Бийскому государственному
педагогическому институту - 60 лет!

 

Бийский государственный педагогический институт был организован на базе учительского института, начавшего свою работу в 1939 году.

Наших выпускников можно встретить не только в городах и селах Алтая, но и - без преувеличения - по всей России: они трудятся в школах, техникумах, вузах, в органах управления, правопорядка, культуры, на производстве, служат в рядах вооруженных сил... Они стали уважаемыми высококлассными специалистами, учеными, артистами, художниками, писателями... Около 30 тысяч педагогических работников подготовил БиГПИ за годы своего существования!

Сегодня у нас 10 факультетов, факультет довузовской подготовки, факультет дополнительных профессий, 5 отделов (учебный, научный, ТСО, ЭВТ, кадров, воспитательный), аспирантура, научно-издательский центр, 27 кафедр.

Среди появившихся сравнительно недавно специальностей - изобразительное искусство (1990 г.); музыка (1991 г.); география и биология (1992 г.); практическая психология (1993 г.). Введены новые дополнительные специальности и специализации: история (1989 г.), иностранный язык, декоративно-прикладное искусство, менеджер образования (1993 г.). Новую жизнь получили факультеты естественно-географический, художественно-графический, музыкально-педагогический, психологический.

В учебно-воспитательной работе реализуются следующие приоритетные направления:

- создание условий для перехода на многоступенчатую систему подготовки педагогических кадров;

- внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий, эффективное использование ЭВТ;

- перестройка преподавания социально-экономических, психолого-педагогических дисциплин на основе меж- и внутридисциплинарной интеграции и использования способностей студентов;

- развитие материально-технической базы подготовки педкадров.

Перечисленные направления конкретизируются применительно к каждой специальности и кафедре на основе высокого уровня профессиональной подготовки специалиста сферы образования. Особое внимание при этом уделяется подготовке выпускников, способных эффективно трудиться в сельской малокомплектной школе (общеобразовательные учреждения этого типа составляют в системе образования края около 60%).

В последние годы в институте ведется активная работа по переходу на многоступенчатую схему подготовки специалистов. В частности, разработаны и прошли апробацию в Российском педуниверситете учебные планы многоступенчатой подготовки по специальности "Музыка" и "Изобразительное искусство" со специализацией "Декоративно-прикладное искусство". Подготовка предусматривает двухступенчатую схему по сопряженному с педколледжем учебному плану. На факультетах начальных классов, музыкально-педагогическом, технологии и экономики разработаны учебные планы и программы двухступенчатой подготовки учителей для общеобразовательных школ по схеме "педколледж-педвуз" (4+3 года обучения).

Кафедры ведут активную работу по приведению содержания образования в соответствие с требованиями общегосударственных образовательно-профессиональных стандартов. Изучаемые дисциплины наполняются новым содержанием на основе использования современных достижений науки и педагогической практики.

Обновлено содержание образования будущих педагогов, введены новые лекционные и практические курсы (в том числе по выбору): по педагогике, психологии, психодиагностике, экологии и охране природы, отечественной и мировой художественной культуре, культурологии, истории Отечества, социологии, религиоведению и истории религии, междисциплинарные (итогово-прогностического характера по проблемам мирового развития); есть и совершенно нестандартные - эниология, параномальная проблематика. Эти курсы способствуют формированию знаний мировоззренческого, методологического, логико-гносеологического характера.

Для чтения спецкурсов привлекаются ученые из других вузов и научных центров. За последние 5 лет с лекциями перед студентами и преподавателями выступили известные педагоги, психологи, философы, мастера педагогического труда: академики В.В. Краевский, Б.С. Гершунский, А.А. Корольков, В.А. Сластенин; профессор И.В. Дубровина, член Союза писателей, профессор ГАГУ С.С. Каташ и другие.

Главное внимание уделяется гуманистическим тенденциям развития мира, анализу мирового и отечественного опыта в решении социальных проблем в условиях распространения рыночного хозяйства, принципам устойчивого развития и его модификациям в моделях национальных экономик.

Подготовлен ряд учебных программ и учебно-методических пособий этико-экологического, культурологического, эстетического направлений.

С открытием музыкально-педагогического и художественно-графического факультетов БиГПИ стал центром эстетического воспитания молодежи города и региона. Своеобразие подготовки на этих факультетах - в сочетании профессионализма исполнителя с квалификацией преподавателя.

В методике преподавания коллектив БиГПИ придерживается принципов гуманистической педагогики, интенсификации самоутверждения студента и творческих проявлений его личности.

Ректорат БиГПИ, профсоюзная организация вуза поддерживают авторитет студента-труженика. В институте ежегодно проводятся слеты отличников, конкурсы педагогического мастерства, студенческие олимпиады с выездом на межвузовские туры, недели кафедр, встречи студенческих землячеств.

Среди наших студентов есть лауреаты и дипломанты межвузовских конкурсов, Всероссийского конкурса "Студент и научно-технический прогресс" (зона Западной Сибири). Победы команды естественно-географического факультета на конкурсах и олимпиадах в Барнауле и Новосибирске привели к признанию качества экологической подготовки наших студентов.

Более 20 лет наши спортсмены подтверждают, что БиГПИ стал базой подготовки спортсменов высокой квалификации. У нас есть чемпионы мира, олимпиад, спартакиад и турниров Российского и регионального масштабов.

Внедрение и использование ЭВТ и ТСО в учебном процессе проводятся в БиГПИ по специальной программе (кафедры информатики и новых информационных технологий, отдел ИВТ).

Специалисты кафедры информатики разработали авторские программы для спецсеминаров, спецпрактикумов, спецкурсов на художественно-графическом (спецпрактикум по художественной графике), психологическом, физико-математическом, филологическом и других факультетах. В соответствии с учебными планами на всех факультетах изучается курс "Современные технические средства обучения и вычислительная техника". Более широко используются методы и средства информатики в изучении специальных дисциплин. Наиболее активно эта работа ведется на физико-математическом, технолого-экономическом, психологическом и художественно-графическом факультетах. Отдел ЭВТ располагает 160 персональными ЭВМ японского, американского и отечественного производства. В институте оборудовано 5 компьютерных аудиторий. Систематическую работу кафедра информатики и отдел ЭВТ проводят со школьниками г. Бийска и сельских районов. При отделе ЭВТ с 1991 г. работает экспериментальная молодежная компьютерная лаборатория. Призовые места в краевой олимпиаде школьников по информатике - показатель серьезной работы лаборатории по оказанию методической помощи школам в развитии компьютерного образования.

В учебном процессе используются 3 кабинета ТСО, 3 лингафонных кабинета. Кафедры института осваивают и применяют в учебном процессе видеотехнику. Информационное обеспечение образовательного процесса в вузе является не только определяющим, но и самым трудным, наименее проработанным с научно-методической и организационно-финансовой сторон.

Речь, в первую очередь, идет об использовании компьютерных технологий в дистанционном обучении. С 1994 года институт подключен к "Интернету", и каждый желающий (аспиранты, докторанты, студенты, преподаватели) использует международную компьютерную сеть для своих научных интересов. Думаю, что наше желание встречаться со студентами-заочниками через систему "Интернет", обучая их по специальным дисциплинам, сбудется. Первый успех уже есть. Руководство г. Белокурихи, с которым мы сотрудничаем в рамках центра регионального образования, предпринимает активные усилия для внедрения этой технологии. Надеемся, что в недалеком будущем БиГПИ станет опорным узлом объединенной сети системы образования в нашем регионе.

Информационное обеспечение представляет собой процесс удовлетворения информационных потребностей студентов. С этой целью мы активно пополняем фонд видеозаписей лекциями, консультациями, видеообзорами ведущих ученых нашего вуза и вузов других территорий. Создание видеоклассов на факультетах - реальное воплощение программы дистанционного образования.

Считаю, что дистанционное обучение может коренным образом изменить положение на рынке образовательных услуг. Новые системы обучения помогут нам увеличить количество студентов; организовать студенческие группы для удаленного обучения; проводить видеосеминары, конференции, брифинги по различной тематике; "присутствовать" на лекциях в ведущих университетах США и Европы; забыть о проблеме некачественной записи лекций студентами; проводить полноценные консультативные занятия независимо от местонахождения преподавателей и студентов; сократить временные затраты преподавателей на обслуживание учебной техники во время занятий; использовать накопленный опыт; решать множество повседневных проблем, негативно влияющих на качество обучения.

Не будем забывать и о коммерческой стороне вопроса: открываются широкие возможности для получения постоянных доходов.

В институте в 1994 г. создан Методический центр педагогических практик. Целевая программа, разработанная центром, рассматривает педагогическую практику в рамках целостного учебно-воспитательного процесса. Принципиальные изменения внесены в содержание, формы и сроки педпрактики. Так, педагогическая практика проводится в образовательных учреждениях различных типов: в сельских и городских школах, СПТУ, детских домах, УПК, детских садах, лицее, гимназии и др.

Педагогическая практика предвыпускного и выпускного курсов проводится в 30-32 школах города и 22-27 сельских школах края. При ее организации задействованы не только общеобразовательные школы и классы, но и инновационные учебные заведения: лицей, гимназия, педагогические классы, классы с углубленным изучением школьных дисциплин.

Перед прохождением летней практики проводятся теоретические занятия по подготовке студентов к работе в летних оздоровительных лагерях в объеме 20 часов и двух- или трехдневный семинар, в котором участвуют преподаватели кафедр педагогики, музыки, ИЗО, физвоспитания, общего естествознания.

Методический центр педагогических практик, кафедры психолого-педагогического цикла осуществляют переработку программ по педпрактике с учетом изменений в системе образования.

В течение 5 лет функционирует хозрасчетный факультет довузовской подготовки учащейся молодежи. Основными формами его работы являются подготовительные курсы (вечерние и заочные), педагогические классы, специализированные классы и школы (педагогические лицеи). Подготовительные курсы продолжительностью в 3 месяца рассчитаны для обучения без отрыва от производства, одно- и двухгодичные курсы обеспечивают подготовку городской и сельской молодежи с консультационными сессиями в период школьных каникул. Вечерние курсы продолжительностью 6 месяцев предназначены для городской молодежи.

За 5 лет довузовскую подготовку прошли более 5 тысяч слушателей. Это обеспечивает стабильно ежегодное формирование контингента студентов, ориентированных уже с первого года обучения на избранную педагогическую профессию. Конкурс в 1993 году составлял от 1,3 до 5,6 человек на место; в 1998 году в среднем - 2,4 человек на место (от 1,2 до 4,3 по факультетам).

Осуществляемый отбор и организация учебного процесса позволяют поддерживать высокий уровень подготовки и успеваемости. Так, в 1996-1997 учебном году качество успеваемости (хорошо - отлично) составило 46%; в 1997-1998 - 50%. Результаты государственных экзаменов показывают высокий уровень теоретических знаний наших выпускников, последние годы он держится на уровне 59-64%. С 1994 года 390 студентов получили дипломы с отличием. Как правило, около 30% выпускников защищают дипломные работы. Их темы связаны с хоздоговорными исследованиями, научно-методической работой, имеют выход в школьную практику. В 1998 году было подготовлено 328 дипломных работ.

В 1996 году выпуск специалистов в нашем вузе составил 801 человек (из них в систему образования было направлено 478). В 1997 году выпущено 773 человека (в учреждения системы образования направлено 325), в 1998 - выпущено 816 человек (в учреждения системы образования направлено 640 человек).

Основа успехов - кадровый состав преподавателей и сотрудников БиГПИ. Сегодня в нашем вузе работают 370 преподавателей. Из них 30 докторов наук и профессоров; 126 кандидатов наук и доцентов. "Остепененность" специалистов составляет сегодня 52%. Среди тех, кто несет знания нашим студентам, действительные члены Российской Академии образования, Международной Академии наук педагогического образования, Международной Академии полярных исследований, Международной Академии экологии и безопасности жизнедеятельности, ведущие специалисты университетов Москвы, Новосибирска, Челябинска, Томска, Барнаула, Кемерово. В нашем преподавательском коллективе 5 заслуженных работников культуры РФ, 5 членов Союза художников РФ, заслуженные учителя РФ. Свыше 40 человек имеют звание "Отличник народного просвещения".

С 1994 года в БиГПИ действует аспирантура. Она готовит специалистов по 13 специальностям: общая педагогика, общая психология, коррекционная психология, педагогическая психология, отечественная история, теория искусства, история философии, русский язык, экономика и управление производством, физика магнитных явлений, физиология человека и животных, растениеводство, этнография, этнология, антропология. Готовится открытие аспирантуры по общему языкознанию. Сейчас общее число аспирантов составляет 64 человека, соискателей - 27.

Научно-исследовательская работа в БиГПИ направлена на решение проблем современного образования. В институте разработана оригинальная и эффективная система НИР, основанная на переносе традиционной системы внешнего контроля на самоконтроль и самоуправление, позволившая расширить свободу выбора преподавателей направлений и форм исследовательской работы, реализации их научных интересов, что, в свою очередь, существенно повысило ответственность за результаты своей научно-исследовательской деятельности.

В БиГПИ сложилась двухуровневая система организации научно-исследовательской работы. Первый уровень составляют 18 научно-исследовательских лабораторий, возглавляемых докторами наук и профессорами, второй - кафедры института, научная работа которых курируется этими лабораториями.

Одно из основных направлений исследований в БиГПИ составляет психолого-педагогическая тематика (поддерживается связь с зарубежными университетами - Магдебурга, Барселоны; структурами РАО).

Только в последние годы научно-издательским центром БиГПИ изданы десятки монографий, сборников научных трудов, учебных пособий, методических рекомендаций, материалов конференций... Общий объем - более 1000 печатных листов!

Особенно можно отметить такие труды, как "История философии" (В.А. Салин), "Техническое творчество учащихся сельской школы" (С.М. Жарков), "История Отечества" (коллектив авторов), "Актуальные проблемы изучения политической культуры молодежи" (коллектив авторов), "Математическое обеспечение психологических исследований" (В.П. Герасимов), "Опыты филологического анализа текста" (В.П. Никишаева), "Воспроизводство регионального общественного продукта" (П.М. Килин) и др.

Залог дальнейшего успешного развития науки и научного обеспечения учебного процесса - плодотворная деятельность наших ученых. В коллективе БиГПИ трудится немало авторитетных специалистов, хорошо известных не только в регионе, но и в стране. Назовем хотя бы некоторых: крупный специалист по растениеводству и мелиорации, доктор наук, профессор Виктор Маркович Важов; доктор наук, профессор, член-корреспондент Академии естествознания РФ Нурия Комалтдиновна Гайнанова; исследователь проблем сельской малокомплектной школы, действительный член Международной Академии наук педагогического образования, профессор Сергей Маркисович Жарков; доктор филологических наук, профессор ГАГУ, тюрколог, имеющий международную известность, заслуженный работник культуры РФ Сергей Сергеевич Каташ; доктор экономических наук, профессор, инициатор введения в институте новой специальности "Технология и предпринимательство" Петр Мартемьянович Килин; доктор философских наук, академик РАО, член Союза писателей России Александр Аркадьевич Корольков; доктор физико-математических наук, профессор, специалист по физике магнитных явлений, работы которого известны за рубежом, Николай Александрович Манаков; доктор педагогических наук, профессор БГПУ, научный руководитель аспирантов-педагогов Александр Николаевич Орлов; профессор, специалист по ветеринарии с большим практическим опытом Зинаида Алексеевна Панина; профессор, теоретик искусства, живописец и график, член Союза художников России Гаврил Иванович Прибытков; доктор технических наук, профессор, изобретатель Владимир Васильевич Харченко; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель школы РФ, специалист по психологии управления Иван Кириллович Шалаев; доктор исторических наук, профессор Надежда Федоровна Иванцова; профессор, специалист по истории философии Владимир Артемьевич Салин; доктор географических наук, профессор, геоморфолог и биолог с большим практическим опытом Виталий Петрович Чеха; доктор медицинских наук, профессор, действительный член Международной Академии экологии и безопасности жизнедеятельности Виктор Захарович Капранов.

С нами сотрудничают ученые ведущих вузов России и Сибири: профессор, доктор психологических наук И.В. Дубровина; профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО Г.В. Залевский; доктора наук, профессоры ГАГУ Н.С. Модоров, А.П. Беликова; доктор психологических наук, профессор О.К. Агавелян и другие.

К началу восьмидесятых в БиГПИ не было ни одного профессора. Теперь же их у нас - около 30!

Учитель продолжается в своих учениках. Среди студентов института немало замечательных тружеников, способных исследователей. Это: студентка факультета психологии Е.А. Канабейская (стипендия им. С.Л. Рубинштейна), Н.Н. Беспалова - студентка естественно-географического факультета (стипендия им. Б.Ф. Белышева), Т.Я. Комольцева - студентка факультета учителей начальных классов (стипендия им. К.Д. Ушинского), студент филологического факультета И.В. Карташов (стипендия им. В.М. Шукшина), А.В. Поткин - студент физико-математического факультета (стипендия администрации г. Бийска).

Бийский педагогический институт постоянно сотрудничает с образовательными учреждениями городов и сел Алтайского края: переподготовка учительских кадров, организация педагогической практики, проведение семинаров, встреч с педагогическим активом и многое другое - это наши общие задачи.

Сегодня возникла необходимость привести выполняемую работу в стройную систему по достижению большей эффективности результатов. Ученый совет БиГПИ принял "Положение об УНПК (учебный научно-педагогический комплекс) БиГПИ", утвердил его структуру и состав совета.

В структуре УНПК работают детские сады © 42, 67, 72, школа-гимназия © 11, школы © 1, 20, реальная гимназия, городская открытая вечерняя сменная школа, Пригородная и Усть-Катунская малокомплектные сельские школы, средняя школа © 1 г. Белокурихи, Бийский лицей, гимназия иностранных языков, педколледж, музыкальное училище, филиал краевого института повышения квалификации работников образования.

Совет УНПК, учебно-методические объединения по направлениям (современный урок, учебно-методическая работа, работа с сельскими малокомплектными, малочисленными школами, организация педагогической практики, совершенствование воспитательной работы, дистанционное обучение, повышение квалификации педагогических кадров) оказались мобильными в организации деятельности комплекса.

С субъектами УНПК заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве, где отражены рациональные пути решения многочисленных проблем образовательного процесса, формы и методы их реализации.

Свое шестидесятилетие БиГПИ встречает новыми планами. У нас есть перспективы дальнейшего развития вуза, совершенствования учебно-воспитательного процесса. Верю: у института, имеющего богатую историю, лучшее - впереди!..

К.Г. Колтаков,

ректор БиГПИ, профессор,

академик МАНПО


Содержание