директору, т.е. администратору, который должен отвечать не только за судьбы отдельных учащихся и педагогов, во и всего коллектива в целом. Так что лишь постепенно открывался нам яркий и разносторонний талант этого педагога, удостоенного впоследствии почетного звания "Заслуженный учитель РСФСР". | ![]()
|
Действительно, знание нашим учителем огромного количества стихов русских и советских писателей и умение донести их до разума и сердца слушателя нам стало понятно с первых же ее уроков по литературе. Из урока в урок раскрывались и ее обширные познания в области изобразительных искусств и архитектуры, которыми она заинтриговывала нас и привлекала к чтению искусствоведческой литературы, составившей впоследствии самое большое богатство книжного фонда училища. От семестра к семестру мы все сильнее ощущали ее настойчивое желание, что бы все ее ученики были участниками регулярно проводившихся тогда культпоходов в наш городской драматический театр, переживавший пору своего подъема. И лишь на выпускном вечере настоящим откровением для нас стало очень красивое исполнение нашей учительницей русских романсов. В памяти особенно остался романс Глинки "Не искушай...", который Валентина Михайловна спела вместе с преподавателем музыки Виктором Ивановичем Поткиным. А затем она играла для нас на рояле старинные вальсы.
Не берусь сопоставлять значимость преподавательских и организаторских способностей и эстетической культуры Валентины Михайловны, поставленных на службу обучения и воспитания будущих учителей: во всем она оставила не чуть приметные следы, а торные тропы, по которым и до сих пор уверенно идет некогда руководимый ею педагогический коллектив. Но все же склонен думать, что без личного пристрастия к искусству, к художественно-творческой деятельности результаты ее труда могли бы оказаться намного скромнее. По крайней мере, без любви В.М. Милейко к художественной культуре, без глубокого понимания ею роли художественной культуры в формировании будущего учителя сельской школы, Бийское училище вряд ли сделало бы выбор в пользу создания отделений подготовки учительских кадров по дисциплинам художественно-эстетического цикла. Одно из таких отделений - художественно-графическое, открытое ровно тридцать лет назад, сегодня заняло даже ведущее положение в структуре этого учебного заведения. И все другие шесть отделений имеют теперь эстетическую поддержку в виде дополнительной специализации по преподаванию школьных дисциплин, связанных с искусствами и художественно-прикладными видами труда. При этом особая роль отводится подготовке студентов по изобразительной деятельности, на чем в свое время настаивал А.В. Луначарский, полагавший, что неграмотен человек, который не умеет рисовать.
Все это находит свое отражение в учебной и внеклассной работе, в оформлении учебных кабинетов и рекреаций. Так что приходя в здание Бийского педагогического колледжа, построенное под руководством В.М. Милейко, общаясь с почти полностью обновившимся педагогическим коллективом, тем не менее всегда ощущаешь бережно сохраняемую и развиваемую традицию построения учебно-воспитательного процесса на всех отделениях на основе максимального использования художественной культуры и личного участия в ней каждого здесь учащегося и учащего. Возникает впечатление, что ты находишься не в педагогическом, а в многопрофильном художественно-педагогическом учебном заведении.
Такой ход развития представляется логичным не только для Бийского педагогического училища-колледжа. Он кажется весьма перспективным и в целом для подготовки будущих учителей общеобразовательных, особенно сельских школ, в плане поиска новых, более эффективных технологий учебного процесса, в усилении гуманитарной подготовки тех, кто должен закладывать основы гуманистического отношения к другому человеку и к природе у будущих поколений.
Еще одно достоинство такого учебно-воспитательного процесса состоит в том, что через художественную культуру и ее центральное звено - произведение искусства - учитель может более активно включать в процесс познания наряду с интеллектуальным также и эмоциональный потенциал детей, ибо эмоциональная наполненность входит в эстетическую специфику искусства. Кроме того, здесь расширяется сфера прямого опыта жизни воспитуемых, так как произведения искусства уподобляются действительности и выступают в восприятии ее заменителями.
В отношении Бийского педагогического училища-колледжа
эту тенденцию можно считать практически сложившейся концепцией
развития, подкрепленной длительной историей подготовки в нем учительских
кадров, модернизации его структуры и пополнения педагогического
состава, развития учебно-производственных связей с другими образовательными
учреждениями Бийска и районов. Это практически действующая концепция,
которая сложилась и развивалась под руководством В.М. Милейко
и продолжает осуществляться ее преемниками. Плохо, что эта концепция
до сих пор не была осмыслена теоретически учеными края. Видимо,
сказывается синдром провинциального самоуничижения, неверия в
творческие возможности подобного уровня сибирских провинциальных
коллективов и их лидеров, подобных Валентине Михайловне Милейко.
Но я все же убежден, что пример Бийского педагогического училища-колледжа
заслуживает того, чтобы стать объектом научного анализа в этом
плане ученых-педагогов Западно-Сибирского региона.