РўСЂСѓС…РёРЅ

Борис

Николаевич

- кандидат философских наук, доцент БГПУ, заслуженный работник культуры РСФСР; самодеятельный художник;

участник Всесоюзных, республиканских,

краевых и десяти персональных выставок; дважды лауреат Всесоюзных фестивалей народного творчества.

Научные интересы - проблемы современных международных отношений и внешней политики государства; нравственное воспитание молодежи.

Автор 60 научных публикаций.

 
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

 

 

Политика, наука и искусство - это те категории, от которых зависит судьба каждого индивида и всего человечества. Политика и наука призваны отвечать на вопросы действительности, а искусство ставит вечные вопросы перед человеком, ответы на которые бессильна пока дать наука. Художественное творчество отвечает своему назначению, когда оно изменяет отношение человека к действительности, облагораживает его, делает чище и поднимает на борьбу за идеалы гуманизма (1).

Обществоведы, недостаточно занимаются проблемами формирования у молодежи высокохудожественных вкусов, не в полной мере способствуют пониманию ими мира прекрасного и возвышенного, полагая, видимо, что это не вполне их функция. А ведь это напрямую связано с утверждением гражданственности и социальной ответственности личности. Терпимое отношение к проявлениям интеллектуальной глухоты некоторой части учащейся молодежи ведет к бесплодности многих наших усилий по формированию научного мировоззрения у будущего специалиста.

"Не хлебом единым жив человек!" Если это библейское положение распространить на нашу сферу деятельности, то можно констатировать: "не только академическим изучением проблем философской и социально-политических наук формируется гуманитарное сознание, научные взгляды и нравственность молодежи, но и средствами художественными, культурными, эстетическими.

Более того, художественно-образное мышление нередко даже опережает строго научное в духовном освоении мира, потому что обладает большей свободой в способах этого освоения. Школа воспитания искусством, как и школа воспитания философией, формирует культуру мышления, поднимает его на качественно более высокий уровень. Поэтому можно с полным правом говорить не только о философских и социально-экономических, но и художественно-эстетических предпосылках формирования научного мировоззрения в процессе преподавания естественных и общественных наук.

Известно, что мир высокого искусства был первой школой убеждений К. Маркса и Ф. Энгельса. Данте и Сервантес, Мильтон и Шекспир, Гете и Гейне давали им для постижения эпох, быть может, больше, нежели некоторые мыслители тех времен. И поэтому из описаний Бальзаком французского общества начала XIX века Ф. Энгельс, по его признанию, "... даже в смысле экономических деталей узнал больше ..., чем из книг всех специалистов-историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых" (2).

В литературе справедливо обращалось внимание на то обстоятельство, что сформулированные К. Марксом идеи о сущности денег были первоначально навеяны ему не столько трудами экономистов, сколько творчеством Шекспира и Гете.

В.И. Ленин, исследуя в своем труде "Развитие капитализма в России" пути, по которым пойдет Россия, изучил весь экономический и политический опыт страны. И все же при этом советовал: почитайте Успенского и Мамина-Сибиряка.

Именно такого возвышения роли художественного сознания, такой формы познания мира нам сегодня не хватает. Мы могли бы возвысить сегодня и теоретическую, и познавательную функцию художественной культуры, если бы активнее обращались к социальной стороне художественного опыта. Ведь действительный мир значительно богаче, чем его отражение в нашем сознании. Для того, чтобы отразить все многообразие связей между явлениями и самими людьми, нужен не только словесно-логический, но и образный способ мышления.

Словесно-логическое мышление, составляющее фундамент сознания, выделяет из всего обилия реальных связей между предметами и явлениями лишь немногие определенные, и тем самым обеспечивает восприятие этих связей как однозначных. Образцом продукта такого мышления является, например, хорошо написанная научная статья.

Особенностью образного мышления является одномоментное "схватывание" всех возможных связей между предметами и явлениями. Причем все эти связи "завязываются" одновременно. При таком богатстве взаимодействий теоретический анализ невозможен. Вот почему для восприятия произведений искусства характерна диссоциация между очень сильным и сложным впечатлением, с одной стороны, и невозможностью целиком выразить это впечатление в словах - с другой. Поэтому, когда мы знакомимся с выдающимися работами искусство- и литературоведов, посвященными крупным художественным произведениям, мы испытываем острое наслаждение от проникновения в мир неожиданного, удивленного узнавания. В произведении, казалось бы, хорошо известном нам, мы с изумлением обнаруживаем новые грани и качества. И если анализ оказывается для нас убедительным, то это значит, что мы уже были готовы его принять, что подспудно в нас жило это знание, хотя мы и не осознавали его (3).

Эту особенность образного мышления можно успешно использовать в практике образования и нравственного воспитания молодежи. Известен опыт преподавателя физики СПТУ © 2 города Одессы Николая Николаевича Палтышева, который на уроках всегда прибегал к тем или иным художественным образам (поэзия, музыка, живопись в записи на пленке, слайдах и т.п.). В процессе урока происходило воздействие на чувства и воображение учащихся, что способствовало духовному освоению и принятию тех или иных физических законов и явлений. На этой основе, сразу же, строился следующий этап познания: заинтересованное, пытливое осмысление сути объективных законов. То есть формирование теоретического сознания происходило (на каждом уроке!) на основе художественно-образного восприятия мира учащимися. Вот почему на уроках Н.Н. Палтышева все интересно и увлекательно, высокодуховно, по предмету все учащиеся успевали. Искусство, философия, физика в процессе преподавания сливались воедино и давали поразительный эффект в обучении и воспитании подростков (ТВ. 1987. 24 апреля. Встреча в концертной студии Останкино с преподавателем физики СПТУ © 2 города Одессы Николаем Николаевичем Палтышевым). Воистину "союз физиков и лириков" всегда плодотворен! У них, оказывается, есть много общего. И, главное, что они идут к открытию неведомого, непознанного до них, а совершив это открытие, увлекают за собой других.

Чтобы стать таким учителем, надо овладеть многими знаниями в области науки, искусства и культуры в целом, а также знать художественную природу человека.

По мысли М. Горького, человек по натуре своей - художник. Он всюду так или иначе стремится внести в свою жизнь красоту. В силу этого он создал вокруг себя вторую природу, ту, которая зовется культурой. Культура во всем ее многообразии - это тот воздух, невидимый глазу озоновый слой, защищающий человечество от зла, не дающий задохнуться в мощной радиации ненависти, стяжательства, равнодушия и безучастия. Стоит разрушить этот слой - народ перестанет существовать.

Таким образом, в утверждении художественной культуры открывается общественно-историческая правда, та, которую так проницательно определил Ф. Достоевский: "Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее, значит есть потребность здоровья, нормы, а, следовательно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа" (4). В этом убеждении великого писателя, быть может, корень его мечты о том, что "красота спасет мир", в нем светит нам истина истории - утверждение или разрушение красоты далеко не безразлично для судеб народных, а имеет к ним самое прямое отношение. Но надо договорить до конца. Красота спасет мир только в том случае, если люди смолоду будут учиться понимать язык красоты.

Необходимо, чтобы молодежь была коммуникабельной в познании красоты, потому что впечатления в этом возрасте - самые сильные и продуктивные. Они остаются на всю жизнь. Когда человек получает образование, формируется, он должен обязательно знакомиться с произведениями искусства в картинных галереях, концертных залах, театрах. Так развивается эстетическое восприятие действительности. В современной России, в условиях целенаправленного социального геноцида, школьнику, студенту, преподавателю ознакомиться с отечественными и зарубежными очагами культуры и искусства почти невозможно. Уже выросло поколение, не знающее Третьяковской галереи. Тихо умирают школьные картинные галереи, иссякает ручеек экскурсий в музеи изобразительного искусства, в выставочные залы, читатель уступает место зрителю телевидения, которое по-своему "воспитывает" наших детей и внуков. Резко изменились вкусы и запросы молодежи. Ее привлекают не "познание и развитие", а развлечения, которые требуют минимального духовного напряжения.

В Барнаульском государственном педагогическом университете большое внимание уделяется ознакомлению и изучению произведений изобразительного искусства. В трех выставочных залах БГПУ постоянно организуются вернисажи алтайских художников. Проводятся тематические экскурсии, встречи с авторами. Лекции и беседы со зрителями ведут преподаватели кафедр искусств, этики и эстетики, мировой и художественной культуры, философии, социологии и политологии, а также специально подготовленные студенты-экскурсоводы. Значение этой просветительской деятельности трудно переоценить.

Изобразительное искусство обладает особой энергетикой, воздействующей на внутренний мир человека. Художник делает ту же работу, что и писатель или музыкант, только говорит он своим специфическим языком. Хорошая живопись или рисунок ему необходимы также, как писателю хорошее слово, а музыканту - мелодия для сильнейшего выражения чувств. Если художник все земное, будничное, воспринимает с подтекстом видения большой жизни и со страстным отношением к природе и людям, то его искусство становится правдой жизни и высокой поэзией. Оно учит добру, прощению, помогает освободиться от скверны, вызывает чувство неприятия зла. Живопись как художественное отражение живой природы служит постоянным напоминанием людям о том, что среда их обитания не только материальная, но и духовная ценность. Художник раскрывает красоту Земли и тем самым вызывает в душе человека ответное чувство.

Надо видеть просветленные лица молодых людей во время осмотра ими картин, их восторженную реакцию на изображение. Надо прислушаться к содержанию беседы юных зрителей с художником, чтобы понять: да, ответное чувство возникло, художник "достучался" до сердца зрителя, поспособствовал облагораживанию его души, ее возвышению.

Об этом свидетельствуют и письменные отзывы. Приведем фрагменты некоторых из них, запечатленных в книге отзывов персональной выставки автора этих строк, которая прошла в БГПУ с 5 декабря 1997 по 18 февраля 1998 года под названием "Откровение":

"...Эти произведения заставляют меня думать и многое другое понимать, что не так часто делает молодежь. Особенно вдохновляют меня на жизнь и любовь к ней, к доброте и прощению такие произведения (далее следует их перечисление - Б.Т.) ... Всегда преданная Вам ученица";

"...Картины пронизаны таким добрым свечением, которое проникает в душу, рождая теплые воспоминания о детстве, о близких дорогих, но ушедших людях, появляется чувство надежды и умиротворения. Постоева В.С. ОЗО, 4 курс";

"...Большое спасибо за радость и истинное наслаждение, которое мы с дочерью получили, посмотрев Ваши картины! В них столько света, чистоты, радости, искренности! Никогда не забудем этот просмотр... Сахарова З.А., Сахарова Таня";

"...Как здорово, что наш университет имеет уникальную возможность показать всем нам, какие люди нас учат! Это просто чудесно, поразительно, невероятно! Спасибо!... Вы доставили истинное эстетическое наслаждение нам. В каждой Вашей картине - Мир. И Вы его нам открываете... Студенты 102-ф".

Вот эта запись студентов французского отделения факультета иностранных языков педуниверситета примечательна тем, что она зеркально отражает действенность художественно-эстетических факторов в образовательном и воспитательном процессе. Если они наличествуют в практике преподавателя, то это поднимает его авторитет как профессионала, привлекает дополнительное внимание и порождает повышенный интерес к его предмету.

Как видим, есть много общего между наукой и искусством. Их синтез в учебно-воспитательной работе - база к возвышению гуманитарного образования, к усвоению идеалов красоты и правды, без которых человек просто не может жить. Будет прекрасное - будет и разумное, и доброе.

Библиографический список:

1. Бондарев Ю. С любовью и болью // Советская Россия. 1987. 25 марта.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 36.

3. Ротенберг В. Парадоксы творчества // Новое время. 1983. © 51.

4. Селезнев Ю. Этому художнику веришь // Александр Шилов. Живопись, графика. М., 1982. С. 18.


Содержание