РЎРѕСЃРЅРёРЅР°

Людмила

Ивановна

- кандидат педагогических наук, доцент БГПУ.

В ее статьях и методических рекомендациях находят отражение актуальные проблемы многоуровневой подготовки будущего учителя, поиск новых современных учебных технологий, активизирующих учебно-познавательную деятельность студентов.

Теоретические выводы основываются на конкретных исследованиях практического характера.





Ващеулова

Лия

Феликсовна

- учитель русского языка и литературы, учитель-методист средней школы ╣ 69 с углубленным изучением английского языка г.Барнаула.

Автор программы интегрированного историко-литературного курса.

"МОЙ УЧЕНИК -

ЛИЧНОСТЬ":

АНАЛИЗ

СУЖДЕНИЙ

УЧИТЕЛЕЙ




Вся педагогическая общественность России изучает Манифест "От ученика к личности", предложенный для Всероссийского обсуждения редакцией массовой учительской газеты "Первое сентября" (╣ 83, 03.09.1996 г.). Он явился следствием первого Манифеста "Человек свободный", опубликованного на страницах той же газеты, но годом раньше. ("Первое сентября" ╣ 83 (221), 01.09.1994 г.).

В первом Манифесте "Человек свободный" поднимались проблемы внутренней и внешней свободы личности, ее развития и самоопределения, творческого потенциала и т.д.

Основные положения манифестов анализировались учеными, учителями-практиками, родителями и учащимися средней школы с углубленным изучением английского языка школы ╣ 69 Железнодорожного района города Барнаула. Директор школы, заслуженный учитель России, Иноземцева Тамара Федоровна ориентирует весь педагогический коллектив на углубленное разностороннее изучение теоретических положений рассматриваемых проблем и на реализацию основных моментов в реальной практической действительности в сложных условиях реформирования современной школы.

Педагогический совет "Развитие личности ребенка в школе", круглый стол "Новые технологии обучения школьников", методические объединения, выезд в летний трудовой лагерь на Российско-Американскую смену ("Развитие и воспитание лидерских качеств личности") - все это направлено на решение задач всестороннего развития личности учащегося в школе.

После появления Манифеста "От ученика к личности" в общешкольной газете "Свободная трибуна" началось активное обсуждение данного документа.

По результатам специального опроса был подготовлен и проведен открытый педагогический совет на тему "Развивающее обучение как средство формирования личности".

Авторы данной работы поставили перед собой задачу: проанализировать различные суждения преподавателей, возникшие в ходе изучения и обсуждения манифеста.

С этой целью учителям школы был предложен ряд вопросов, которые позволяли выяснить: отношение учителя к проблеме "Мой ученик - личность"; роль учителя в развитии и формировании личности; психолого-педагогические условия как средство развития личности.

В результате исследования были выделены различные субъективные позиции, показывающие отношение учителя-практика к проблеме, заявленной в Манифесте "От ученика к личности".

Отношение учителей к проблеме "Мой ученик - личность"

Сложные социальные обстоятельства наших дней ставят перед учителями острые жизненные вопросы, требующие их решения. Учитель, стремясь разобраться в проблемах реальной действительности, по-своему понимает конкретную, определенную цель обучения и воспитания. Субъективность каждого учителя выражалась в тех позициях, которые проявились в ходе данного исследования, в частности, в отношении педагогов к проблеме "Мой ученик - личность". Авторы располагают материалом, позволяющим проследить динамику суждений учителя. Высказывания их неоднородны, иногда противоречивы, тем не менее, каждая мысль имеет право на существование, так как основана на личных взглядах, принципах, убеждениях и опыте самого учителя.

Анализ суждений учителей дал возможность определить три позиции. Каждая имеет свои критерии отбора, свои особенности и характеризуется в содержательном аспекте определенной направленностью.

ПЕРВАЯ ПОЗИЦИЯ: "ДЛЯ МЕНЯ УЧЕНИК - ЛИЧНОСТЬ"

Данная позиция определяется у большинства учителей. В суждениях чувствуется уверенность, твердость, здесь нет сиюминутных выводов, нет аморфных размышлений. Здесь четкость, ясность и аргументация своих позиций.

На наш взгляд, ценным является то, что педагог принимает ребенка таким, какой он есть, со всеми его положительными и отрицательными качествами личности. Главное - ребенок! Внимание к ребенку, забота о ребенке, помощь, поддержка даже того, кто не хочет учиться, кто не верит в свои силы и способности. В этой позиции очень ярко выражена собственная принципиальность, убежденность учителя в правоте своих действий.

"Для меня каждый мой ученик - личность. Когда я прихожу в класс и вижу, какие они разные - мои дети, но каждый из них для меня Человек с большой буквы. Я с уважением отношусь к их проблемам, чувствам, страданиям. Стараюсь быть не просто учителем, а хорошим близким другом, временной мамой. Для меня нет разницы в том, кто нуждается в моей помощи, помогу и взрослому, и ребенку...".

"... в 9 "В" классе у меня несколько трудных подростков. Порой родители мало внимания уделяют своим детям, но я вижу, что самое главное для них - мое отношение к ним. Как меняются выражения их глаз, когда они понимают, как важен и дорог каждый из них мне. Я люблю этих непослушных, "проблемных" ребятишек. Иногда и у меня грустные глаза, тогда дети остаются после уроков. Они могут ничего не говорить, просто сидят в кабинете и молчат. Думаю, что у нас полное взаимопонимание. Для многих они просто трудные ученики, а для меня каждый из них - Личность".

"... не обращаю, порой, внимание на отметки в журнале, на отношение к предмету. Думаю, что на поведение и учебу многое влияет. Понимаю, что "бунтарем" его могли сделать и мы...".

"Мой ученик - личность. Я все время это чувствую, ведь мы именно этого и хотим, чтобы личностью был каждый. Некоторые думают, что "отличник" - личность. А я думаю, что любой. В моем 9 "Г" есть мальчишка. Учится он средне, особых успехов у него нет, пока мы не разобрались с ним, не нашли причин, мешающих учебе. Еще в 8 классе мы определили с ним цель - он решил стать летчиком, но для этого нужно хорошо учиться. Мы наметили этапы достижения цели, что-то стало получаться, появились хорошие оценки... и вдруг он перестал ходить в школу. Потом я поняла, что не ходит он в школу: боится "испортить" оценки... В этом "уходе" из школы - не просто поступок, это уже решение личности, пусть даже такое. Мне приходится часто помогать ему поверить в свои силы, добиться уважения у сверстников, родителей. Я часто объясняю его маме и коллегам мотивы его поведения, сглаживая конфликты и радуюсь всем его маленьким и большим победам".

ВТОРАЯ ПОЗИЦИЯ: "НЕ КАЖДЫЙ УЧЕНИК ДЛЯ МЕНЯ - ЛИЧНОСТЬ"

Данная позиция характеризуется тем, что учитель предъявляет учащемуся конкретные требования, соответствие им - условие для признания ученика личностью. Субъективное отношение к ученику пропорционально отношению ученика к преподаваемому предмету. В суждениях учителей сомнения, неуверенность, поиск обоснования своих мыслей. Для данной позиции характерны следующие суждения учителей:

"Для меня ученик - личность, если чувствую его потребность в знаниях, интерес к моему предмету (английский язык нужно постигать, прикладывая определенные усилия), если он активно участвует на уроке... Такой ученик самостоятелен в суждениях, критичен и к своим оценкам, и к работе товарищей. Работать с такими учениками - Личностями трудно и интересно".

"Трудно считать личностью ученика, который только "присутствует" в классе. Он не отвечает на вопросы, безразличен к занятиям, у него нет увлечений, нет друзей, его отсутствия могут даже и не заметить. ... Личность, для меня, всегда самостоятельна в своих действиях и поступках, она уникальна и неповторима, наверное. Может быть, у Саши и есть какие-то качества личности, но для меня это пока еще тайна. Думаю, он не личность".

"У меня, когда об этом спрашивают, постоянные сомнения. По теории, каждый ученик - личность, а на практике мы как бы отходим от общепринятого, так как трудно и очень трудно смотреть на ученика и давать ему какую-то личностную оценку. Когда ученик грубит, оскорбляет учителя, обманывает, открыто отвергает любую помощь, не выполняет требований - он Личность? Нет, в такие трудные минуты я очень далека от того, чтобы назвать ученика Личностью. Но стоит ему измениться, меняется и моя оценка. Вот что интересно!".

ТРЕТЬЯ ПОЗИЦИЯ: "РАНО ГОВОРИТЬ ОБ УЧЕНИКЕ

КАК О ЛИЧНОСТИ"

Выделяя данную позицию, авторы считают своим долгом отметить, что данных взглядов придерживается небольшая группа учителей. Из всех обработанных нами материалов мы можем сослаться лишь на 10% подобных ответов. Чаще всего личностные характеристики обобщаются, становятся расплывчатыми в начальной школе, где ученик воспринимается в процессе адаптации к школе. Здесь трудно учителю провести четкую грань между капризом и реакцией Личности на требования, предъявленные к ней. В среднем звене эти мысли тоже имеют место. Однако все учителя школы считают, что их труд так или иначе ведет к достижению одной цели: общими усилиями, развивая и обучая ребенка, формировать Личность.

"Рано говорить о моих малышах, как о личностях, так как личность формируется постепенно, изо дня в день. Для меня Личность - конечный РЕЗУЛЬТАТ обучения и воспитания. Все, что предшествует этому, плюс условия, имеющиеся или созданные специально, работает на это. Я себя поэтому вижу частью целого, а мой ученик - материал для активного воздействия".

"Не каждый взрослый - Личность, а мы еще говорим о детях! Конечно, в жизни есть разные обстоятельства, в которых человек любого возраста проявляет себя как личность (пошла же Герда из сказки "Снежная королева" на поиски своего брата!). Но мне кажется, что такие ситуации в жизни ребенка возникают редко, к ребенку надо относиться как к ребенку".

"Я вообще далека от этих проблем. Мне как-то некогда этим всем заниматься".

Многие суждения учителей позволяют увидеть заинтересованность в решении проблем развивающего обучения, воспитания учащихся, постоянную и кропотливую, порой незаметную работу по коррекции личности. Велика роль учителя, который формирует личность и в имеющихся условиях школы, улицы, семьи, и в ситуациях, специально создаваемых для этого. Учителя рассуждают, опираясь на собственный опыт, собственные поиски и находки, "делятся специальными воспитывающими ситуациями", которые помогают ребенку раскрыться, реализовать свои положительные задатки и способности, самоопределиться...

"Я думаю, что не только на ошибках учатся. Лучше учится человек на ярких положительных примерах".

"Мы играем в подвижные игры с такими заданиями, когда от решения одним ребенком поставленной задачи зависит судьба всей команды. Ребенок пробует взять на себя ответственность".

"Стараюсь помочь решить такие задачки, которые ученикам кажутся нерешаемыми. Предлагаю варианты решения подобных задач, ключи, напоминаю формулы,.. Иногда неделями жду ответа, постоянно напоминаю, что мы не справились, не победили эту задачу. Пройдет время - решим обязательно! В этом есть основание для самоуважения".

В данной статье нашли место наиболее типичные взгляды учителей на исследуемую проблему. Несмотря на различия в суждениях, иногда прямо противоположных, вопрос формирования личности в школе ╣ 69 один из самых главных.

Анализ суждений учителей показывает, что факторы, которые влияют на формирование и развитие ученика как личности (воспитывающие Среда, отношения, деятельность) имеют место в школе, являющейся базой для проводимых исследований.

Для методической квалифицированной помощи учителю в школу приглашаются различные специалисты: логопед, валеолог, психолог. Педагоги нередко сталкиваются с серьезными проблемами, которые не только фиксируются, но и разрабатываются стратегические направления их ликвидации. Иногда развитием ребенка начинают профессионально заниматься только в школе, так как родители не считают это своей задачей.

"...Мне раньше казалось, что проблемы Ани вижу и решаю я одна. Но вот состоялся малый педсовет по пятым классам, и я услышала, что ею заинтересовались практически все учителя. Мне было интересно и радостно узнать, что я не одинока в стремлении помочь девочке. После разговора с психологом я постаралась улучшить наши с ней отношения. Теперь я знаю, что только после того, как она меня полюбит и оценит как друга, я смогу рассчитывать на ее внимание к моему предмету. А там видно будет, ведь у нее "выпадение грамотности", мы с ней друзья, я стараюсь ей помочь, чем могу".

Отношение администрации школы и учителей-практиков к данной проблеме показывает заинтересованность педагогического коллектива во внедрении основных положений Манифеста "От ученика к личности" в повседневную школьную жизнь.



Содержание