Шалаев

Иван

Кириллович

- член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования,

член-корреспондент

СО АНВШ,

доктор пед. наук,

профессор,

Заслуженный учитель школы Российской

Федерации, заведующий кафедрой психологии управления, научны

руководитель НИИ

проблем управления БГПУ, председатель диссертационного совета по специальности "13.00.01 - общая педагогика"

опубликовал свыше 100 научных трудов на стыке педагогики, психологии, управления; осуществил своеобразную интеграцию рационалистического и поведенческого направлений управленческой науки, исследует проблемы психологии управления образованием.

МОТИВАЦИОННОЕ

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ

УПРАВЛЕНИЕ КАК

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

В энциклопедическом толковании понятия "методология" выделяется два общих признака методологического знания: признак предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определенных видов деятельности (нормативная методология) и признак описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная методология). В обоих случаях основной функцией этого знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-то объекта [1].

Результаты научно-практического использования знания мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ) сотнями исследователей и практиков системы образования свидетельствуют о том, что это знание обладает названными выше признаками и выполняет указанную основную функцию. Признак нормативной методологии в знаниях МПЦУ выражается предписанием последовательности видов деятельности (системный анализ - построение дерева целей - разработка исполняющей программы - системное планирование - системная организация - системный контроль - системное регулирование), а признак дескриптивной методологии в знаниях МПЦУ выражается качественно-количественными характеристиками измеряемых параметров фактически выполненной деятельности. Функцию МПЦУ как методологического знания можно пронаблюдать на ряде диссертационных работ:

1. Диссертация Ю.А. Долженко на тему "Повышение эффективности деятельности муниципальной методической службы на основе технологии мотивационного программно-целевого управления" [2].

Системный анализ состояния проблемы исследования позволил диссертанту построить дерево целей повышения квалификации методистов в логике последовательного разрешения препятствующих факторов достижения генеральной цели, которое в свою очередь послужило структурно-логической основой для разработки исполняющей программы в виде норм-образцов

под каждую цель. Перевод исполняющих программ на язык практики стал предметом системного планирования и т.д. (по предписанной МПЦУ последовательности видов деятельности). В результате исследователем получено новое знание, позволившее доказать вынесенные на защиту положения:

- приращение профессионализма методистов за счет знаний технологии МПЦУ и ее реализации в практической деятельности с руководителями школ и методических объединений вызывает адекватный рост профессионализма этой категории работников;

- разработанное автором дерево целей повышения квалификации методистов на основе знаний технологии МПЦУ и адекватная исполняющая программа соответствуют переменам, происходящим в системе образования, связанным с ее демократизацией, и служат осознанию возможности творческого самоопределения и стимулирования профессионального саморазвития;

- созданная методика аттестации работников методической службы основывается на исполняющей программе в системе МПЦУ, поэтому полно определяет измеряемые параметры профессии аттестуемых, а введенное при этом квалиметрическое правило дает возможность интегративно выражать результаты оценки и корректно устанавливать методистам квалификационную категорию.

2. Диссертация А.Н. Свиридова на тему "Индивидуализация обучения учащихся начальной школы на основе мотивационного программно-целевого подхода" [3].

Исследователем была выдвинута гипотеза: индивидуализация обучения младших школьников более результативна, если технологическую основу ее осуществления будет составлять логика алгоритма мотивационного программно-целевого управления:

- построение дерева целей индивидуализации обучения, выражающего вариативность процесса учебной деятельности младших школьников в зависимости от их задатков и индивидуальных возможностей;

- разработка исполняющей программы, адекватной дереву целей и предопределяющей овладение учащимся технологией, которая соответствует его индивидуальным особенностями;

- реализация управляющей программы по формированию ценностно-мотивационной позиции каждого ученика и переводу процесса обучения в процесс подготовки к самообучению (анализ - самоанализ, организация - самоорганизация, контроль - самоконтроль, регулирование - саморегулирование).

Успешное доказательство гипотезы одновременно служило подтверждением функции МПЦУ как методологического знания.

3. Диссертация Л.И. Еремеевой на тему "Формирование профессионализма делового сотрудничества будущего учителя на основе программно-целевого подхода" [4].

Используя системный анализ и логику построения дерева целей в системе МПЦУ, автором была сконструирована модель профессионализма делового сотрудничества, экспериментальная проверка которой привела к достижению цели исследования, - разработана программно-целевая система формирования профессионализма делового сотрудничества будущего учителя.

4. Диссертация Т.Д. Колябиной "Подготовка педагогических кадров школы к принятию и использованию психологической информации" [5].

Системный анализ состояния проблемы в структуре МПЦУ позволил сформулировать автору адекватные задачи исследования:

- выявить уровни мотивационной готовности педагогов к принятию психологической информации и ее использованию в управлении учебно-воспитательным процессом;

- определить типологические особенности педагогов в принятии и использовании психологической информации;

- на основе выделенной типологии и уровней мотивационной готовности разработать научно-методические рекомендации по овладению педагогами психолого-педагогическим билингвизмом и изменению установок, определяющих характеристики уровней их мотивационной готовности.

В результате проведенного эксперимента успешно решены сформулированные задачи и сделан вывод о том, что концепция МПЦУ позволяет глубже понять роль и место психологической информации в управлении учебно-воспитательным процессом.

Примеры диссертационных работ, так или иначе обращенных к МПЦУ как к методологическому знанию, можно продолжать. Но и приведенное здесь разнообразие предметов исследования свидетельствует о возможностях широкого использования методологической функции знания МПЦУ в развитии педагогической теории и практики.

Однако наши изыскания сфер продуктивной реализации методологии МПЦУ показывают, что использование МПЦУ целесообразно не только в решении проблем педагогической науки, и привели нас, в частности, к разработке своеобразного направления теории и практики решения традиционных задач психологии управления - программно-целевой психологии управления (ПЦПУ) [6, 7].

Интеграция достижений поведенческого и рационалистического направлений управленческой науки образовала "точку роста" МПЦУ, которое в своей обращенности к традиционным задачам психологии управления переросло в программно-целевую психологию управления.

Предметом ее явились закономерности мотивационного программно-целевого управления в повышении эффективности управленческой деятельности. Теоретическая значимость ПЦПУ определяется ее вкладом в решение традиционных задач психологии управления, практическая значимость - ростом показателей конечных результатов управленческой деятельности.

Рассмотрим пример мотивационного программно-целевого подхода к решению традиционных задач психологии управления в условиях вузовской кафедры.

Кафедра психологии управления факультета подготовки и повышения квалификации руководящих научно-педагогических кадров (ФППК РНПК) Барнаульского государственного педагогического университета в своей работе ориентируется на генеральную цель (ГЦ) "Повышение профессионализма руководителей и психологов системы образования на основе знаний психологии управления, которая декомпозируется на две ведущие цели (ВЦ1 и ВЦ2) и ряд подцелей (см. схему "Дерево целей кафедры психологии управления"). При этом традиционные задачи психологии управления рассматриваются и как заказ науки кафедре и как база тематического поиска кафедры. Продуктивность такого подхода можно пронаблюдать по материалам одной из подтем НИР кафедры "Программно-целевая психология управления: теория, технология, эффективность", опубликованных в 1995-96 годах [6, 7, 8], и концентрированно выраженных в таблице "Решение традиционных задач психологии управления в системе ПЦПУ".

















































стр. -дерево целей...

















































стр. -решение задач...



Декомпозиция генеральной цели кафедры зафиксирована в направлении сверху вниз, но подход к ее достижению следует рассматривать в обратном порядке: от задач к подцелям, от подцелей к ведущим целям, от ведущих подцелей к генеральной цели.

Разработанные кафедрой критерии оценки уровня профессионализма руководителя школы и квалиметрическое правило определения этого уровня за период обучения на ФППК РНПК дает возможность оценить работу кафедры по мере достижения ее генеральной цели.

Все приведенные здесь примеры использования МПЦУ, на наш взгляд, адекватны энциклопедическому толкованию понятия "методология" и, таким образом, позволяют сделать заключение о мотивационном программно-целевом управлении как о методологическом знании.

Литература:

1. БСЭ, третье издание, 1974. Т.16. С.479.

2. Долженко Ю.А. Повышение эффективности деятельности муниципальной методической службы на основе технологии мотивационного программно-целевого управления: Автореф. канд. дис. Барнаул, 1994.

3. Свиридов А.Н. Индивидуализация обучения учащихся начальной школы на основе мотивационного программно-целевого подхода: Автореф. канд. дис. Барнаул, 1996.

4. Еремеева Л.Н. Формирование профессионализма делового сотрудничества будущего учителя на основе программно-целевого подхода: Автореф. канд. дис. Барнаул, 1995.

5. Колябина Т.Д. Подготовка педагогических кадров школ к принятию и использованию психологической информации: Автореф. канд. дис. Барнаул, 1996.

6. Шалаев И.К. Программно-целевая психология управления: генезис и структура // Педагог ╣1. Барнаул: Изд. БГПУ, 1996. С.60-67.

7. Шалаев И.К. Учебно-методический комплекс "Программно-целевая психология управления". Барнаул: Изд. БГПУ, 1996, 43 с.

8. Шалаев И.К. Научные основы мотивационного программно-целевого управления. Барнаул: Изд. БГПУ, 1995. 72 с.

9. Шалаев И.К. Программно-целевые технологии решения актуальных проблем психологии управления школой. Барнаул: Изд. БГПУ, 1992. 41 с.

10. Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы. Москва: Изд. МГПИ им В.И. Ленина, 1987. 136 с.












Содержание