Шептенко

Полина

Андреевна

- кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социально-педагогических технологий, ученый секретарь диссертационного совета БГПУ.

Научные интересы - социальная педагогика и социально-педагогические технологии.

 

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ
СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Проблема подготовки студентов педвуза к социально-педагогической деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем.

Как известно, в 90-х годах в России профессия "социальная работа" была официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких модификациях: социальный педагог, социальный работник, специалист по социальной работе.

В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности.

Разработкой системы подготовки социальных педагогов занимается Российская академия образования, педагогические вузы страны (Московский, Санкт-Петербургский, Ставропольский, Уральский, Новосибирский, Омский, Барнаульский и др.).

Кафедрой социальной и педагогической технологий Барнаульского государственного педагогического университета осуществляется научная разработка различных моделей социально-педагогических центров, комплексов в условиях региона, осуществляется профессиональная подготовка социальных педагогов, оказывается методическая помощь практическим социальным педагогам.

С целью определения реальной картины подготовки социальных педагогов и выявления проблем, возникающих у студентов, слушателей факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ФПК ППРО), преподавателей педуниверситета в процессе вузовского обучения, у практически работающих социальных педагогов в процессе социально-педагогической деятельности был проведен опрос среди названных категорий в Барнаульском государственном педагогическом университете и в социально-педагогических учреждениях Ленинского района города Барнаула.

Результаты опроса позволяют привести данные в сравнительном плане. Так, наиболее важными предметами в профессиональном обучении социальных педагогов студенты назвали "Социальную педагогику" (85,5%), "Психологию" (81%), "Педагогическую технологию" (72%). Многие слушатели ФПК ППРО уже работают социальными педагогами или

имеют практический опыт социально-педагогической деятельности с детьми и взрослыми, поэтому важными признали "Педагогическую технологию" - 84,6%, но и такие актуальные в современных условиях для социальной работы учебные предметы, как "Валеология", "Конфликтология", "Психология управления" - 63,8% и др. Они считают, что каждый учебный предмет несет свою смысловую нагрузку, является нужным.

Практически работающие социальные педагоги считают наиболее актуальными для изучения учебные предметы: "Общая, возрастная, социальная, практическая психология" - 84,6%; "Социальная педагогика", "Валеология" - 65,8%; "Социология" - 37,6%; "Конфликтология", "Виктимология", "Психотерапия" - 28,2%; "Культурология" - 18,8%. Актуальными для них являются предметы, раскрывающие инновационные методики в работе с детьми, взрослыми, семьями по месту жительства, работу с разными категориями детей, семей "групп риска".

Социальные педагоги считают, что для работающих социальных педагогов целесообразны курсы повышения квалификации (56,4%), а особенно семинары по проблемам психологии, валеологии, медико-социально-педагогическим проблемам (75,2%).

Преподаватели педвуза ведут практически почти все дисциплины, вошедшие в учебные планы. Однако, для чтения спецкурсов привлекаются практические работники комитетов по социальной защите населения, краевых, городских центров социальной помощи, отделов юстиции, внутренних дел и другие.

В работе со студентами они опираются на свой собственный опыт, а именно, на опыт работы с молодежью в " Артеке", опыт сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, опыт школьного учителя и вузовского преподавания, опыт работы с детьми в детских оздоровительных лагерях в микрорайонах города. Для преподавания учебных предметов в области организации социально-педагогической деятельности способствует стажировка в ведущих вузах страны, Германии и др.

Формы практической связи с учреждениями социально-педагогической направленности преподаватели назвали: совместная научно-исследовательская деятельность в учреждениях социальной защиты, в центрах помощи семье и детям, в центрах детского творчества, в школах в качестве научных руководителей, консультантов в рамках экспериментальных площадок; работа в социально-педагогических учреждениях в качестве сотрудников на условиях совместительства, организация и проведение социально-педагогической практики, семинаров, психолого-педагогических практикумов, личные контакты и др.

Что касается использования наиболее приемлемых технологий обучения, студенты на первое место ставят групповые формы обучения (90%), затем - фронтальную и индивидуальную работу (72%). Слушатели же факультета предпочтение отдали прежде всего групповой деятельности (72%) и индивидуальной работе (63%). Работающие социальные педагоги в социально-педагогической деятельности используют преимущественно индивидуальные (84%) и групповые (75,2%) технологии, коррекционные (65,8%) и консультирование (32,6%), а также психолого-педагогические тренинги, технологии коллективной творческой деятельности, игро- и куклотерапии.

На вопрос "Какие проблемы в обучении Вы имеете?" и студенты, и слушатели факультета повышения квалификации отметили "недостаток литературы", "слабая материальная база", "большой объем изучаемого материала". В прохождении практики студентам не всегда удается найти общий язык с "трудными" детьми, для слушателей курсов проблемным является "работа с детьми и взрослыми с алкогольной и наркотической зависимостью". Студенты и слушатели отмечают, что они ощущают нехватку знаний для работы с такого рода клиентами. В числе проблем в собственной индивидуальной работе преподавателями педвуза названы: "недостаточная разработанность понятийно-терминологического аппарата", "недостаток литературы", "смещение акцентов в курсовой подготовке на социальные проблемы", "отсутствие у некоторых преподавателей четкой самоорганизации"; в подготовке студентов в целом: "слабая материальная база", "отсутствие специальной литературы", "низкая мотивация учения у студентов", "определенный крен в область психологии", что уменьшает долю социально-педагогических дисциплин.

В своей деятельности практически работающие социальные педагоги сталкиваются с проблемами: "слабое материально-техническое оснащение места работы", "недостаток специальной литературы". Некоторые респонденты отметили низкий культурный, психолого-педагогический уровень родителей; агрессивность, пассивность детей, конфликтность детей и родителей, жестокое обращение с детьми, алкоголизм родителей, неумение подростков строить позитивные взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками; неразвитость общественных форм вовлечения родителей в процесс воспитания. Требует внимания отмеченный социальными педагогами "недостаток координационного инструментария".

Опросник для студентов и слушателей курсов социальных педагогов содержал вопрос: "В каком поле деятельности Вы хотели бы и готовы работать?". Ответы были идентичными: работа "с детьми девиантного поведения", работа в качестве "реабилитолога, социального педагога-психолога, валеолога, организатора культурно-досуговой деятельности". Они готовы работать "в микрорайоне, в школе, детском доме, комиссии по делам несовершеннолетних".

 

 

Система связей

кафедры социальной и педагогической технологий Барнаульского государственного педагогического университета по организации взаимодействия в социуме

 

 

 

 

 

Важность названных направлений в социально-педагогической деятельности подтверждают своими ответами практически работающие социальные педагоги. Большинство респондентов указали наиболее важными полями деятельности в своей работе: "работа с семьями групп риска, профилактика социально-педагогической запущенности детей, работа с детьми девиантного поведения, психотерапевтическая деятельность (игротерапия, куклотерапия), работа с детьми-инвалидами, создание условий для полезного досуга".

На основе полученных данных достаточно обоснованно разрабатываются учебные планы, профессионально-образовательные программы, по возможности вносятся коррективы в содержание учебных курсов, социально-педагогических практикумов, педагогической практики.

В подготовке социальных педагогов большую роль играет сотрудничество кафедры социальной и педагогической технологий с социально-педагогическими учреждениями г. Барнаула и Алтайского края (см. схему).

Так, кафедра в течение ряда лет сотрудничает с Центром социально-педагогической помощи семье и детям Ленинского района г. Барнаула. Социальные педагоги - специалисты для осуществления социально-педагогической деятельности в микросоциуме подготовлены кафедрой совместно с факультетом повышения квалификации профессиональной переподготовки работников образования Барнаульского педуниверситета по заказу администрации Ленинского района г. Барнаула. Сегодня Центр является базовым для подготовки социально-педагогических кадров. В совместных планах центра и кафедры предполагается разработка концепций, семинаров, круглых столов в рамках социального воспитания детей, молодежи, взрослого населения.

Наши наблюдения и опыт в процессе подготовки социальных педагогов к социально-педагогической деятельности позволяют говорить о необходимости дальнейшего поиска путей сотрудничества педвуза с различными социально-педагогическими учреждениями.


Содержание