Кудаков
Сергей
Валерьевич
- аспирант кафедры управления развитием образования ФПК и ППРО БГПУ. Работает над проблемой модульного обучения.
Научный руководитель - профессор БГПУ, академик МАНПО
П.К. Одинцов.
РРўРђРџР« РЕАЛРР—РђР¦РР
МОДУЛЬНО-РЕЙТРНГОВОЙ
ТЕХНОЛОГРРОБУЧЕНРРЇ
Р’ ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКРР
ПОВЫШЕНРРЇ РљР’РђР›РР¤РРљРђР¦РР
УПРАВЛЕНЧЕСКРРҐ КАДРОВ
Модульно-уровневая подготовка, переподготовка Рё повышение квалификации управленческих кадров образования предполагают соответствующий характер построения образовательных программ, унифицированных обучающих модулей, разработанных РІ соответствии СЃ государственными требованиями Рє содержанию дополнительного профессионального образования (Безлепкин Р’.Р’., Костикова Рњ.Рќ., Никитушкина Р—.Рђ., Пустовойтова РЎ.РЎ., Соломко Р›.Р., Спасская Р’.Р’., Шамова Рў.Р., Одинцов Рџ.Рљ. Рё РґСЂ.)
Модульность как принцип Рё технология обучения достаточно широко разработаны РІ отечественной Рё зарубежной дидактике (Юцявичене Рџ.Рђ., Шамова Рў.Р., Третьяков Рџ.Р., Сенновский Р.Р‘., Чошанов Рњ.Рђ. Рё РґСЂ.). Р’ системе повышения квалификации речь идет РѕР± учебно-методическом обеспечении этого РїРѕРґС…РѕРґР°.
Нами предпринята попытка модульного структурирования курса "Управление процессом обучения" (1).
Анализ научной литературы по проблеме и собственная опытно-экспериментальная работа дают основание утверждать целесообразность следующих этапов реализации модульно-рейтинговой технологии на ФПК и ППРО.
Рзучив учебный план Рё нормативно-правовые документы факультета, выделяем дисциплины, входящие РІ блоки, формы отчетностей РїРѕ РЅРёРј, количество учебных недель (РІ семестре, РіРѕРґСѓ), отводимых РЅР° каждую дисциплину. Рто нужно для того, чтобы РїСЂРё модульном построении РєСѓСЂСЃР° четко определить модули Рё формы отчетностей РїРѕ каждой теме модуля. Семестровые учебные планы для определения коэффициентов значимости различных РІРёРґРѕРІ контроля четко определяют структуру РєСѓСЂСЃРѕРІ Рё дают возможность для повышения качества подготовки слушателей РїРѕ рейтинговой системе.
Содержание учебного материала каждого из них разбиваем на отрезки, которые должны быть усвоены в течение VI-IX недель в зависимости от количества часов, отводимых
на дисциплину в семестре или объема содержания по данному предмету. После чего вводим непрерывный контроль за усвоением каждой дисциплины и "приписываем" коэффициенты значимости различным видам контроля. В ходе эксперимента были установлены следующие коэффициенты значимости различным видам контроля:
экзамен -10; зачет -8; контрольная работа -12; коллоквиум - 6;
индивидуальное задание -4; лабораторная работа -2.
Сделаем несколько замечаний по контрольной работе:
При составлении контрольной работы надо учитывать, чтобы варианты не повторялись, и при проведении контрольной работы важно, чтобы ее писали одновременно все группы, это даст возможность преподавателю более объективно судить об уровне знаний каждого слушателя (магистра) и по результатам ее сделать необходимые выводы, выработать для каждого слушателя (магистра), согласно теории модульного обучения, свою индивидуальную программу действий по изучению предмета.
Каждый вариант контрольной работы содержит не менее шести заданий как практического, так и теоретического характеров, оценивающихся, например, по такому принципу:
2 задания - по 1 баллу;
2 задания - по 2-м баллам;
2 задания - по 3-м баллам.
В каждом варианте суммарный балл один и тот же.
Если слушатель (магистр) справляется со всеми заданиями, т.е. набирает:
12 баллов - получает "отлично";
80% от суммарного балла - "хорошо";
65%-79% от суммарного балла - "удовлетворительно";
менее 64% - "неудовлетворительно".
Следует проводить перед контрольной работой "срезовое" тестирование, оценивающееся как "зачет" или "незачет". Цель - проверить, как усвоен учебный материал к моменту написания контрольной работы.
Слушатель (магистр), справившийся с результатами теста не менее чем на 85% (цифра взята из теории полного усвоения (ТПУ), поскольку именно она показывает, что ученик, усвоивший материал на этом уровне, способен применить его как в схожих, так и в нестандартных ситуациях), получает "зачет" и допуск к контрольной работе. В противном случае - отсылается на начало модуля для усвоения материала и таким образом, получает индивидуальную "траекторию" по овладению учебным материалом без ущерба для остальных слушателей (магистров) (что полностью согласуется с теорией модульного обучения).
Вводится коэффициент дисциплины. Значение коэффициента каждой дисциплины в каждом конкретном случае рассматривается на расширенном заседании совета факультета и используется в учебном процессе. Заметим, что коэффициент дисциплины не есть постоянная величина. Мы его можем пересмотреть в зависимости от целевой подготовки специалистов, выбора для изучения профессиональных программ.
Приведем подробный расчет одного из видов рейтинга с целью отслеживания результатов введения модульно-рейтингового обучения слушателей, поскольку не все начинающие научные работники владеют математическими и статистическими методами проверки результатов, что важно при научном исследовании.
Средний приведенный рейтинг (балл) успеваемости
слушателей (магистров) по предмету
Разность среднего балла успеваемости в группе и разброса (среднего квадратичного отклонения) оценок вокруг среднего балла:
,
х - средний балл успеваемости в группе,
,
xi - оценки отдельных слушателей (магистров), М - общее число слушателей (магистров) в группе, где s - среднее квадратичное отклонение оценок.
Находим средний балл каждого слушателя (магистра) по принципу среднего арифметического:
.
Находим средний балл успеваемости в группе:
.
Определяем среднее квадратичное отклонение оценок:
.
Рассчитываем средний приведенный рейтинг успеваемости по предмету группы (без учета проведения контрольных срезов, лабораторных работ, индивидуальных заданий и т.д.)
.
При указанном подсчете рейтинга можно установить рейтинг слушателя (магистра) по каждой дисциплине, изучаемых на курсе с учетом проведения различных видов контроля и без них. При этом используются коэффициенты значимости дисциплин и контроля и в этом случае можно обойтись без расчета среднего арифметического, что, на наш взгляд, существенно повысит объективность оценивания слушателей.
Библиографический список:
1. РљСѓР·СЊРјРёРЅР° Р.Рњ., Кудаков РЎ.Р’. "Модульное структурирование РєСѓСЂСЃР° "Управление процессом обучения РІ образовательном учреждении""// Актуальные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ повышения квалификации Рё профессиональной переподготовки работников образования. Барнаул, 1998. РЎ. 81.
Содержание