РўСЂСѓС…РёРЅ
Борис
Николаевич
- кандидат философских наук, доцент БГПУ, заслуженный работник культуры РСФСР; самодеятельный художник;
участник Всесоюзных, республиканских,
краевых и десяти персональных выставок; дважды лауреат Всесоюзных фестивалей народного творчества.
Научные интересы - проблемы современных международных отношений и внешней политики государства; нравственное воспитание молодежи.
Автор 60 научных публикаций.
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-РСТЕТРЧЕСКРРҐ ФАКТОРОВ Р’ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНРРЇ РНРАВСТВЕННОГО Р’РћРЎРџРРўРђРќРРЇ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖР
Политика, наука и искусство - это те категории, от которых зависит судьба каждого индивида и всего человечества. Политика и наука призваны отвечать на вопросы действительности, а искусство ставит вечные вопросы перед человеком, ответы на которые бессильна пока дать наука. Художественное творчество отвечает своему назначению, когда оно изменяет отношение человека к действительности, облагораживает его, делает чище и поднимает на борьбу за идеалы гуманизма (1).
Обществоведы, недостаточно занимаются проблемами формирования у молодежи высокохудожественных вкусов, не в полной мере способствуют пониманию ими мира прекрасного и возвышенного, полагая, видимо, что это не вполне их функция. А ведь это напрямую связано с утверждением гражданственности и социальной ответственности личности. Терпимое отношение к проявлениям интеллектуальной глухоты некоторой части учащейся молодежи ведет к бесплодности многих наших усилий по формированию научного мировоззрения у будущего специалиста.
"Не хлебом единым жив человек!" Если это библейское положение распространить на нашу сферу деятельности, то можно констатировать: "не только академическим изучением проблем философской и социально-политических наук формируется гуманитарное сознание, научные взгляды и нравственность молодежи, но и средствами художественными, культурными, эстетическими.
Более того, художественно-образное мышление нередко даже опережает строго научное в духовном освоении мира, потому что обладает большей свободой в способах этого освоения. Школа воспитания искусством, как и школа воспитания философией, формирует культуру мышления, поднимает его на качественно более высокий уровень. Поэтому можно с полным правом говорить не только о философских и социально-экономических, но и художественно-эстетических предпосылках формирования научного мировоззрения в процессе преподавания естественных и общественных наук.
Рзвестно, что РјРёСЂ высокого искусства был первой школой убеждений Рљ. Маркса Рё Р¤. Рнгельса. Данте Рё Сервантес, Мильтон Рё Шекспир, Гете Рё Гейне давали РёРј для постижения СЌРїРѕС…, быть может, больше, нежели некоторые мыслители тех времен. Рпоэтому РёР· описаний Бальзаком французского общества начала XIX века Р¤. Рнгельс, РїРѕ его признанию, "... даже РІ смысле экономических деталей узнал больше ..., чем РёР· РєРЅРёРі всех специалистов-историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых" (2).
В литературе справедливо обращалось внимание на то обстоятельство, что сформулированные К. Марксом идеи о сущности денег были первоначально навеяны ему не столько трудами экономистов, сколько творчеством Шекспира и Гете.
Р’.Р. Ленин, исследуя РІ своем труде "Развитие капитализма РІ Р РѕСЃСЃРёРё" пути, РїРѕ которым пойдет Р РѕСЃСЃРёСЏ, изучил весь экономический Рё политический опыт страны. Р РІСЃРµ же РїСЂРё этом советовал: почитайте Успенского Рё Мамина-РЎРёР±РёСЂСЏРєР°.
Рменно такого возвышения роли художественного сознания, такой формы познания РјРёСЂР° нам сегодня РЅРµ хватает. РњС‹ могли Р±С‹ возвысить сегодня Рё теоретическую, Рё познавательную функцию художественной культуры, если Р±С‹ активнее обращались Рє социальной стороне художественного опыта. Ведь действительный РјРёСЂ значительно богаче, чем его отражение РІ нашем сознании. Для того, чтобы отразить РІСЃРµ многообразие связей между явлениями Рё самими людьми, нужен РЅРµ только словесно-логический, РЅРѕ Рё образный СЃРїРѕСЃРѕР± мышления.
Словесно-логическое мышление, составляющее фундамент сознания, выделяет из всего обилия реальных связей между предметами и явлениями лишь немногие определенные, и тем самым обеспечивает восприятие этих связей как однозначных. Образцом продукта такого мышления является, например, хорошо написанная научная статья.
Особенностью образного мышления является одномоментное "схватывание" всех возможных связей между предметами и явлениями. Причем все эти связи "завязываются" одновременно. При таком богатстве взаимодействий теоретический анализ невозможен. Вот почему для восприятия произведений искусства характерна диссоциация между очень сильным и сложным впечатлением, с одной стороны, и невозможностью целиком выразить это впечатление в словах - с другой. Поэтому, когда мы знакомимся с выдающимися работами искусство- и литературоведов, посвященными крупным художественным произведениям, мы испытываем острое наслаждение от проникновения в мир неожиданного, удивленного узнавания. В произведении, казалось бы, хорошо известном нам, мы с изумлением обнаруживаем новые грани и качества. Ресли анализ оказывается для нас убедительным, то это значит, что мы уже были готовы его принять, что подспудно в нас жило это знание, хотя мы и не осознавали его (3).
Рту особенность образного мышления можно успешно использовать РІ практике образования Рё нравственного воспитания молодежи. Рзвестен опыт преподавателя физики РЎРџРўРЈ В© 2 РіРѕСЂРѕРґР° Одессы Николая Николаевича Палтышева, который РЅР° уроках всегда прибегал Рє тем или иным художественным образам (РїРѕСЌР·РёСЏ, музыка, живопись РІ записи РЅР° пленке, слайдах Рё С‚.Рї.). Р’ процессе СѓСЂРѕРєР° происходило воздействие РЅР° чувства Рё воображение учащихся, что способствовало РґСѓС…РѕРІРЅРѕРјСѓ освоению Рё принятию тех или иных физических законов Рё явлений. РќР° этой РѕСЃРЅРѕРІРµ, сразу же, строился следующий этап познания: заинтересованное, пытливое осмысление сути объективных законов. РўРѕ есть формирование теоретического сознания происходило (РЅР° каждом СѓСЂРѕРєРµ!) РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ художественно-образного восприятия РјРёСЂР° учащимися. Р’РѕС‚ почему РЅР° уроках Рќ.Рќ. Палтышева РІСЃРµ интересно Рё увлекательно, высокодуховно, РїРѕ предмету РІСЃРµ учащиеся успевали. Рскусство, философия, физика РІ процессе преподавания сливались воедино Рё давали поразительный эффект РІ обучении Рё воспитании подростков (РўР’. 1987. 24 апреля. Встреча РІ концертной студии Останкино СЃ преподавателем физики РЎРџРўРЈ В© 2 РіРѕСЂРѕРґР° Одессы Николаем Николаевичем Палтышевым). Воистину "СЃРѕСЋР· физиков Рё лириков" всегда плодотворен! РЈ РЅРёС…, оказывается, есть РјРЅРѕРіРѕ общего. Р, главное, что РѕРЅРё РёРґСѓС‚ Рє открытию неведомого, непознанного РґРѕ РЅРёС…, Р° совершив это открытие, увлекают Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ РґСЂСѓРіРёС….
Чтобы стать таким учителем, надо овладеть многими знаниями в области науки, искусства и культуры в целом, а также знать художественную природу человека.
По мысли М. Горького, человек по натуре своей - художник. Он всюду так или иначе стремится внести в свою жизнь красоту. В силу этого он создал вокруг себя вторую природу, ту, которая зовется культурой. Культура во всем ее многообразии - это тот воздух, невидимый глазу озоновый слой, защищающий человечество от зла, не дающий задохнуться в мощной радиации ненависти, стяжательства, равнодушия и безучастия. Стоит разрушить этот слой - народ перестанет существовать.
Таким образом, в утверждении художественной культуры открывается общественно-историческая правда, та, которую так проницательно определил Ф. Достоевский: "Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее, значит есть потребность здоровья, нормы, а, следовательно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа" (4). В этом убеждении великого писателя, быть может, корень его мечты о том, что "красота спасет мир", в нем светит нам истина истории - утверждение или разрушение красоты далеко не безразлично для судеб народных, а имеет к ним самое прямое отношение. Но надо договорить до конца. Красота спасет мир только в том случае, если люди смолоду будут учиться понимать язык красоты.
Необходимо, чтобы молодежь была коммуникабельной в познании красоты, потому что впечатления в этом возрасте - самые сильные и продуктивные. Они остаются на всю жизнь. Когда человек получает образование, формируется, он должен обязательно знакомиться с произведениями искусства в картинных галереях, концертных залах, театрах. Так развивается эстетическое восприятие действительности. В современной России, в условиях целенаправленного социального геноцида, школьнику, студенту, преподавателю ознакомиться с отечественными и зарубежными очагами культуры и искусства почти невозможно. Уже выросло поколение, не знающее Третьяковской галереи. Тихо умирают школьные картинные галереи, иссякает ручеек экскурсий в музеи изобразительного искусства, в выставочные залы, читатель уступает место зрителю телевидения, которое по-своему "воспитывает" наших детей и внуков. Резко изменились вкусы и запросы молодежи. Ее привлекают не "познание и развитие", а развлечения, которые требуют минимального духовного напряжения.
В Барнаульском государственном педагогическом университете большое внимание уделяется ознакомлению и изучению произведений изобразительного искусства. В трех выставочных залах БГПУ постоянно организуются вернисажи алтайских художников. Проводятся тематические экскурсии, встречи с авторами. Лекции и беседы со зрителями ведут преподаватели кафедр искусств, этики и эстетики, мировой и художественной культуры, философии, социологии и политологии, а также специально подготовленные студенты-экскурсоводы. Значение этой просветительской деятельности трудно переоценить.
Рзобразительное искусство обладает РѕСЃРѕР±РѕР№ энергетикой, воздействующей РЅР° внутренний РјРёСЂ человека. Художник делает ту же работу, что Рё писатель или музыкант, только РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕРЅ СЃРІРѕРёРј специфическим языком. Хорошая живопись или СЂРёСЃСѓРЅРѕРє ему необходимы также, как писателю хорошее слово, Р° музыканту - мелодия для сильнейшего выражения чувств. Если художник РІСЃРµ земное, будничное, воспринимает СЃ подтекстом видения большой жизни Рё СЃРѕ страстным отношением Рє РїСЂРёСЂРѕРґРµ Рё людям, то его искусство становится правдой жизни Рё высокой поэзией. РћРЅРѕ учит РґРѕР±СЂСѓ, прощению, помогает освободиться РѕС‚ скверны, вызывает чувство неприятия зла. Р–РёРІРѕРїРёСЃСЊ как художественное отражение живой РїСЂРёСЂРѕРґС‹ служит постоянным напоминанием людям Рѕ том, что среда РёС… обитания РЅРµ только материальная, РЅРѕ Рё духовная ценность. Художник раскрывает красоту Земли Рё тем самым вызывает РІ душе человека ответное чувство.
Надо видеть просветленные лица молодых людей во время осмотра ими картин, их восторженную реакцию на изображение. Надо прислушаться к содержанию беседы юных зрителей с художником, чтобы понять: да, ответное чувство возникло, художник "достучался" до сердца зрителя, поспособствовал облагораживанию его души, ее возвышению.
Об этом свидетельствуют и письменные отзывы. Приведем фрагменты некоторых из них, запечатленных в книге отзывов персональной выставки автора этих строк, которая прошла в БГПУ с 5 декабря 1997 по 18 февраля 1998 года под названием "Откровение":
"...Рти произведения заставляют меня думать Рё РјРЅРѕРіРѕРµ РґСЂСѓРіРѕРµ понимать, что РЅРµ так часто делает молодежь. Особенно вдохновляют меня РЅР° жизнь Рё любовь Рє ней, Рє доброте Рё прощению такие произведения (далее следует РёС… перечисление - Р‘.Рў.) ... Всегда преданная Вам ученица";
"...Картины пронизаны таким добрым свечением, которое проникает в душу, рождая теплые воспоминания о детстве, о близких дорогих, но ушедших людях, появляется чувство надежды и умиротворения. Постоева В.С. ОЗО, 4 курс";
"...Большое спасибо за радость и истинное наслаждение, которое мы с дочерью получили, посмотрев Ваши картины! В них столько света, чистоты, радости, искренности! Никогда не забудем этот просмотр... Сахарова З.А., Сахарова Таня";
"...Как Р·РґРѕСЂРѕРІРѕ, что наш университет имеет уникальную возможность показать всем нам, какие люди нас учат! Рто просто чудесно, поразительно, невероятно! Спасибо!... Р’С‹ доставили истинное эстетическое наслаждение нам. Р’ каждой Вашей картине - РњРёСЂ. Р Р’С‹ его нам открываете... Студенты 102-С„".
Вот эта запись студентов французского отделения факультета иностранных языков педуниверситета примечательна тем, что она зеркально отражает действенность художественно-эстетических факторов в образовательном и воспитательном процессе. Если они наличествуют в практике преподавателя, то это поднимает его авторитет как профессионала, привлекает дополнительное внимание и порождает повышенный интерес к его предмету.
Как РІРёРґРёРј, есть РјРЅРѕРіРѕ общего между наукой Рё искусством. РС… синтез РІ учебно-воспитательной работе - база Рє возвышению гуманитарного образования, Рє усвоению идеалов красоты Рё правды, без которых человек просто РЅРµ может жить. Будет прекрасное - будет Рё разумное, Рё РґРѕР±СЂРѕРµ.
Библиографический список:
1. Бондарев Ю. С любовью и болью // Советская Россия. 1987. 25 марта.
2. Маркс Рљ. Рё Рнгельс Р¤. РЎРѕС‡. Рў. 37. РЎ. 36.
3. Ротенберг В. Парадоксы творчества // Новое время. 1983. © 51.
4. Селезнев Р®. Ртому художнику веришь // Александр Шилов. Р–РёРІРѕРїРёСЃСЊ, графика. Рњ., 1982. РЎ. 18.
Содержание