Волохов
Сергей
Павлович
- аспирант БГПУ, сфера научных интересов - советская история.
Научный руководитель - профессор БГПУ, академик МАНПО
В.Н. Гончаров.
ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА:
ВЧЕРА И СЕГОДНЯ10 декабря 1998 года во многих странах мира, в том числе и в России, отмечалось 50-летие принятия ООН Всеобщей декларации прав человека. Права человека в любом современном обществе являются тем фактором, с помощью которого регулируется правовой статус личности, определяются способы и меры воздействия на нее и возможности ее участия в процессе политического волеобразования, устанавливаются юридические и иные гарантии ее защиты. Конституционно закрепленные права человека обязывают государство в его законодательной, правоприменительной и социальной деятельности.
Для России и стран, входящих в Содружество независимых государств (СНГ), история борьбы граждан за свои права и свободы неповторима и богата по содержанию. Это история деятельности в СССР различных диссидентских течений и групп, выступавших против нарушения со стороны властей конкретных статей советской Конституции и некоторых международных соглашений, в которых были закреплены права человека. Советская судебно-правовая система была изложена в Конституции и отраслевых законах в достаточно демократическом виде. Но между конституционными декларациями и реальной действительностью существовала глубокая пропасть, порожденная всевластием партийно-бюрократической номенклатуры. Суд оказался низведенным до уровня обычного бюрократического учреждения, что вызвало протест со стороны наиболее активных в социальном и политическом плане граждан советского общества. На свой страх и риск диссиденты-правозащитники создают политические "группы" и "комитеты" по защите прав человека в Советском Союзе, выпускают и распространяют самиздатовские сборники, содержащие информацию о политических репрессиях. Советские диссиденты предприняли попытку заставить государство выполнять данные им обязательства по отношению к своим гражданам. Обязательства, гарантирующие свободу мысли, совести и религии, получение и распространение информации, право на невмешательство в личную и семейную жизнь, на перемещение и выбор местожительства и т.д. Иногда деятельность диссидентов имела продуктивный характер, власти шли на уступки и, например, разрешали эмигрировать представителям еврейской национальности или давали возможность организовывать кружки и проводить семинары членам религиозных групп. Но чаще всего борьба диссидентов заканчивалась лагерным заключением, ссылкой или заточением в психиатрическую лечебницу. У советского государства был четко налажен механизм борьбы с инакомыслящими гражданами. В 1981 году в
сентябрьском номере журнала "Коммунист" заместитель председателя КГБ Цвигун с удовлетворением писал об окончательном разоблачении и обезвреживании антиобщественных элементов, маскировавшихся под правозащитников и поборников демократии. Только после амнистии политзаключенных в 1987 году начался новый этап оппозиционного движения. Но оно уже не носило правозащитного, диссидентского характера.
Минуло "горячее" перестроечное время, остались позади первые годы реформ... Сегодня в нашем неспокойном мире проблема защиты прав человека остается по-прежнему актуальной. В стране, которая три четверти века развивалась по социалистическим законам, идет процесс реставрации капитализма, причем без учета национальных особенностей, экономического уклада и общественно-политических устоев российского государства, по эталонам западных буржуазных стран. В результате чего народы бывшего Советского Союза оказались отброшены от цивилизации на целый век назад, в так называемую эпоху "дикого" капитализма, в период первоначального накопления капитала народившейся буржуазией за счет ограбления и, как следствия, лишения многих гражданских прав основной части населения. В современном российском государстве, которое называет себя "демократическим" и защиту прав человека числит в перечне своих приоритетов, о подлинном соблюдении прав и свобод его граждан говорить преждевременно. Сегодня подавляющая часть россиян лишилась такой жизненно необходимой гарантии, как право на оплачиваемый труд, так как несвоевременность выдачи зарплат уже стала традицией. Неудивительно, что учителя совершают многокилометровые "акции протеста" в областные и краевые администрации с требованием вернуть им зарплату, обосновывая свое право тем, что "сегодня нищий учитель, завтра - страна дураков" (1). А низкий размер оплаты труда (особенно у работников социальной сферы) не позволяет людям выбраться за порог нищеты - состояния, по-настоящему оскорбляющего честь и достоинство человека. Так, в одном из районов Калмыкии вся семья - отец, мать, сын и дочь - лишила себя жизни, оставив письмо, где говорится, что "им есть нечего, а воровать они не могут" (2). В последнее время в городах и селах России отдельные семьи уже не способны отправить своего ребенка в школу, так как нет средств на покупку одежды и школьных принадлежностей. Нередки случаи, когда в школе во время уроков дети стали падать в голодные обмороки. Учительница со стажем свидетельствует, что ученики сегодня "чаще всего задают вопрос: "А что ты ел сегодня?" Рассказывают, обсуждают, завидуют, если кто-то полакомился конфеткой, яблоком или даже хлебом с маслом" (3). Так нарушается право на получение образования. В наши дни россиянин уже не имеет возможности бесплатно получить квалифицированную медицинскую помощь. Настоящим бедствием эта проблема становится для пенсионеров, получающих мизерные пособия по старости. Да и само право человека на жизнь не всегда может быть реализовано в современных условиях, так как криминогенная обстановка в стране не дает для этого необходимой уверенности. Невольно возникает вопрос, когда же наш измученный народ станет жить достойно человеческого существования и в соответствии с конституционными гарантиями?
Сегодня все международные правозащитные организации, включая ООН, достаточно спокойно относятся к нарушениям прав человека в России. И россиянам, пожалуй, не следует ждать от них помощи. Причинами многих бед российского общества являются крайне низкая социальная активность его граждан, их безучастность в вопросах общественной и политической жизни родной страны. С начала 90-х годов господа-рефоматоры открыто грабят население России, цинично заявляя, что процесс реформирования идет не так безболезненно, как они ожидали. В целях предотвращения активности "снизу", "независимые" средства массовой информации всегда готовы напомнить об угрозе гражданской войны. Возможно ли подобное в обществе, в котором правительство и президент подотчетны своему народу, в обществе, где каждый гражданин с детства знает, что именно на нем лежит ответственность за судьбу своего народа? Сегодня ситуация такова, что наибольшую гражданскую активность проявляют люди пожилого возраста. Взрослое население страны больше занято вопросами выживания своей семьи в постоянно меняющихся не в лучшую сторону бытовых условиях. Особую тревогу по этому поводу вызывает подрастающее поколение, его пассивность к проблемам общественной жизни, неосведомленность о политической ситуации в стране. За последние десять лет в школе была серьезно принижена роль воспитательной работы с учащимися. Предан забвению богатейший опыт гражданского и патриотического воспитания детей. Ценности и идеалы современной молодежи формирует улица с ее безжалостными законами. В этих условиях ответственность за дальнейшую судьбу России, как никогда, ложится на плечи педагогов - учителей школ и преподавателей вузов. Ответственность за воспитание человека, способного выступить в защиту прав и свобод граждан своей страны.
Фундамент строения настоящего гражданского общества начинает закладываться с соблюдения в нем прав личности. Россия выстрадала идею создания такого общества. В свое время за это боролись диссиденты-правозащитники, сегодня ратуем мы - граждане современной России.
Библиографический список:
- Сегодня нищий учитель. Завтра - страна дураков // Советская Россия. 1998. 6 декабря.
- Советская Россия. 1998. 11 декабря.
- Скажи, что ты ел сегодня? // Учительская газета. 1999. 2 февраля.
Содержание