Зырянов
Геннадий
Петрович
- председатель комитета администрации Алтайского края по образованию.
Иванов
Юрий
Анатольевич
- кандидат педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией формирования учебной деятельности младших школьников АКИПКРО.
Каракозов
Сергей
Дмитриевич
- кандидат физико-математических наук, профессор БГПУ, член-корреспондент МАНПО.
Максимов
Александр
Васильевич
- кандидат физико-математических наук, доцент, директор Алтайского регионального центра информатизации Министерства общего и профессионального образования "Алтай-Информика".
МОДЕЛЬ
РЕГИОНАЛЬНОГО
СЕГМЕНТА
ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ
УЧЕБНОГО
КНИГОИЗДАНИЯ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
1. Введение
Представляем модель регионального сегмента информационной системы учебного книгоиздания Алтайского края (ИСУК), разработанную в процессе реализации первого этапа Инновационного образовательного проекта, осуществляемого Национальным Фондом подготовки кадров.
При разработке модели был проведен анализ:
- использования информационных компьютерных технологий в системе образования Алтая;
- уровня развития компьютерных коммуникаций в регионе;
- кадрового потенциала, необходимого для реализации проекта;
- заказов учебной литературы;
- налоговой базы всех организаций и подразделений краевого масштаба, которые осуществляют деятельность по обеспечению средних образовательных учреждений учебной литературой.
Учтены также принятая коллегией комитета администрации края по образованию программа развития образования на Алтае, программы, осуществляемые Центром "Алтай-Информика" и Институтом "Открытое общество".
Проект информационной системы основан на интеграции проводимых в крае работ в области региональной информатики, включая построение единой образовательной системы через:
- сотрудничество в области общего и педагогического образования в рамках единого учебно-научно-педагогического комплекса (УНПК) Алтая;
- сотрудничество в области высшего образования и науки в рамках Алтайского научно-образовательного комплекса (АНОК);
- сотрудничество в области информатизации образования между Алтайским государственным и Алтайским государственным техническим университетами, приведшее к созданию краевого Научно-технического совета по информатизации;
- развитие региональной структуры научно-образовательных сетей (POCA/ALIEN, RunNet, Relarn/IP) на основе Internet-технологии и интеграции их с региональными коммерческими сетями;
- развитие современных способов управления и обмена информацией на основе электронного документооборота и построения в крае информационных систем, используя технологии "клиент-сервер";
- накопленный в крае, в рамках реализации различных программ, опыт работы с объемными базами данных.
Планируется, что после завершения пилотного этапа реализации проекта, наработанный опыт может быть распространен на другие регионы России. Прежде всего, Республику Алтай, а также регионы, входящие в Совет по образованию межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение".
2. Цели и задачи проекта регионального сегмента информационной системы учебного книгоиздания
Реформа учебного книгоиздания подразумевает в качестве одной из задач создание общероссийской единой системы его информационного обеспечения, основывающейся на глобальной информационной компьютерной сети и охватывающей всех потенциальных участников рынка учебного книгоиздания. Открытая информационная компьютерная сеть, при включении в нее, как компоненты, системы учебного книгоиздания станет интегрирующим фактором и заменит неэффективный централизованный механизм управления книгоизданием и книгообеспечением. Новые формы управления в соответствии с идеями данной реформы должны прийти на смену жесткому регулированию процессов издания и распределения учебной литературы, опирающемуся на государственные дотации издания федерального комплекта. Основной целью создания национальной информационной сети учебного книгоиздания, базирующейся на существующих телекоммуникациях, является формирование единой инфраструктуры, которая будет обеспечивать доступ к информационным образовательным ресурсам от районного уровня системы образования и выше.
Модель развития сети учебного книгоиздания носит комплексный характер, в частности, ее создание позволит решить вопросы развития инфраструктуры системы дистанционного образования, что, в свою очередь, решает чрезвычайно важную социальную задачу обеспечения равных возможностей доступа к образованию и информации. Поэтому проведение работ по проекту предполагается, прежде всего, в сельских районах края. При этом, на первом этапе, предполагается создание регионального информационно-аналитического центра и кустовых Центров сети учебного книгоиздания, как правило, на базе педагогических училищ края.
3. Анализ имеющихся средств информационной техники в краевом, городских и районных органах управления образованием
Выявление технического и кадрового потенциала Алтайского края и возможность использования его для создания регионального сегмента информационной системы учебного книгоиздания проводились на основе анкетирования краевого комитета по образованию и районных органов управления образованием. В результате проведенного анализа в качестве типового проекта в региональной модели был сделан выбор в пользу создания районного Центра доступа к сети учебного книгоиздания, основанного на модели "РУО-Школа". В пользу такого решения говорит и то, что работники районных органов управления образованием (методисты, библиотекари и др.) не смогут полностью исчерпать возможности сети. Совместное использование ее со школами позволит не только обеспечить поддержку системе в кадровом отношении, но и дополнительно задействовать данную систему другими информационными задачами (дистанционное образование, передача учебной и методической информации и т.п.).
Возможности развития сети учебного книгоиздания были также проанализированы, исходя из возможности подключения создаваемых Центров к телекоммуникационным сетям края, работу которых, в настоящее время, обеспечивает АО "АлтайТЕЛЕКОМ". Было установлено, что для каждого из районов существует возможность осуществить dialup-соединение с коммутационными узлами краевой сети среднего образования (РОСА) и университетской сети "Алтай-RunNet" в городах Барнауле, Бийске или Рубцовске. Однако, как показали результаты обследования, до 1998 года, районные органы управления образованием, как правило, либо не имели коммутируемого подключения, либо осуществляли его через районную среднюю школу или администрацию района. С 1998 года все РУО края получили доступ к системе телекоммуникаций через краевую сеть ГАС "ВЫБОРЫ".
В результате проведенного обследования был также проанализирован уровень подготовки, профессиональный состав имеющихся методистов и специалистов по информационной технике городских и районных управлений образованием, изучены и потребности районов в специалистах, которые должны будут работать с сетью учебного книгоиздания или обслуживать ее, а также возможности приобретения ими соответствующей квалификации или ее повышения.
Сводные итоговые данные по наличию оборудования и потребностям в обучении
в районных органах управления образованием (на конец 1997 года)
Наименование
Всего
Компьютеры, которые могут быть задействованы
184
Средства телекоммуникаций
0
Модемы
6
Наличие электронной почты
6
Наличие полного Интернет
0
Наличие провайдера сети
3
Потребности в подготовке кадров
234
Исходя из проведенного анализа, были сделаны следующие выводы:
- в целом в региональной системе образования существуют реальные условия для успешного внедрения информационной системы учебного книгоиздания;
- для развития информационной системы учебного книгоиздания в дополнение к имеющимся условиям требуется:
1) модернизация средств ВТ на территориях, которые будут выбраны в качестве базовых территориальных узлов, до современного уровня качества и надежности;
2) развитие региональной телекоммуникационной инфраструктуры;
3) повышение квалификации и переподготовка имеющихся кадров;
4) создание региональных и кустовых Центров, обеспечивающих эти потребности.
4. Анализ потребностей краевого, городских и районных органов управления образованием
Разработка модели создания регионального сегмента ИСУК была проведена на базе модели функционального взаимодействия участников системы учебного книгораспределения на рынке учебного книгоиздания и их потребностей в соответствующем информационном обеспечении, которое должна обеспечить ИСУК.
Были выбраны функциональные группы участников системы учебного книгораспределения, обеспечивающие:
1. Заказ и экспертизу учебников.
2. Создание учебников.
3. Изготовление учебников.
4. Использование учебников.
5. Распространение учебников.
6. Управление системой книгообеспечения.
В состав группы, реализующей функцию "Заказ и экспертиза учебников", включены руководители системы образования и привлекаемые эксперты, осуществляющие на основе федерального и региональных Законов формирование учебных планов (федерального и регионального компонентов) и их обеспечение учебной литературой, а также наглядными пособиями, аудио- и видеоматериалами, программным обеспечением и др.
Информационная поддержка этой группы направлена на помощь в получении ответов на следующие вопросы:
- федеральные и региональные стандарты в области образования;
- учебные планы образовательных учреждений разного типа;
- обзоры и экспертные заключения по имеющимся учебным материалам;
- материалы по основным тенденциям развития образования в России и мире.
Возможны и другие вопросы участников этой группы. Поскольку именно эта группа задает общее направление развития образования и, как следствие, определяет заказ на необходимые учебные материалы, информационное обеспечение этой группы носит наиболее значимый характер и, помимо вопросов учебного книгоиздания, группа должна получить информацию по самым разным вопросам образовательной статистики, нормативной базы системы образования и т.д.
Информационная поддержка группы, обеспечивающей в системе книгообеспечения создание учебников, должна позволить найти ответы на следующие вопросы:
- наличие учебников по интересующей их тематике;
- содержание выпущенных учебников и методические рекомендации по их применению в учебном процессе;
- программы поддержки учителей, работающих по данным учебникам;
- планируемые к изданию учебники по тематике, интересующей авторов;
- пробелы в обеспечении учебного плана образовательных программ (направления, жанр - книга для ученика, книга для учителя, тетрадь на печатной основе, другие учебные материалы и т.д.);
- программы и конкурсы учебной литературы;
- учебно-методические конференции по данной тематике;
- материалы учебно-методических объединений (советов) по различным направлениям образования;
- рекомендации и отзывы федеральных, региональных органов учебного книгоиздания, пользователей по имеющимся учебникам;
- экспертные оценки учебников;
- возможность и условия издания учебников на федеральном и региональном уровне.
Группой, занимающейся изготовлением учебников, являются:
- издательства;
- финансисты проектов;
- типографии.
Информационная поддержка для них заключается в предоставлении сведений, описывающих:
- потребность (на федеральном и региональных уровнях) в учебниках существующих и планируемых;
- стоимость выпущенных и, по возможности, ориентировочная стоимость планируемых к выпуску учебников;
- распространителей учебной литературы и имеющихся у них заказов (на федеральном и региональных уровнях);
- предложения авторов по учебному книгоизданию;
- экспертные оценки учебников;
- возможности федерального и регионального бюджетного финансирования;
- платежеспособность населения в регионах;
- способы и стоимость доставки учебной литературы по регионам, условия поставки (предоплата и т.п.).
Основной функциональной группой информационной системы книгоиздания являются пользователи и учреждения, осуществляющие их обеспечение учебной литературой на постоянной основе:
- ученики и их родители;
- учителя;
- методисты и эксперты центра и регионов;
- преподаватели вузов, осуществляющие подготовку будущих учителей;
- учебные заведения и их библиотеки;
- библиотеки региональные (районные, городские и т.д.);
- образовательные учреждения повышения квалификации.
Для них информационная поддержка заключается в следующем:
- имеющееся наличие учебников различных изготовителей у распространителей (в регионах и по России);
- возможные предложения иностранных распространителей;
- планируемое предложение производителей;
- цена учебников (розничная и оптовая);
- возможность заказа учебников и гарантия его выполнения;
- наличие распространителей в регионах и на федеральном уровне;
- экспертные оценки учебников;
- рекомендации и отзывы федеральных, региональных органов учебного книгоиздания, пользователей по имеющимся учебникам.
Для учреждений-пользователей значимым фактором является возможность интеграции полученных сведений в поддерживаемые ими базы данных (форматы баз и системы управления базами данных, прежде всего).
Распространением учебных и методических изданий занимается группа книгораспространителей, в состав которой можно включить:
- оптовые и мелкооптовые книготорговые организации (в том числе издательства);
- магазины (розничная торговля);
- образовательные учреждения;
- книжные учреждения;
- книжные коллекторы;
- частных реализаторов.
Для них характерен следующий круг вопросов:
- какие учебники есть в наличии, у каких издателей и распространителей более высокого уровня;
- условия транспортировки изданий;
- учебники, планируемые к изданию;
- рекомендации и отзывы федеральных, региональных органов учебного книгоиздания, пользователей по имеющимся учебникам;
- экспертные оценки учебников;
- возможность и условия издания учебников на федеральном и региональном уровне;
- стоимость выпущенных и, возможно, планируемых к выпуску учебников;
- скидки и условия оплаты приобретаемых изданий;
- платежеспособность в регионах;
- заказы региональных (и федеральных) пользователей.
Для целей управления необходима вся вышеперечисленная информация, использование которой предполагается:
- федеральными органами образования;
- региональными органами образования;
- методистами различного уровня;
- институтами повышения квалификации работников образования;
- преподавателями вузов, осуществляющими подготовку учителей;
- экспертами учебного книгоиздания;
- федеральными и региональными органами экологической, санитарной и других служб.
Для информационного обеспечения выделенных групп пользователей системы необходимо удовлетворить материально-технические потребности комитетов и отделов по образованию. Основным направлением совершенствования их материально-технической базы при реализации проекта регионального сегмента ИСУК было решено считать создание информационного центра (а при необходимости и телекоммуникационного узла) в каждом районном, городском отделе или комитете по образованию.
При анализе выявлялись их потребности в развитии материально-технической базы информационных технологий, а также имеющийся уровень обеспечения и использования вычислительной техники (ВТ).
В результате все они были разбиты на три группы:
оснащенные (ВТ имеется и активно используется) - 9
слабо оснащенные (ВТ имеется, но используется слабо) - 51
не оснащенные (ВТ отсутствует или не используется) - 18
Предполагается, что каждый отдел по образованию необходимо оснастить современным коммуникационным оборудованием, локальной сетью, частично компьютерами и необходимым базовым программным обеспечением (Windows 95, MS Office, управленческий пакет программ).
При этом предлагается исходить из необходимости оснащения органов управления образованием ВТ по следующим нормативам, основанным на числе школ в районе.
В результате проведенного анализа по выявлению структуры, потребности и количественных характеристик консультативных услуг (к анализируемым потребностям были отнесены повышение квалификации и переподготовка кадров, анализ потребностей районных (городских) систем образования в области информатизации, проектирование информационных центров на местах было предложено:
1. Создать учебный центр, обеспечивающий переподготовку и повышение квалификации работников образования для работы в информационной системе учебного книгоиздания.
2. Адаптировать имеющиеся курсы для работников системы повышения квалификации работников образования к целям развития информационной системы учебного книгоиздания и разработать дополнительные методические пособия для слушателей.
3. Осуществить подготовку сертифицированных специалистов для регионального информационно-методического Центра в области программного и технического обеспечения.
5. Организационное, правовое обеспечение и функции регионального сегмента информационной системы учебного книгоиздания
Разграничение прав федерального центра информационной системы учебного книгоиздания и регионального центра возможно по предмету деятельности и уровню полномочий.
Федеральный центр обеспечивает:
- информационное обеспечение федерального компонента базисного учебного плана и федеральных образовательных стандартов;
- сопровождение федеральной базы данных (БД);
- координацию работ по информационной системы учебного книгоиздания.
Региональный центр обеспечивает:
- сопровождение федерального компонента на основе федеральной базы данных;
- информационное обеспечение национально-регионального компонента образовательных стандартов;
- сопровождение регионального компонента базы данных;
- техническое и кадровое обеспечение края, районов и общеобразовательных школ.
Возможны следующие способы взаимодействия федерального и регионального центров:
1. Со стороны федерального центра требуется регламентация работ по поддержке федеральной БД на уровне регионов.
2. Возможен обмен информацией на уровне аннотаций и ссылок на источники. С целью сокращения времени доступа конечного пользователя к информации возможна поддержка "зеркала" федеральной БД на региональном узле с соответствующей ответственностью за распространение.
3. Федеральный, краевой и территориальные органы управления образованием осуществляют финансирование ИС УК за счет средств экономии бюджета и средств, предназначенных для информационно-аналитической работы и предоставляют информацию о методических и учебных разработках в федерации, регионе, территории.
Организационная структура информационной системы
учебного книгоиздания Алтайского края
Федеральный уровень
Региональный уровень
Субъект федерации
Комитет администрации Алтайского края по образованию
Алтайский
региональный центр информатизации "Алтай-Информика"
Барнаульский
государственный
педагогический
университет
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования
Районный уровень
Кустовой информационный центр на базе районного органа управления образованием
(на конкурсной основе)
Базовый информационный центр на базе районного органа
управления образованием
(на конкурсной основе)
Районный информационный центр доступна на базе
районного органа управления
образованием
Пользовательский уровень
Учебные заведения
Библиотеки
Индивидуальные пользователи
Книготорговые организации
Книжные коллекторы
Частные реализаторы
Издательства
Финансисты проектов
Типографии
6. Организационная структура регионального сегмента информационной системы учебного книгоиздания Алтайского края
В качестве модели регионального сегмента информационной системы учебного книгоиздания (ИС УК) предполагается использовать следующую многоуровневую структуру:
1 уровень: федеральный, заложенный в техническом задании на проектирование информационной сети учебного книгоиздания.
2 уровень: региональный, включающий;
(а) Комитет Администрации края по образованию, осуществляющий:
- контроль за обеспечением федерального компонента учебного плана;
- контроль за обеспечением регионального компонента учебного плана;
- координацию в рамках существующих в крае объединений, усилий заинтересованных в развитии информационной системы образовательных и научных учреждений края, через Совет Программы создания информационной системы учебного книгоиздания на Алтае.
(б) Объединенный учебный Центр.
(в) Информационно-аналитический Центр.
3 уровень: районный/городской, включающий:
- - территориальные информационные центры (общее количество от 10 до 12), которые:
(1) наиболее подготовлены в техническом, организационном и кадровом плане (телекоммуникационная поддержка будет осуществляться силами уже действующих точек доступа, расположенных на этих территориях, информационная составляющая деятельности центров будет осуществляться силами РУО);
(2) достаточно равномерно распределены по территории Алтайского края, что позволит, в конечном итоге, охватить самые удаленные от краевого центра образовательные учреждения;
- 16-18 наиболее подготовленных РУО, имеющих многолетний опыт использования компьютерных информационных средств в административно-управленческой деятельности и отобранных на конкурсной основе, учитывающей готовность РУО внести свой финансовый вклад в создание информационных Центров;
- оставшиеся РУО Алтайского края.
4 уровень: прочие организации и структуры, в том числе:
- издательства края, осуществляющие издание учебной литературы;
- библиотеки края (по мере готовности к использованию информационных технологий);
- система книгораспространения;
- другие организации и частные лица.
Функционирование системы и управление ее развитием предполагается осуществлять через созданные в процессе реализации проекта Центры разного уровня. Предполагается создание:
- Центров доступа (48 районов края);
- базовых Центров (18 районов края);
- кустовых Центров (14, включая Комитет администрации края по образованию, отделы по образованию г. Барнаула);
- распределенного телекоммуникационного Центра;
- информационно-аналитического Центра;
- распределенного учебного Центра сети учебного книгоиздания (руководителей образования, работников создаваемой сети учебного книгоиздания).
При этом создание базовых и кустовых Центров будет осуществляться на конкурсной основе.
В процессе реализации программы, таким образом, предусматривается создание 84 внутрирегиональных Центров сети учебного книгоиздания, с их постепенным объединением в единую телекоммуникационную сеть.
Библиографический список:
1. Техническое задание "Разработка модели регионального сегмента информационной системы учебного книгоиздания". Москва, 1997.
2. Техническое задание "Создание информационной сети учебного книгоиздания". Москва, 1997.
3. Техническое задание "Создание базы данных Учебное книгоиздание". Москва, 1997.
4. Инновационный проект в области образования (Заем N 4183-RU). Компонент "Реформа учебного книгоиздания. Москва, 1997
5. Материалы совещания Всероссийского совета по обеспечению образовательных учреждений учебной литературой по вопросу "Об обеспечении общеобразовательных учреждений учебной литературой в 1997/98 учебном году и о Перечне учебников и учебных пособий на 1998/99 учебный год. Москва, 1997.
6. Положения о местных налогах и сборах в г. Барнауле. Барнаул, 1997.
Содержание