СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В декабре 1998 года в рамках работы юбилейной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Барнаульского государственного педагогического университета, в редакции журнала состоялся "круглый стол" по проблемам совершенствования преподавания социологии в педагогическом вузе. В разговоре "за круглым столом" приняли участие преподаватели кафедры социологии и политологии и сотрудники учебно-научно-исследовательской лаборатории (УНИЛ) БГПУ "Социология образования": заведующий кафедрой, кандидат философских наук, профессор Матис В.И., доцент, кандидат философских наук Абрамкина С.Г., доцент, кандидат философских наук Еньшина Н.А., и.о. доцента, кандидат философских наук Матвеева Н.А., доцент, кандидат философских наук Полянский В.С., зав. методическим кабинетом Новикова И.А., сотрудник лаборатории Жарикова Л.И., проректор по воспитательной работе БГПУ, доцент, кандидат философских наук, заведующая социологической лабораторией Растова Л.М. Круглый стол вела Растова Л.М.

Растова Л.М.: Прошло не так уж много времени с того периода, когда социологическая наука в нашей стране была восстановлена в своих правах. Социология стала преподаваться в качестве обязательной учебной дисциплины прежде всего в высших учебных заведениях. В настоящее время имеется возможность анализа накопленного опыта в области преподавания социологии, пропаганды социологического знания, проведения социологических исследований, формирования социологического сознания в обществе, в том числе у молодежи. Опыт преподавания социологии в нашем вузе показывает, что необходимо усиливать преемственность с другими гуманитарными кафедрами в реализации педагогического процесса, особенно с кафедрами социально-политического цикла. Преподаванию социологии предшествует получение юношами и девушками обществоведческих знаний в школе или средних специальных учебных заведениях, затем на младших курсах в вузе. Поэтому важно, чтобы эти знания не были изолированными и способствовали формированию мировоззрения студентов, познания ими законов общественной жизни. В преподавании общественных наук необходима тесная взаимосвязь, последовательность. Данное обстоятельство предполагает наличие не просто общих точек соприкосновения и сопоставимости в анализе общественных явлений, но следование единым парадигмам в обществознании.

Матис В.И.: Совершенствование профессиональной подготовки современного учителя связано с улучшением его методологической подготовки, умения анализировать явления общественной жизни. В этом существенную помощь может оказать овладение общенаучными методами, которые активно используются в социологии и политологии. Методологические основы анализа общественных явлений определяются следующими аспектами: явления существуют, взаимосвязаны, являются источниками грядущих социальных изменений и должны изучаться. Социологи используют общие методологические принципы, с помощью которых возможно проанализировать социальное явление, произошедшее в прошлом или происходящее в настоящее время: во-первых, необходимо изучать сущность явления; во-вторых, при исследовании следует уделять внимание вопросам критического анализа изучаемого явления; в-третьих, для всестороннего анализа необходимо подробное изучение направления преобразования старого в новое. Таким образом, необходимо раскрыть сущность анализируемого явления и перспективы его развития. Это первый принцип. В любом анализируемом явлении, представляющем интерес для социологии, имеются противоречия. С одной стороны, мы связываем явление с положительным и рациональным, заложенным в его содержании, а с другой - нерациональным, отрицательным. Соответственно, любое явление в общественной жизни следует рассматривать как со стороны положительной, так и отрицательной. Это второй принцип. Любое явление возможно лишь в определенных социальных условиях. Третий принцип заключается в том, что при анализе социальных явлений необходимо изучать как объективные, так и субъективные факторы их существования и развития.

Матвеева Н.А.: Я хочу обратить внимание на другой аспект социологической подготовки будущего учителя. Важно не только научить студента видеть и грамотно оценивать происходящее в обществе, но и сформировать у него четкое понимание своего социального статуса, перспектив его развития и умение варьировать свое поведение. Надо помочь понять тем, кто ищет альтернативу работе в школе, что в условиях высокого уровня безработицы в регионе их поиски могут затянуться, а впоследствии и работа по специальности окажется невозможной. В условиях многоуровневой подготовки учителя требуется планомерная работа по ориентации студентов на преподавание в школе и поэтапную профессиональную карьеру. Следующая задача социологической подготовки будущего учителя предполагает формирование у студентов педагогического вуза навыков вариативного поведения в условиях многофакторного, постоянно меняющегося профессионального поля деятельности. Названные задачи невозможно решить только в рамках учебного курса социологии. Социологическая подготовка должна пронизывать весь учебно-воспитательный процесс в педагогическом вузе. В нашем университете для такой систематической работы потенциал есть.

Абрамкина С.Г.: Говоря о необходимости социологической подготовки студентов педвуза, мне бы хотелось отметить, что до сих пор будущие учителя истории не получают знаний по социологии, в том числе по методике подготовки и проведения социологических исследований. Недавний конкурс работ начинающих исследователей-старшеклассников в рамках программы "Шаг в будущее" показал, что работы по социологии, выполненные под руководством учителей истории, как правило, имеют недостатки, в первую очередь, связанные с использованием научного аппарата; во-вторых, с организацией социологических исследований; в-третьих, с некорректностью анализа и представления социологической информации. Социологические исследования активно используются в системе образования, хотя нередко проводятся неспециалистами, поэтому допускаются ошибки, искажаются результаты. Думается, что чтение спецкурсов по социологии, проведение практических занятий по применению методов социологических исследований на всех факультетах, помогут избежать многих ошибок в школьной жизни.

Матвеева Н.А.: Я считаю необходимой серьезную социологическую подготовку будущих учителей истории и обществознания. При чтении лекций "Социология в школьном курсе обществоведения" учителям истории в АКИПКРО я обратила внимание на недостаточную методологическую подготовку слушателей. Как отмечали сами учителя, им трудно определить социологические понятия, привести их в систему, соотнести исторические факты с закономерностями развития общества. Отсюда ошибочное толкование таких понятий, как "социальный слой", "социальный статус" и т.п., или отсутствие на уроках истории и обществоведения работы над понятиями. Это, несомненно, снижает качество обучения и формирования социально-исторического сознания учащихся. Ситуацию с преподаванием социологии на историческом факультете педагогического университета необходимо изменить. Сегодня происходит процесс внедрения социологии в школу. Все чаще руководители школ используют социологические методы исследования учебно-воспитательного процесса. Как правило, разработкой "социологических" анкет занимается учитель истории и обществоведения, очень часто не имея представления о программе исследования, выборке, правилах составления анкеты. Некоторые учителя обращаются за помощью в УНИЛ "Социология образования", некоторых мы курируем по договору о сотрудничестве (например, со школами © 100, 112 г. Барнаула). Но немало заинтересованных учителей остается без методической помощи. Восполнять такие знания практикующему учителю гораздо труднее, чем приобретать их студенту. И еще один аргумент в пользу широкой социологической подготовки - это нарастающий интерес к этой области знания у самих студентов-историков. В частности, студенты старших курсов проявляют научно-исследовательский интерес к проблемам, обсуждаемым в учебном курсе "Социология международных отношений", который читает доцент нашей кафедры Б.Н. Трухин. Однако, пока социологическая подготовка будущих учителей истории и обществоведения строится на основе интереса и энтузиазма студентов и преподавателей. Думаю, эту проблему нужно решать на управленческом уровне.

Еньшина Н.А.: Изменившиеся условия вузовской жизни ставят сегодня преподавателя в сложную ситуацию выбора тех или иных форм работы, которые бы помогали поддерживать и активизировать интерес студенчества к учебному курсу. Студенческий интерес к проблемам социологии не снизился, а возрос. Об этом свидетельствуют большое количество желающих участвовать в научно-исследовательской работе по социологии и разнообразие тем, которые студенты выбирают для исследований. Поскольку учебным планом не предусмотрено время для проведения студентами научной работы, приходится это делать за рамками учебных занятий. Полагаю, что эти затраты времени и сил преподавателя в значительной степени оправданы. Часть студентов стремится не только изучить проблему теоретически, но попробовать себя в подготовке и проведении пилотажных социологических исследований. Серьезные трудности при этом испытывают и студенты, и преподаватель, поскольку учебный курс по "Социологии" - небольшой по объему, и знания студентов, в частности математиков, в области методологии, методики и техники социологических исследований педагогу приходится существенно углублять в процессе совместной работы. Примечательно, что интерес к проблемам "Социологии образования" и к проведению прикладных исследований в школе проявили выпускники, которые связывают свое будущее в обязательном порядке с педагогической деятельностью. Приобретение навыков научно-исследовательской работы, проведения пилотажных социологических исследований, по их мнению, необходимо современному учителю в школе.

Полянский В.С.: В современной России широко распространяется новая образовательная парадигма, в основе которой - подход к человеку как высшей ценности, самоцели. В центре внимания оказывается сам человек, его интересы и потребности. При таком подходе на первый план выдвигаются социальные, социологические аспекты образования, первостепенное значение приобретает воспитание личности. В связи с этим меняется и роль школьного учителя, становится иным характер его взаимоотношений с учеником. Ребенок, идущий в школу, - это не "чистая доска", это личность, а учитель выступает не просто в роли "транслятора" знаний, наставника, а в роли собеседника с соответствующим учебным материалом и новыми способами его усвоения, рассчитанными на развитие личности учащегося. Учитель настраивается на диалог с детьми. Но выполнить эту задачу учителю нелегко. Он должен прежде всего преобразовать самого себя, стать человеком высокой культуры, социологически грамотным. Однако, учителя находятся сегодня в весьма неопределенном положении и зачастую недостаточно представляют себе, какие же социальные критерии должны быть заложены в воспитание детей? Прежние духовно-нравственные критерии отброшены, а новые, которые могли бы увлечь людей на путь созидательного труда, добра, социальной справедливости и нравственного поведения, не появились. Поэтому у миллионов людей образовался духовный и идейный вакуум. Социология образования призвана помочь учителю определить свое место в бурно меняющейся российской действительности, помочь ему выработать устойчивую комплексную программу воспитательной работы, нацеленную на раскрытие всех сущностных сил личности.

Матис В.И.: Хотел бы отметить, что необходимо учитывать и такие аспекты, как подготовка учителя для национальной школы. Обеспечение инновационной деятельности в национальном образовании предполагает наличие у учителя способности к выявлению социокультурных, духовно-нравственных факторов, детерминирующих потребность в расширении инноваций в национальной школе. Кроме того, обязательным компонентом педагогического профессионализма учителя национальной школы являются этнопедагогические и этнопсихологические знания, предполагающие наличие у учителя не только знания обычаев, традиций, психологии этносов, форм выражения их национального самосознания, но и умения использовать эти знания в педагогической практике. Следующая группа качеств, необходимых учителю национальной школы, связана со способностью переводить научные инновации в массовую практику. В этом могут существенно помочь преподаватели социологии.

Жарикова Л.И.: С целью активизации учебного процесса, углубления знания содержания курса мы используем разнообразные формы подготовки к практическим занятиям и семинарам, а также проведения зачета. Кроме традиционных форм (подготовка ответов по вопросам, научные доклады) используются и такие, как тестирование, написание творческих работ, организационно-деятельностные игры, написание изложений по оригинальным социологическим текстам, подготовка рецензий на отдельные источники, составление анкет, проведение опросов и др. В настоящее время идет подготовка рейтинговых заданий различных уровней сложности. Такие задания мы намерены использовать при проведении дифференцированных зачетов. Новой формой практической работы со студентами является социологический анализ художественных произведений. С его помощью предполагается развить социологическое мышление студентов, закрепить интерес к изучению социологии. В будущем группой преподавателей планируется подготовка и публикация хрестоматии художественных текстов к учебному курсу социологии.

Новикова И.А.: Осознание своего места в социальных процессах, понимание того, что человек может и что должен делать в различных ситуациях общественной жизни, целесообразно начинать формировать еще в школе. Далеко не все учащиеся продолжают приобретать знания в высших или средних специальных учебных заведениях, и школьный курс изучения жизни общества нередко является единственным систематическим курсом в процессе овладения знаниями, столь необходимыми человеку для выработки определенной гражданской позиции. Хотелось бы привести опыт осуществления довузовской социологической подготовки в школе-лицее © 112. Учебный план предусматривает преподавание лекционно-практических курсов по основам социологии, социологии национальных отношений, социологии образования. Каждый курс включает два цикла занятий: теоретический (основные понятия и проблемы социологии) и практический (практикум по методам социологической деятельности, социологическая техника), которые объединены общей тематикой и проводятся параллельно. Учебные занятия по теоретическому циклу включают в себя лекции и семинары. В конце каждого занятия предусмотрена словарная работа. В практическом цикле курса рассматриваются вопросы социологического обеспечения исследования и практического решения заданий по различным социальным проблемам. Учащиеся знакомятся с наиболее распространенными методами проведения социологических исследований, выполняют практические упражнения и игровые тренинги. Выполнение исследовательских заданий учащимися придают учебным занятиям по социологии конкретность и увлекательность, помогают преподавателю корректировать учебный курс с учетом особенностей школьников как социальной группы. В ходе изучения лицеистами курса социологии в 1997-98 учебном году были проведены пилотажные социологические исследования по таким темам: "История Октября глазами современной учащейся молодежи", "Отношение подростков к наркомании", "Надписи на партах как объект социологического исследования", "Отношение учащихся к подсказкам и списыванию" и др. При этом темы исследований предлагались как преподавателями, так и самими школьниками. В конце изучения каждого курса проводится учебная игра, коллоквиум, либо организуется дискуссия. Так, после изучения тем по социологии образования с учащимися была проведена деловая игра "Ваучеризация системы образования", после лекции "Семья как объект социологического исследования" - учебная игра "Моя семья". Обобщение опыта преподавания основ социологии в средней школе будет способствовать совершенствованию преподавания социологической науки в целом.

Абрамкина С.Г.: Мне бы хотелось остановиться на тех проблемах в жизни нашего общества, которые тесно связаны с кризисом, поразившим все сферы (в том числе и систему образования), повлекшим за собой усиление социальной напряженности среди самых различных слоев населения. Последствия кризиса отразились и на учителе (ухудшение жизненного уровня, невыплаты зарплаты и т.п.). Вместе с тем общество, как и ранее, предъявляет высокие требования к личности учителя, его гражданской позиции, воспитательной работе не только в школе с учениками, но и с родителями. В сельской местности учитель по-прежнему остается ключевой фигурой, помогающей населению ориентироваться в сложной социально-экономической, культурной и бытовой ситуациях. Учитель, переживая стрессы, неурядицы, должен уметь понять и разъяснить ситуацию в стране, районе, городе или деревне. Думается, что молодому учителю, получающему подготовку в вузе, будет полезным узнать об обществе, его устройстве, структуре, о том, как строить отношения в семье, с коллегами и т.д. Об интересах студенчества свидетельствуют избираемые ими темы научных исследований, которые готовят выпускники в качестве квалификационных, дипломных и аттестационных работ. Кафедра социологии и политологии, лаборатория "Социология образования" помогают студентам овладеть методикой самостоятельных исследований, ознакомиться с имеющимся у нас банком данных.

Еньшина Н.А.: Выбор тем научных работ студентами идет разными путями. Чаще студенты сами определяют интересующую их область социологического знания. Они, как правило, указывают на ту или иную специальную социологическую теорию, в границах которой определяется значимый для студента аспект. Сфера научного интереса некоторых пятикурсников может находиться на стыке ряда наук, например, социологии и психологии, социологии и педагогики.

Полянский В.С.: По нашему мнению, в основу воспитательного процесса в школе должны быть положены непреходящие ценности российской духовной культуры. Первоочередная задача школы - помочь ученику овладеть достижениями культуры России, включающими в себя передающиеся из поколения в поколение семейные, общественные, гражданские взаимоотношения, обычаи, традиции, духовно-нравственные ценности и опыт коллективного труда. Залог успешной реализации новой образовательной парадигмы - в творческом сотрудничестве социологической науки с учительскими коллективами школ.

Растова Л.М.: Хотелось бы рассмотреть еще одну проблему совершенствования преподавания социологии. Она касается непосредственно самих социологов. Речь идет о том, что в современных условиях методологические установки преподавателей, а также исследователей в области социологии различны: одни ориентируются на методологию марксизма, другие являются сторонниками позитивизма и т.д. Думается, что стремиться одевать всех в одну методологическую униформу нерезонно. Однако, если коллективом кафедры или лаборатории не найдены общие концептуальные позиции, то вряд ли можно говорить о серьезных продвижениях в совершенствовании преподавания социологии либо проведении социологических исследований. Поскольку социология преподается на разных уровнях (учебный курс, спецкурсы читаются студентам, учащимся школ, средних специальных учебных заведений и т.д.), необходима выработка общей модели преподавания социологии, начиная от школы, вуза, магистратуры и завершая аспирантурой, курсами повышения квалификации и переподготовки (в нашем случае работников образования). Если говорить об учебной литературе по социологии, то учебников, учебных пособий, курсов лекций к настоящему времени подготовлено немало, но есть особая необходимость в разработке и издании учебно-методических пособий, ориентированных на тип учебного заведения, форму обучения и профессиональную подготовку обучающихся. Такие пособия должны включать учебные программы, опирающиеся на требования стандартов, рекомендации по изучению конкретных тем и вопросов, определения понятий, терминов, категорий науки, списки литературы по темам, вопросы по самопроверке, темы дипломных, аттестационных, выпускных и т.п. работ, студенческих исследований, рефератов, докладов, сообщений и т.д.

Матвеева Н.А.: Мне представляется необходимым организовать централизованную социологическую методологическую и методическую помощь практикующим учителям. И здесь важно определить, какое подразделение педагогического образования реально может выполнить эту работу. Мне не хотелось бы здесь противопоставлять разные формы повышения квалификации учителей, речь скорее идет о целесообразном разделении функций. Создавать региональную социологическую службу педагогического образования в АКИПКРО, на мой взгляд, затруднительно уже потому, что в большей части там будут работать приглашенные специалисты, и понадобится создавать свою методическую базу. Эти проблемы сняты в УНИЛ "Социология образования" БГПУ, где несколько лет ведется научно-исследовательская и организационная деятельность по созданию отделения модераторов социологической работы в школе.

Растова Л.М.: В выступлениях коллег прозвучали интересные суждения и предложения. Они, несомненно, заслуживают внимания, подтверждают то, что преподаватели кафедры социологии и политологии и сотрудники социологической лаборатории БГПУ активно работают в области социологической подготовки педагогов, вносят посильный вклад в развитие социологических исследований и формирование социологического сознания граждан.

Материалы к публикации подготовила

Л.М. Растова

 


Содержание