Смазнев Александр
Владимирович - учитель истории, окончил магистратуру БГПУ в 1995 г. |
ФЕРМЕРСКАЯ ШКОЛАКАК УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕНАЧАЛЬНОГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
|
Эксперимент проводился на двух уровнях: на базе основной школы (8-9 классы) и на базе средней школы (9-11 классы).
На базе основной школы из числа учащихся, которые потеряли интерес к учению, прогуливали, не справлялись с программой, был создан профессиональный фермерский класс, большая часть времени уделялась изучению предметов: машиноведение, автодело, агротехника. А также по выбору учащихся: пчеловодство, звероводство, ремонт электрооборудования, газоэлектросварка. Обучение общеобразовательным предметам велось на уровне обязательных минимальных стандартов, в первом фермерском классе училось 13 человек. Все они окончили основную школу, получили удостоверения на право вождения трактора и автомобиля, знания по специальным предметам, получили рабочее место в АО "Алтай" - базовом сельскохозяйственном предприятии. Получив профессию и работу, ученики оказались социально защищены, а школа сняла ряд проблем - отсев учащихся, прогулы, нарушения дисциплины на уроках.
Цель эксперимента - на базе средней школы дать учащимся профессиональную подготовку, сформировать навыки, необходимые в сельском быту, а также сориентировать их на продолжение послешкольного образования. С этой цепью расширился блок предметов по выбору учащихся (до 10 часов в неделю в 11 классе). Каждый ученик занимается фактически по индивидуальной программе. Учащийся может выбрать углубленное изучение математики, химии, биологии, литературы. Обучение здесь проводится по методическим пособиям Алтайского государственного аграрного университета. Кроме того, в рамках предметов по выбору проводится углубленное изучение специальных предметов. У девушек большей популярностью пользуется изучение овощеводства, домоводства, бухгалтерского учета. У юношей - ремонт автомобилей, электросварка, ремонт электрооборудования.
Обучение предметам по выбору ведется с использованием метода проектных заданий. Этот метод был введен по инициативе руководителя эксперимента А.А. Меденцева. В соответствии с этой методикой ученик выбирает для себя тему исследования, а руководитель проекта дает консультации, рекомендует необходимую литературу, обговаривает форму написания проекта и форму его защиты. Ученик самостоятельно изучает проблему. В ходе этого он учится работать со специальной и научно-популярной литературой, словарями, справочниками и т.д., обрабатывать полученную информацию. Результаты исследования оформляются им виде реферата, таблиц, схем, описания наблюдений, дневника, изготовления модели. Итогом работы будет защита проекта, которая проводится специальной комиссией из представителей администрации школы, специалистов, родителей. Защита проекта проходит как традиционно в форме экзамена, так и с помощью деловой игры, конкурса "А, ну-ка, девушки", практического выполнения задания.
В целях получения профессионального образования и навыков, необходимых в сельском быту, помимо проектных заданий школьный компонент учебного плана предусматривает обязательное изучение предметов машиноведения с основами агротехники, автодела, овощеводства, земельного права. По окончании курса районная квалификационная комиссия принимает экзамены. Она присваивает квалификацию и выдает свидетельство установленного образца.
Профессиональные навыки формируются также в ходе выполнения большого объема практических работ. Учащиеся начальных классов учатся сеять семена овощей, осуществлять прополку, рыхление почвы, собирают семена цветков и трав; учащиеся 5-х - 9-х классов заняты на обработке почвы перед посевом, посеве рассады, прополке овощей и уборке урожая; учащиеся 10-х - 11-х классов работают на вспашке поля, посеве и уборке зерновых культур. Летом юноши 11 класса вместе с механизаторами убирают урожай на колхозных полях.
Помимо этого, школа уже три года заключает с АО "Алтай" договор на обработку 100 га земли и выращивание на них зерновых культур. Учащиеся 10 класса проводят весь цикл работ под руководством инструктора школы, а АО "Алтай" выделяет технику для обработки земли, предоставляет семена. В ходе такой деятельности учащиеся получают практическую профессиональную подготовку, а школа - дополнительную прибыль от реализации произведенного продукта. Профессиональное обучение в школе осуществляют педагоги-фермеры. В своей работе они совмещают функции педагога и специалиста в области сельского хозяйства. Они направляют и контролируют профессиональную деятельность школьников, заключают контракты со специалистами, организуют и документально оформляют деятельность учащихся на производстве.
С целью создания системы непрерывного сельскохозяйственного образования фермерская школа заключила договор с Алтайским государственным аграрным университетом. Педагоги школы познакомились с требованиями вуза к поступающим. Теперь занятия с учениками, желающими поступить в вуз, ведется на факультативах по математике, биологии, литературе, по методическим пособиям АГАУ. Второй год вступительные экзамены в университет ученики сдают в школе, которые принимаются преподавателями АГАУ. В 1995 г. на первый курс АГАУ было зачислено шесть человек, в 1996г. - девять.
Выпускиники, не пожелавшие поступать в вузы, получают работу в АО "Алтай". Главные специалисты хозяйства входят в состав экзаменационной комиссии, и уже по ходу экзамена делается вывод, кому можно сразу доверить технику, а кого необходимо прикрепить к наставнику. Всего из двадцати учащихся первого выпуска 1995 г. шесть человек стали студентами агроуниверситета, трое поступили в Павловский сельскохозяйственный колледж, шесть человек работают в АО "Алтай" по специальности, полученной в школе.
Верх-Кучукская фермерская школа имеет компьютерный класс, оснащенные мастерские для уроков технического и обслуживающего труда, кабинет автодела с автотренажером, кабинет для изучения правил дорожного движения, кабинет машиноведения. Для проведения практических занятий по спецпредметам есть трактор МТЗ, автомобиль ГАЗ-52, минитрактор, собранный учащимися под руководством учителя труда, пришкольный участок с дендросадом и цветником в 1,5 га.
Функционирование фермерской школы позволяет решить целый комплекс проблем:
- Учащиеся имеют возможность получить профессию, не выезжая за пределы села. Сегодня, когда материальное положение многих родителей не позволяет обучать детей в городе, это особенно важно.
- Профессиональная подготовка выпускников фермерской школы ведется по современным программам и с использованием современных методов обучения, кроме спецпредметов школьники изучают земельное право, географию с основами экономики и маркетинга сельского хозяйства. Это позволяет готовить сельскохозяйственного рабочего нового типа, ориентирующегося на рынок, имеющего более глубокую и разностороннюю подготовку.
- Сельские учащиеся, наряду с учениками городских специализированных школ, получают возможность включиться в систему непрерывного профессионального образования.
- Фермерская школа смягчает серьезные миграционные процессы, отток сельского населения в город.
- Обеспечивает всестороннюю жизнедеятельность
села, его социальную и производственную сферы.
Содержание