Широкова

Евдокия

Фроловна

- кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной и педагогической технологии.

Автором опубликовано 170 научных работ, связанных с проблемами многоуровневой подготовки современного педагога-воспитателя, системой воспитательной работы в школе и педвузе, адаптацией молодого учителя в школе, совершенствованием преподавания учебных курсов по истории образования и педагогической технологии; изданы Авторские учебные пособия "Основы педагогической технологии", "А.С. Макаренко и современность", коллективные учебные пособия "Народная педагогика и воспитание", "Изучение идей и опыта А.С. Макаренко" и др. Имеет 3 правительственные награды, знаки "Отличника народного просвещения" РФ и СССР, "Отличника высшей школы" и др. В 1989 году ей присвоено звание "Заслуженный работник культуры РФ".

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ -

ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ


Развитие мирового сообщества в последние десятилетия все более явно ставит в центр системы образования и воспитания приоритет человеческой личности. В этих условиях ключевой фигурой становится учитель как носитель общечеловеческих ценностей, как созидатель творческой личности. Сложность и неоднозначность происходящих и в нашем обществе перемен ставят учителя перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистических принципов в педагогической деятельности, что обусловливает серьезные перемены в системе подготовки учителя-воспитателя.

Академик В.А. Сластенин в своих исследованиях подчеркивает, что современный педагог поставлен перед необходимостью решения, помимо традиционных, таких актуальных и сложных психолого-педагогических задач, как аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оце-ночно-информационных, коррекционно-регулирующих. Главная суть их в анализе и рефлексии целостного педагогического процесса, причин возникающих затруднений и их преодоления, прогнозировании результатов и последствий принимаемых решений, коррекции протекания педагогического процесса, установлении необходимых коммуникативных связей, их регуляции и поддержки, в восхождении от отдельных педагогических функций к их системе, от типовых педагогических технологий к креативным, творческим, личностно-ориентированным, преобразующим суперпозицию учителя и субординационную позицию ученика в личностно-равноправные позиции.

Технологии такого типа "способствуют "запуску" внутренних механизмов развития личности посредством использования в учебно-воспитательном процессе сюжетно-ролевых игр, психолого-педагогического тренинга, использования новых педагогических технологий" - форм воспитательной работы (Шамова Т.И., Щуркова Н.Е.).

В целях преодоления возникших в последние годы трудностей в организации и осуществлении особенно воспитательного процесса в школе, в новые учебные планы педвузов страны, в том числе и нашего Барнаульского педуниверситета, введена новая учебная дисциплина "Педагогическая технология", на которую педагогическая общественность возлагает большие надежды в подготовке высококвалифицированного специалиста, воспитателя.

Школьная молодежь в условиях глобальных и противоречивых преобразований в нашем обществе оказалась в зоне риска и причин этому немало: экономических, политических, педагогических: диктат в воспитании, шаблон и формализм в учебно-воспитательном процессе, мероприятия "для галочки", обязаловка сменилась вседозволенностью, равнодушием к жизни, учебе, общественной деятельности, социальной ответственности за свое поведение, пренебрежение нравственными ценностями, выросла подростковая преступность. Одной из причин исследователи считают и слабую разработанность современной теории воспитания: модели современной личности, цели и задачи воспитания, а также основы педагогической технологии учебно-воспитательного процесса.

В этих сложных условиях обострилась потребность в более тонком прикосновении к личности, возникла необходимость повернуться к ней лицом, помочь в становлении молодежи субъектом собственной жизни, пробуждение желания и интереса к самоопределению, самореализации, саморефлексии, к овладению культурой общения, поведения, досуга, что и будет обеспечивать гармоническое развитие общества и личности.

В связи с актуальностью обозначенных проблем педагогами-практиками востребована прикладная педагогика, та часть общей педагогики, которая отвечает на вопросы: как, каким образом обеспечивать реализацию педагогических положений в практической жизни школы, детского коллектива, каждого школьника.

Эту составную и неотъемлемую часть общей педагогики и как компонент профессиональной подготовки учителя ученые называют "Педагогической технологией".

Рождение нового учебного курса означает развитие педагогической мысли в осознании проблемы необходимости дальнейшего совершенствования профессионализма педагога. В системе его подготовки недоставало очень существенного звена, операционного аспекта, обеспечивающего результативность педагогических воздействий на воспитанников и в целом воспитательного процесса.

Новый самостоятельный учебный курс органично связан с такими разделами "Общей педагогики", как "Теория воспитания" и "Методика воспитательного процесса", содержащими в себе теоретико-методологические и методические основы воспитательного процесса, поэтому при его изучении, естественно, приходится актуализировать их, ибо без осознания сущности целей, задач, принципов, методов воспитания невозможно осуществлять операционный процес педагогического воздействия на личность или группу воспитанников, использовать широкий спектр педагогических приемов и методов воспитания и педагогического воздействия.

Таким образом, "Педагогическая технология" является тем педагогическим феноменом, который сосредоточивает в себе возможность решения триединой задачи: помочь педагогу овладеть теоретико-методологическими, методическими, психолого-педагогическими и операционными основами воспитательного процесса, воспитательного воздействия и взаимодействия, передать эти знания и умения своим воспитанникам, а главное - помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как гуманность, толерантность, искренность, креативность (творчество), которые востребованы сегодня в деятельности педагога.

Что же такое педагогическая технология? Где и когда возник этот педагогический феномен? Изучение проблемы свидетельствует, что корни этого вопроса уходят глубоко в историю, к деятельности великого греческого ученого педагога Сократа, который, благодаря продуманности и логике воздействий на своих учеников, пробуждал в них интеллектуальную активность, заставляя их увидеть за внешней легкостью вопроса глубинную суть обсуждаемой проблемы. "Сократовская беседа" - одна из форм культивирования искусства думать, умения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности.

Сегодня термин "технология" стал актуальным и уверенно входит в нашу педагогическую действительность, и не только термин, но и сам операционный процесс. Педагоги-практики и ученые сегодня продолжают поиск такого построения учебного процесса, который бы безотказно обеспечивал успех в руках рядового педагога и был эффективным в условиях массовой школы, поиск таких дидактических средств, которые могли бы превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом. И определенные результаты есть (Кларин М.В.).

Вводится новое понимание "педагогической технологии" как не просто исследования в сфере использования ТСО (технических средств обучения или компьютеров), а исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов. Речь, таким образом, идет об управляемости учебного процесса и создании инструментария для работы учителя - о педагогической технологии в учебном процессе.

Понятие "Педагогическая технология" в последнее время вошло в оборот и употребляется широко, хотя неопределенно и неоднозначно. Обычно оно означает приемы работы учителя в сфере обучения и воспитания. В зарубежной педагогике значение этого понятия ограничено сферой обучения.

Ключом к пониманию технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация на четко определенные цели, их максимальное уточнение; строгая ориентация всего хода обучения на гарантированное достижение результатов; оценка текущих результатов, коррекция хода обучения, направленная на достижение поставленных целей; заключительная оценка результатов (М.В. Кларин).

Что же касается педагогической технологии воспитательного процесса, то данная проблема начала широко обсуждаться, исследоваться только последние шесть лет, да и то в эпизодическом плане. Приоритет в этих исследованиях и разработках, на наш взгляд, следует отдать академику Сластенину В.А. и профессору, доктору педагогических наук Щурковой Н.Е., разработавшим программу нового учебного курса "Педагогическая технология" (М., 1991), и начавшим его освоение, апробирование и преподавание. (Ранее этот курс имел название "Методика воспитательной работы", разрабатывался и преподавался во многих педвузах страны).

Новый курс "Педагогическая технология" включает в свою структуру многие аспекты воспитательного процесса, разные подходы в их освещении, а главное внимание сосредотачивается на обучении студентов основам педагогического воздействия и взаимодействия в воспитательном процессе.

Что же сегодня понимается под термином "технология"? Однозначного ответа пока на этот вопрос нет.

В советском энциклопедическом словаре (М., 1987) под редакцией Прохорова А.И. на странице 1330 читаем: "Технология (от греч. - искусство, мастерство, умение и... логика), совокупность методов вспомогательных устройств обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материала .., осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки - выявление физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов".

На его неблагозвучие применительно к педагогическим процессам обращал внимание выдающийся советский педагог А.С. Макаренко. И сегодня в литературе продолжается дискуссия о том, что следует понимать под термином "Педагогическая технология".

Академик Сластенин В.А. в качестве рабочего определения предлагает "... под технологией обучения" "понимать ... законосообразную педагогическую деятельность, реализующую научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающую более высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата, чем это имеет место при традиционных методиках обучения".

Термин "технология" стал утверждаться, когда внимание педагогов и исследователей обратилось к особенностям педагогического воздействия на школьников (Щуркова Н.Е.). Воздействие осуществляется как момент раскрытия, демонстрации и передачи личностного ценностного отношения педагога к чему или к кому бы то ни было. От того, насколько ярко ему удается "выразить себя в содержании и форме" зависит ответная реакция воспитанника, внутренне переживающего это отношение (сопереживание к человеку, ощущение радости от успеха другого).

Успех в реализации педагогического воздействия во многом зависит от умения организовать его, избрать целесообразный его вариант. А умению этому надо педагога учить, о чем мечтал еще А.С. Макаренко.

Исходя из этого основания, один из авторов исследования проблемы В.Ю. Питюков понятие "педагогическая технология" трактует как научное обоснование выбора операционного воздействия педагога на ребенка в контексте взаимодействия его с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, воздействия, гармонично сочетающего свободу личностного проявления и социокультурную норму. Являясь компонентом профессионального мастерства, педагогическая технология, подчеркивает автор, всегда наличествовала в профессиональной деятельности воспитателя, коль скоро момент воздействия не мог не присутствовать во взаимоотношениях педагога с детьми. Однако специального обучения искусству воздействия в системе профессиональной подготовки фактически не было в связи с отсутствием необходимых наработок в этой области.

Из приведенных определений понятие "Педагогическая технология" наиболее "близко к истине" и научному его толкованию дает Н.Е. Щуркова. В целом ряде монографий, научных статей ею раскрывается сущность понятия "педтехнология", ее структура, слагаемые, принципы и пути применения в практической педагогической деятельности воспитателя, учителя, классного руководителя, логика изложения материала и его преподавания.

Мы полностью принимаем ее позиции по обозначенным аспектам нового учебного предмета в педвузе.

В монографии "Педагогическая технология" (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника) (Краснодар, 1993) и других своих работах она раскрывает ее суть как "сумму и систему научно-обоснованных приемов и методов педагогического воспитательного воздействия на человека или группу людей". Воздействие осуществляется в процессе организации многообразных видов деятельности и общения с целью формирования у школьников отношений к миру (к Родине, людям, труду, к себе).

Воздействие определяется педагогическими целями, обстоятельствами. Организация воздействия, отмечает автор, всегда творческий акт, потому что число переменных, подлежащих учету в момент воздействия, очень велико, их сочетание бесконечно.

Педагогическое воздействие не допускает манипулирования сознанием и отношениями воспитанника.

Педагогическое воздействие предполагает предоставление воспитаннику возможности самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни. Что для этого должен предпринять педагог?

В первую очередь необходимо разбудить активность детей, вооружить их способами осуществления деятельности, так как только через интенсивное взаимодействие с миром совершается развитие личности; отказаться от постоянной опеки воспитанников, от принятия ответственности на себя (учителей и родителей) за все, что бы ни совершали дети, предоставить им возможность самостоятельно принимать решения.

Появление новой учебной дисциплины обострило вопрос о соотношении "Теории воспитания", "Методики воспитательного процесса" и вновь родившейся "Педагогической технологии", "размыло" границы между ними. Известно, что "Теория воспитания" анализирует воспитательный процесс с общих позиций, моделирует воспитание, выявляя его сущность, цели, принципы, содержание, закономерности и взаимосвязь с общественными явлениями. "Методика воспитательного процесса" - анализирует способы организации жизнедеятельности детей в соответствии с психолого-педагогическими закономерностями, отражающими природу становления личности, посредством включения детей в многообразные виды деятельности (познавательной, трудовой и т.д.).

"Педагогическая технология" - оставляет для исследования тот же воспитательный процесс, но уровень, на котором он рассматривается низведен до момента воспитательного воздействия.

Чтобы воспитательный процесс был успешным, отмечает Н.Е. Щуркова, необходимо профессиональное освоение педагогом всех трех блоков: теоретического, методического и технологического в их органическом единстве и нерасторжимости.

Практическая реализация педагогического воздействия выстраивается как воплощение слагаемых педтехнологии: прежде всего это - педагогическое общение, ибо не общаясь вербально или невербально невозможно осуществить воздействие. Стержневым компонентом педтехнологии является педагогическая техника (владение педагогом своим психофизическим аппаратом и умение понять отношение ученика по его психофизическому аппарату (культура речи, мимика, жесты, пантомимика)). Для коррекции отношения и поведения учитель использует педагогическую оценку. Нельзя себе представить воспитательный процесс без предъявления воспитанникам педагогического требования, разрешения и создания педагогического конфликта, реализации информационного воздействия, творческого решения педагогических ситуаций. Сочетание названных компонентов педтехнологий обеспечивает педагогу творческий успех.

Главное в динамике функционирования педагога-воспитателя сегодня - выявление и использование своего личностного творческого потенциала как системообразующего фактора авторской педагогической системы, восхождение от отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) к их системе, от типовых технологий к креативным, личностно-ориентированным, в основу которых должен быть положен диалогический подход, педагогический тренинг, сюжетно-ролевые игры, анализ педситуации, создание "ситуации успеха", сотворчество в подготовке и проведении творческих, коллективных воспитательных дел.

Как никогда сегодня становятся востребованными воспитательной практикой такие личностные качества (имидж) педагога, как искусство общения, открытость, искренность, доброжелательность, эрудиция, кругозор, артистизм, обаяние, эмпатия, импровизация, фантазия, рефлексия, умение вовремя обнаружить "новообразования", перемены во взаимоотношениях детей, их настроениях, реакциях. Такими качествами должен обладать и преподаватель "Педтехнологии" в педвузе. Этот предмет благотворно влияет на формирование педагогической направленности мышления и деятельности педагога-воспитателя, а именно, видения им целостности педагогического воспитательного процесса, в котором все компоненты органично взаимосвязаны и взаимообусловлены: учитель-ученик, цель и задачи воспитания, принципы, методы и формы педвоздействия, контроль и помощь в ходе подготовки и проведения конкретных дел, анализ и оценка полученных результатов, их так называемые "последействия" с предварительной диагностикой, коллективным обсуждением и планированием. Именно такие требования предъявляются и к письменному оформлению конкретных воспитательных дел (КТД), с которыми студенты выходят на двухнедельный школьный практикум (на III курсе) и производственную педпрактику (на IV курсе).

Продуктивным считаем конструирование учебных занятий по "Педтехнологии" по апробированной преподавателями кафедры и автором статьи схеме:

а) актуализацию теоретических знаний студентов по теме с использованием материалов новых публикаций в педжурналах и "Учительской газете";

б) деловую игру с распределением ролей, "вживанием" в них; выбором экспертов для анализа результатов занятия;

в) педагогический тренинг - отработку системы упражнений (организаторских, "коммуникативных", гностических и др.).

Студенты "проигрывают" воспитательные дела в полном объеме или их отдельные фрагменты. Им предоставлено право выбора тем, форм проведения воспитательных дел, создания творческих групп на основе симпатии, интересов, что благотворно сказывается на результативности практикумов и на формировании личности будущего педагога-воспитателя.

Переворот, совершающийся сегодня в воспитательном процессе, состоящий в смене ключевых педагогических позиций и модификаций теоретической картины воспитания как психолого-педагогического феномена, породил новые характеристики воспитательного процесса, являющиеся производными от новых принципов, таких, как: принцип ценностных ориентаций, субъектности и данности (Сластенин В.А., Щуркова Н.Е.). Первый принцип требует от педагога наполнить взаимодействие с детьми ценностным содержанием, ориентированным на такие высшие ценности общечеловеческой культуры, как человек, жизнь, природа, труд, познание, общение. Второй - направляет внимание педагога на постоянное инициирование в ребенке способности быть субъектом собственных действий, поведения в своей жизни. Третий - определяет такое отношение к ребенку, когда его принимают как безусловную ценность и данность, уважительно относясь к истории его жизни, развитию, специфике, личностного становления.

Эти три новых направления-принципа - в профессиональной подготовке учителя задаются названными сущностными характеристиками:

- философской подготовкой на основании всех духовных ценностей, выработанных историей;

- диалогической подготовленностью учителя, состоящей в умении вести диалог с воспитанником, выводить его на диалог, выстраивать диалог детей с миром и культурой, а также в умении развивать в ребенке способность вести диалог с самим собой, чтоб он вырастал субъектом, вполне осознающим себя в этом мире и могущим производить свободный выбор, за который может нести ответственность. Только в диалоге и через диалог формируется жизненная позиция, осознания связи своего "Я" с миром;

- этическая подготовка учителя должна становиться основанием для его умения принимать личность воспитанника как данность. Только такое умение педагога сохраняет неповторимые проявления личности ребенка, не стирает уникальные его черты и не позволяет своеобразию личности перерасти в своеволие, анархизм, вседозволенность. Только такие умения сохраняют работу педагога с группой, как работу с личностями, как совокупным субъектом, а не собранием объектов.

Таким образом, подготовка к воспитательному процессу нуждается в кардинальном пересмотре как содержания педагогического образования, так и технологии обучения и воспитания. Над чем и работает кафедра социальной и педагогической технологии БГПУ.










































Содержание