Голянская

Наталья

Михайловна

- директор Ленинск-Кузнецкого педагогического училища.

 

 

О вхождении молодого
специалиста-педагога
в образовательную среду

 

 

Происходящие сегодня в нашем обществе кардинальные перемены требуют серьезного переосмысления сложившегося в последние десятилетия отношения к человеку. Особая роль в решении проблемы человека на современном переходном этапе и на более длительную историческую перспективу, как показывает мировая практика, принадлежит образованию. Но учитель только тогда способствует социальному прогрессу, когда его общая, профессиональная, духовная культура развивается опережающими темпами по сравнению с подрастающим поколением и основной массой населения. Между тем диалектика современного общественного развития порождает противоречивую ситуацию, при которой не все педагоги соответствуют своему статусу. Потенциал учителя возрос, но разность потенциалов современного ученика и педагога уменьшилась. Ему стало трудно налаживать контакты с учащимися. Отмечается возросшая сопротивляемость учеников тем учителям, кто не отличается высоким уровнем профессиональной подготовки, необходимыми деловыми и нравственными качествами. Изменилось отношение учащихся к авторитету педагога. Их мера оценки приближается к критериям взрослых и, в основном, совпадает с теми требованиями, которые предъявляются обществом.

Начинающие учителя затрудняются перевести цели воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач, не владеют техникой и технологией педагогической деятельности. В результате она распадается для них на ряд слабосвязанных друг с другом функций. Все это мешает профессиональной адаптации молодого учителя.

На начало 1990-91 учебного года в ходе опроса, в котором принимали участие 386 выпускников Ленинск-Кузнецкого педагогического училища, были выявлены следующие проблемы, затрудняющие адаптацию в профессиональной деятельности: комплексный подход к процессу воспитания школьников с использованием возможностей социальной среды ребенка, педагогический анализ учебного процесса и др. Из всех опрошенных лишь 8% отметили, что полностью готовы к профессиональной деятельности и комфортно чувствуют себя в ней.

Кроме того, к настоящему времени в сфере профессионального труда учителя назрел ряд противоречий, которые также препятствуют успешной адаптации в профессиональной деятельности. Это, во-первых, противоречие между растущим объемом актуальной и социально-политической информации и старыми способами ее переработки, хранения и передачи; во-вторых, между растущими

требованиями к профессиональному мастерству педагогов и недостаточным уровнем их сегодняшней квалификации; в-третьих, между потребностью общества в услугах педагогического труда и сокращением резервов рабочего времени учителей; в-четвертых, между увеличением свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп и противоположной тенденцией изменения бюджета времени у представителей учительской профессии; в-пятых, между ростом объективной социальной значимости профессии учителя и недостаточно высокой привлекательностью педагогического труда для некоторой части молодежи.

Поэтому среди социальных приоритетов нашего общества одним из самых важных является совершенствование подготовки учителя и перестройка существующей системы педагогического образования.

Среди основных направлений модернизации - переход на многоуровневую структуру подготовки специалистов. Такой переход осуществляется по различным направлениям.

Нами, Ленинск-Кузнецким педагогическим училищем и Новокузнецким государственным педагогическим институтом (факультетом педагогики и методики начального образования) с целью повышения уровня адаптации будущих специалистов-учителей в 1992 году был создан учебно-педагогический комплекс "педагогическое училище - педагогический институт" на базе Ленинск-Кузнецкого педагогического училища. В комплексе ведется подготовка учителей начальных классов с высшим образованием с дополнительной специализацией. На первом этапе была разработана нормативная база, создан единый учебный план, модернизированы программы.

На втором этапе решена проблема интеграции процессов обучения в системе "педучилище - пединститут", что позволило сформировать коллектив преподавателей, способных повысить научную и методическую подготовку выпускников, усилить их профессиональную направленность.

Третий этап - организация обучения выпускников училища. В июле 1994 года выпущены первые 55 учителей начальных классов с высшим образованием из организованного комплекса. На сегодняшний день сделано 5 выпусков общей численностью около 300 молодых учителей.

Проблема вхождения наших выпускников в педагогическую деятельность является постоянным предметом размышлений, обсуждений интегрированного коллектива Ленинск-Кузнецкого педагогического училища и НГПИ. Важнейшим аспектом адаптации мы считаем принятие индивидом социальной роли. Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспримет себя и свои социальные связи. Профессиональное становление личности, ее самореализация успешно происходит только в процессе эффективной адаптации молодого специалиста. На педагогическом совете в 1997 году мы обсудили итоги профессиональной адаптации выпускников учебно-педагогического комплекса. Учебные успехи их достаточно высоки: качество успеваемости превышает 60%. Но не все столь успешны в профессиональной деятельности. Это и стало предметом разговора на педагогическом совете. Коллектив преподавателей размышлял над вопросами: почему некоторые выпускники не пришли в образование или не адаптировались к профессиональной деятельности? Что не сделали мы в профессиональном педагогическом воздействии, если не сумели сформировать и воспитать преданность учительской профессии, несмотря на те сложности, которые сегодня характерны для нашего общества? Может быть, не увидели необходимости формирования профессиональной направленности, а, может быть, не разглядели личностных качеств, противоречащих требованиям профессии? Что нужно изменить в работе каждому преподавателю, независимо от его предмета, чтобы ни один выпускник нашего комплекса не разочаровался, не потерял интерес к профессии?

Анализ ситуации строится на следующих фактах:

Анализировался и второй аспект проблемы - процесс адаптации тех выпускников, которые пришли в школу, работают там, преодолевая трудности различного плана. Большинство наших выпускников получили очень хорошие отзывы, характеристики. К примеру, Мельгунова Елена Николаевна работает учителем начальных классов в школе ©1, изучила систему развивающего обучения Занкова, сделала успешный выпуск по этой программе; Косолапова Елена Геннадьевна в школе ©8 успешно руководит школьным методическим объединением классных руководителей своей параллели. Очень хорошо отзывается администрация школ г. Ленинска-Кузнецкого и Ленинск-Кузнецкого района о многих наших выпускниках.

Теперь уже наши студенты проходят практическую подготовку у наших выпускников, и тем самым идет прямое наращивание мастерства методистов и преподавателей нашего комплекса.

Но обнаружились и те проблемы, которые вызывают затруднения у молодых специалистов, некоторую растерянность.

Результаты экспертного изучения качества подготовки специалистов показали, что на 4 и 5 оцениваются такие показатели, как характеристика знаний предмета, умений и навыков владения методами обучения школьников, основные личностные качества молодого учителя, и значительно ниже у многих оценивается характеристика умений и навыков воспитательной работы с учащимися, владение современными педагогическими инновациями. Эту оценку экспертов в лице администрации школ, методической службы подтвердили и сами выпускники при собеседовании и анкетировании.

В связи с этим для совершенствования подготовки молодого учителя с целью его более успешной адаптации к профессиональной деятельности на современном этапе интегрированный педагогический коллектив планирует:

Все это совпадает с приоритетными направлениями, определенными Коллегией Министерства общего и профессионального образования в подготовке педагогических кадров. А в целом этапы профессиональной подготовки будущего учителя, по нашему мнению, включают в себя допрофессиональную, профессиональную подготовку и всю последующую профессиональную деятельность. Педагогическое учебное заведение может и должно влиять на этот процесс на всех этапах:


Содержание