СТУПЕНИ РОСТА
Барнаульского государственного
педагогического университета

 

Первое высшее учебное заведение на Алтае было организовано 65 лет назад - Барнаульский учительский институт. Он был и остается одной из главных кузниц педагогических кадров Сибири. В истории Барнаульского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета (института) отчетливо выделяется несколько этапов: первоначальный период становления вуза (1.04.1933 - 1.09.1941 гг.); период совместной деятельности педагогического и учительского институтов (осень 1941 - лето 1952 гг.); этап самостоятельного развития педагогического института (1952-1992 гг.); реорганизация педвуза в университет и деятельность в новом статусе (1993 - настоящее время).

История нашего вуза неразрывно связана с историей народного образования и высшей школы Западной Сибири, историей массовой подготовки педагогических кадров для Сибирского региона и, в первую очередь, - Алтайского края. Состояние народного образования в Алтайской губернии (так же, как и во всей России) иначе как плачевным нельзя было охарактеризовать. В 1908 году на нужды образования здесь расходовалось всего лишь 26 копеек на душу населения. На Алтае было 6 средних и 727 начальных школ (одноклассных и двуклассных). В них работали 1212 учителей, а служителей церкви в это же время было в три с половиной раза больше! В 1918 году почти половина учителей имела лишь начальное образование, в церковно-приходских школах работало только 22% учителей со специальным и средним образованием.

Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало коренному изменению политического, экономического и культурного облика старой России. Одним из первостепенных вопросов была перестройка всего народного образования и высшей школы. В истории народного образования нашей страны исключительно важное место занимают 30-е годы. Это время всеобуча, вызванного потребностями динамично развивающегося народного хозяйства. В 1930 году вводится всеобщее обязательное начальное обучение. В 1932 году в Западной Сибири, в том числе на Алтае, 62% детей, окончивших начальную школу, поступили в 5-й класс, в городах и рабочих поселках - почти все дети соответствующего возраста. К 1934 году на Алтае повсеместно вводится семилетнее обучение.

История Барнаульского педагогического института началась с открытия в 1933 году учительского института с двухлетним обучением - учебного заведения для подготовки учителей. Вместе с ним существовал вечерний педагогический, где студенты получали образование в течение 4 лет. На основе первого и был образован пединститут, а второй, просуществовав до 1937 года, был преобразован в заочное отделение сначала учительского (с трехлетним обучением), а потом педагогического института. С открытием пединститута (в июне 1941 года) учительский продолжал подготовку специалистов с неполным высшим образованием, имеющих право преподавания в школе-семилетке. Он существовал под одной крышей с педагогическим, работали здесь те же преподаватели, то есть это практически было одно учебное заведение. Так продолжалось до закрытия Барнаульского учительского института в 1952 году. Но выпускники БУИ при желании могли завершить образование в вузе, куда их принимали на 3-й курс.

Первый выпуск Барнаульского учительского института состоялся в 1935 году. Его окончили 17 историков, 22 словесника, 30 физиков-математиков. Начало 1936 года было отмечено выпуском 45 учителей химии и биологии. К 1947 году 720 учителей было подготовлено на дневном отделении института, на заочном - 409. К этим цифрам следует добавить и 39 учителей, получивших высшее образование в вечернем пединституте.

Большинство преподавателей, начавших работу в новом вузе, были настоящими подвижниками. Особого внимания заслуживает личность первого ректора (тогда эта должность называлась директор) Алексея Павловича Щекотинского. Уроженец Павловского района Алтайского края он с юности посвятил себя педагогическому труду. До революции начал учиться в учительской семинарии Барнаула. Во время революции был ее активным участником. Впоследствии продолжил заниматься любимым делом: был сельским учителем, затем директором Барнаульского педагогического техникума. Закончив курсы при Академии, при содействии Н.К. Крупской получил назначение на родину руководить учительским институтом. А.П. Щекотинский сам выбирал для него здание, организовывал кафедры, занимался устройством жилья и быта преподавателей.

Первоначально в институте было шесть специальных кафедр: физики и математики (зав. И.Г. Соколов), языка и литературы (зав. П.Ф. Русанов), химии (зав. П.М. Иванов), истории (зав. Н.Я. Иванов), марксистско-ленинской философии (зав. А.П. Юферов), педагогики (зав. О.А. Шестакова).

Преподавательский состав был малочисленным, и мы считаем возможным почти всех перечислить. На кафедре русского языка и литературы работали П.Ф. Русанов, И.Т. Гомонов, К.А. Гомонова, В.И. Иванов, И.И. Мельников, на кафедре марксизма-ленинизма - А.П. Юферов, В.И. Свиряков, М.И. Яицкая; на кафедре истории - Э.А. Рафиков, З.А. Зайончковская, А.А. Худяков, на кафедре педологии (педагогики) О.А. Шестакова, М.И. Левченко; на кафедре естествознания и географии - Л.А. Хачумова, И.С. Лабурдова; на кафедре физики и математики - И.Г. Соколов, И.О. Касавина, Е.В. Перминов, В.И. Иванов, Г.И. Арсеньев, Л.И. Сторчак; грамматику немецкого языка преподавал Д.М. Калинин.

Неоднозначным был уровень подготовки преподавателей: не более двух кандидатов наук, доцентов, большинство имели за спиной университеты и центральные педвузы, но были и преподаватели (по физвоспитанию, военному делу), не имевшие законченного высшего образования. Однако многие из первых институтских преподавателей оказались талантливыми педагогами, прекрасными воспитателями. О лучших из них по сей день сохранилась добрая память у коллег и учеников.

После того, как А.П. Щекотинский в 1935 году перешел на другую работу (стал лектором профгруппы ЦК), директором стал А.П. Юферов.

В 1938 году руководителем института назначен К.Г. Бубнов, с деятельностью которого связаны многие положительные моменты в организации работы еще молодого вуза.

21 июня 1941 года пришло разрешение открыть на базе учительского педагогический институт в связи с возросшей потребностью в педагогических кадрах с высшим образованием. Институт готовился вступить в новую фазу развития. Но на следующий день началась война. Едва родившись, институт принял на себя тяжелые заботы. Война круто изменила жизнь всего народа и, конечно, всего вузовского коллектива. Многие преподаватели, сотрудники, студенты подали заявления с просьбой отправить их на фронт. Добровольно ушли на фронт преподаватели Э.А. Рафиков, Н.Т. Мутенин, В.И. Свиряков, были мобилизованы В.И. Иванов (физик), В.И. Иванов (литератор), И.Т. Гомонов, А.И. Хнырев, Д.М. Калинин, А.П. Попов, Г.И. Арсеньев, В.Н. Саврасов, И.А. Воронков, А.Н. Заржицкий и другие.

В начале июля на курсы медсестер поступили 23 студентки. Некоторые преподаватели и студенты были направлены на ответственную работу. Так, студент А. Чубаров был отозван на оборонный завод, Н. Слесаренко, И. Елисеев - в политотделы совхозов, Е. Печатнова, А. Носикова - в МТС и т.д.

В связи с оккупацией части территории Советского Союза прекратили свое существование 88 педагогических и учительских институтов, 19 эвакуированы в глубь страны.

В 1941 году директором института был назначен профессор П.Н. Шимбирев, работник Наркомпроса РСФСР. Был произведен набор на первый курс физико-математического и литературного факультетов по 60 человек. Барнаул, как и многие сибирские города, оказался перенаселен эвакуированными людьми, учреждениями, предприятиями. Не хватало продуктов, топлива и жилья. Крайком партии и исполком краевого Совета решили перевести институт в Камень-на-Оби. Его учебным корпусом стала бывшая 10-я школа. Помещение оказалось достаточным, чтобы вести занятия в одну смену и устроить там же общежитие для студентов.

Учебные занятия начались 15 ноября 1941 года. На стационаре остался только 31 студент: одни ушли на фронт, другие не могли по разным причинам покинуть Барнаул. Несмотря на то, что вузы Западной Сибири пополнились эвакуированными, выпускников оказалось гораздо меньше, чем до войны. В 1942 году институт окончило 55 выпускников. Заочный сектор, который в 1940 году подготовил 111 специалистов, в 1942 году выдал дипломы только 9 выпускникам. В зимнюю сессию 1943 года из числившихся 696 студентов-заочников явилось всего 86.

Условия жизни и работы в Камне были трудными. Преподаватели и часть студентов жили в деревянных домах с печным отоплением. Воду носили ведрами из Оби, грели в бочках. Зарплата выплачивалась нерегулярно. Нередко преподаватели читали лекции сидя, опасаясь голодного обморока. Съехавшиеся с разных концов люди были не готовы к сибирской зиме. Многому им приходилось учиться и ко многому привыкать на новом месте.

Несмотря на все это, требовательность преподавателей к качеству знаний студентов не снижалась. Это обеспечило высокий уровень подготовки, в первую очередь, тех выпускников, которые отличались целеустремленностью.

Приезд высококвалифицированных преподавателей оживил научную работу. В начале 1943 года Г.Н. Поспелов завершил докторскую диссертацию по истории русской литературы. Защитил кандидатскую диссертацию по философии Л.И. Сторчак, П.М. Иванов выпустил ряд работ по химии, внедрение которых на предприятиях местной промышленности имело важное значение, особенно в условиях войны.

Однако ближе к завершению войны преподаватели стали возвращаться на прежние места работы. Уехали профессора Шимбирев, Поспелов, Руденко, доценты Ванслов и Коломойцев.

Институт с марта 1944 года возглавила кандидат исторических наук З.А. Зайончковская. Ей-то и пришлось организовывать сложное дело: реэвакуацию вуза в августе-сентябре 1944 года.

В Барнауле пришлось заново проводить набор на 1 курс. Старшекурсников оставалось очень мало. Вместе со студентами учительского института набиралось всего 73 человека на всех курсах.

Набор студентов совмещался и с комплектованием преподавательского состава. Были разысканы преподаватели, работавшие здесь до войны: Е.В. Перминов, В.Н. Саврасов, К.А. Гомонова, М.Б. Петропавловская, А.А. Худяков, И.И. Мельников, приглашены опытные учителя В.Д. Кувшинова, Л.П. Леонов и наиболее способные выпускники А.П. Плотникова, П.Т. Николаенко.

Под учебный корпус пединститут получил здание бывшего госпиталя по улице им. Н.К. Крупской. Студенческое общежитие разместилось в деревянном здании на Социалистическом проспекте. Под общежитие для преподавателей использовались дома на Мало-Олонской, 18 и по ул. Никитинской, 178. Конечно, учебный корпус к занятиям не был готов: сделали только самое необходимое. Вся отопительная система пришла в негодность, устанавливали печки-"буржуйки". Расположившись возле них, слушали и записывали лекции студенты.

Несмотря на большие трудности, первый выпуск Барнаульского педагогического института состоялся: 8 словесников, 4 учителя физики и математики. В 1946 году выпуск оказался еще меньше - 9 человек. Учительский институт в 1945 году окончили 49 студентов, в 1946 - 36. Заочный сектор (учительского и педагогического) в 1945-1946 годах выпустил 29 специалистов. Таким образом, в 1945-1946 годах здесь получили образование 135 человек. Конечно, для удовлетворения потребности Алтайского края в учительских кадрах этого было очень мало. Но самым важным было то, что вуз жил и работал, что в общей большой победе над врагом была и его доля.

Особо хочется сказать о тех сотрудниках института, которые защищали Родину с оружием в руках. Многие из них пали смертью храбрых. В комнате боевой славы БГПУ записаны на мемориале имена геройски погибших А.С. Лозгачева, М.С. Ваганова, Н.В. Макарова, В.И. Иванова, Героя Советского Союза А.М. Птухина, Д.А. Серебрянского, Н.Л. Попова, М.М. Стариковой, П.Ф. Плотниковой, А. Мещерякова.

М.С. Ваганов, студент исторического факультета, в письмах домой писал о том, как он тоскует по родным местам, как любит жизнь: "Я мечтаю о жизни, жить, а не умирать мы собирались. Ждите нас, мы придем с победой". Осенью 1942 года Ваганов был смертельно ранен под Моздоком. Из письма его фронтового друга К. Туршина к матери погибшего нам сегодня известно, каким замечательным человеком был ее сын, как страстно мечтал стать историком, как вел летопись фронтового времени в короткие передышки между боями в холодном блиндаже. Выпускник физико-математического факультета Д.А. Серебрянский погиб в первом своем бою. А.М. Птухин, окончив курсы при пединституте, преподавал в Усть-Пристанской школе физику и математику. Он был хорошим лыжником и шахматистом. Отлично закончив Томское артиллерийское училище, лейтенант Птухин принял командование зенитной батареей. Его взвод первым переправился на правый берег Днепра и умело корректировал огонь левобережных батарей. За личное мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра, Александру Мефодиевичу Птухину присвоено звание Героя Советского Союза. Он погиб в июне 1944 года. Пал смертью храбрых Анатолий Лозгачев, студент-историк, живший в городе Камне и там поступавший в институт. Три девушки-студентки - Валя Атмайкина, Манефа Старикова, Соня Кульгускина - ушли на фронт добровольно сандружинницами и не вернулись. Остались неизвестными имена 6 героев, студентов 2-го курса пединститута. О них рассказала жительница г. Новосибирска ("Алтайская правда", 1969, 6 сентября), бывшая свидетельницей их гибели. Эти шестеро попали в плен, фашисты приказали им разрушить памятник В.И. Ленину, стоявший на площади. Однако ни один не двинулся с места. Всех расстреляли тут же, памятник опрокинули танком. Так они и лежали: поверженный памятник великому вождю и шестеро расстрелянных студентов - четверо русских, белорус и казах.

Прошло много лет после военной грозы, но коллектив института помнит о своих героях и гордится ими.

Годы испытания войной показали, что социалистическая система просвещения не только выстояла, смогла подготовить массу молодых патриотов, но и поднялась на новую ступень развития. Однако лишения, которые принесла нашей стране война, еще долго давали о себе знать, осложняли многие задачи, стоявшие перед народным образованием.

Особенности развития народного хозяйства в послевоенные годы требовали изменений в работе общеобразовательной школы, а значит и в системе подготовки кадров для нее. В 1945 году в Барнаульском пединституте было три факультета: физико-математический, литературный и исторический. На эти факультеты были переведены студенты закрывшегося в 1952 году учительского института. Студентов естественно-географического факультета перевели для продолжения образования в Томск и Горно-Алтайск.

С 1952-1953-им годами связан ряд преобразований в вузе: был открыт факультет иностранных языков с немецким и английским отделениями. В 1945 году изменения в структуре института обусловливались подготовкой закона о связи школы с жизнью. Вместо специальности "физика" появилась "физика и основы производства" с 5-летним сроком обучения. Затем институт предпринял попытку готовить на физмате учителей широкого профиля - преподающих физику и математику. Однако такой выпуск оказался единственным. На историко-филологическом факультете студенты готовились к преподаванию русского языка, литературы и истории, а на иностранном изучалось два языка. Подготовка учителей широкого профиля должна была удовлетворить нужды малокомплектных сельских школ, где учителю приходится подчас вести несколько предметов.

По мере изменения структуры института увеличивалось количество и характер кафедр, состав кабинетов и лабораторий. В 1945 году было в институте 7 кафедр, в 1948 - 10: кафедра истории разделилась на кафедры истории СССР и всеобщей истории, появились кафедры иностранных языков, военной подготовки.

Институт возрождался, укреплялся и даже расширялся, благодаря прежде всего усилиям тех, кто в нем работал и учился. Понемногу закупалась мебель, студенты сами оборудовали спортзал, построили учебные мастерские, в которых были слесарный и столярный кабинеты, кабинет машиноведения, имевший несколько машин для учебных и хозяйственных целей. Делом первостепенной важности стало строительство нового учебного корпуса. Но главной задачей оставалась борьба за сохранение студенческого контингента и повышение качества подготовки специалистов.

Как отмечалось, в 1945 году в вузе осталась едва лишь половина студентов. Некоторые курсы (например, 3-й курс физико-математического факультета), вовсе прекратили свое существование, поэтому выпуски в последующие годы были малочисленными. В 1946/47 учебном году в пединституте практически не оказалось выпуска. Студенты были "потеряны" во время массовой реэвакуации: одни вернулись с родителями в родные места, другие поменяли место жительства. Многие не могли учиться вследствие материальных затруднений: война отняла родных, которые помогали им. Неуспеваемость студентов как одна из причин отсева часто была следствием слабой подготовки абитуриентов. Судя по отчетам экзаменаторов, на приемных экзаменах обнаруживались ограниченность кругозора, низкая грамотность поступающих, слабое знание ими тригонометрии, арифметики за 5-6 классы средней школы, текстов художественной литературы, неумение обращаться с приборами. Все это было горьким наследием войны, требующим устранения. Однако, несмотря на усилия педагогов по преодолению этих недостатков, отсев с 1-го курса был большим.

Особенностью формирования контингента в послевоенное время было то, что в студенческие ряды вливались люди, опаленные войной и закаленные в тыловой страде. Они имели за плечами немалый жизненный опыт, жаждали знаний. Вот их имена: А. Безденежных, Т. Плахин (истфак), П. Эрдниев, Л. Грицевский, И. Шапиро (физмат), А. Быстров - Герой Советского Союза (факультет естествознания), В. Воронов (литфак) и другие. Одни после окончания института, защитив кандидатские диссертации, стали преподавателями вузов, другие - директорами школ, видными советскими и партийными работниками.

До 1952 года институт испытывал затруднения в формировании студенческого контингента, хотя работе по набору всегда придавалось особое значение: преподаватели выезжали в районы на собеседование со старшеклассниками, обращались за помощью к директорам школ, устраивали встречи студентов со старшеклассниками, дни "открытых дверей", давали информацию об институте через краевую печать и радио. Отличники педучилищ, выпускники школ, окончившие школу с медалью, принимались в первую очередь. В 1952/53 учебном году их было зачислено 24 человека, 1953/54 - 12, 1954/55 - 18, 1955/56 - 36, 1957/58 - 28 человек. В 1957/58 учебном году из 620 допущенных к экзаменам 94 имели двухлетний стаж работы в школе.

Именно в 50-60-е годы институт превратился в подлинную кузницу педагогических кадров, каждый год пополнявшей армию учителей массой молодых высококвалифицированных специалистов. Только историков он подготовил в послевоенные годы (до 1974) около 2 тысяч, из них на дневном отделении учились 728, на заочном - 1246 человек. Всего за эти годы институт выпустил 5769 преподавателей с высшим образованием (3223 - выпускники дневного и 2546 - заочного отделений).

За это время изменилась и структура вуза. В 1962 году были открыты на литературном и факультете иностранных языков вечерние отделения. Просуществовали они недолго - до 1967 года, однако задачу свою выполнили: школы Барнаула были полностью укомплектованы учителями литературы, русского и иностранных языков.

С 1963 года начал работать факультет общественных профессий, в 1965 году открылся факультет физического воспитания. Расширение института сопровождалось увеличением числа кафедр, лабораторий, учебных кабинетов, мастерских. Стимулировал развитие института перевод его в число вузов второй категории (1966 г.). Новые возможности открылись перед ним с открытием учебного корпуса на Социалистическом проспекте, 126. В 1970 году в институте функционировало 4 факультета с заочными отделениями на каждом (физико-математический, историко-филологический, иностранных языков, физического воспитания), где осуществлялась подготовка учителей по восьми специальностям. Работали 19 кафедр, было оборудовано более 40 учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, два спортивных зала, актовый зал на 400 мест. Институт накопил библиотеку, насчитывающую десятки тысяч томов. В 1966 году был открыт музей В.И. Ленина.

По инициативе директора В.В. Клюева вопросы укомплектования института кадрами были предметом серьезного обсуждения на Совете института и кафедрах. Он считал, что растить специалистов необходимо из числа наиболее талантливых и трудолюбивых выпускников.

Итак, институт достиг в своем развитии определенных результатов, однако оставалось проблемой обеспечение кафедр преподавателями высокой квалификации.

Непрекращающаяся текучесть кадров мешала становлению коллектива. Увеличение числа студентов, изменение структуры института требовали новых и новых работников. Если в 1945 году институт располагал 26 ставками, то к 1968 году число их увеличилось более чем в десять раз (262 ставки). При этом качественный рост преподавательского состава по-прежнему оставлял желать лучшего. Даже в 1968 году процент специалистов с ученой степенью по институту едва достигал четырнадцати. За 25 послевоенных лет было защищено лишь 50 кандидатских диссертаций, два сотрудника работали над докторскими и трем преподавателям - А.Д. Козлову, А.А. Худякову, Р.Г. Шлотгауэру, - не имевшим ученой степени, было присвоено звание доцентов на основании опубликованных ими научных работ.

В институте сложилась стабильная группа опытных методистов (М.Н. Целебровский, А.А. Худяков, В.В. Карасинцева и др.), много сделавших для выработки у студентов профессиональных навыков.

Свою роль в улучшении качественного состава преподавательского коллектива сыграла введенная в 1956 году конкурсная система замещения штатных и вакантных должностей. Первой была избрана по конкурсу на должность заведующей кафедрой педагогики Р.М. Поликанова. Стали широко применяться открытые занятия и взаимопосещения. Вводились коллоквиумы по наиболее трудным темам. Традиционной стала комплексная проверка работы кафедр. Местные партийные органы и Министерство просвещения РСФСР также контролировали работу института. Все это повлияло на повышение качества подготовки будущих учителей средней школы. Коллективные усилия кафедр, деканатов, общественных организаций привели в конечном итоге к тому, что выпускники института в подавляющем большинстве стали хорошими специалистами. Труд многих выпускников 50-60-х годов получил высокую оценку органов народного образования, партийных и советских органов. Значительное число окончивших в эти годы институт награждены значком "Отличник народного просвещения РСФСР", многие удостоены звания "Заслуженный учитель школы РСФСР" (В.А. Гусева, К.М. Буханова, Н.С. Козлов, Н.А. Уженцева и др.). Выпускнице физико-математического факультета Т.Г. Митьковской присвоено звание Героя Социалистического Труда. Учительница русского языка и литературы школы © 40 г. Барнаула Р.С. Овсиевская удостоена звания "Народный учитель школы СССР", более 4000 выпускников награждены орденами и медалями СССР. Немало выпускников 50-60-х годов было выдвинуто на руководящую работу в партийные, советские, комсомольские органы, органы народного образования (В.Н. Гончаров, А.В. Кочетов, В.А. Кудашев, Л.К. Петрик, Н.Г. Устенко, В.Г. Козлов, В.И. Неверов, В.П. Астафьева, А.Б. Варнавских и др.). Десятки бывших студентов пединститута, защитив кандидатские диссертации, стали научными работниками (А.В. Бобров, Н.А. Бочагов, С.С. Былков, Л.Е. Боброва, Л.Н. Зевакина, П.И. Иващенко, А.И. Лизина, Ю.С. Левашов, В.И. Неверов, П.Т. Николаенко, С.Я. Пахаев, Л.К. Петрик, А.И. Плотникова, А.П. Синицын, П.М. Субботин, Н.Т. Молчанов, В.С. Кузьмичев и др.). Выпускники института П.П. Костенков и А.П. Уманский защитили докторские диссертации, П.Э. Эрдниев и М.Р. Львов избраны членами-корреспондентами АПН.

К концу 60-х годов в институте, которым руководил П.И. Иващенко, наконец сложились условия для более эффективной научной работы. Коллектив вырос и количественно и качественно, состав кафедр в основном стабилизировался, в научную работу включилось много новых специалистов, перегрузка их учебными поручениями была ликвидирована.

С 1973 года институт возглавил В.Н. Гончаров, проработавший на этом посту четверть века. Именно в 70-80-е годы БГПИ окреп, приобрел основные черты высшего учебного заведения. С 1980 г. в институте действует факультет переподготовки и повышения квалификации руководителей народного образования. На многих факультетах открыты оснащенные современным оборудованием лаборатории, методические и типовые школьные кабинеты. В учебный процесс внедрены новейшие технические средства обучения. Благодаря усилиям коллектива, вуз значительно укрепил свою материальную базу: в распоряжении преподавателей и студентов три больших учебно-лабораторных корпуса, пять студенческих общежитий, столовые, библиотека, несколько читальных и спортивных залов, издательство, санаторий-профилакторий, спортивно-оздоровительный лагерь на берегу Оби. Научно-исследовательская и научно-методическая работа коллектива тесно связаны с потребностями народного образования края, региона и страны. За достигнутые успехи в подготовке кадров для народного образования Барнаульский государственный педагогический институт в 1983 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Накануне пятидесятилетнего юбилея вуз был аттестован государственной комиссией. На основании всестороннего ознакомления с опытом работы института, отзывов комитета образования администрации Алтайского края комиссия Министерства образования сочла целесообразным преобразовать его в педагогический университет (декабрь 1993 г.).

К очередному 65-летнему юбилею Барнаульский государственный педагогический университет подошел в непростое для страны и системы образования время. Знаменательным было и то, что последние 5 лет наш вуз функционировал в новом качестве, и это время было своеобразным испытанием для всего коллектива. В год очередного юбилея можно констатировать, что его мы выдержали с честью, о чем свидетельствуют успешная аттестация в декабре 1997 года и аккредитация в октябре 1998 года. За эти годы в историю нашего педуниверситета вписано немало ярких страниц и новых достижений в деле подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, развития системы высшего образования и науки.

В настоящее время университет представляет собой учебно-научно-педагогический комплекс, имеющий в своем составе 8 факультетов, 3 структурных подразделения на правах факультета, НИИ проблем управления образованием, НИИ социально-экономических проблем образования, институт информатизации образования, 6 учебных научно-исследовательских лабораторий, центр подготовки менеджеров образования, центр дополнительного образования, библиотеку, издательство и другие административно-хозяйственные подразделения. При университете работают краевой педагогический лицей, санаторий-профилакторий. В состав учебно-научно-педагогического комплекса на ассоциативной основе входят Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования, Барнаульский высший педагогический лицей, Славгородское педагогическое училище, 15 школ города и края. Число обучающихся в университете, включая основное, послевузовское и дополнительное образование по очной, заочной и очно-заочной формам обучения, составляет 7701 человек.

Университет осуществляет образовательную деятельность по 4 направлениям и 11 специальностям основного высшего образования, 9 научным специальностям послевузовского образования и по 2 специальностям дополнительного профессионального образования. Подготовка специалистов высшей квалификации (докторантура) ведется по одной специальности.

В содержании образовательной деятельности университета, в структуре специальностей профессионального образования за последние 5 лет произошли изменения, отражающие основные направления реформирования высшего профессионального образования и общеобразовательной школы, потребности региона в педагогических кадрах. Дополнительно открыто 5 новых специальностей, расширена аспирантура (число научных специальностей увеличилось до 9), открыта докторантура. Непрерывная ступенчатая подготовка по ряду специальностей высшего профессионального образования в системе "педколледж (педучилище)-университет" по сквозным образовательно-профессиональным программам позволяет сократить затраты и сроки подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием.

Образовательный процесс осуществляется высококвалифицированными специалистами в составе 622 преподавателей. Из них докторов наук и профессоров - 38, кандидатов наук и доцентов - 232, что составляет 48,6% от числа физических лиц. Достижения университета неразрывно связаны с именами его ветеранов: Б.И. Беликова, Е.Я. Болговой, А.Д. Козлова, Н.Я. Костанде, Л.С. Ларичевой, Н.Т. Молчанова, Р.М. Поликановой, В.Я. Ситникова, П.М. Субботина, П.А. Третьякова. С 1948 года трудится Г.В. Жигулин, более 40 лет проработали А.П. Ореховская, Д.В. Клушин, А.П. Уманский, З.С. Ионина, П.П. Кондрусова, Р.А. Воронова, Л.А. Кукс, Е.Ф. Широкова, много лет трудятся В.Н. Гончаров, М.И. Сорокин, И.М. Шапиро, Н.Е. Тютькина, Л.И. Сидоров, Б.Н. Трухин, Н.В. Ефремова, Т.Г. Батенева, Л.С. Толкунова, В.Н. Воробьев, Б.Д. Пайсон, И.И. Харыбин, А.К. Чикильдик, Н.Н. Панькова, Э.Д. Савенко, Л.В. Соловьева, Е.А. Фомин, Р.Г. Насонов, В.М. Кондратенко, Г.М. Зимина, К.И. Жукова, П.П. Костенков. В университете сформировался коллектив единомышленников, которому по плечу решение самых сложных современных проблем. Это проректоры: Ю.Г. Воров, Г.А. Калачев, Л.М. Растова, В.С. Сабельникова, П.К. Одинцов, В.И. Драничников; деканы: Э.Е. Курлянд, Э.П. Хомич, С.Я. Ромашина, Л.А. Одинцова, В.И. Евтеев, И.Е. Сазонов, М.А. Демин, Т.Н. Слибченко, В.А. Исаков, Л.А. Никитина; заведующие кафедрами: Л.А. Козлова, О.В. Трунова, Г.П. Козубовская, Г.Д. Косых, О.М. Краснорядцева, В.А. Рассыпнов, Ю.А. Моторинский, М.Д. Петропавловский, Н.М. Певин, А.В. Овчаров, А.А. Шаповалов, И.К. Шалаев, С.М. Будкеев, В.Н. Филиппов, В.И. Матис, Л.И. Цибирова, Н.Г. Руденко, Е.И. Денискина, П.А. Шептенко, Н.С. Козлов, С.И. Мануйлов и многие другие. Ежегодно растет число молодых квалифицированных преподавателей.

За 1993-1998 годы преподавателями университета защищено 10 докторских и 51 кандидатская диссертации. В составе преподавателей вуза 7 академиков, 10 членов-корреспондентов различных академий, 1 заслуженный деятель науки РФ, 1 заслуженный работник высшей школы РФ, 6 заслуженных учителей РФ, 1 заслуженный работник культуры РФ, 2 заслуженных деятеля искусств РФ, 2 почетных работника высшего профессионального образования РФ.

Университет является крупным научным центром Сибири в области образования. На его базе в 1996 году создано Сибирское отделение Международной академии наук педагогического образования, объединившее 8 коллективных членов отделения, среди которых все педагогические вузы Западной Сибири.

В университете сформировались известные научные школы в области педагогики, истории, филологии, физики твердого тела. Развиваются исследования, вошедшие в федеральные и региональные научно-исследовательские программы. За пять лет учеными вуза получено 7 патентов и 10 грантов.

В аспирантуре университета обучается 82 человека, в докторантуре 5 человек, на должности старших научных сотрудников работают 3 человека.

В БГПУ действует докторский диссертационный совет по общей педагогике, открыты кандидатские советы по германским языкам и психологии. За последние 5 лет преподавателями университета изданы: 31 монография, 134 учебника и учебных пособия, 55 сборников научных трудов. На базе университета проведено 24 Всероссийских и международных научных конференций.

Укрепляются наши международные связи. Вновь начал действовать договор о сотрудничестве со Швейцарией (фонд "Сибирь-Швейцария"). Факультеты иностранных языков и исторический участвуют в реализации планов по линии Совета Европы, активно развиваются наши отношения с университетами Вильгельма (Мюнстер, ФРГ), Виадрина (Франкфурт-на-Одере, ФРГ), Северной Аризоны (Флэгстав, США), Земельным институтом повышения квалификации и переподготовки учителей (Земля Северный Рейн-Вестфалия, Зост, ФРГ), Уэйн-колледжем (США). Просматриваются перспективы сотрудничества филологического факультета с университетом г. Констанц (ФРГ).

Нормальное функционирование БГПУ обеспечивают многочисленные службы и подразделения, где трудятся высокопрофессиональные, добросовестные специалисты. Это отдел кадров, бухгалтерия, планово-финансовый отдел, издательство, библиотека, административно-хозяйственная часть, отдел капитального строительства, здравпункт.

Потенциал нашего университета позволяет обеспечить качественную подготовку специалистов по всем профессиональным образовательным программам системы высшего профессионального, дополнительного, послевузовского образования и динамичное, поступательное развитие вуза в целом.

В.М. Лопаткин,

ректор БГПУ, профессор,

академик МАНПО


Содержание