Сидоров

Леонид

Иванович

- профессор кафедры основ экономической теории Барнаульского государственного педагогического университета.

Сфера научных

интересов - всемирная история экономической мысли. Автор монографии "Воспроизводство на Западе: идеальное и реальное".

Составитель, соавтор и ответственный

редактор коллективной монографии "Первый

русский академик".

КУЛЬТУРА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В СИСТЕМЕ БИО- И НООСФЕРЫ

1. Под ноосферой один из исполинов естествознания академик В.И. Вернадский (1944 г.) понимал не абстрактное царство разума, а исторически неизбежную стадию развития биосферы, последнее из многих состояний ее эволюции в геологической истории. В ноосфере впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Человечество, как живое вещество, неразрывно и непрерывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли - с ее биосферой.

Действительно, в XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил мыслью всю биосферу, заполнил географическую карту планеты Земли, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым. Более того. Биосфера ("область жизни") в нынешнем столетии получает совершенно новое, отличное от ламаркизма, понимание. Она оценивается теперь как планетное явление космического характера.

Геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей. Деление на историческое и геологическое время для нас сейчас сглаживается.

Биосфера собирает и накапливает энергию Солнца путем хемо- или фотосинтеза. На ноосферном же уровне положение резко меняется. Осознанный труд организует энергетические потоки, сознание становится не только регулятором, но и своеобразным синтезатором биогеохимической энергии, а проводниками последней выступают промышленность, АПК, строительный комплекс, транспорт, социально-экономическая инфраструктура. Наука и культура сохраняют эту энергию, определяют рациональные, с учетом будущего, способы ее использования. Материальные блага, созданные мозгом и рукой человека средства и предметы труда, "овеществленная сила знания" предстают как результат материализации мысли. На ноосферном уровне все больше синтезируется (особенно при интенсификации производственных процессов) мыслительная энергия, которую невозможно обнаружить на ее низких (биосферных) ступенях. Словом, "в геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление" [2].

С чем же реально мир, Россия подошли к рубежу веков? С "наращиванием мускулов" Соединенными Штатами? С продвижением НАТО на Восток? С чеченским синдромом?

Столь же проблематичен сегодня и другой вывод крупнейшего исследователя. Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества, полагал он, интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Перед человечеством, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о "перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого" [2].

Прогрессивен ли так называемый "новый мировой экономический порядок"? Или же он узурпирует на веки вечные власть над миром в руках "большой семерки"?

2. Итак, теоретически ноосфера ("сфера разума") есть организованное целое, ибо части которого (природа и общество) на самых различных уровнях гармонично связаны и действуют согласованно друг с другом.

Будучи всегда убежденным материалистом ("реалистом", как он себя называл), великий естествоиспытатель и мыслитель предполагал (1922 г.), что недалеко то время, когда позорные явления колониализма и национального гнета навсегда исчезнут с нашей планеты и в жизни общества окончательно воцарится новая эпоха, которая будет характеризоваться не подавлением слабых сильными, а стремлением к "мирной связи всего человечества на почве экономической и культурной жизни". Ноосфера - новый "Лик нашей планеты" - в таком виде предстает материальной целостностью, в которой реализуется "торжество разума" [2].

3. Идут годы и десятилетия, но интерес к творчеству академика В.И. Вернадского не ослабевает. Обнаруживается, что успешное решение выдвинутых в современную эпоху на передний план многообразных, глобальных проблем невозможно без обращения к трудам классика мировой науки, к его учению о био- и ноосфере. К сожалению, оно и до сей поры не учитывается экономической теорией. Поразительно, ибо речь идет о науке, имеющей общечеловеческое значение. Еще Г.В.Ф. Гегель (1820 г.) справедливо заметил, что политическая экономия - наука, которая "делает честь мысли", так как "она отыскивает законы, действующие в массе случайностей" [3].

Сама же экономическая наука не может и не должна останавливаться в своем развитии. Допустимо ли превращать ее в теорию хозяйствования, "рыночных отношений" и т.п.? Она - коль скоро речь идет о ноосфере - нуждается в очеловечении. В архиве РАН сохранились заметки академика В.И. Вернадского, свидетельствующие о его живом интересе к политической экономии. Последняя, отмечает он, выделяя отдельные слова, "ставит труд выше всего и действительно может ли быть что-нибудь выше труда, разумеется, труда разумного, т.е. свободного, добровольного?" [6]. Как видно, разумность признана им в качестве синонима добровольности и свободы.

Ноосферный подход объективно требует интеграции наук о человеке, природе и обществе. Нельзя, естественно, обойтись в той же экономической науке без понимания законов природы: сохранения количества движения, энергии и др., как и, например, физического закона роста энтропии, по которому любая система без внутреннего упорядочения, становления, системообразования, будучи предоставлена самой себе, движется по пути дезорганизации и беспорядка, хаоса и распада. И в природе, и в обществе происходят и обратные - антиэнтропийные процессы; они-то и объединяются понятием разумного, ноосферы. К каким горизонтам, в какие дали (или тупики) мчит "птица-тройка" Россию середины 90-х?

4. Что понимать под образованием? Триада замечательных отечественных педагогов видит в образовании ключ к подлинному расцвету нашей великой евразийской державы. Семья, бесспорно, - первичная социально-экономическая ячейка. Не обойтись и без другого социального института. Вышедший на поприще исторической жизни народ, по К.Д. Ушинскому, развивается неудержимо. И лучше, полагал он, с помощью школы, чем без школ. Само же школьное учение, выяснено патриархом русской школы, заключает в себе цель первую (формальную): развитие умственных способностей ученика, его наблюдательности, памяти, воображения, фантазии и рассудка, развитие в нем желания и способности самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. Вторая цель (реальная) - важнее первой; необходим, оказывается, разумный выбор предметов (наук, дисциплины) для наблюдений, представлений и воображений [14, Т.2]. Потому-то "всенародно" и второпях принятая Конституция РФ (1993 г.) срочно нуждается, по мнению широкой общественности, в капитальной переделке (чего стоит, к примеру, одна лишь ст. 43, хитроумно перекрывающая детям из трудящихся семей доступ к нормальному 10-11-классному, а затем - и к высшему образованию).

Замечу: педагог в Швеции - государственный служащий [9], профессия учителя в Японии считается священной, а обучение организовано там с рождения человека и непрерывно до его кончины [5, гл. 23].

В Германии, США, других развитых странах экономическое образование непрерывно совершенствуется [18 - 1991, ╣ 1, ╣ 2]. У нас почему-то - "свой" путь. Изучение экономической теории в высшей школе нередко подменяется циклами ее суррогатов; подобно грибам после дождя плодятся "колледжи", "лицеи", и проч., где ... В общем, неделя-другая, один-два месяца ... - и "сертификат" менеджера, бухгалтера и т.п. в кармане. Рассуждая на таком "образовательном" фоне о ноосфере, невольно задумаешься, сколько же еще трагичного принесут Отечеству посредственность и невежество, прежде всего, экономическое ...

Чуть больше века минуло с тех пор (1888 г.), когда один из триады выдающихся на переломе веков философии России - В.С. Соловьев философски развил Русскую идею. Закономерен ее генезис: она перерастает в российскую, затем - в социалистическую. Нельзя не согласиться с выводами авторов оригинальной "Философии образования в условиях духовного обновления России" о том, что, во-первых, без общенациональной гуманистической Идеи нам не выжить; во-вторых, только она, Идея, позволит нашему обществу постепенно, посредством первоклассной народной школы и усилиями народного Учителя преодолеть "духовный Чернобыль" и выйти обновленным на магистраль созидания и расцвета материальной и духовной культуры Отечества [4].

5. Образование, как и вообще всю сферу культуры (кстати, и АПК), экономически безрассудно бросать в кипящий котел (или пучину) "рыночных" отношений. Ни одна развитая страна так на рубеже веков не поступает. Признаем изначально: никакие меценаты не способны устойчиво финансировать школу. Нельзя же эпизодические подачки - крохи "от нашего стола вашему" серьезно возводить в добродетель и принцип, достойный "массового" подражания. Лишь неучи могут искать в сфере образования "резервы экономии" бюджетных средств. Западные специалисты [9; 13; 16] давно считают аксиомой: материально-финансовую базу (необходимый уровень жизни) каждой школы обеспечивает государство!

У подлинного образования, выясняет профессор Б. Саймон (Англия, 1985 г.), - большое будущее. Способно ли образование изменить общество? Фаталисты как апологеты бездействия будут явно разочарованы. Школа, в конце концов, не тюрьма же для детей и не примитивное средство осуществления социального контроля. Кроме того, в той степени, в которой человек изменяет окружающий его внешний мир, весь исторический процесс следует рассматривать как образовательный, а образование - в качестве способа формирования человека внутри общества. Будучи мощным фактором культуры, образование должно быть направлено на все более полную реализацию потенциальных способностей личности [9]. Но правильно ли ограничивать образование рамками системы школьного обучения, как таковой, включая все ее ступени? Бесценны идеи К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева о самообразовании. Собственная деятельность человека - лучший способ научения, считает и Б. Саймон; главное в системе образования, полагает он, - это субъективный опыт учащегося, то есть его личная деятельность и ее влияние на сознание, причем в широком историческом аспекте [9]. Согласимся, здравые суждения о самообразовании повисают в воздухе, если нет сегодня в России стабильного полновесного государственного финансирования обширной и разноплановой сферы культуры, начиная со школы, издания и доступности книги.

Проста и интересна логика размышлений известного во всем мире детского врача и педагога Б. Спока (США, 40-80-е гг.). Кстати, как и К.Д. Ушинский, он исповедует три добродетели: любовь к детям, основанную на справедливости; труд как форму саморазвития и помощи другим; интеллект как постоянную разумную осмысленность поступка, основанную на глубине познанной культуры. Доктор Б. Спок рассуждает так: после семейного воспитания наиболее сильное влияние на развитие характера ребенка оказывает школа; хорошие школы воспитывают достойных людей, потому-то личность учителя и его отношение к детям (И.Г. Песталоцци, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) - главное в школьной педагогике; учитель с добрым сердцем - воспитывает у детей чувство общности; чтобы было больше таких учителей, нужно содействовать преобразованию деятельности учителя в привлекательную профессию; необходим большой конкурс на одно место учителя - и тогда школа получит педагога, любящего детей [13]. Целая разумная программа!

6. На ноосферном уровне пора уходить от двойного стандарта. Антигуманно рушить Храмы конфессиональные. И пусть возводятся новые церкви и соборы, костелы и мечети. Не настало ли, однако, время признать и объекты гражданской культуры храмовыми? С одной стороны, в разгуле политстрастей запускаются "пробные шары" по поводу ... приватизации (?!) сферы образования. С другой, что и для кого строим? Школа как венец зодчества - или же этакий монстр?

Рано или поздно, уверен, наше общество признает прогрессивными идеи всемирно известного французского педагога XX в. С. Френе. А признав, не пожалеет ни сил, ни средств ради своих детей и внуков. Приобретение знаний, считал он, не главная функция школы. Важнейшая ее задача - формирование человека будущего, нравственного, полноценного члена общества, труженика, сознающего свои права и обязанности, готового к созидательной деятельности. Но такие человеческие качества невозможно приобрести в обезличенной массе, если в классе свыше 20-25 учащихся и когда школа напоминает, особенно для детей, огромную казарму, где воцаряется анонимность, разобщенность учителей. Как устранить казарменный дух? С. Френе считал, что, во-первых, переполненность класса всегда является педагогическим просчетом; во-вторых, для модернизации и успешной деятельности школы необходимо расколоть огромные школьные комбинаты на меньшие учебные заведения, в будущем же следует (решающий вывод!) строить школы, предназначенные не более чем для пяти-шести классов [16].

История США, кстати, - почти что сплошной строительный бум. Правы и кейнсианцы, когда включают общественные работы (сооружение жилья, дорог и др.) в качестве серьезной меры роста уровня занятости.

Так и видится Отечество как гигантская строительная площадка. Конкурсные архитектурные проекты для разных климатических зон ... Квалифицированные мастера ... Доброкачественные материалы ... Яркая кирпичная кладка ... Ради счастья грядущих поколений - уютные, прочные на века, от души и сердца Школы - Храмы образования, науки и культуры. И так - по всей Руси великой - как еще одно свидетельство торжества ноосферы ...

7. Ничего нет выше знания, - задолго до нашей эры определил Сократ. Принципиальнейший вывод! И с ним согласен Аристотель. Мир наш соткан из острейших, во многом глобальных, противоречий. Потому-то на рубеже тысячелетий он несравненно больше, чем когда-либо прежде в своей непростой Истории, нуждается в лазерном луче Истины, обозначенной профессором П.А. Флоренским через V (Veritas), равно и в преодолении Монбланов лжи (). Недостаточно сказать "знаю", но нужно еще, полагал он, рассуждая о диалектике в науке, определить степень знания, необходимо охарактеризовать "количество знания". В дисциплинах исторических вопрос ставится по-особому: всякое суждение и всякое умозаключение в них есть суждение с коэффициентом вероятности [15]. Невозможно развивать научный поиск без серьезного образования - с одной стороны, и разнообразного инструментария (включая вычисления) - с другой.

Начиная с XVI-XVII вв., поиск Истины в экономической жизни, формирование теоретических систем - с переменным успехом и естественным противоборством между собою - ведут поначалу меркантилисты и физиократы (1758 г. - Экономическая Таблица Ф. Кенэ!), затем классическая (от гениальнейшего У. Петти) школа, а далее - выросшая на ее почве и утвердившая себя в теоретических битвах XIX-XX вв. школа К. Маркса. К середине XX в. определились еще три - с долей условности - основных течения западной экономической мысли.

По непредвзятой оценке известных профессоров Р. Хейлбронера и Л. Туроу (США, 1987 г.), в триаде величайших экономистов - А. Смит, К. Маркс и Дж. М. Кейнс [17]. Пользуясь системой критериев профессора Дж. Л. С. Шэкла (Англия, 1955 г.) [12] - полагаю: к корифеям мировой экономической науки с полным основанием следует отнести 45 настоящих ученых - по алфавиту от Аристотеля до Л.Эрхарда. Среди них 15 (как и 45 - вновь по П.А. Флоренскому, "троичное число в усиленном виде" [15]) великих соотечественников - выдающихся ученых трех последних веков, начиная от М.В. Ломоносова и основателя экономической науки в России нового времени И.Т. Посошникова.

Дж. М. Кейнс (1936 г.) оставался уверенным, что в действительности только "идеи экономистов ... правят миром" [7]. Хорошо бы! Но ... (ставлю большое "но", стоящее, как говорят, целого Парижа). Если что и держит нас "мертвой хваткой", так именно то, что скудны познания общества из истории экономических учений. И тогда с упорством, достойным лучшего применения, продолжаем на микро- и макроуровне "изобретать велосипеды", путаем и подменяем понятия, бредем впотьмах через бартер к эфемерному "рынку" - вместо принятого в развитых странах движения по научной стезе к эффективной экономике, а оказавшись - помимо своей воли и желания - в "котловане" стагфляции вкупе с депопуляцией, продолжаем неумолчно, вслед за МВФ, твердить о некоей "инфляции" ... Много бед несет (и принесет еще!) с собою экономическое невежество!

8. История свидетельствует о взаимозависимости (по Гегелю - переплетенности) культуры (в широком смысле материальной и духовной, включая науку и образование) и экономики. Полагаю, что по типу строения головного мозга человека, их можно считать двумя большими полушариями единой биосферы.

Образование - фундамент культуры. Элементарная же культура, этические нормы не могут не пронизывать экономическую жизнь и, естественно, ее органическую часть - экономическую теорию, особенно в пору революций XX в. - научно-технической и технологической.

Основной труд признанного главы неоклассической школы профессора А.Маршалла - трехтомник "принципы политической экономии" (1890 г.). Живость изложению придает сбалансированное распределение в нем материала между этикой и экономикой, и, как однажды остроумно заметил профессор Дж. М. Кейнс, читатель может перейти теорию вброд, даже не замочив ног ... Неплохо! [12].

Замечательным образцом научного анализа взаимосвязей экономической жизни и этики, бесспорно, является Трактат "О сохранении и размножении российского народа" (1761 г.) - главное экономико-демографическое сочинение академика М.В. Ломоносова. В нем он акцентирует внимание на восьми проблемах, "простирающихся к приращению общей пользы" ради "добра любезного Отечества", именно: об истреблении праздности, об исправлении нравов и о большем народа просвещении, об исправлении земледелия, о лучшей государственной экономии, и др. Но на первое место выдвигается им детально - в 13 пунктах (которые "не будут ничем народу отяготительны") - обдуманная цельная программа с тем, чтобы за "каждый год" народу прирастало "против прежнего до полумиллиона душ". Первые 4 пункта посвящены способам увеличения рождаемости, 3 следующих намечают меры сокращения детской смертности, в пунктах 8-11 рассматриваются способы снижения смертности взрослых, наконец, два заключительных пункта касаются "эмиграции" и "иммиграции" [8, Т.6]. Некоторые из рекомендаций Трактата так или иначе проводились в жизнь Екатериной II ... Последний момент побуждает задуматься не только по поводу внутреннего взаимодействия между экономикой и нравственностью. По ряду причин Россия конца XX в. оказалась в трагической по своим длительным и тяжким последствиям полосе депопуляции. Потому-то многие идеи Трактата как нельзя кстати - более чем злободневны для нашего общества.

Вместо выводов

"Лучше зажечь свечу, чем проклинать темноту", - прозорливо советовал Конфуций. В таком случае вспомним триаду шотландского мудреца А. Смита (1755 г.): "Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей" [1]. Уточню: последнее обстоятельство он называл еще "невидимой рукой", понимая под ней стихийное действие совокупности объективных законов, свободу личности, совести, предпринимательства ... Идеи величайшего экономиста - правят ли Россией? А ведь, возможно, для нас они - некая "программа-минимум"?

Безостановочное возведение от Балтики и до Приморья Школ-Храмов - не заженная ли свеча для реального перехода российского общества из био- в ноосферу?

Что же до движения к ноосфере в широком социально-экономическом плане, то, оказывается, "Модель развития, использованная десятком богатых капиталистических стран мира, исчерпала себя ... Это тупиковый гибельный для человечества путь", - таков серьезнейший вывод - предупреждение со стороны ООН [11, ╣ 14, 1992]. Скорее и вернее всего модель нашего развития - постепенное формирование и совершенствование "смешанной экономики" на конвергентных началах, с анализом и разумным (ноосфера ведь!) использованием того позитивного, что накоплено за XX в. каждой социально-экономической системой. Так доказательно считали и Питирим Сорокин (США), и А.Д. Сахаров (Россия) [10].

Литература:

  1. Аникин А.В. Юность науки ... Изд. 3-е. М., 1979.
  2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
  3. Гегель Г.В.Ф. Философия права: Пер. с нем. М., 1990.
  1. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Изд. 2-е, доп. Барнаул, 1994.
  2. Грейсон Дж. мл., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI в.: Пер. с англ. М., 1991.
  3. Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. I. М., 1989.
  4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег: Пер. с англ. М., 1978.
  5. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. В 11-ти т. М.-Л., 1950-1957, 1983.
  6. Саймон Б. Общество и образование: Пер. с англ. М., 1989.
  7. Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1990.
  8. Свободная мысль. Журнал.
  9. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли: Пер. с англ. М., 1968.
  10. Спок Б. Разговор с матерью: Книга о воспитании: Пер. с англ. М., 1990.
  11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М., 1954.
  12. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. Т. I (в 2-х полутомах). М., 1914.
  13. Френе С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. М., 1990.
  14. Хейлбронер Р., Туроу Л. Экономика для всех: Пер. с англ. Новосибирск, 1994.
  15. Экономические науки. Журнал.




























Содержание