Попова
Ольга
Викторовна
- кандидат педагогических наук, директор Бийского филиала Современного Гуманитарного института, член координационного совета по непрерывному экологическому образованию при кафедре ЮНЭСКО "Экологическое образование в Сибири", автор 3 монографий и более 30 публикаций.
Основной круг научных интересов - непрерывное экологическое образование.
Титаренко
Юрий
Иванович
- доктор технических наук, профессор, автор более 100 научных работ, в том числе, 5 монографий, специалист в области информатики и управления. Научные интересы - системный анализ, автоматизированные системы управления, технологии представления знаний, дистанционное обучение.
Опыт дистанционного
обучения в
Бийском филиале
Современного
Гуманитарного
институтаВозникший в настоящее время интерес общества к технологиям дистанционного образования объясняется скорее не новыми потребностями человека, а техническими и технологическими достижениями в области переработки информации, которые позволяют децентрализовать процессы представления знаний субъектам обучения, отделив их от процессов накопления, структуризации и хранения информации, осуществляемых научными работниками и преподавателями.
Рассматривая процессы воспитания, обучения людей с позиций инженерии знаний, можно сделать вывод, что образование является единственным способом непрерывной адаптации человека к социальной среде (1). Поэтому самообразование может рассматриваться как наиболее общий случай получения знаний в мотивированных окружающей средой жизненно важных направлениях социо-хозяйственной деятельности человека, которое достигается использованием различных информационных технологий, в том числе, традиционных (изучение литературных источников, посещение лекций и пр.), современных масс-медиа и компьютерных курсов. Естественно, что распространенность тех или иных образовательных технологий до недавнего времени существенно зависело от региона. К примеру, школьники и студенты столичных и областных центров имели и имеют большую возможность посещения лекций известных специалистов, доступа к учебным материалам, что практически невозможно сделать в небольших городах, селах
России. Развитие систем "домашнего телевидения", основанных на возможности относительно простого и дешевого копирования учебных видеофильмов, появление возможности оперативного выпуска печатной продукции и расширение средств телекоммуникации, прежде всего, компьютерных сетей INTERNET, создают предпосылки для расширения сферы использования знаний в отдаленных регионах образовательного пространства.
Поэтому цель создания и развития системы дистанционного образования в настоящее время может быть сформулирована следующим образом:
- предоставление школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным, самым широким кругам населения в любых регионах страны и за ее рубежами равных образовательных возможностей;
- повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, лидирующих отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, институтов повышения квалификации и других образовательных учреждений.
Обратим внимание, что в настоящее время технологии дистанционного образования имеют двойное толкование. Во-первых, это технологии расширения образовательного пространства за счет обеспечения возможности включения в образовательное поле людей, находящихся в периферийных регионах и создания новых образовательных услуг для самообразования. Во-вторых, это предоставление возможности получения престижного образования с соответствующим дипломом и сертификатом. Если первое толкование подразумевает только возможность самообразования, то второе требует создания развитой системы оперативного управления образовательными процессами, обеспечивающего соответствие уровня получаемых знаний, умений и навыков образовательному стандарту РФ и соответствующую систему сертификации этих знаний.
Несмотря на большую организационную и методическую работу, проводимую для реализации концепции дистанционного образования (ДО), в стране имеются успешные примеры функционирующих систем ДО. Поэтому изучение опыта Современного Гуманитарного института (г. Москва) с его филиалами и представительствами, действующими во многих регионах России, ближнего и дальнего зарубежья, может быть полезно для эффективной реализации дистанционных образовательных программ в крае и Сибири. Обсуждение опыта реализации системы ДО ведется на примере Бийского филиала Современного Гуманитарного института (СГИ), что позволяет учесть региональные особенности системы ДО.
На наш взгляд, дистанционное обучение будет эффективным только при строгом выполнении следующих условий:
1. Подготовленной в полном объеме и с высочайшим качеством учебно-методической базы, доступной каждому участнику образовательного процесса - как педагогу, так и обучаемому.
2. Четким и грамотным сочетанием дистанционных и контактных форм обучения.
3. Оперативным контролем качества усвоения студентом учебного материала (при строгом соблюдении технологии обучения педагогом).
4. Правильной организацией сертификации знаний для каждой ступени дистанционного обучения.
5. Индивидуальным выбором и заинтересованностью именно этой технологией обучения всеми участниками образовательного процесса.
Выполнение названных выше условий в комплексе является условием успешной сертификации знаний любого уровня, обеспечивающей получение соответствующих документов государственного, международного и специального образца, в том числе, аттестата о среднем образовании, дипломов о среднем и высшем профессиональном образовании, сертификатов любых уровней и др.
Рассмотрим, как обеспечивается выполнение каждого из названных выше условий ДО в Бийском филиале СГИ.
Учебно-методическая база, доступная каждому участнику образовательного процесса, в том числе, педагогу и обучаемому, формируется как множество комплектов учебных и методических материалов разработанных в головном институте и направляемых каждому субъекту образовательного процесса. В состав комплекта входят учебно-методические пособия (юниты) по каждому входящему в учебный план предмету. Юнита - это выполненная на бумажных носителях, методически согласованная часть учебной дисциплины. Она содержит:
- дидактические единицы образовательного стандарта РФ по данной дисциплине;
- задания для самостоятельной работы и перечень обязательных для выполнения обучаемым домашних заданий;
- задания по самопроверке и самотестированию;
- описание всех практических занятий;
- файл теоретических материалов;
- темы рефератов, курсовых работ, список литературы, рекомендуемой для дополнительного изучения.
Кроме юнит, студент получает часть учебного материала в виде текстов уроков по иностранному языку и текстов лекций на аудиокассетах.
Материал юнит дополняется видео-лекциями и компьютерными материалами, в том числе, "супертьюторами" - компьютерными учебниками, "профтьюторами" - профессиональными программами и "комплеями" - деловыми и ролевыми играми. Весь учебно-методический материал доступен и педагогу и обучаемому, а юниты и аудиоматериалы находятся у каждого участника образовательного процесса в постоянном использовании.
Эффективное сочетание дистанционных и контактных форм обучения - второе важнейшее условие дистанционного образования при реализации образовательных профессиональных программ любого уровня (среднего, высшего, дополнительного, повышения квалификации), так как при профессиональной подготовке теоретические знания, не подкрепленные умениями и навыками и не давшие основ опыта творческой деятельности, недопустимы, бесполезны, а подчас и вредны.
Поэтому дистанционные формы образования должны быть дополнены прямыми контактами с высококвалифицированными педагогами, владеющими технологией ДО, а также со специалистами - практиками, имеющими опыт практической деятельности в данной образовательной и профессиональной области. Такие наставники, в системе ДО - "тьюторы", помогают обучаемому систематизировать и осваивать теорию и практику, осуществляют консультационную деятельность и контролируют качество усвоения изучаемого материала. В системе ДО СГИ развиваются следующие контактные формы обучения:
1) традиционные - обзорные лекции, практические занятия, профессиональная практика на предприятиях и фирмах, выполнение совместных научных проектов и работ и др.;
2) современные активные методы и формы обучения - деловые и ролевые игры, круглые столы, дискуссии, конференции, тьюторские занятия и др.;
3) телекоммуникационные формы на основе применения локальных и глобальных информационных сетей - INTERNET, видео и др.
Особенность дистанционного образовательного процесса - изменение технологий вывода и представления знаний учащемуся с лекционной формы на самостоятельную форму изучения с развитыми диалоговыми процедурами общения в системе "обучаемый - учитель". Это приводит к фактическому (а не формальному) увеличению объема самостоятельной работы обучаемого и соответствующему жесткому контролю степени изучения представленного материала обучаемым при строгом соблюдении технологии обучения педагогом.
Принятая в СГИ текущая и итоговая аттестация знаний студентов базируется на строгом соблюдении всеми участниками процесса обучения (методистами, преподавателями, студентами) технологии дистанционного обучения, в которой предусмотрено не менее пяти контрольных точек по каждой изучаемой юните. Типичная схема изучения юниты, включает одинаковую для всех учебных модулей, стандартизованную последовательность этапов самостоятельной работы студентов, занятий с преподавателями, тьюторами, работу на компьютерах, подготовку и защиту домашних работ, тестирование.
Схема изучения юниты
Каждый этап технологической схемы усвоения знаний имеет формализованные входные требования к обучаемому (начальная сертификация знаний в конкретной предметной области), алгоритм представления и получения новых (предварительное изучение учебного материала, обзорная лекция, лекция с видеофильмом, работа с супертьюторами и пр.), требования к выполнению домашних заданий (разработка структурированных конспектов изучаемого материала в виде "баз знаний", терминологических словарей, протоколов-отчетов о работе с компьютерными программами, рефератов и курсовых работ и т.д.). Проверка выполненных работ осуществляется тьюторами в форме индивидуализированных занятий с указанием ошибок и недочетов. Наконец, проводится групповая деловая игра, во время которой студенты получают практические навыки в освоении материала, умения формулировать и отстаивать свои убеждения и полученные знания. Итогом работы по юните является выходная сертификация знаний, которая осуществляется в форме теста.
Параллельно проводится работа с трудоемкими домашними заданиями-рефератами и курсовыми работами, которые являются обязательными при выполнении учебной последовательности ДО. Заметим, что подготовка значительного объема контролируемых выходных учебных документов объективно требует от студента осуществления ежедневной самостоятельной работы с первого дня обучения, что практически невозможно добиться в традиционных технологиях общения. Строгое выполнение технологии изучения юнит и контроль знаний по фиксированным точкам обеспечивают своевременную и достоверную сертификацию качества обучения студентов независимо от формы (очная, очно-заочная или заочная), уровня профессионального образования (общее, профессиональное или дополнительное) и вида сертификата (аттестат, диплом, сертификат о подготовке или переподготовке и др.). Аттестация знаний в СГИ складывается из внутренней, которая в течение семестра проводится по приведенной выше схеме, и внешней, осуществляемой по итогам окончания каждой дисциплины и цикла. Результаты внутренней аттестации по всем точкам контроля заносятся в "табель успеваемости", интегрированные результаты по изучаемому предмету заносятся в зачетную книжку.
Внутренняя (внутрисеместровая) аттестация по каждой юните выполняется по следующей схеме:
1. Компьютерные занятия оцениваются по двухбалльной шкале (зачет, незачет), и результат проставляется при изучении профтьютора - преподавателем, супертьютора - методистом или инженером, контролирующим самостоятельное изучение студентом материалов.
2. Домашние работы (базы знаний, словари и другие предложенные в юните) аттестуются по двухбалльной шкале (зачет, незачет) преподавателем в обязательном порядке до деловой игры.
3. Деловая игра оценивается преподавателем по четырехбалльной шкале. Студент, не сдавший домашнюю работу на проверку, к деловой игре не допускается.
4. Оценка реферата, курсовой работы или курсового проекта проводится преподавателем по четырехбалльной шкале.
5. Тест оценивается по четырехбалльной шкале. Тест выполняется в присутствии преподавателя, тьютора или методиста. При выполнении теста студент может использовать только подготовленные им базы знаний. Использование юнит запрещается. Консультирование студентов между собой не предусмотрено. Тестирование является заключительным этапом изучения юниты, и без оценок по 1-4 точкам контроля студент к тесту не допускается.
6. Итоговое занятие предназначено для подведения итога, ответа на возникшие вопросы. На итоговом занятии преподаватель выставляет итоговую (интегрированную) оценку по юните. При этом преподаватель может вывести оценку как среднее из текущих оценок, либо, если у преподавателя есть сомнения или студент желает улучшить средний результат, преподаватель назначает собеседование.
Отсутствие у студента итоговой оценки по конкретной юните не влечет его отстранения от занятий по другим юнитам данного предмета и учитывается при подведении итогов итоговой (по итогам семестра) аттестации.
Внутренняя итоговая (по итогам семестра) аттестация включает:
- прием зачетов и дифференцированных зачетов по дисциплинам, предусмотренным Государственным стандартом по избранному направлению;
- прием курсовых работ, проектов и отчетов по практикам.
Основными формами внутренней аттестации являются дифференцированный зачет (с оценкой по четырехбалльной шкале) и зачет (с оценкой по двухбалльной шкале: "зачет", "незачет"). Сдача дифференцированных зачетов осуществляется по дисциплинам, полностью изученным в данном семестре. Если дисциплина изучена не полностью, она аттестуется в конце семестра по форме "зачет", "незачет". Зачеты (в том числе дифференцированные) выставляются, как правило, на основе аттестации юнит. При этом обобщенная оценка выводится преподавателем как среднее из текущих оценок в семестре по всем юнитам (автоматический дифференцированный зачет). Зачет проставляется автоматически, если у студента нет задолженностей по аттестации юнит. При наличии у преподавателя сомнений по автоматическому зачету, он вправе пригласить студента для собеседования.
Неудовлетворительные оценки (незачет) в зачетную книжку не проставляются, студент в этом случае считается задолжником. К сдаче экзаменов не допускаются студенты, имеющие текущие задолженности по данной дисциплине (по домашним работам, практическим занятиям, тестированию). Зачеты сдаются, как правило, в течение экзаменационной сессии. В случае, когда изучение дисциплины (раздела дисциплин) завершается задолго до окончания семестра, допускается досрочная сдача зачета.
Внешняя аттестация осуществляется в СГИ в г. Москве по результатам письменных экзаменов, выполненных студентом письменных работ (рефераты, курсовые работы, отчеты по практике и др.). О формах обязательной внутренней и внешней аттестации обучающийся извещается заранее, получая выписку из учебного плана в начале каждого цикла обучения.
Как следует из описания технологии, особенность дистанционного обучения такова, что только индивидуальный выбор и заинтересованность всех субъектов образовательного процесса именно в этой технологии позволяют обеспечить требуемое качество и эффективность усвоения знаний, получения необходимых навыков и умений.
Поэтому, помимо прямой образовательной деятельности, и педагог, и обучаемый должны знакомиться с технологией обучения, иметь определенные представления об инженерии знаний, использовать все источники информации для создания и накопления знаний. В СГИ для этой цели предлагается большой дополнительный материал, не несущий прямой информации по учебным дисциплинам, но помогающий наиболее эффективно их осваивать. Это методические рекомендации для педагогов и обучаемых по организации учебного процесса, особенностям технологии, рекомендациям по структурированию знаний и т.д.
Выводы:
Разработанная и реализуемая Современным Гуманитарным институтом в г. Бийске технология дистанционного образования позволяет осуществлять необходимый комплекс образовательных процессов в гуманитарных областях человеческой деятельности с достижением необходимого уровня выполнения Образовательного стандарта РФ, что создает предпосылки для получения престижных специальностей жителями отдаленных регионов.
Технология дистанционного образования, ориентированная на сертификацию знаний, требует оперативного и строгого учета результатов всех этапов обучения, одновременно ориентируя обучаемого на ежедневную работу с учебным материалом.
Дистанционное образование не требует на первом этапе существенных капитальных затрат на организацию учебного процесса. Комплексное использование информационных технологий и "человеческого фактора" в обучении обеспечивает высокое качество обучения.
Библиографический список:
1. Попова О.В. и др. Непрерывное образование и инженерия знаний (междисциплинарные аспекты): Монография // Под ред. Ю.И. Титаренко. Барнаул, 1998. 411 с.
2. Актуальные проблемы технологии дистанционного обучения (методический сборник) // Под ред. Н.С. Сельской. М., 1997. 36 с.
Содержание