СТУПЕНРРОСТА
Барнаульского государственного
педагогического университета
Первое высшее учебное заведение на Алтае было организовано 65 лет назад - Барнаульский учительский институт. Он был и остается одной из главных кузниц педагогических кадров Сибири. В истории Барнаульского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета (института) отчетливо выделяется несколько этапов: первоначальный период становления вуза (1.04.1933 - 1.09.1941 гг.); период совместной деятельности педагогического и учительского институтов (осень 1941 - лето 1952 гг.); этап самостоятельного развития педагогического института (1952-1992 гг.); реорганизация педвуза в университет и деятельность в новом статусе (1993 - настоящее время).
Рстория нашего РІСѓР·Р° неразрывно связана СЃ историей народного образования Рё высшей школы Западной РЎРёР±РёСЂРё, историей массовой подготовки педагогических кадров для РЎРёР±РёСЂСЃРєРѕРіРѕ региона Рё, РІ первую очередь, - Алтайского края. Состояние народного образования РІ Алтайской губернии (так же, как Рё РІРѕ всей Р РѕСЃСЃРёРё) иначе как плачевным нельзя было охарактеризовать. Р’ 1908 РіРѕРґСѓ РЅР° нужды образования здесь расходовалось всего лишь 26 копеек РЅР° душу населения. РќР° Алтае было 6 средних Рё 727 начальных школ (одноклассных Рё двуклассных). Р’ РЅРёС… работали 1212 учителей, Р° служителей церкви РІ это же время было РІ три СЃ половиной раза больше! Р’ 1918 РіРѕРґСѓ почти половина учителей имела лишь начальное образование, РІ церковно-РїСЂРёС…РѕРґСЃРєРёС… школах работало только 22% учителей СЃРѕ специальным Рё средним образованием.
Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало коренному изменению политического, экономического Рё культурного облика старой Р РѕСЃСЃРёРё. РћРґРЅРёРј РёР· первостепенных РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ была перестройка всего народного образования Рё высшей школы. Р’ истории народного образования нашей страны исключительно важное место занимают 30-Рµ РіРѕРґС‹. Рто время всеобуча, вызванного потребностями динамично развивающегося народного хозяйства. Р’ 1930 РіРѕРґСѓ вводится всеобщее обязательное начальное обучение. Р’ 1932 РіРѕРґСѓ РІ Западной РЎРёР±РёСЂРё, РІ том числе РЅР° Алтае, 62% детей, окончивших начальную школу, поступили РІ 5-Р№ класс, РІ городах Рё рабочих поселках - почти РІСЃРµ дети соответствующего возраста. Рљ 1934 РіРѕРґСѓ РЅР° Алтае повсеместно вводится семилетнее обучение.
Рстория Барнаульского педагогического института началась СЃ открытия РІ 1933 РіРѕРґСѓ учительского института СЃ двухлетним обучением - учебного заведения для подготовки учителей. Вместе СЃ РЅРёРј существовал вечерний педагогический, РіРґРµ студенты получали образование РІ течение 4 лет. РќР° РѕСЃРЅРѕРІРµ первого Рё был образован пединститут, Р° второй, просуществовав РґРѕ 1937 РіРѕРґР°, был преобразован РІ заочное отделение сначала учительского (СЃ трехлетним обучением), Р° потом педагогического института. РЎ открытием пединститута (РІ РёСЋРЅРµ 1941 РіРѕРґР°) учительский продолжал подготовку специалистов СЃ неполным высшим образованием, имеющих право преподавания РІ школе-семилетке. РћРЅ существовал РїРѕРґ РѕРґРЅРѕР№ крышей СЃ педагогическим, работали здесь те же преподаватели, то есть это практически было РѕРґРЅРѕ учебное заведение. Так продолжалось РґРѕ закрытия Барнаульского учительского института РІ 1952 РіРѕРґСѓ. РќРѕ выпускники БУРпри желании могли завершить образование РІ РІСѓР·Рµ, РєСѓРґР° РёС… принимали РЅР° 3-Р№ РєСѓСЂСЃ.
Первый выпуск Барнаульского учительского института состоялся в 1935 году. Его окончили 17 историков, 22 словесника, 30 физиков-математиков. Начало 1936 года было отмечено выпуском 45 учителей химии и биологии. К 1947 году 720 учителей было подготовлено на дневном отделении института, на заочном - 409. К этим цифрам следует добавить и 39 учителей, получивших высшее образование в вечернем пединституте.
Большинство преподавателей, начавших работу в новом вузе, были настоящими подвижниками. Особого внимания заслуживает личность первого ректора (тогда эта должность называлась директор) Алексея Павловича Щекотинского. Уроженец Павловского района Алтайского края он с юности посвятил себя педагогическому труду. До революции начал учиться в учительской семинарии Барнаула. Во время революции был ее активным участником. Впоследствии продолжил заниматься любимым делом: был сельским учителем, затем директором Барнаульского педагогического техникума. Закончив курсы при Академии, при содействии Н.К. Крупской получил назначение на родину руководить учительским институтом. А.П. Щекотинский сам выбирал для него здание, организовывал кафедры, занимался устройством жилья и быта преподавателей.
Первоначально РІ институте было шесть специальных кафедр: физики Рё математики (зав. Р.Р“. Соколов), языка Рё литературы (зав. Рџ.Р¤. Русанов), С…РёРјРёРё (зав. Рџ.Рњ. Рванов), истории (зав. Рќ.РЇ. Рванов), марксистско-ленинской философии (зав. Рђ.Рџ. Юферов), педагогики (зав. Рћ.Рђ. Шестакова).
Преподавательский состав был малочисленным, Рё РјС‹ считаем возможным почти всех перечислить. РќР° кафедре СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ языка Рё литературы работали Рџ.Р¤. Русанов, Р.Рў. Гомонов, Рљ.Рђ. Гомонова, Р’.Р. Рванов, Р.Р. Мельников, РЅР° кафедре марксизма-ленинизма - Рђ.Рџ. Юферов, Р’.Р. РЎРІРёСЂСЏРєРѕРІ, Рњ.Р. Яицкая; РЅР° кафедре истории - Р.Рђ. Рафиков, Р—.Рђ. Зайончковская, Рђ.Рђ. РҐСѓРґСЏРєРѕРІ, РЅР° кафедре педологии (педагогики) Рћ.Рђ. Шестакова, Рњ.Р. Левченко; РЅР° кафедре естествознания Рё географии - Р›.Рђ. Хачумова, Р.РЎ. Лабурдова; РЅР° кафедре физики Рё математики - Р.Р“. Соколов, Р.Рћ. Касавина, Р•.Р’. Перминов, Р’.Р. Рванов, Р“.Р. Арсеньев, Р›.Р. Сторчак; грамматику немецкого языка преподавал Р”.Рњ. Калинин.
Неоднозначным был уровень подготовки преподавателей: не более двух кандидатов наук, доцентов, большинство имели за спиной университеты и центральные педвузы, но были и преподаватели (по физвоспитанию, военному делу), не имевшие законченного высшего образования. Однако многие из первых институтских преподавателей оказались талантливыми педагогами, прекрасными воспитателями. О лучших из них по сей день сохранилась добрая память у коллег и учеников.
После того, как А.П. Щекотинский в 1935 году перешел на другую работу (стал лектором профгруппы ЦК), директором стал А.П. Юферов.
В 1938 году руководителем института назначен К.Г. Бубнов, с деятельностью которого связаны многие положительные моменты в организации работы еще молодого вуза.
21 РёСЋРЅСЏ 1941 РіРѕРґР° пришло разрешение открыть РЅР° базе учительского педагогический институт РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ возросшей потребностью РІ педагогических кадрах СЃ высшим образованием. Рнститут готовился вступить РІ РЅРѕРІСѓСЋ фазу развития. РќРѕ РЅР° следующий день началась РІРѕР№РЅР°. Едва родившись, институт РїСЂРёРЅСЏР» РЅР° себя тяжелые заботы. Р’РѕР№РЅР° круто изменила жизнь всего народа Рё, конечно, всего РІСѓР·РѕРІСЃРєРѕРіРѕ коллектива. РњРЅРѕРіРёРµ преподаватели, сотрудники, студенты подали заявления СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ отправить РёС… РЅР° фронт. Добровольно ушли РЅР° фронт преподаватели Р.Рђ. Рафиков, Рќ.Рў. Мутенин, Р’.Р. РЎРІРёСЂСЏРєРѕРІ, были мобилизованы Р’.Р. Рванов (физик), Р’.Р. Рванов (литератор), Р.Рў. Гомонов, Рђ.Р. Хнырев, Р”.Рњ. Калинин, Рђ.Рџ. РџРѕРїРѕРІ, Р“.Р. Арсеньев, Р’.Рќ. Саврасов, Р.Рђ. Р’РѕСЂРѕРЅРєРѕРІ, Рђ.Рќ. Заржицкий Рё РґСЂСѓРіРёРµ.
Р’ начале июля РЅР° РєСѓСЂСЃС‹ медсестер поступили 23 студентки. Некоторые преподаватели Рё студенты были направлены РЅР° ответственную работу. Так, студент Рђ. Чубаров был отозван РЅР° оборонный завод, Рќ. Слесаренко, Р. Елисеев - РІ политотделы СЃРѕРІС…РѕР·РѕРІ, Р•. Печатнова, Рђ. РќРѕСЃРёРєРѕРІР° - РІ РњРўРЎ Рё С‚.Рґ.
В связи с оккупацией части территории Советского Союза прекратили свое существование 88 педагогических и учительских институтов, 19 эвакуированы в глубь страны.
В 1941 году директором института был назначен профессор П.Н. Шимбирев, работник Наркомпроса РСФСР. Был произведен набор на первый курс физико-математического и литературного факультетов по 60 человек. Барнаул, как и многие сибирские города, оказался перенаселен эвакуированными людьми, учреждениями, предприятиями. Не хватало продуктов, топлива и жилья. Крайком партии и исполком краевого Совета решили перевести институт в Камень-на-Оби. Его учебным корпусом стала бывшая 10-я школа. Помещение оказалось достаточным, чтобы вести занятия в одну смену и устроить там же общежитие для студентов.
Учебные занятия начались 15 ноября 1941 года. На стационаре остался только 31 студент: одни ушли на фронт, другие не могли по разным причинам покинуть Барнаул. Несмотря на то, что вузы Западной Сибири пополнились эвакуированными, выпускников оказалось гораздо меньше, чем до войны. В 1942 году институт окончило 55 выпускников. Заочный сектор, который в 1940 году подготовил 111 специалистов, в 1942 году выдал дипломы только 9 выпускникам. В зимнюю сессию 1943 года из числившихся 696 студентов-заочников явилось всего 86.
Условия жизни и работы в Камне были трудными. Преподаватели и часть студентов жили в деревянных домах с печным отоплением. Воду носили ведрами из Оби, грели в бочках. Зарплата выплачивалась нерегулярно. Нередко преподаватели читали лекции сидя, опасаясь голодного обморока. Съехавшиеся с разных концов люди были не готовы к сибирской зиме. Многому им приходилось учиться и ко многому привыкать на новом месте.
Несмотря РЅР° РІСЃРµ это, требовательность преподавателей Рє качеству знаний студентов РЅРµ снижалась. Рто обеспечило высокий уровень подготовки, РІ первую очередь, тех выпускников, которые отличались целеустремленностью.
Приезд высококвалифицированных преподавателей оживил научную работу. Р’ начале 1943 РіРѕРґР° Р“.Рќ. Поспелов завершил докторскую диссертацию РїРѕ истории СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературы. Защитил кандидатскую диссертацию РїРѕ философии Р›.Р. Сторчак, Рџ.Рњ. Рванов выпустил СЂСЏРґ работ РїРѕ С…РёРјРёРё, внедрение которых РЅР° предприятиях местной промышленности имело важное значение, особенно РІ условиях РІРѕР№РЅС‹.
Однако ближе к завершению войны преподаватели стали возвращаться на прежние места работы. Уехали профессора Шимбирев, Поспелов, Руденко, доценты Ванслов и Коломойцев.
Рнститут СЃ марта 1944 РіРѕРґР° возглавила кандидат исторических наук Р—.Рђ. Зайончковская. Ей-то Рё пришлось организовывать сложное дело: реэвакуацию РІСѓР·Р° РІ августе-сентябре 1944 РіРѕРґР°.
В Барнауле пришлось заново проводить набор на 1 курс. Старшекурсников оставалось очень мало. Вместе со студентами учительского института набиралось всего 73 человека на всех курсах.
Набор студентов совмещался Рё СЃ комплектованием преподавательского состава. Были разысканы преподаватели, работавшие здесь РґРѕ РІРѕР№РЅС‹: Р•.Р’. Перминов, Р’.Рќ. Саврасов, Рљ.Рђ. Гомонова, Рњ.Р‘. Петропавловская, Рђ.Рђ. РҐСѓРґСЏРєРѕРІ, Р.Р. Мельников, приглашены опытные учителя Р’.Р”. Кувшинова, Р›.Рџ. Леонов Рё наиболее способные выпускники Рђ.Рџ. Плотникова, Рџ.Рў. Николаенко.
Под учебный корпус пединститут получил здание бывшего госпиталя по улице им. Н.К. Крупской. Студенческое общежитие разместилось в деревянном здании на Социалистическом проспекте. Под общежитие для преподавателей использовались дома на Мало-Олонской, 18 и по ул. Никитинской, 178. Конечно, учебный корпус к занятиям не был готов: сделали только самое необходимое. Вся отопительная система пришла в негодность, устанавливали печки-"буржуйки". Расположившись возле них, слушали и записывали лекции студенты.
Несмотря на большие трудности, первый выпуск Барнаульского педагогического института состоялся: 8 словесников, 4 учителя физики и математики. В 1946 году выпуск оказался еще меньше - 9 человек. Учительский институт в 1945 году окончили 49 студентов, в 1946 - 36. Заочный сектор (учительского и педагогического) в 1945-1946 годах выпустил 29 специалистов. Таким образом, в 1945-1946 годах здесь получили образование 135 человек. Конечно, для удовлетворения потребности Алтайского края в учительских кадрах этого было очень мало. Но самым важным было то, что вуз жил и работал, что в общей большой победе над врагом была и его доля.
РћСЃРѕР±Рѕ хочется сказать Рѕ тех сотрудниках института, которые защищали Р РѕРґРёРЅСѓ СЃ оружием РІ руках. РњРЅРѕРіРёРµ РёР· РЅРёС… пали смертью храбрых. Р’ комнате боевой славы БГПУ записаны РЅР° мемориале имена геройски погибших Рђ.РЎ. Лозгачева, Рњ.РЎ. Ваганова, Рќ.Р’. Макарова, Р’.Р. Рванова, Героя Советского РЎРѕСЋР·Р° Рђ.Рњ. Птухина, Р”.Рђ. Серебрянского, Рќ.Р›. РџРѕРїРѕРІР°, Рњ.Рњ. Стариковой, Рџ.Р¤. Плотниковой, Рђ. Мещерякова.
Рњ.РЎ. Ваганов, студент исторического факультета, РІ письмах РґРѕРјРѕР№ писал Рѕ том, как РѕРЅ тоскует РїРѕ родным местам, как любит жизнь: "РЇ мечтаю Рѕ жизни, жить, Р° РЅРµ умирать РјС‹ собирались. Ждите нас, РјС‹ придем СЃ победой". Осенью 1942 РіРѕРґР° Ваганов был смертельно ранен РїРѕРґ РњРѕР·РґРѕРєРѕРј. РР· РїРёСЃСЊРјР° его фронтового РґСЂСѓРіР° Рљ. Туршина Рє матери погибшего нам сегодня известно, каким замечательным человеком был ее сын, как страстно мечтал стать историком, как вел летопись фронтового времени РІ короткие передышки между Р±РѕСЏРјРё РІ холодном блиндаже. Выпускник физико-математического факультета Р”.Рђ. Серебрянский РїРѕРіРёР± РІ первом своем Р±РѕСЋ. Рђ.Рњ. Птухин, окончив РєСѓСЂСЃС‹ РїСЂРё пединституте, преподавал РІ Усть-Пристанской школе физику Рё математику. РћРЅ был хорошим лыжником Рё шахматистом. Отлично закончив РўРѕРјСЃРєРѕРµ артиллерийское училище, лейтенант Птухин РїСЂРёРЅСЏР» командование зенитной батареей. Его РІР·РІРѕРґ первым переправился РЅР° правый берег Днепра Рё умело корректировал РѕРіРѕРЅСЊ левобережных батарей. Р—Р° личное мужество Рё героизм, проявленные РїСЂРё форсировании Днепра, Александру Мефодиевичу Птухину присвоено звание Героя Советского РЎРѕСЋР·Р°. РћРЅ РїРѕРіРёР± РІ РёСЋРЅРµ 1944 РіРѕРґР°. Пал смертью храбрых Анатолий Лозгачев, студент-историк, живший РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Камне Рё там поступавший РІ институт. РўСЂРё девушки-студентки - Валя Атмайкина, Манефа Старикова, РЎРѕРЅСЏ Кульгускина - ушли РЅР° фронт добровольно сандружинницами Рё РЅРµ вернулись. Остались неизвестными имена 6 героев, студентов 2-РіРѕ РєСѓСЂСЃР° пединститута. Рћ РЅРёС… рассказала жительница Рі. РќРѕРІРѕСЃРёР±РёСЂСЃРєР° ("Алтайская правда", 1969, 6 сентября), бывшая свидетельницей РёС… гибели. Рти шестеро попали РІ плен, фашисты приказали РёРј разрушить памятник Р’.Р. Ленину, стоявший РЅР° площади. Однако РЅРё РѕРґРёРЅ РЅРµ двинулся СЃ места. Всех расстреляли тут же, памятник опрокинули танком. Так РѕРЅРё Рё лежали: поверженный памятник великому вождю Рё шестеро расстрелянных студентов - четверо СЂСѓСЃСЃРєРёС…, белорус Рё казах.
Прошло много лет после военной грозы, но коллектив института помнит о своих героях и гордится ими.
Годы испытания войной показали, что социалистическая система просвещения не только выстояла, смогла подготовить массу молодых патриотов, но и поднялась на новую ступень развития. Однако лишения, которые принесла нашей стране война, еще долго давали о себе знать, осложняли многие задачи, стоявшие перед народным образованием.
Особенности развития народного хозяйства в послевоенные годы требовали изменений в работе общеобразовательной школы, а значит и в системе подготовки кадров для нее. В 1945 году в Барнаульском пединституте было три факультета: физико-математический, литературный и исторический. На эти факультеты были переведены студенты закрывшегося в 1952 году учительского института. Студентов естественно-географического факультета перевели для продолжения образования в Томск и Горно-Алтайск.
С 1952-1953-им годами связан ряд преобразований в вузе: был открыт факультет иностранных языков с немецким и английским отделениями. В 1945 году изменения в структуре института обусловливались подготовкой закона о связи школы с жизнью. Вместо специальности "физика" появилась "физика и основы производства" с 5-летним сроком обучения. Затем институт предпринял попытку готовить на физмате учителей широкого профиля - преподающих физику и математику. Однако такой выпуск оказался единственным. На историко-филологическом факультете студенты готовились к преподаванию русского языка, литературы и истории, а на иностранном изучалось два языка. Подготовка учителей широкого профиля должна была удовлетворить нужды малокомплектных сельских школ, где учителю приходится подчас вести несколько предметов.
По мере изменения структуры института увеличивалось количество и характер кафедр, состав кабинетов и лабораторий. В 1945 году было в институте 7 кафедр, в 1948 - 10: кафедра истории разделилась на кафедры истории СССРи всеобщей истории, появились кафедры иностранных языков, военной подготовки.
Рнститут возрождался, укреплялся Рё даже расширялся, благодаря прежде всего усилиям тех, кто РІ нем работал Рё учился. Понемногу закупалась мебель, студенты сами оборудовали спортзал, построили учебные мастерские, РІ которых были слесарный Рё столярный кабинеты, кабинет машиноведения, имевший несколько машин для учебных Рё хозяйственных целей. Делом первостепенной важности стало строительство РЅРѕРІРѕРіРѕ учебного РєРѕСЂРїСѓСЃР°. РќРѕ главной задачей оставалась Р±РѕСЂСЊР±Р° Р·Р° сохранение студенческого контингента Рё повышение качества подготовки специалистов.
Как отмечалось, в 1945 году в вузе осталась едва лишь половина студентов. Некоторые курсы (например, 3-й курс физико-математического факультета), вовсе прекратили свое существование, поэтому выпуски в последующие годы были малочисленными. В 1946/47 учебном году в пединституте практически не оказалось выпуска. Студенты были "потеряны" во время массовой реэвакуации: одни вернулись с родителями в родные места, другие поменяли место жительства. Многие не могли учиться вследствие материальных затруднений: война отняла родных, которые помогали им. Неуспеваемость студентов как одна из причин отсева часто была следствием слабой подготовки абитуриентов. Судя по отчетам экзаменаторов, на приемных экзаменах обнаруживались ограниченность кругозора, низкая грамотность поступающих, слабое знание ими тригонометрии, арифметики за 5-6 классы средней школы, текстов художественной литературы, неумение обращаться с приборами. Все это было горьким наследием войны, требующим устранения. Однако, несмотря на усилия педагогов по преодолению этих недостатков, отсев с 1-го курса был большим.
Особенностью формирования контингента РІ послевоенное время было то, что РІ студенческие СЂСЏРґС‹ вливались люди, опаленные РІРѕР№РЅРѕР№ Рё закаленные РІ тыловой страде. РћРЅРё имели Р·Р° плечами немалый жизненный опыт, жаждали знаний. Р’РѕС‚ РёС… имена: Рђ. Безденежных, Рў. Плахин (истфак), Рџ. Ррдниев, Р›. Грицевский, Р. Шапиро (физмат), Рђ. Быстров - Герой Советского РЎРѕСЋР·Р° (факультет естествознания), Р’. Р’РѕСЂРѕРЅРѕРІ (литфак) Рё РґСЂСѓРіРёРµ. РћРґРЅРё после окончания института, защитив кандидатские диссертации, стали преподавателями РІСѓР·РѕРІ, РґСЂСѓРіРёРµ - директорами школ, видными советскими Рё партийными работниками.
До 1952 года институт испытывал затруднения в формировании студенческого контингента, хотя работе по набору всегда придавалось особое значение: преподаватели выезжали в районы на собеседование со старшеклассниками, обращались за помощью к директорам школ, устраивали встречи студентов со старшеклассниками, дни "открытых дверей", давали информацию об институте через краевую печать и радио. Отличники педучилищ, выпускники школ, окончившие школу с медалью, принимались в первую очередь. В 1952/53 учебном году их было зачислено 24 человека, 1953/54 - 12, 1954/55 - 18, 1955/56 - 36, 1957/58 - 28 человек. В 1957/58 учебном году из 620 допущенных к экзаменам 94 имели двухлетний стаж работы в школе.
Рменно РІ 50-60-Рµ РіРѕРґС‹ институт превратился РІ подлинную кузницу педагогических кадров, каждый РіРѕРґ пополнявшей армию учителей массой молодых высококвалифицированных специалистов. Только историков РѕРЅ подготовил РІ послевоенные РіРѕРґС‹ (РґРѕ 1974) около 2 тысяч, РёР· РЅРёС… РЅР° дневном отделении учились 728, РЅР° заочном - 1246 человек. Всего Р·Р° эти РіРѕРґС‹ институт выпустил 5769 преподавателей СЃ высшим образованием (3223 - выпускники дневного Рё 2546 - заочного отделений).
За это время изменилась и структура вуза. В 1962 году были открыты на литературном и факультете иностранных языков вечерние отделения. Просуществовали они недолго - до 1967 года, однако задачу свою выполнили: школы Барнаула были полностью укомплектованы учителями литературы, русского и иностранных языков.
РЎ 1963 РіРѕРґР° начал работать факультет общественных профессий, РІ 1965 РіРѕРґСѓ открылся факультет физического воспитания. Расширение института сопровождалось увеличением числа кафедр, лабораторий, учебных кабинетов, мастерских. Стимулировал развитие института перевод его РІ число РІСѓР·РѕРІ второй категории (1966 Рі.). Новые возможности открылись перед РЅРёРј СЃ открытием учебного РєРѕСЂРїСѓСЃР° РЅР° Социалистическом проспекте, 126. Р’ 1970 РіРѕРґСѓ РІ институте функционировало 4 факультета СЃ заочными отделениями РЅР° каждом (физико-математический, историко-филологический, иностранных языков, физического воспитания), РіРґРµ осуществлялась подготовка учителей РїРѕ РІРѕСЃСЊРјРё специальностям. Работали 19 кафедр, было оборудовано более 40 учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, РґРІР° спортивных зала, актовый зал РЅР° 400 мест. Рнститут накопил библиотеку, насчитывающую десятки тысяч томов. Р’ 1966 РіРѕРґСѓ был открыт музей Р’.Р. Ленина.
По инициативе директора В.В. Клюева вопросы укомплектования института кадрами были предметом серьезного обсуждения на Совете института и кафедрах. Он считал, что растить специалистов необходимо из числа наиболее талантливых и трудолюбивых выпускников.
Ртак, институт достиг РІ своем развитии определенных результатов, однако оставалось проблемой обеспечение кафедр преподавателями высокой квалификации.
Непрекращающаяся текучесть кадров мешала становлению коллектива. Увеличение числа студентов, изменение структуры института требовали новых и новых работников. Если в 1945 году институт располагал 26 ставками, то к 1968 году число их увеличилось более чем в десять раз (262 ставки). При этом качественный рост преподавательского состава по-прежнему оставлял желать лучшего. Даже в 1968 году процент специалистов с ученой степенью по институту едва достигал четырнадцати. За 25 послевоенных лет было защищено лишь 50 кандидатских диссертаций, два сотрудника работали над докторскими и трем преподавателям - А.Д. Козлову, А.А. Худякову, Р.Г. Шлотгауэру, - не имевшим ученой степени, было присвоено звание доцентов на основании опубликованных ими научных работ.
В институте сложилась стабильная группа опытных методистов (М.Н. Целебровский, А.А. Худяков, В.В. Карасинцева и др.), много сделавших для выработки у студентов профессиональных навыков.
РЎРІРѕСЋ роль РІ улучшении качественного состава преподавательского коллектива сыграла введенная РІ 1956 РіРѕРґСѓ конкурсная система замещения штатных Рё вакантных должностей. Первой была избрана РїРѕ РєРѕРЅРєСѓСЂСЃСѓ РЅР° должность заведующей кафедрой педагогики Р .Рњ. Поликанова. Стали широко применяться открытые занятия Рё взаимопосещения. Вводились коллоквиумы РїРѕ наиболее трудным темам. Традиционной стала комплексная проверка работы кафедр. Местные партийные органы Рё Министерство просвещения РСФСРтакже контролировали работу института. Р’СЃРµ это повлияло РЅР° повышение качества подготовки будущих учителей средней школы. Коллективные усилия кафедр, деканатов, общественных организаций привели РІ конечном итоге Рє тому, что выпускники института РІ подавляющем большинстве стали хорошими специалистами. РўСЂСѓРґ РјРЅРѕРіРёС… выпускников 50-60-С… РіРѕРґРѕРІ получил высокую оценку органов народного образования, партийных Рё советских органов. Значительное число окончивших РІ эти РіРѕРґС‹ институт награждены значком "Отличник народного просвещения РСФСР", РјРЅРѕРіРёРµ удостоены звания "Заслуженный учитель школы РСФСР" (Р’.Рђ. Гусева, Рљ.Рњ. Буханова, Рќ.РЎ. Козлов, Рќ.Рђ. Уженцева Рё РґСЂ.). Выпускнице физико-математического факультета Рў.Р“. Митьковской присвоено звание Героя Социалистического РўСЂСѓРґР°. Учительница СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ языка Рё литературы школы В© 40 Рі. Барнаула Р .РЎ. Овсиевская удостоена звания "Народный учитель школы РЎРЎРЎР ", более 4000 выпускников награждены орденами Рё медалями РЎРЎРЎР . Немало выпускников 50-60-С… РіРѕРґРѕРІ было выдвинуто РЅР° руководящую работу РІ партийные, советские, комсомольские органы, органы народного образования (Р’.Рќ. Гончаров, Рђ.Р’. Кочетов, Р’.Рђ. Кудашев, Р›.Рљ. Петрик, Рќ.Р“. Устенко, Р’.Р“. Козлов, Р’.Р. Неверов, Р’.Рџ. Астафьева, Рђ.Р‘. Варнавских Рё РґСЂ.). Десятки бывших студентов пединститута, защитив кандидатские диссертации, стали научными работниками (Рђ.Р’. Бобров, Рќ.Рђ. Бочагов, РЎ.РЎ. Былков, Р›.Р•. Боброва, Р›.Рќ. Зевакина, Рџ.Р. Рващенко, Рђ.Р. Лизина, Р®.РЎ. Левашов, Р’.Р. Неверов, Рџ.Рў. Николаенко, РЎ.РЇ. Пахаев, Р›.Рљ. Петрик, Рђ.Р. Плотникова, Рђ.Рџ. Синицын, Рџ.Рњ. Субботин, Рќ.Рў. Молчанов, Р’.РЎ. Кузьмичев Рё РґСЂ.). Выпускники института Рџ.Рџ. Костенков Рё Рђ.Рџ. Уманский защитили докторские диссертации, Рџ.Р. Ррдниев Рё Рњ.Р . Львов избраны членами-корреспондентами РђРџРќ.
Рљ концу 60-С… РіРѕРґРѕРІ РІ институте, которым СЂСѓРєРѕРІРѕРґРёР» Рџ.Р. Рващенко, наконец сложились условия для более эффективной научной работы. Коллектив вырос Рё количественно Рё качественно, состав кафедр РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј стабилизировался, РІ научную работу включилось РјРЅРѕРіРѕ новых специалистов, перегрузка РёС… учебными поручениями была ликвидирована.
РЎ 1973 РіРѕРґР° институт возглавил Р’.Рќ. Гончаров, проработавший РЅР° этом посту четверть века. Рменно РІ 70-80-Рµ РіРѕРґС‹ БГПРокреп, приобрел основные черты высшего учебного заведения. РЎ 1980 Рі. РІ институте действует факультет переподготовки Рё повышения квалификации руководителей народного образования. РќР° РјРЅРѕРіРёС… факультетах открыты оснащенные современным оборудованием лаборатории, методические Рё типовые школьные кабинеты. Р’ учебный процесс внедрены новейшие технические средства обучения. Благодаря усилиям коллектива, РІСѓР· значительно укрепил СЃРІРѕСЋ материальную базу: РІ распоряжении преподавателей Рё студентов три больших учебно-лабораторных РєРѕСЂРїСѓСЃР°, пять студенческих общежитий, столовые, библиотека, несколько читальных Рё спортивных залов, издательство, санаторий-профилакторий, спортивно-оздоровительный лагерь РЅР° берегу РћР±Рё. Научно-исследовательская Рё научно-методическая работа коллектива тесно связаны СЃ потребностями народного образования края, региона Рё страны. Р—Р° достигнутые успехи РІ подготовке кадров для народного образования Барнаульский государственный педагогический институт РІ 1983 Рі. был награжден орденом РўСЂСѓРґРѕРІРѕРіРѕ Красного Знамени. Накануне пятидесятилетнего юбилея РІСѓР· был аттестован государственной комиссией. РќР° основании всестороннего ознакомления СЃ опытом работы института, отзывов комитета образования администрации Алтайского края РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ Министерства образования сочла целесообразным преобразовать его РІ педагогический университет (декабрь 1993 Рі.).
К очередному 65-летнему юбилею Барнаульский государственный педагогический университет подошел в непростое для страны и системы образования время. Знаменательным было и то, что последние 5 лет наш вуз функционировал в новом качестве, и это время было своеобразным испытанием для всего коллектива. В год очередного юбилея можно констатировать, что его мы выдержали с честью, о чем свидетельствуют успешная аттестация в декабре 1997 года и аккредитация в октябре 1998 года. За эти годы в историю нашего педуниверситета вписано немало ярких страниц и новых достижений в деле подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, развития системы высшего образования и науки.
Р’ настоящее время университет представляет СЃРѕР±РѕР№ учебно-научно-педагогический комплекс, имеющий РІ своем составе 8 факультетов, 3 структурных подразделения РЅР° правах факультета, РќРРпроблем управления образованием, РќРРсоциально-экономических проблем образования, институт информатизации образования, 6 учебных научно-исследовательских лабораторий, центр подготовки менеджеров образования, центр дополнительного образования, библиотеку, издательство Рё РґСЂСѓРіРёРµ административно-хозяйственные подразделения. РџСЂРё университете работают краевой педагогический лицей, санаторий-профилакторий. Р’ состав учебно-научно-педагогического комплекса РЅР° ассоциативной РѕСЃРЅРѕРІРµ РІС…РѕРґСЏС‚ Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования, Барнаульский высший педагогический лицей, Славгородское педагогическое училище, 15 школ РіРѕСЂРѕРґР° Рё края. Число обучающихся РІ университете, включая РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ, послевузовское Рё дополнительное образование РїРѕ очной, заочной Рё очно-заочной формам обучения, составляет 7701 человек.
Университет осуществляет образовательную деятельность по 4 направлениям и 11 специальностям основного высшего образования, 9 научным специальностям послевузовского образования и по 2 специальностям дополнительного профессионального образования. Подготовка специалистов высшей квалификации (докторантура) ведется по одной специальности.
В содержании образовательной деятельности университета, в структуре специальностей профессионального образования за последние 5 лет произошли изменения, отражающие основные направления реформирования высшего профессионального образования и общеобразовательной школы, потребности региона в педагогических кадрах. Дополнительно открыто 5 новых специальностей, расширена аспирантура (число научных специальностей увеличилось до 9), открыта докторантура. Непрерывная ступенчатая подготовка по ряду специальностей высшего профессионального образования в системе "педколледж (педучилище)-университет" по сквозным образовательно-профессиональным программам позволяет сократить затраты и сроки подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием.
Образовательный процесс осуществляется высококвалифицированными специалистами РІ составе 622 преподавателей. РР· РЅРёС… докторов наук Рё профессоров - 38, кандидатов наук Рё доцентов - 232, что составляет 48,6% РѕС‚ числа физических лиц. Достижения университета неразрывно связаны СЃ именами его ветеранов: Р‘.Р. Беликова, Р•.РЇ. Болговой, Рђ.Р”. Козлова, Рќ.РЇ. Костанде, Р›.РЎ. Ларичевой, Рќ.Рў. Молчанова, Р .Рњ. Поликановой, Р’.РЇ. Ситникова, Рџ.Рњ. Субботина, Рџ.Рђ. Третьякова. РЎ 1948 РіРѕРґР° трудится Р“.Р’. Жигулин, более 40 лет проработали Рђ.Рџ. Ореховская, Р”.Р’. Клушин, Рђ.Рџ. Уманский, Р—.РЎ. РРѕРЅРёРЅР°, Рџ.Рџ. РљРѕРЅРґСЂСѓСЃРѕРІР°, Р .Рђ. Р’РѕСЂРѕРЅРѕРІР°, Р›.Рђ. РљСѓРєСЃ, Р•.Р¤. РЁРёСЂРѕРєРѕРІР°, РјРЅРѕРіРѕ лет трудятся Р’.Рќ. Гончаров, Рњ.Р. РЎРѕСЂРѕРєРёРЅ, Р.Рњ. Шапиро, Рќ.Р•. Тютькина, Р›.Р. РЎРёРґРѕСЂРѕРІ, Р‘.Рќ. РўСЂСѓС…РёРЅ, Рќ.Р’. Ефремова, Рў.Р“. Батенева, Р›.РЎ. Толкунова, Р’.Рќ. Воробьев, Р‘.Р”. Пайсон, Р.Р. Харыбин, Рђ.Рљ. Чикильдик, Рќ.Рќ. Панькова, Р.Р”. Савенко, Р›.Р’. Соловьева, Р•.Рђ. Фомин, Р .Р“. Насонов, Р’.Рњ. Кондратенко, Р“.Рњ. Р—РёРјРёРЅР°, Рљ.Р. Р–СѓРєРѕРІР°, Рџ.Рџ. Костенков. Р’ университете сформировался коллектив единомышленников, которому РїРѕ плечу решение самых сложных современных проблем. Рто проректоры: Р®.Р“. Р’РѕСЂРѕРІ, Р“.Рђ. Калачев, Р›.Рњ. Растова, Р’.РЎ. Сабельникова, Рџ.Рљ. Одинцов, Р’.Р. Драничников; деканы: Р.Р•. Курлянд, Р.Рџ. РҐРѕРјРёС‡, РЎ.РЇ. Ромашина, Р›.Рђ. Одинцова, Р’.Р. Евтеев, Р.Р•. Сазонов, Рњ.Рђ. Демин, Рў.Рќ. Слибченко, Р’.Рђ. Рсаков, Р›.Рђ. Никитина; заведующие кафедрами: Р›.Рђ. Козлова, Рћ.Р’. РўСЂСѓРЅРѕРІР°, Р“.Рџ. Козубовская, Р“.Р”. Косых, Рћ.Рњ. Краснорядцева, Р’.Рђ. Рассыпнов, Р®.Рђ. Моторинский, Рњ.Р”. Петропавловский, Рќ.Рњ. Певин, Рђ.Р’. Овчаров, Рђ.Рђ. Шаповалов, Р.Рљ. Шалаев, РЎ.Рњ. Будкеев, Р’.Рќ. Филиппов, Р’.Р. Матис, Р›.Р. Цибирова, Рќ.Р“. Руденко, Р•.Р. Денискина, Рџ.Рђ. Шептенко, Рќ.РЎ. Козлов, РЎ.Р. Мануйлов Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ. Ежегодно растет число молодых квалифицированных преподавателей.
За 1993-1998 годы преподавателями университета защищено 10 докторских и 51 кандидатская диссертации. В составе преподавателей вуза 7 академиков, 10 членов-корреспондентов различных академий, 1 заслуженный деятель науки РФ, 1 заслуженный работник высшей школы РФ, 6 заслуженных учителей РФ, 1 заслуженный работник культуры РФ, 2 заслуженных деятеля искусств РФ, 2 почетных работника высшего профессионального образования РФ.
Университет является крупным научным центром Сибири в области образования. На его базе в 1996 году создано Сибирское отделение Международной академии наук педагогического образования, объединившее 8 коллективных членов отделения, среди которых все педагогические вузы Западной Сибири.
В университете сформировались известные научные школы в области педагогики, истории, филологии, физики твердого тела. Развиваются исследования, вошедшие в федеральные и региональные научно-исследовательские программы. За пять лет учеными вуза получено 7 патентов и 10 грантов.
В аспирантуре университета обучается 82 человека, в докторантуре 5 человек, на должности старших научных сотрудников работают 3 человека.
В БГПУ действует докторский диссертационный совет по общей педагогике, открыты кандидатские советы по германским языкам и психологии. За последние 5 лет преподавателями университета изданы: 31 монография, 134 учебника и учебных пособия, 55 сборников научных трудов. На базе университета проведено 24 Всероссийских и международных научных конференций.
Укрепляются наши международные связи. Вновь начал действовать договор о сотрудничестве со Швейцарией (фонд "Сибирь-Швейцария"). Факультеты иностранных языков и исторический участвуют в реализации планов по линии Совета Европы, активно развиваются наши отношения с университетами Вильгельма (Мюнстер, ФРГ), Виадрина (Франкфурт-на-Одере, ФРГ), Северной Аризоны (Флэгстав, США), Земельным институтом повышения квалификации и переподготовки учителей (Земля Северный Рейн-Вестфалия, Зост, ФРГ), Уэйн-колледжем (США). Просматриваются перспективы сотрудничества филологического факультета с университетом г. Констанц (ФРГ).
Нормальное функционирование БГПУ обеспечивают многочисленные службы Рё подразделения, РіРґРµ трудятся высокопрофессиональные, добросовестные специалисты. Рто отдел кадров, бухгалтерия, планово-финансовый отдел, издательство, библиотека, административно-хозяйственная часть, отдел капитального строительства, здравпункт.
Потенциал нашего университета позволяет обеспечить качественную подготовку специалистов по всем профессиональным образовательным программам системы высшего профессионального, дополнительного, послевузовского образования и динамичное, поступательное развитие вуза в целом.
В.М. Лопаткин,
ректор БГПУ, профессор,
академик МАНПО
Содержание