Юсупова Н.П.,

- начальник отдела лицензирования и аттестации управления образования мэрии г. Новосибирска. Научные интересы - оценка качества образования.

 

 

Скок Г.Б.,

- директор филиала Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, кандидат педагогических наук, профессор кафедры оценки качества образования НГТУ. Научные интересы - оценка качества образования.

 

АТТЕСТАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ:
ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Децентрализация системы образования является одним из главных вопросов политики в области образования. Одно из следствий этой политики - растущая самостоятельность и автономность образовательных учреждений: школы свободны в организации учебно-воспитательного процесса в соответствии со своими возможностями и заявленными целями. В то же время автономность налагает ответственность за качество образования на само образовательное учреждение (ОУ): школа должна гарантировать качество образования учащимся, родителям и обществу в целом, следовательно, и контролировать его, и управлять им. Однако, для сохранения единого образовательного пространства окончательная ответственность при решении этих вопросов - вне школы. Законом "Об образовании" предусмотрена новая система оценки качества деятельности ОУ. Её составными частями являются: лицензирование, аттестация и государственная аккредитация.

Лицензированием, аттестацией и подготовкой к государственной аккредитации ОУ на территории г. Новосибирска на основе полномочий, делегированных Управлением народного образования администрации Новосибирской области и в соответствии с "Положением об отделе", занимается отдел лицензирования и аттестации управления образования мэрии.

Отдел был создан в 1996 году, положение об отделе утверждено начальником Управления народного образования администрации Новосибирской области и начальником Управления образования мэрии г. Новосибирска.

Штатное расписание отдела содержит 19 штатных единиц и утверждено постановлением мэрии. Все сотрудники отдела имеют высшее образование, стаж педагогической работы, специалисты школьной группы - стаж руководящей работы ОУ от 2 до 7 лет. Специалисты школьной группы прошли обучение на факультете повышения квалификации руководящих кадров по теме "Аттестация ОУ" и получили сертификаты.

Основополагающим документом для проведения аттестации, как уже было отмечено, является Закон Российской Федерации "Об образовании" (ст. 28, 33). Кроме того, Министерством образования было подготовлено Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (приказ от 25.01.96 г. © 27), которое на сегодняшний день признано утратившим силу. И в этом учебном году мы руководствуемся новым Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (приказ от 22.05.98 г. © 1327). К сожалению, данное Положение вызывает не меньше вопросов, чем предыдущее, и требует обсуждения. Тем не менее эти документы устанавливают нормативно-правовые и организационные основы аттестации ОУ.

Но именно основа, канва, требующая конкретизации, четкого определения порядка процедур, заложена в этих документах. Неподготовленность на федеральном уровне нормативно-правовой базы и методического обеспечения аттестации заставила специалистов отдела вести исследовательскую, инновационную работу, искать, сравнивать варианты, появляющиеся в разных регионах, создавать свои. В результате разработан пакет нормативно-методических материалов для организации процедуры аттестации ОУ:

1. Положение о лицензионно-аттестационной службе управления образования мэрии г. Новосибирска.

2. Порядок аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений г. Новосибирска.

3. Форма отчёта по самоанализу ОУ.

4. Методические материалы и памятки по организации аттестации ОУ в помощь руководителям образовательных учреждений.

5. Макет структуры ежегодного обобщающего доклада-отчета управления образования мэрии г. Новосибирска "Качество общего среднего образования: состояние, тенденции, перспективы (по итогам лицензирования и аттестации образовательных учреждений)".

6. Макет структуры ежегодного обобщающего доклада-отчета среднего общеобразовательного учреждения "Качество образования: концепция, самоэкспертиза, состояние, тенденции, перспективы".

Материалы, разработанные отделом, опубликованы и рекомендованы Министерством образования РФ для использования на территории РФ (1).

Аттестация образовательных учреждений на территории города прежде всего ориентирована на системный анализ качества образовательной деятельности учреждениями среднего общего, среднего специального, начального, вечернего и дополнительного образования на муниципальном уровне (согласно приказу МО РФ от 25.01.96 г. © 27).

Принципы организации аттестационной процедуры, сформулированные отделом лицензирования и аттестации управления образования мэрии г. Новосибирска, следующие:

- все аттестационные процедуры организуются на основе Закона РФ "Об образовании" и нормативных документов;

- главной среди процедур является самоанализ деятельности образовательного учреждения;

- основное внимание при аттестации уделяется выявлению резервов совершенствования деятельности ОУ;

- аттестационные процедуры предполагают уход от сложившихся оценочных стереотипов в управленческой практике (тотальный контроль);

- лицензионно-аттестационная служба работает в соответствии с принципом "не навреди";

- все аттестационные процедуры и материалы открыты для совершенствования и постоянной коррекции.

Работа отдела с самого начала была построена не на основе инспектирования образовательных учреждений, а на идее всестороннего анализа, оказания помощи ОУ в его проведении. Такой подход применяется при аттестации высших учебных заведений, но для школьной практики он является новым. Школы привыкли к регулярным инспекторским проверкам, научились неплохо "защищаться" от них, в большей степени ориентируясь на то, чтобы "казаться", а не "быть", уйти от контроля.

В условиях слабого финансирования образования сравнение "сущего" с "должным" (терминология В.В. Краевского) становится для образовательного учреждения особенно важным и необходимым условием существования: если средств на развитие нет или практически нет, если учителя устали от нужды и хозяйственных забот, особенно важно выбрать правильную политику функционирования и линию развития ОУ, правильно выстроить проект, определить перспективы, ближайшие задачи, выявить резервы. Возможность справиться с этой задачей с наименьшими затратами сил и энергии дает самоанализ. Немаловажно понимать, к чему стремится образовательное учреждение - в этом случае можно выстроить последовательность действий, приближающих желаемый результат, и реализовывать программу постепенно.

Поэтому образовательное учреждение, выходящее на аттестацию, получает форму отчета о самообследовании, анализирует свою деятельность по шести позициям, которые отражают условия, процесс и результат деятельности ОУ.

Существует мнение, что учебно-воспитательный процесс при аттестации не должен являться предметом анализа. Оценке подлежат только показатели, характеризующие условия и конечный результат.

Однако, отдел лицензирования и аттестации придерживается другого мнения, суть которого заключается в том, что непродуктивно рассматривать результат в отрыве от самого учебно-воспитательного процесса, так как хороший результат в подготовке школьников по отдельным предметам может быть достигнут за счет их перегрузки, ухудшения здоровья, приводить к формированию различных комплексов у детей, потере интереса к учению вообще.

Конечный результат всегда отодвинут во времени и носит интегрированный характер, являясь заслугой как самого обучаемого, так и большого количества людей, его окружающих (учителей, родителей, сверстников).

Итак, по каждой позиции образовательное учреждение должно само отметить свои сильные и слабые стороны, возможности, которые оно видит (для ликвидации недостатков в работе, в плане видения перспектив развития и совершенствования), а также - препятствия и тревоги (что мешает развитию ОУ).

Таким образом, ОУ проделывается большая работа по анализу качества образования. Экспертная комиссия затем устанавливает соответствие самооценки реальным показателям, которые получаются в ходе экспертизы по тем же позициям.

Адекватная самооценка ОУ - необходимое условие прохождения аттестации. Неосознание недостатков, резервов совершенствования - свидетельство "инновационной глухоты" ОУ.

Эта работа для школьных коллективов является, по мнению руководителей ОУ, прошедших аттестацию, трудной, но полезной и необходимой, помогает осознать как сильные, так и слабые стороны в работе. Мы отслеживаем мнение ОУ, педагогов этих ОУ о том, насколько нужна, важна, полезна оценка деятельности ОУ, их мнение о процедуре. Вот некоторые результаты: большая часть педагогов, принимавших участие в аттестации ОУ (от 60 до 90 %), считают, что аттестация, основной частью которой является самоанализ, безусловно нужна; от 52 до 72 % считают, что аттестация - это стимулирование развития ОУ; от 30 до 41 % находят, что процедура эта неприятна, но необходима.

Именно поэтому досадно, что предлагается самоанализ деятельности исключить, сделать необязательным (2), то есть практически свести всю работу по аттестации к инспекторским проверкам, сбору цифр, их сложению, умножению, сравнению между собой.

Почему возникает такая тенденция?

Образованию (качественному!) нужны деньги. Их у государства нет. Если учителям не платят зарплату (или платят столько, что об этом неудобно говорить вслух), то ясно, что загружать дополнительной работой по самоанализу учительство неудобно и невозможно. Но аттестации требует закон, поэтому вроде ее отменить нельзя. Если нельзя отменить, то можно упростить, сократить, свести к сбору некоторых "показателей", с чем школа уже имела дело.

Поэтому неспешный, вдумчивый самоанализ характера и результатов своей деятельности для ОУ - важнейшая процедура, по мнению отдела лицензирования и аттестации г. Новосибирска. Отменить самоанализ нельзя. Лучше уж временно не проводить аттестацию, аттестовав все ОУ "условно" на некоторое время, что, конечно, не будет способствовать развитию образования. Школы (не новосибирские!) жалуются, что на подготовку отчета по самоанализу идет много времени. Так случилось еще и потому, что, во-первых, сама аттестационная процедура пока только складывается, система оценки качества образования в России является пока не вполне совершенной и определенной. Кроме того, образовательные учреждения, вышедшие на аттестацию первыми (по желанию!) не имели, естественно, пяти лет на подготовку отчета. Если же по определенной схеме собирать материал, проводить мониторинг, анализировать результаты, то никакой особой подготовки отчет по самоанализу и не потребует.

Наш отчет по самоанализу уже несколько раз подвергался коррекции (и это нормально!), и после двух лет работы эта процедура на основании анализа затруднений школ при работе с ним тоже произведена.

Идет первый этап аттестации, то есть ОУ проходят эту процедуру по первому разу. Призывая ОУ к адекватной самооценке характера и результатов своей деятельности, отдел лицензирования и аттестации, естественно, сталкивается с вопросом - может ли быть аттестованным ОУ, имеющее много "слабых сторон" в своей деятельности? В сложившихся условиях ответ на этот вопрос является положительным, если "слабые стороны" осознаются ОУ и не касаются самых принципиальных сторон. Другими словами, решение об "условной аттестации" может и должно сопровождаться всеми "замечаниями" и "пожеланиями" аттестационной комиссии, на которые ОУ должно будет обращать внимание в период подготовки к новой аттестации. В противном случае будет вновь иметь место лакировка действительности.

Адекватность самооценки ОУ - вот главное, на что обращает внимание отдел лицензирования и аттестации управления образования мэрии г. Новосибирска. Без этого смысл аттестации в нашем понимании теряется, а аттестационные комиссии превращаются в карающий орган.

Другое дело, если ОУ видит свои недостатки, но на их ликвидацию требуются дополнительные средства, которых сейчас нет. Можно искать выход, ждать, наконец, но непродуктивно в тяжелых экономических условиях вновь начинать игру с государством в "крестики-нолики", "проценты успеваемости" и т.д. Именно в трудных условиях недопустимо заниматься этим, зря тратить силы, создавать видимость благополучия, приглаживая и приукрашивая результаты для успешного прохождения аттестации.

Отдел лицензирования и аттестации отдает себе отчет в том, что в 1996-1998 годах аттестацию проходили далеко не самые слабые ОУ, что не способствовало вскрытию всех проблем. Следует отметить, что представляемые результаты не отражают, конечно, картины по г. Новосибирску в целом. Задача сравнения, ранжирования школ по показателям не ставилась. Полученные результаты - лишь материал для размышления, установления тенденций в образовательном пространстве г. Новосибирска. Эта информация, на наш взгляд, может быть полезна как руководителям всех уровней, так и родителям, их детям, самим ОУ. Аттестацию можно рассматривать как наиболее эффективный инструмент получения объективной информации о состоянии, тенденциях и резервах развития образовательных учреждений на территории нашего города.

Итак, за 1996-97 и 1997-98 учебные годы проведена аттестация 30 образовательных учреждений, из них прошли аттестацию 29.

Все виды ОУ присутствуют в списке школ, прошедших аттестацию в 1997-98 годах: общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, общеобразовательные школы с углубленным изучением ряда предметов, специальные коррекционные школы.

Наметилось стремление ОУ "иметь свое лицо", что является отрадным. Непохожесть, разнообразие - это то новое, что приобрели средние ОУ г. Новосибирска, оставив позади одинаковость. Результаты, полученные в ходе экспертизы, проанализированы и обобщены в аналитическом отчете, который был представлен на коллегии управления образования мэрии. Информация, представленная в докладе, используется для принятия управленческих решений.

В ходе проведенной аттестации работники аттестационной службы фиксируют ряд проблем, которые, мягко говоря, не способствуют успешной работе:

1. На федеральном уровне не разработано нормативно - методическое обеспечение аттестационной процедуры.

2. Ряд позиций "Положения об аттестации и государственной аккредитации" (как старого, так и, тем более, нового) требует разъяснений и конкретизации.

3. Утвержденные на федеральном уровне государственные образовательные стандарты несовершенны.

4. Не создана единая система сертифицированных педагогических измерительных средств.

5. Отсутствуют утвержденные на федеральном уровне критерии отнесения образовательного учреждения к определенному виду.

Тот факт, что на федеральном уровне не подготовлена нормативно - правовая база проведения аттестации ОУ, имеет не только негативные последствия. Это обстоятельство заставляет вести поисковую, исследовательскую, инновационную работу, искать, сравнивать варианты, появляющиеся в различных регионах, влияя таким образом на окончательный проект аттестационных процедур.

Отдел лицензирования и аттестации ГУО г. Новосибирска понимает, что на этапе становления аттестационной политики в образовании, необходима тщательная, деликатная работа, построенная по принципу "не навреди". Но и ждать, пока весь пакет документов будет "спущен сверху" не имеет смысла (упущенные возможности - это допущенные недостатки): накоплен определенный опыт, необходимо активно влиять на формирование запаздывающих нормативных документов по аттестации ОУ и аттестационной. политики в городе в целом.

Библиографический список:

1. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998.

2. Стандарты и мониторинг в образовании // Научно-методический журнал. 1998. © 3.


Содержание