Иванищев

Сергей

Ильич

- кандидат филологических наук, доцент, первый проректор по учебной работе НГПИ. Научные интересы - профессиональные лексические системы, диалектные особенности речи старожилого населения Кузбасса, региональные особенности городской речи, история русского языка, вузовская и школьная методика преподавания лингвистических дисциплин, общая педагогика.

 

К разграничению понятий
"региональное образование"
и "региональный
компонент образования"

 

 

Как известно, в российской системе образования введен стандарт. "Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала" (1). Основой реализации стандарта образования является учебный план образовательного учреждения, в структуре которого выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный, учебного заведения.

Термин "государственный образовательный стандарт" в России вошел в обиход недавно, тогда как во многих странах он известен уже много лет. Но стандарт был и в России (и в СССР), именно он поддерживал единое образовательное пространство на бескрайних просторах нашего государства, единые требования к объему учебного материала и к результатам его усвоения. Такие требования предусматривали единый учебный план во всех школах страны, единые учебные программы по изучаемым дисциплинам.

Однако, современный государственный общеобразовательный стандарт, который представлен базисным учебным планом и учебными программами по предметам, значительно отличается от планов и программ прошлых лет. Они дают возможность школам переходить на более свободные формы организации учебного процесса, более свободный выбор школами учебных предметов и объемов их изучения, что дало возможность многим школам изменить свой статус, стать профильными или многопрофильными гимназиями и лицеями, школами, работающими по определенным направлениям.

В современных учебных планах школ разных профилей и направлений значительное место отводится для регионального компонента образования. И это хорошо, так как на большой по географической протяженности, богатой в этническом отношении и разнообразной по природным условиям жизни и хозяйственной деятельности человека территории немало возможностей применения знаний сообразно с регионом проживания.

Вместе с тем, "образовательные стандарты средней школы направлены на создание единого образовательного пространства Российской Федерации, причем не только в географическом, но и в социально-культурном смысле, а также на обеспечение равных возможностей получения полноценного общего образования всеми гражданами в образовательных учреждениях любых организационно-правовых форм." (2).

В последнее время входит в обиход термин "региональное образование", который, на наш взгляд, имеет более широкое значение, чем "региональный компонент образования". Региональное образование осуществляется через систему учреждений образования в регионе. Данная система предполагает удовлетворение личных потребностей граждан региона в образовании, организацию системы непрерывного образования в регионе, способной в полной мере обеспечить потребности в кадрах. Не случайно многие субъекты Российской Федерации в дополнение Законов РФ "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" разрабатывают и вводят в действие региональные законы об образовании, принимают "Соглашения между Правительством Российской Федерации и субъектами Федерации о разграничении полномочий в области науки, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования" (3), где оговаривается право администраций краев, областей, республик "на разработку и реализацию региональных образовательных программ разного уровня с учетом региональных, социально-экономических, экологических, национальных, культурных, демографических и иных особенностей" (4).

Национально-региональный и школьный компоненты образования в основной и полной средней школе в настоящее время достаточно полно разработаны во многих регионах, хотя и здесь есть еще над чем работать. Если исторические, географические, экологические проблемы нашли отражение в учебных планах, то такие региональные аспекты , как литературное и лингвистическое краеведение, находятся в тени.

Особое место в системе регионального образования занимают педагогические вузы. Развитие в учебных планах школ вариативной части, введение учебных дисциплин, связанных с региональными особенностями, требует и соответствующей подготовки учительских кадров, поэтому перед педагогическим вузом стоит прежде всего задача - обеспечить образовательные учреждения кадрами, способными в полной мере реализовать государственный образовательный стандарт не только в инвариантной, но и в вариативной части.

Новые предметы инвариантной части школьного учебного плана: экология, валеология, мировая и отечественная культура, основы безопасности жизнедеятельности и другие требуют от педагогического вуза введения новых специальностей, значительной перестройки существующих учебных планов и программ. Чтобы полнее удовлетворить потребность региона в кадрах, вузы создают учебно-педагогические комплексы с педагогическими училищами. Такой опыт накоплен в педагогических вузах страны (5). В Новокузнецком государственном педагогическом институте такие комплексы существуют на базе Ленинск-Кузнецкого, Новокузнецкого, Киселевского педагогических училищ, Кемеровского педагогического колледжа. Создание подобных учебных комплексов дает возможность более гибко реагировать на изменения в потребности кадров в регионе, сократить время на получение высшего образования студентам комплекса, получить высшее образование в малом городе, без выезда из него, что в современных условиях весьма важно, так как в силу финансовой ограниченности семейного бюджета граждан высшее образование становится привилегией вузовских городов. С целью приближения высшего образования к потребителю многие педагогические вузы создают в малых городах филиалы, например, в г. Тара функционирует филиал Омского педуниверситета, в г. Куйбышеве - Новосибирского педуниверситета. Созданием филиалов занимается и Новокузнецкий пединститут.

Создание системы регионального образования становится насущной задачей департаментов образования и науки, высших учебных заведений. Имеющийся опыт нуждается в изучении, всестороннем анализе, распространении.

Библиографический список:

1. Воронин А.М., Симоненко В.Д. Педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие для студентов педвузов. Брянск, 1997. С. 76.

2. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. М., 1998. С. 4.

3. См.: Комментарий к Закону Российской Федерации "Об образовании" /Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. М., 1998. С. 425-468.

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и администрацией Калининградской области о разграничении полномочий в сфере образования и науки. - Комментарий к Закону Российской Федерации "Об образовании" / Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. М., 1998. С. 430.

5. Учебно-педагогический комплекс "Ярославский государственный педагогический университет - Угличский, Ростовский, Рыбинский, Ярославский педколледжи". Опыт. Поиск. Проблемы. Ярославль, 1997.


Содержание