Кузница педагогических кадров
на юге Кузбасса

 

В 1939 г. в жизни Кузбасса произошло важное событие: 1 сентября в городе Новокузнецке (тогда он назывался Сталинск) начал работать двухгодичный учительский институт, организованный на базе педагогического училища. Его создание диктовалось быстрым ростом населения Западной Сибири и низким образовательным уровнем педагогических кадров этого региона. Так, в октябре 1939 года бюро Новосибирского обкома ВКП(б) (с 1937 г. по 1943 г. Кузбасс входил в состав Новосибирской области) отметило, что из 21065 учителей области 9409 не имели даже законченного среднего образования, а за 1937-38 гг. в школы области было направлено свыше 5 тысяч учителей, прошедших только краткосрочные курсы. Было ясно, что существующая сеть педагогических учебных заведений не обеспечивала растущих потребностей школ в педагогических кадрах.

В 1939 году педагогическую деятельность в институте начали М.В. Васильева, Н.А. Малкова, С.А. Меделян, А.А. Мытарев (его дочь, кандидат наук, доцент, и сейчас успешно работает на естественно-географическом факультете и пользуется любовью и большим уважением студентов), В.П. Панов, В.А. Суворова, Н.П. Шемякин и другие. Основной костяк педагогического коллектива составили преподаватели, перешедшие из педучилища. В то время среди них не было ни одного кандидата наук.

После первых вступительных экзаменов на 2-й курс четырех факультетов (физико-математический, естественно-географический, русского языка и литературы, исторический) было принято 260 человек. Многие из студентов уже имели 3-6-летний стаж работы в школе.

В 1941 году состоялся первый выпуск учителей. Среди первых выпускников были: Александра Федоровна Шабурова, Анна Глебовна Максимова, Анастасия Ивановна Артемьева, Петр Иванович Синицын. Последний, в дальнейшем защитив кандидатскую диссертацию, работал проректором НГПИ и заведующим областного отдела народного образования.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в работу института. Первый выпуск в 1941 году - 83 человека - почти полностью ушел на фронт. Многие из выпускников пали смертью храбрых на полях сражений.

В годы войны партийная организация, весь коллектив института жил под девизом: "Все для фронта - все для победы!" Проводился сбор теплых вещей для Красной Армии, действовали студенческие боевая и санитарная дружины. Несмотря

на то, что учебное здание института и общежитие были заняты под военные госпитали, институт продолжал работать. Занятия проводились в трех зданиях барачного типа, в три смены. Появились и свои первые кандидаты наук - Н.А. Бессонов (1941), М.В. Васильева (1943).

5 августа 1944 года учительский институт был преобразован в Новокузнецкий государственный педагогический институт. Исполком Кемеровского областного Совета депутатов трудящихся обязал торгующие организации выделить институту 50 лампочек и особо нуждающимся педагогам - ордера на верхнюю одежду и обувь.

Вначале в институте было только два факультета: физико-математический, русского языка и литературы. В послевоенные годы были открыты факультеты: исторический, естественно-географический, иностранных языков.

В 1959 году в числе четырех в СССР был открыт индустриально-педагогический факультет, в 1977 году - факультет физического воспитания, в 1982 - факультет педагогики и методики начального обучения, в 1993 - факультет дошкольной педагогии и психологии.

Сейчас в институте обучается около 5,5 тысячи студентов, в том числе около 4 тысяч на дневном отделении. За время своего существования пединститут подготовил около 30 тысяч специалистов для системы образования Кемеровской области и России.

Институт готовит учителей школ и преподавателей средних специальных учебных заведений по 16 специальностям на факультетах: естественно-географическом, иностранных языков, русского языка и литературы, физико-математическом, технолого-экономическом, физического воспитания, педагогики и методики начального обучения, дошкольной педагогики и психологии.

В настоящее время в институте работают свыше 370 преподавателей, среди них 160 имеют ученые звания и степени. За последние годы произошел значительный рост качественного состава кадрового потенциала нашего института. Если в 1990 году в вузе было всего 2 доктора наук, профессора, то в настоящее время их уже 10, причем все свои, "доморощенные", в хорошем смысле этого слова. Это - Вершинина Г.Б., Гринченко А.А., Кошелев А.Е., Неверов В.В., Невская И.А., Ростовцев А.Н., Суржиков В.Д., Тивяков С.Д., Шалавина Т.И., Шенцова И.В. Кроме того, несколько академиков и членов-корреспондентов различных академий, в том числе и международных, работают у нас совместителями. Это - Казин Э.М., Леонтьев В.Г., Поляков В.А., Сенько Ю.В., Симоненко В.Д., Чистякова С.Н. и другие.

Целый ряд преподавателей активно работает над докторскими диссертациями, стало доброй традицией проводить защиты докторских ежегодно. Так, в прошлом году было защищено две, в этом планируем не менее трех, но реально надеемся на пять.

Рост числа защит кандидатских и докторских диссертаций (в прошлом году их было 15) мы связываем с открытием в 1995 году аспирантуры (начальник отдела Кундозерова Л.И. уже подготовила к защите собственную докторскую диссертацию). Уже состоялись первые защиты собственных аспирантов и соискателей (6 кандидатских диссертаций). На сегодняшний день аспирантура функционирует по шести направлениям, на которых обучается более 40 аспирантов и соискателей. Создание аспирантуры привело к росту авторитета вуза в регионе.

На сегодняшний день в НГПИ функционируют научные школы Российского и мирового уровня, это такие, как "физики твердого тела" (руководитель профессор Неверов В.В.), "методики русского языка" (руководитель профессор Вершинина Г.Б.), "тюркологии" (руководитель профессор Невская И.А.), "технологические базовые школы" (руководитель профессор Ростовцев А.Н.), "педагогики" (руководитель профессор Шалавина Т.И.), "регионального компонента в образовании" (руководитель профессор Тивяков С.Д). и другие. В институте на сегодняшний день функционирует семь проблемных лабораторий, филиал ИОСО РАО, созданы два учебных филиала в г. Ленинске-Кузнецком и г. Кемерово и готовятся в ближайшее время пройти лицензирование.

Значительный шаг сделан и в сфере внедрения вычислительной техники. Еще совсем недавно верхом совершенства были компьютеры "Ямаха", а теперь это уже прошлое: число экранов IBM техники перевалило за сотню. Кафедра информатики и вычислительной техники сегодня одна из самых динамичных и молодых в вузе. В наших проектах - открытие в НГПИ аспирантуры по методике информатики, открытие Совета по защите кандидатских диссертаций. Из ректоров, возглавлявших в разные годы НГПИ, наибольший след оставили: Р.Л. Яворский, построивший несколько общежитий и учебный корпус факультета физической культуры, и Н.Н. Чистяков, создавший в НГПИ школу по профессиональному самоопределению.

Выпускники института работают учителями и руководителями школ, преподавателями учебных заведений, в районных, городских и областных органах народного образования, возглавляют кафедры и факультеты в ряде вузов России. Из общего числа деканов и заведующих кафедрами НГПИ - две трети его выпускники.

В семи учебных корпусах института разместились лекционные аудитории, учебные н научные лаборатории, кабинеты, спортивные залы, библиотека и ее филиалы. Книжный фонд институтской библиотеки около 330 тыс. экземпляров.

Коллектив преподавателей, сотрудников и студентов Новокузнецкого государственного педагогического института настойчиво совершенствует работу по подготовке высококвалифицированных учителей для системы образования России.

 

С.М. Редлих,

ректор НГПИ,

член-корреспондент МАНПО


Содержание